Развитие академического рисунка в Русской Академии художеств в XIX - начало XX веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

Цель - изучение академического учебного рисунка как разновидности искусства уникальной графики, создающегося в учебно - познавательных целях, а также призванного воспитывать навыки художественно-образного мышления.
Для достижения намеченной цели поставлены следующие основные задачи:
сформировать представление об учебном рисунке как разновидности уникальной графики, выявив связь и особенности его образовательных и художественных функций в рамках академической школы;
создать теоретическую модель художественной школы,;
определить этапы эволюции петербургской академической школы рисунка, выявить особенности каждого из этапов и построить динамическую историческую модель художественной школы;
выявить типологию учебных рисунков учащихся Академии художеств, отражающую особенности ее эволюции XIX — начала XX века;

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..…3
ГлаваI. .Общие тенденции развития рисунка в Академии художеств в России……………………………………………………………………………...6
1.1. Становление русской академической художественной школы в XIX — начала XX века……………………………………………………………..……...6
1.2..Методика преподавания академического рисунка в Академии художеств в XIX — начала XX века……………………………………………………………………...………...25
1.3. Академии художеств в вопросах искусства и методов его преподавания в конце XIX веке.……………………………………………………………………………….33
Глава II. Деятельность художников и педагогов в Академии художеств в России……………………………………………………………………….……39
2.1. Преподавательская деятельность П. П. Чистякова в Академии художеств………………………………………………………………………...39
2.2. Преподавательская деятельность Е.И. Репина в Академии художеств………………………………………………………………………...59
2.3. Преподавательская деятельность Д.Н. Кардовского в Академии художеств………………………………………………………………………...76
Заключение……………………………………………………………………….84
Библиографический список……………………………………………………..86

Файлы: 1 файл

Soderzhanie.doc

— 1.42 Мб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Курский государственный университет»

 

Кафедра художественного образования и истории искусств

 

 

 

 

 

КУРСОВой проект

 

«Развитие академического рисунка в Русской Академии художеств в XIX - начало XX веков»

 

 

 

 

Выполнил: магистранты 2 курса 2.1.М группы

Направление подготовки 050100.68 Педагогическое образование

Магистерская программа Художественное образование (изобразительное искусство)

Зиновьева К.Ю.

Руководитель: д.п.н., профессор Шабанов Н.К.

 

Художественно-графический факультет

Очная форма обучения

 

 

 

Курск-2013

Содержание:

Введение ………………………………………………………………………..…3

ГлаваI. .Общие тенденции развития рисунка в Академии художеств в России……………………………………………………………………………...6

1.1. Становление русской академической художественной школы в XIX — начала XX века……………………………………………………………..……...6

1.2..Методика преподавания академического  рисунка в Академии художеств в XIX — начала XX века……………………………………………………………………...………...25

1.3. Академии художеств в вопросах искусства и методов его преподавания в конце XIX веке.……………………………………………………………………………….33

Глава II. Деятельность художников и педагогов в Академии художеств в России……………………………………………………………………….……39

2.1. Преподавательская деятельность П. П. Чистякова в Академии художеств………………………………………………………………………...39

2.2. Преподавательская деятельность Е.И. Репина в Академии художеств………………………………………………………………………...59

2.3. Преподавательская деятельность Д.Н. Кардовского в Академии художеств………………………………………………………………………...76

Заключение……………………………………………………………………….84

Библиографический список……………………………………………………..86

Приложение………………………………………………………………………89

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  Проблемы образования и, как одна из центральных проблем в системе высшей школы в целом и художественной в частности в начале XIX века представляются как никогда значимыми и актуальными для воскрешения исторического достоинства «свободных художеств» в истинном значении этой сакраментальной фразы.

  Драматическая противоречивость современности привела к непониманию и подмене истинных эстетических ценностей; утрате обществом «эмоциональной культуры», утвердившей пугающий «кризис гуманизма». Забвение традиций собственных национальных культур охватило и художественное образование, что привело к почти повсеместному вырождению европейских художественных школ. Серьезный творческий поиск вытесняется формоискательством, иные вариации которого оказываются вне пределов здравомыслия. Отход от принципов элементарной, не говоря уже о высокой, художественности ведет искусство к самоистощению и духовной деградации. Следом и зритель утрачивает истинно ценностные ориентиры. Человек, а с ним и нынешнее искусство, страдают духовно-нравственной амнезией. «Молодость планеты» в значительной массе не знает, да и не стремиться узнать классиков своих национальных культур. И здесь крайне важна и ответственна роль академической школы искусства, необходимость объективного исторического исследования которой объясняет актуальность настоящего исследования.

  Работа посвящена исследованию русского учебного рисунка на примере петербургской Академии художеств и её художественной школы XIX — начала XX века, выявлению его особенностей и роли в истории становления национальной художественно-образовательной традиции. В курсовом проекте рассматривается учебно-методический опыт русских художников-педагогов, разрабатываются теоретическая и динамическая модели художественной школы, а также модели академического учебного рисования, отражающие разные периоды его эволюции. Исследуется проблема традиционного и новаторского в академическом художественном образовании, особенности восприятия в процессе создания учебного рисунка, а также феномен его художественности.

Наметившийся в последние годы интерес российского искусствознания к малоизученной теме академического рисунка также обусловливает своевременность и подтверждает актуальность данного исследования. Академическое обучение, оказавшись в наши дни одной из форм художественного образования, обретает роль эталона, по которому и позволительно, и должно сверять эффективность художественно-образовательных нововведений, обеспечивая стабильность существования высшей художественной школы. Обращение к данной проблеме в историческом контексте петербургской академической художественной школы — безусловного лидера в системе художественного образования в России — призвано заполнить пробел в изучении учебного рисунка, с позиции современности проанализировать и обобщить обширный художественный материал, интегрировать разноречивые суждения искусствоведческой науки.

Объект исследования — русская академическая художественная школа XIX — начала XX века.

Предмет исследования — академический учебный рисунок XIX — начала XX века в процессе эволюции петербургской Академии художеств в указанном историческом диапазоне.

  Цель - изучение академического учебного рисунка как разновидности искусства уникальной графики, создающегося в учебно - познавательных целях, а также призванного воспитывать навыки художественно-образного мышления.

Для достижения намеченной цели поставлены следующие основные задачи:

  • сформировать представление об учебном рисунке как разновидности уникальной графики, выявив связь и особенности его образовательных и художественных функций в рамках академической школы;
  • создать теоретическую модель художественной школы,;
  • определить этапы эволюции петербургской академической школы рисунка, выявить особенности каждого из этапов и построить динамическую историческую модель художественной школы;
  • выявить типологию учебных рисунков учащихся Академии художеств, отражающую особенности ее эволюции XIX — начала XX века;
  • изучить методы обучения рисунку и осуществить моделирование процессов его создания в сопоставлении с требованиями петербургской академической школы рисунка на разных этапах ее эволюции;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Общие тенденции развития рисунка в Академии художеств в России

 

 

1.1. Становление русской академической художественной школы в XIX — начала XX века

 

Академии художеств стали образовываться с XVII столетии в Европе при поддержке правительств (стараниями монархов): объединения свободных художников появляються уже с XIV века в Италии и Франции. Кружки художников превращаются в академии с назначением членам их содержания и определённых сумм для устройства выставок, путешествий и т. п. Первая академия художеств была создана в Болонье, потом в Милане(Италия). В 1648 г. стараниями Мазарини учреждается во Франции «l’Academie de peinture et de sculpture», к которой Ж. Б. Кольбер присоединил в 1671 г. Эта академия, подобно другим французским академиям, после первой революции слилась с другими академиями в национальное учреждение института. Институт хотя получил совершенно новую организацию в 1832 г., но и теперь парижская «Academie des beaux arts» составляет относительно других академий часть целого и ежегодно участвует с ними в общих заседаниях. Парижская академия художеств разделяется на пять отделений и имеет значительные капиталы для выдачи премий на конкурсные задачи. 
  В 1699 г. по примеру Франции открылась академия художеств в Берлине, в 1704 г. в Вене. Берлинская академия, точно так же как и венская, была преобразована в конце XIX века: ей предоставлено самоуправление, подобно университетам. Кроме Берлина и Вены, академии художеств были открыты в Мюнхене, Дюссельдорфе, Нюрнберге и Штутгарте. 
В Англии в начале XX века действовала Royal Academie of Arts; но как частное общество: правительство с своей стороны не предпринимало мер, содействующих развитию искусств, кроме устроения рисовальных классов.

 

Центром художественной жизни России и единственным к началу XIX века высшим художественным учебным заведением была Академия художеств. Одновременно она являлась арбитром в различных вопросах искусства, в стенах ее устраивались выставки произведений русских художников, через нее распространялись и заказы.

В первое десятилетие XIX века президентом Академии был А.С. Строганов - видный сановник, известный меценат и знаток искусства. Время управления Строганова в литературе часто называлось «золотым веком» Академии, который совпал с расцветом русского классицизма. В эти годы из Академии вышли выдающиеся представители русского изобразительного искусства: скульпторы И.И. Теребенев, В.И. Демут-Малиновский, живописцы В.А. Тропинин, О.А. Кипренский, С.Ф. Щедрин и др. Многие из талантливых выпускников Академии оставались в ней в качестве преподавателей. Так, скульптурным классом руководил И.П. Мартос, профессорами архитектурного класса были А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, Тома де Томон.

После смерти Строганова Академия, перешедшая в ведение министерства просвещения, постепенно стала приходить в упадок. Отсутствие контроля за преподаванием и хозяйственной частью приводило к многочисленным злоупотреблениям и растрате государственных средств. За Академией в эти годы насчитывалось около 300000 рублей государственного долга, разрушалось лишенное ремонта здание, подвергались порче многие экспонаты из художественного собрания.

В 1817 году президентом Академии был назначен А. Оленин, бывший в то же время и директором Публичной библиотеки. Хозяин известного в столице литературного салона, знаток русского летописания, Оленин был не только просвещенным ценителем живописи и одаренным графиком, но и способным организатором. Новый президент решительно берется за наведение порядка. Чтобы быстрее вывести Академию из тяжелого финансового положения, он настоял на сокращении числа учеников, увольнении престарелых педагогов и слушателей и самой строгой экономии по всем художественным статьям. Одновременно Оленину удалось получить средства на проведение ремонтных работ в здании и благоустройство территории. Главное здание Академии художеств было в это время еще мало приспособлено для нормальных жизни и учения воспитанников - холод и сквозняки в коридорах и спальнях, плохое освещение в рисовальных классах. Олениным был предприняты ремонтные работы в Главном здании и перестройка нового корпуса в саду Академии. В связи с отделкой парадных залов были созданы античные галереи, в которых разместилась пополнившаяся коллекция слепков, расширено новое помещение библиотеки, закончено оформление конференц-зала.

Наконец, завершая фасад здания Академии, была сооружена «великолепная из гранита пристань для судов», которая была украшена изваяниями двух сфинксов, вывезенных из Египта. Подверглась изменениям и вся жизнь учеников Академии, наладился учебный процесс, стало пополняться собрание античных скульптур, которые устанавливались в специальном зале для копирования. Большое внимание уделял президент и организации досуга воспитанников… «Зимою на круглом дворе заливался каток и устраивались горы. В летнее время организовывались прогулки на острова. Преподавались танцы, пение, музыка. Был организован и театр, на спектакли которого приезжали Крылов, Гнедич, Батюшков, актеры Семенова, Яковлев, Сосницкий…».

В то же время, наводя порядок и способствуя улучшению учебного процесса в Академии, Оленин действовал в духе основных принципов реакционной внутренней политики царизма, установившейся после Отечественной войны. Так, при нем подтверждено было запрещение посещать классы Академии крепостным. Запрет этот был установлен еще уставом 1764 году, однако со временем его стали обходить, и в первые годы XIX века художественные классы посещались «людьми несвободного состояния». По распоряжению Оленина это положение было изменено.

После смерти Оленина президентами Академии художеств стали назначаться особы императорской фамилии. Так, в 1843 году президентом стал герцог Максимилиан Лейхтенбергский, вице-президент - граф Ф.И. Толстой.

На деятельности Академии все больше сказывается правительственная реакция. Николай I все чаще вмешивается в дела Академии, перемещает и удаляет неугодных ему профессоров. Устанавливается «высочайший» контроль и над произведениями художников. Совету Академии сообщается, что перед открытием академических выставок император сам будет осматривать картины и исключать из экспозиции те работы, которые он признает недостойными публичной выставки.

Академическая система обучения воспитывала в художнике огромное трудолюбие. Так, нетерпеливого Карла Брюллова, который говорил, что ему «скучно писать красками», педагог Академии сумел заставить нарисовать одну и ту же античную статую с сорока различных точек зрения.

Следующим этапом художественной подготовки после копирования классических произведений была работа с натуры, которой уделяли также много времени и сил. Она состояла главным образом в рисовании обнаженного тела. Однако преклонение перед уже усвоенным идеальным образцом античной красоты влияло и на воспитание натуры. Рисуя, например, обнаженную модель, ученики поправляли ее согласно правилам античной эстетики.

Последней ступенью в общей профессиональной подготовке учеников Академии был класс композиции. Здесь занимались сочинением этюдов на темы библейские или античной мифологии. При этом в компоновке многофигурного произведения ученики опять-таки должны были неуклонно следовать строго определенным и большей частью античным канонам. Например, расположение фигур на плоскости полотна, должно было обязательно вписываться в воображаемый треугольник, так как он считался наиболее устойчивой из геометрических фигур. Пейзажный фон тоже строился в соответствии с законами симметрии и равновесия: по бокам на переднем плане располагались кулисы, в центре - даль.

В плане композиции молодым художником избирался и дальнейший путь его деятельности, усовершенствование в которой теперь велось в специальных классах - живописном, архитектурном, скульптурном или гравировальном. Специальные классы разделялись на подклассы. Так, в живописный класс входили подклассы исторической, батальной, портретной живописи и так называемый подкласс «домашних упражнений» (то есть жанровой живописи). Особым предпочтением в Академии пользовался исторический жанр.

Информация о работе Развитие академического рисунка в Русской Академии художеств в XIX - начало XX веков