Роль театра в античном греческом обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 11:40, реферат

Описание работы

Наследие, оставленное нам античностью в области искусства, огромно. Основные виды поэзии – эпос, лирика и драма – возникли в Греции. Античная архитектура, скульптура, литература и театр являлись предметом изучения и подражания во все последующие века. Значение античного театра выходит далеко за хронологические рамки породившего его общества. Когда, например, в эпоху Возрождения стали создаваться первые литературные комедии и трагедии, образцами для них послужили пьесы античных авторов. Позже неоднократно обращались к богатому театральному наследию, оставленному античностью, выдающиеся западноевропейские драматурги (Шекспир, Корнель, Расин, Шиллер, Гёте и др.).

Содержание работы

Введение 3
1. Древнегреческий театр
1.1. Происхождение древнегреческой драмы и театра 5
1.2. Театр Афин в V веке до нашей эры 7
2. Роль театра в античном греческом обществе 13
Заключение 16
Список использованных источников и литературы 17

Файлы: 1 файл

Театр.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

Исполнение женских  ролей мужчинами вызывало необходимость  использование маски. Употребление маски обусловливалось также  размерами греческого театра. Без маски лица актеров были бы плохо видны зрителям последних рядов.

Маски делались из дерева или полотна, в последнем  случае полотно натягивалось на каркас, покрывалось гипсом и раскрашивалось. Маски закрывали не только лицо, но всю голову, так что прическа была укреплена на маске, к которой в случае необходимости прикреплялась так, же борода. У трагической маски обычно делали выступ надо лбом, увеличивавший рост актера. В древней комедии большая часть масок должна вызывать смех, отсюда их карикатурный и гротесковый характер. Кроме вымышленных персонажей, поэты древней комедии выводили на сцену и своих современников. Маска в таких случаях была обычно шаржированным портретом.

Костюм трагических  актеров был некоторым видоизменением пышной одежды, которую носили жрецы Диониса во время исполнения религиозных церемоний. Театральный хитон7 имел длинные рукава и спускался до пят. Плащи употреблялись в основном двух видов: широкий плащ, располагавшийся складками вокруг тела (гиматий), и короткий - с застежкой на плече (хламида). Отдельные персонажи носили специальную одежду. На театральных хитонах и плащах вышивались различные, нередко сложные рисунки - цветы, пальмы, звезды, спирали, арабески, а также фигуры людей и животных. Цвет на одежде имел тоже определенное значение: роли счастливцев исполнялись в одеяниях с желтой или красной полосой, а синие или зеленые полосы отмечали неудачников.

Обувь трагического актера называлась котурнами – это башмаки с высокими голенищами. Чтобы придать своей фигуре еще большую величественность, трагические актеры укрепляли под одеждой специальные подкладки или небольшие подушки, сохраняя при этом естественные пропорции тела. В комедии употребление подушек и подкладок, наоборот, вызывалось стремлением нарушить нормальные пропорции человеческого тела и тем вызвать смех. Женские персонажи комедий носили обычный женский костюм, мужские персонажи – короткую куртку или плащ.

“До наших дней дошло  много статуэток, изображающих актеров  древнегреческой комедии. У маски  вытаращенные глаза, безобразный нос, широко открытый рот, живот и зад увеличены с помощью подложенных подушек.”8

Трагический хор насчитывал сначала 12 человек, затем состав его  был увеличен до 15. В комедии хор  всегда состоял из 24 человек. Участники  хора назывались «хоревтами», предводитель хора - корифеем. При выходе на орхестру во главе хора шел флейтист, который останавливался на ступенях алтаря, расположенного в центре орхестры. Комический хор изображал не только людей, но и животных и сказочных существ. Например, в комедии Аристофана “Облака” хор состоит из облаков.

Театральные представления  происходили в дни всенародных  праздников Диониса. Все дела в это время приостанавливались. Суды закрывались, должники освобождались от уплаты долгов в течение всех дней праздника. Даже заключенных выпускали из тюрем, чтобы они могли принять участие в общем празднике. Наряду с мужчинами в театре бывали женщины, дети и даже слуги, домашние рабы. НА эти представления люди собирались с восхода солнца. “Сперва им было предоставлено право самим занимать какие угодно места, и нередко дело доходило до драк (драчунов разнимали нанятые для этой цели служители.”9

В театре были строго определены места для разных групп зрителей. Первый отводили государственным лицам, жрецам и полководцам. Им восседающим в креслах, билеты были не нужны.

Драматические представления  в Афинах начинались на рассвете и  шли до самого вечера. Зрители ели  и пили в самом театре. Все были одеты в праздничные одежды, головы украшали венками. На Великих Дионисиях  происходило громадное стечение горожан, к которым присоединялись еще и жители других городов-государств, приезжавшие со всей Греции. Жребий определял порядок представления пьес соревнующихся драматургов. Звук трубы возвещал о начале каждой пьесы.

В этот список древнегреческих драматургов можно включить таких известных античных авторов, как Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан, Аристотель. Все они писали пьесы для представлений на празднествах. Было, конечно, еще много авторов драматургических произведений, но либо их творения не дожили до наших дней, либо имена их были забыты.

 В творчестве древнегреческих  драматургов, несмотря на все  различия, было много общего, например, стремление показать все самые существенные социальные, политические и этические проблемы, которые волновали умы афинян в то время.

 

 

 

 

Роль театра в античном греческом обществе

 

Драма родилась в Греции в VI в. до н. э., когда окончательно установился рабовладельческий строй. Распад родового строя привел почти во всей Элладе к созданию городов-государств (полисов), которые представляли собой общины свободных граждан, связанных племенным родством. Каждое такое государство состояло из небольшого города и примыкавших к нему деревень. Вся территория считалась собственностью государства, земельные наделы могли получать только свободные члены общины.

В каждом полисе был свой уклад жизни, существовали свои политические и этические нормы. Были полисы аристократические (как Спарта), власть в которых  принадлежала родовой аристократии. Были полисы демократические (как Афины), где все государственные вопросы решались народным собранием, где соблюдались равенство граждан перед законом, свобода слова, право каждого гражданина быть избранным на государственные должности.

Развитие драмы происходит именно в демократических полисах. В Спарте никогда не было ни драматургов, ни театра. Зато Афины становятся центром культурной жизни всей Греции. Здесь, на аттической земле, расцветают науки и искусства.

Это происходит потому, что  именно в демократическом полисе, несмотря на недостатки и противоречия афинской рабовладельческой демократии, были возможности для выявления способностей человека: каждый афинский гражданин в пределах своего государства считал себя равноправным и полноправным членом общества. Он постоянно ощущал кровную связь с полисом и живо откликался на все вопросы политической и экономической жизни своего государства. Он стремился понять окружающий мир, законы, управляющие развитием общества. Конечно, объяснение этих законов на первых порах еще очень примитивно, оно не выходит за рамки традиционной полисной религии, но положительным моментом является уже само стремление понять и познать окружающий мир, определить в нем место человека.

Театр Греции был тесно  связан с жизнью полиса, будучи по существу вторым народным собранием, где обсуждались самые животрепещущие вопросы.

В дни определенных праздников античный театр собирал все население  города и окрестностей. Особенно велика была политическая и культурная роль греческого театра в V в. до н. э., когда  афинская рабовладельческая демократия достигла своего расцвета.

Связь с общественно-политической жизнью, служение интересам народа, внимание к человеку со всем богатством его духовной жизни, использование  лучших достижений греческого эпоса  и лирики — все это сделало  афинский театр театром больших идеи и прекрасной художественной формы.

Греческие театры были рассчитаны практически на все население  города и насчитывали несколько  десятков тысяч мест. Театр Диониса  в Афинах имел 17 тыс. мест, знаменитый театр в Эпидавре (он хорошо сохранился до настоящего времени, и современные греческие актеры разыгрывают здесь древние трагедии) — 20 тыс. мест. Грандиозными были театры в Мегалополе — на 40 тыс., а театр в Эфесе даже на 60 тыс. мест. Театральные представления стали органической частью повседневной жизни. В Афинах, например, был учрежден специальный государственный фонд, так называемые «театральные деньги», который предназначался для раздачи бедным гражданам, чтобы они могли купить театральные билеты. И этот фонд не трогали даже при самых больших финансовых затруднениях государства, даже в случае военных действий.

Театр был не частным  предприятием, рассчитанным на наживу антрепренера, а общественно-государственным  учреждением. Власти придавали этому  учреждению большое воспитательное значение. Театр не был забавой; актеры не были потешниками зрителей; спектакли не были повседневным явлением; драматурги писали свои пьесы не ради гонорара, а ради славы и почета.

Большое значение театра в общественной жизни объясняется, видимо, еще и его происхождение. По мнению исследователей (В. Иванова, К. Куманецкого, И. Тронского) древнегреческий театр «вырос» из земледельческих культов богини земли и плодородия Деметры и природы Диониса.

Трагедия, по их мнению, будто  бы выросла и развилась из дифирамба  — хоровой песни в честь Диониса, сопровождавшейся музыкой и плясками. Исполнители этой песни рядились в козлоногих сатиров. Они намазывали себе лица винной гущей (отсюда пошли маски позднейшей трагедии). У хора имелся руководитель (корифей), который помещался на более высоком месте, дирижируя и от времени до времени обращаясь к хору с запевом или другими сольными партиями. Иногда его песнь заключала в себе рассказ, а песнь хора выражала чувства по поводу этого рассказа. Празднество заканчивалось принесением в жертву козла, может быть, в связи с тем, что и спутники Диониса — козлоногие сатиры. Отсюда возникло и странное, на первый взгляд, название «трагедия», в буквальном переводе обозначающее «козлиная песнь». Исполнялась она поселянами, составлявшими хор. Слушатели располагались где-нибудь на склонах холма. Содержанием песни были сказания о Дионисе, о его смерти и воскресении.

В историческом прошлом  человечества нет эпохи, которая  бы внесла в его культурное развитие большой вклад, чем античная. Как  пишет Фридрих Энгельс – мы вынуждены снова и снова возвращаться «к достижениям того маленького народа, универсальная одаренность и деятельность которого обеспечила ему в истории развития человечества место, на которое не может претендовать ни один другой народ»10

 

 

Заключение

 

Достигнув больших идейных  и художественных высот, античный театр  заложил основы всего последующего развития европейского театра. Можно  смело утверждать, что театры Древней  Греции стали основой для последующего развития театрального искусства, которое продолжается и в наши дни. Древнегреческая драматургия оказала огромное влияние на развитие мировой литературы. В ней затрагивались общественно-политические и философские вопросы, для нее характерна насыщенность идеями патриотизма, внимание к человеку со всем богатством его духовной жизни, глубокая обрисовка героических характеров, воспитывающая сознание зрителей.

Таким образом, будучи по своему происхождению выходцем из религиозного культа, театр уже становился общественно значимым явлением. А, получая поддержку на государственном уровне, являясь важной частью жизни полиса, театр также являлся неотъемлемым элементом общественной жизни, выразителем настроений граждан Древней Греции.

Организация театрального действия была хорошо отлажена, и хотя сам характер действия носил условный характер, костюмы и декорации были бедны, все это компенсировалось за счет игры актеров, включения в действие хора и наличие в пьесах нравственной составляющей: страдания, плача, которая определяла настрой публики и общий характер исполняемых произведений.

Социальные, этические, политические проблемы, вопросы воспитания, глубокая обрисовка героических характеров, тема высокого гражданского самосознания составляют жизнеутверждающую основу древнегреческого театра.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Брабич В.М. Плетнева Г.С. Зрелища древнего мира - Л. : Искусство, 1971. - 79 с.
  2. Г.Н. Бояджиева. История зарубежного театра. Театр Западной Европы. Учебник для культ.-просвет и театр. Учеб. заведений, ч. 1 М., «Просвещение»1971
  3. Каллистов Д. П. Античный театр; изд. «Искусство» Л. 1970

1 Г.Н. Бояджиева. История зарубежного театра. 1971, с. 14

2 Архонт - высшее должностное лицо Афин.

3 Девтерагонист - второй актер в драме.

4 Тритагонист - третий актер в драме.

5 Протагонист - первый актер.

6 В. Барбич Г. Плетнева., Зрелища Древнего мира, стр. 15

7 Хитон - одежда из льняной ткани.

8 Г.Н. Бояджиева. История зарубежного театра. 1971, с. 21

9 В. Барбич Г. Плетнева ., Зрелища Древнего мира, стр. 12.

10 Каллистов Д. П. Античный театр с.3


Информация о работе Роль театра в античном греческом обществе