Романтизм 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 09:43, доклад

Описание работы

Романти́зм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека.

Файлы: 1 файл

Романти́зм.docx

— 105.39 Кб (Скачать файл)

Развиваясь во многих странах, романтизм повсюду приобретал яркое  национальное своеобразие, обусловленное  собственно историческими условиями  и национальными традициями. Первые признаки романтизма появились почти одновременно в разных странах. В конце XVIII - начале XIX вв. черты романтизм в разной мере уже присущи: в Великобритании - живописным и графическим произведениям швейцарца И. Г. Фюсли, в которых сквозь классицистическую ясность образов прорывается мрачный, изощрённый гротеск, и проникнутому мистическим визионерством творчеству поэта и художника У. Блейка; в Испании - поздним работам Ф. Гойи, исполненным безудержной фантазии и трагического пафоса, страстного протеста против национального унижения; во Франции - созданным в революционные годы героически-взволнованным портретам Ж. Л. Давида, ранним напряжённо-драматическим композициям и портретам А. Ж. Гро, пронизанным мечтательным, несколько экзальтированным лиризмом работам П. П. Прюдона, а также противоречиво сочетающим романтические тенденции с академическими приёмами произведениям Ф. Жерара.

Наиболее последовательная школа романтизма сложилась во Франции  в период Реставрации и Июльской монархии в упорной борьбе с догматизмом и отвлечённым рационализмом позднего академического классицизма. Выражая протест против угнетения и реакции, многие представители французского романтизма прямо или косвенно оказались связанными с социальными движениями первой половины XIX в. и нередко поднимались до подлинной революционности, что и определило действенный, публицистический характер романтизма во Франции. Французские художники реформируют живописно-выразительные средства: динамизируют композицию, объединяя формы бурным движением, используют яркий насыщенный колорит, основанный на контрастах света и тени, тёплых и холодных тонов, прибегают к сверкающей и лёгкой, нередко обобщённой манере письма. В творчестве основателя романтической школы Т. Жерико, ещё сохранявшего тяготение к обобщённо- героизированным классицистическим образам, впервые во французском искусстве выражены протест против окружающей действительности и желание откликнуться на исключительные события современности, которые в его произведениях воплощают трагическую судьбу современной Франции. В 1820-х гг. признанным главой романтической школы стал Э. Делакруа. Ощущение сопричастности к великим историческим событиям, изменяющим лицо мира, обращение к кульминационным, драматически острым темам породили пафос и драматический накал его лучших произведений. В портрете главным для романтиков стало выявление ярких характеров, напряжения духовной жизни, мимолётного движения человеческих чувств; в пейзаже - восхищение мощью природы, одухотворённой стихией мироздания. Для графики французского романтизма показательно создание новых, массовых форм в литографии и книжной ксилографии (Н. Т. Шарле, А. Девериа, Ж. Жигу, позднее Гранвиль, Г. Доре). Романтические тенденции присущи и творчеству крупнейшего графика О. Домье, но особенно сильно они проявились в его живописи. Мастера романтической скульптуры (П. Ж. Давид д'Анже, А. Л. Бари, Ф. Рюд) от строго тектонической композиций перешли к свободной трактовке форм, от бесстрастности и спокойного величия классицистической пластики - к бурному движению.

В творчестве многих французских  романтиков проявились и консервативные тенденции романтизма (идеализация, индивидуализм восприятия, переходящие  в трагическую безысходность, апологию средневековья и т. п.), приводившие  к религиозной аффектации и открытому  прославлению монархии (Э. Девериа, А. Шеффер и др.). Отдельные формальные принципы романтизма широко использовали и представители официального искусства, эклектически соединявшие их с приёмами академизма (мелодраматические исторические картины П. Делароша, поверхностно-эффектные парадные и батальные произведения О. Верне, Э. Месонье и др.).

Историческая судьба романтизма во Франции была сложной и неоднозначной. В позднем творчестве его крупнейших представителей отчётливо проявились реалистические тенденции, отчасти  заложенные уже в самой романтической  концепции характерности реального. С другой стороны, романтическими веяниями в разной мере было захвачено раннее творчество представителей реализма во французском искусстве - К. Коро, мастеров барбизонской школы, Г. Курбе, Ж. Ф. Милле, Э. Мане. Мистицизм и сложный аллегоризм, подчас присущие романтизму, нашли преемственность в символизме (Г. Моро и др.); некоторые характерные черты эстетики романтизма вновь проявились в искусстве "модерна" и постимпрессионизма.

Ещё более сложным и  противоречивым было развитие романтизма в Германии и Австрии. Ранний немецкий романтизм, которому свойственны пристальное  внимание ко всему остроиндивидуальному, меланхолически- созерцательная тональность образно- эмоционального строя, мистико- пантеистические настроения, связан главным образом с поисками в области портрета и аллегорических композиций (Ф. О. Рунге), а также пейзажа (К. Д. Фридрих, И. А. Кох). Религиозно-патриархальные идеи, стремление возродить религиозный дух и стилистические особенности итальянской и немецкой живописи XV в. питали творчество назарейцев (Ф. Овербек, Ю. Шнорр фон Карольсфельд, П. Корнелиус и др.), чья позиция стала особенно консервативной к середине XIX в. Для художников дюссельдорфской школы, в известной мере близкой романтизму, были характерны, помимо воспевания средневековой идиллии в духе современной романтической поэзии, сентиментальность и сюжетная занимательность. Своеобразным сращением принципов немецкого романтизма, зачастую склонного к поэтизации обыденного и специфического "бюргерского" реализма, стало творчество представителей бидермейера (Ф. Вальдмюллер, И. П. Хазенклевер, Ф. Крюгер), а также К. Блехена. Со второй трети XIX в. линия немецкого романтизма продолжалась, с одной стороны, в помпезной салонно-академической живописи В. Каульбаха и К. Пилоти, а с другой - в эпических и аллегорических произведениях Л. Рихтера и жанрово-повествовательных, камерных по звучанию работах К. Шпицвега и М. фон Швинда. Романтическая эстетика во многом определила становление творчества А. фон Менцеля, в дальнейшем крупнейшего представителя немецкого реализма XIX в. Так же, как и во Франции, поздний немецкий романтизм (в большей мере, чем французский, впитавший черты натурализма, а затем "модерна") к концу XIX в. сомкнулся с символизмом (Х. Тома, Ф. фон Штук и М. Клингер, швейцарец А. Бёклин).

В Великобритании в первой половине XIX в. некоторой близостью  к французскому романтизму и вместе с тем самобытностью, ярко выраженной реалистической тенденцией отмечены пейзажи  Дж. Констебла и Р. Бонингтона, романтической фантастикой и поисками свежих выразительных средств - пейзажи У. Тёрнера. Религиозно-мистическими устремлениями, привязанностью к культуре средневековья и Раннего Возрождения, а также надеждами на возрождение ремесленного труда отличалось позднеромантическое движение прерафаэлитов (Д. Г. Россетти, Дж. Э. Миллес, X. Хант, Э. Берн-Джонс и др.).

В США в течение всего XIX в. романтическое направление  было представлено главным образом  пейзажем (Т. Кол, Дж. Иннесс, А. П. Райдер). Романтический пейзаж развивался и в других странах, однако основное содержание романтизма в тех странах Европы, где пробуждалось национальное самосознание, составляли интерес к местному культурному и художественному наследию, темы народного быта, национальной истории и освободительной, борьбы. Таково творчество Г. Вапперса, Л. Галле, X. Лейса и А. Вирца в Бельгии, Ф. Айеса, Д. и Дж. Индуно, Дж. Карневали и Д. Морелли в Италии, Д. А. Сикейры в Португалии, представители костумбризма в Латинской Америке, И. Манеса и И. Навратила в Чехии, М. Барабаша и В. Мадараса в Венгрии, А. О. Орловского, П. Михаловского, X. Родаковского и позднего романтика Я. Матейко в Польше. Национально-романтическое движение в славянских странах, Скандинавии, Прибалтике способствовало становлению и укреплению местных художественных школ.

В России романтизм в разной степени проявился в творчестве многих мастеров - в живописи и графике  переселившегося в Петербург  А. О. Орловского, в портретах О. А. Кипренского, отчасти - В. А. Тропинина. Существенное влияние романтизм оказал на формирование русского пейзажа (творчество Сильв. Ф. Щедрина, Воробьёва М. Н., М. И. Лебедева; произведения молодого И. К. Айвазовского). Черты романтизма противоречиво сочетались с классицизмом в творчестве К. П. Брюллова, Ф. А. Бруни, Ф. П. Толстого; в то же время портреты Брюллова дают одно из наиболее ярких выражений принципов романтизма в русском искусстве. В известной мере романтизм затронул живопись П. А. Федотова и А. А. Иванова.

 

3. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РОМАНТИЗМА

 

Романтизм как метод и  направление в художественной культуре был явлением сложным и противоречивым. В каждой стране он имел яркое национальное выражение. В литературе, музыке, живописи и театре нелегко найти черты, объединяющие Шатобриана и Делакруа, Мицкевича и Шопена, Лермонтова и  Кипренского.

 

Романтики занимали разные общественные и политические позиции в обществе. Они все бунтовали против итогов буржуазной революции, но бунтовали  по-разному, так как у каждого  был свой идеал. Но при всей многоликости и многообразии у романтизма есть устойчивые черты.

 

Разочарование в современности  порождало у романтиков особый интерес  к прошлому: к добуржуазным общественным формациям, к патриархальной старине. Многим романтикам было свойственно представление, что живописная экзотика стран юга и востока – Италии, Испании, Греции, Турции – является поэтическим контрастом скучной буржуазной обыденности. В этих странах, тогда еще мало затронутых цивилизацией, романтики искали яркие, сильные характеры, самобытный, красочный жизненный уклад. Интерес к национальному прошлому породил массу исторических произведений.

 

Стремясь как бы подняться  над прозой бытия, раскрепостить  многообразные способности личности, предельно самореализоваться в творчестве, романтики выступали против формализации искусства и прямолинейно-рассудительного к нему подход, свойственных классицизму. Все они исходили от отрицания Просвещения и рационалистических канонов классицизма, которые сковывали творческую инициативу художника. И если  классицизм все делит по прямой, на плохое и хорошее, на черное и белое, то романтизм по прямой ничего не делит. Классицизм - это система, а романтизм - нет. Романтизм продвинул продвижение нового времени от классицизма до сентиментализма, который показывает внутреннюю жизнь человека в гармонии с огромным миром. А романтизм противопоставляет внутреннему миру гармонию. Именно с романтизма начинает появляться настоящий психологизм.

 

Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира, душевной жизни,  а это можно  было делать и на материале историй, мистики и т.д. Нужно было показать парадокс  этой внутренней жизни, ее иррациональность.

 

В своем воображении романтики  преображали неприглядную действительность или же уходили в мир своих  переживаний. Разрыв между мечтой и  действительностью, противопоставление прекрасного вымысла объективной  реальности лежали в основе всего  романтического движения.

 

Романтизм впервые ставит проблему языка искусства. “Искусство – язык совсем иного рода, нежели природа; но и в нем заключена  та же чудесная сила, которая столь  же тайно и непонятно воздействует на душу человека” (Вакенродер и Тик). Художник – толкователь языка природы, посредник между миром духа и людьми. “Благодаря художникам человечество возникает как цельная индивидуальность. Художники через современность объединяют мир прошедший с миром будущим. Они являются высочайшим духовным органом, в котором встречаются друг с другом жизненные силы своего внешнего человечества а где внутреннее человечества проявляется прежде всего”(Ф.Шлегель).

 

Однако романтизм не был  однородным течением: его идейное  развитие шло в различных направлениях. Среди романтиков были реакционно настроенные  писатели, приверженцы старого режима, которые воспевали феодальную монархию и христианство. С другой стороны, романтики с прогрессивным мировоззрением выражали демократический протест  против феодального и всяческого гнета, воплощали революционный  порыв народа к лучшему будущему.

 

Романтизм оставил целую  эпоху в мировой художественной культуре, его представителями были: в литературе В.Скотт, Дж. Байрон, Шелли, В. Гюго, А. Мицкевич, и др.; в изобразительном искусстве Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. Рунге, Дж. Констебл, У. Тернер, О. Кипренский и др.; в музыке Ф. Шуберт, Р. Вагнер, Г.Берлиоз, Н. Паганини, Ф.Лист, Ф. Шопен и др. Они открыли и развили новые жанры, обратили пристальное внимание к судьбам человеческой личности, раскрыли диалектику добра и зла, мастерски раскрыли человеческие страсти и др.

 

   Виды искусства  в своей значимости более или  менее уравнялись и дали великолепные  произведения искусства, хотя  романтики в лестнице искусств  первенство отдавали музыке.

 

Романтизм в искусстве  Европы

 

Романтизм в искусстве  Европы

 

Английская живопись 19 века.

В первые десятилетия 19 века пейзаж становится в английской живописи ведущим жанром.

Джон Констебл (1776 – 1837)

Произведения этого художника  отличают поэтичность, правдивость, картины  наполнены светом и воздухом. Он мастерски передает переливы неба, свежесть зеленой листвы деревьев, травы, связь природы и человека. Констебл утверждал необходимость  работы на открытом воздухе, тем самым  закладывая основы пленэрной живописи. Особое значение он придавал изображению  неба. Живопись Констебла плотная, энергичная кладка краски, отдельных мазков.

Художник родился в  Суффолке и никогда не покидал  Англию. Его родина – главная  тема его полотен. Он учился в Королевской  академии, особенно ценил Рубенса, Клода  Лоррена, малых голландцев.

«Мельница во Флэтфорде» 1816 – 1817 годы.

Констебл изобразил хорошо знакомый ему пейзаж. Ребенком он играл  на берегу этой реки, мельница из красного кирпича досталась в наследство его отцу. На переднем плане изображена опора моста, дальше мы видим, как  распрягают лошадь, тянувшую баржу, речники  проведут баржу под мостом, отталкиваясь от дна шестами, и наш взгляд уходит в глубину картины к мельнице и постройкам на реке.

Справа на среднем плане  косарь одиноко бредет по лугу, лето выдалось дождливым, и мы видим разлившиеся ручьи. Чтобы листва и трава казались живыми, Констебл стал сочетать оттенки зеленого и дополнять их вкраплениями красного, что в то время было необыкновенно новаторским приемом. Облака и небо на картине изображены с полной достоверностью. Констебл изучал, как облака на небе меняют свет и тени на земле. Но картину никто так и не купил. Новая техника Констебла не была сразу понята современниками. Ныне эти места объявлены историческим памятником и являются центром паломничества поклонников творчества Констебла.

«Телега для сена». 1821 год.

Информация о работе Романтизм 19 века