Примеры развития композиционных навыков у учащихся 7 класса средствами тематического рисования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.
Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы развития композиционных навыков у учащихся средствами тематического рисования…….…………………………………………………………………5
Исторические аспекты тематического рисования …………….5
Понятия и функциональные особенности тематического рисования…………………………………………………………9
Глава II. Экспериментальное исследование по выявление уровня сформированности навыков учащихся для успешной работы над тематической композицией…………………………………………………13
Уровень сформированности композиционных знаний и навыков у учащихся ……………………………………………………………………14
Организация учебной деятельности с учащимися среднего звена, направленной на развитие композиционных навыков……………………………………………………….......16


Заключение…………………………………………………………………..…18
Литература………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Казьмина (Автосохраненный).docx

— 912.44 Кб (Скачать файл)

 Альберти дал определение  композиции: «Под композицией я  понимаю то разумное основание  живописания, благодаря которому  части складываются в живописное  произведение». В «Трех книгах  о живописи» он предлагает  порядок работы над исторической  картиной, т. е. указывает метод размещения  в ней всех необходимых элементов  при соблюдении определенных  правил искусства. Он считал, что  передача движения вызывает «наивысшую  хвалу живописцу и требует  всех его талантов». Говоря непосредственно  о компоновке всего изображаемого на плоскости картины, Альберти прежде всего настаивает на том, что живописцы должны в совершенстве знать все движения тела человека и животных, чтобы верно их изображать в различных позах и поворотах. Он называет семь основных направлений, по которым может перемещаться в пространстве любое существо или вещь (вверх, вниз, вправо, влево, приближаясь или удаляясь, перемещаясь по кругу), что имеет непосредственное отношение к компоновке всего изображаемого.

 Важно и замечание Альберти  о том, что некоторые живописцы, «желая блеснуть изобилием», не  оставляют ни одного пустого  места в картине и у них  получается «беспорядочное смешение»  деталей. В таких случаях картина  представляется «запутанной суматохой».

Художники, теоретики и историки искусства XVIII-XIX веков в своих трактатах, статьях, дневниках, письмах, воспоминаниях также высказывались по вопросам композиции.

 В XVIII веке композиция существует как раздел учебного предмета рисования. Об этом свидетельствуют программы по рисованию, а также методические пособия. Так, во Франции в программах по рисованию особое место отводилось композиции. В отчетных докладах русских методистов В. Наленга, Васютинского, С. Васильева, которые бывали за границей и знакомились там с системами обучения рисованию, мы находим оценки системы художественного образования во Франции. В одной из программ по рисованию того времени, в частности, отмечается, что ученики должны заниматься компоновкой сюжетов.

 

 К числу наиболее ранних  методических работ, затрагивающих  вопросы композиции в изобразительном  искусстве, относится книга американского  художника-педагога А. Доу «Композиция», вышедшая в свет в 1898 году. Эта  работа представляет собой учебник, в котором описаны методические  приемы компоновки учебно-творческих  рисунков. Под композицией Доу  понимает «размещение масс» различных  форм и тонов на листе бумаги, холсте. Он обращает внимание  на значение размера и формата  бумаги для компоновки всего  изображаемого в рисунке. Эти  вопросы композиции он обосновывает  на примере пейзажа: один и  тот же пейзаж вкомпоновывает в размер большой и малый, в квадратный, вертикальный или горизонтальный форматы. Этот же пейзаж художник пробует вкомпоновывать в разные размеры и форматы, увеличивая или уменьшая отдельные его элементы, давая отдельные части пейзажа в разных тонах (темные, светлые, серые).

 Впечатление от рисунков  в каждом случае получается  иным. А. Доу справедливо считал, что «изучение композиции составляет  художественное воспитание целого  народа, потому что каждый ребенок  может выучиться сочинять рисунки, т. е. в каждом может быть развито  чувство прекрасного и умение  выразить его простыми способами». (10, с.45).

 

1.2 ПОНЯТИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕМАТИЧЕСКОГО РИСОВАНИЯ

 

Тематическое рисование является интереснейшим и нужнейшим разделом учебного предмета "изобразительное искусство". В этот вид рисования входит изображение по памяти, выполнение иллюстраций к литературным произведениям, а также сочинение рисунков на заданные сюжеты. Именно этот вид рисования дает самый богатый материал для познания мира и для приобретения умения видеть и изображать увиденное по памяти, а так же с помощью воображения. Этот вид рисования является наиболее творческим, где школьники изображают разнообразные сюжеты и решают сложные композиционные задачи. Тематическое рисование дает учащимся возможность приобрести умение передавать свои мысли и представления средствами изобразительного искусства, т. е., учит их пользоваться рисунком как графическим языком, языком художественных образов. Рисование на темы развивает творческие способности, приучает детей к самостоятельности в работе. Однако и этот вид работы школьника должен проходить под непосредственным наблюдением и руководством учителя. Успех занятий рисованием на темы, как и всех прочих занятий, зависит от него. Если учитель сумеет заинтересовать детей сюжетом, активизировать их творческое воображение, направить их работу в нужное русло, то и творческий процесс будет протекать очень активно. Учитель может провести предварительную беседу, использовать отрывки из литературных произведений, показать примеры из творчества выдающихся художников. Изображение сюжетов из окружающей действительности желательно строить таким образом, чтобы они были связаны с зарисовками с натуры. В отдельных случаях могут быть организованы экскурсии за город. Для обогащения зрительных представлений учащихся предлагаются задания по зарисовкам отдельных предметов и объектов с натуры - это подсобный материал для композиции. При выполнении композиции на тему по представлению цветовая задача иная: дети не воспроизводят заданный цвет, а сами придумывают цветовое решение. Цветовая задача при этом не так ограничена, как при рисовании с натуры, но именно эта неопределённость позволяет развивать колористические представления детей, пробуждать цветовое воображение, через цвет выражать свои эмоции. Тематическое рисование необходимо преподавать в органической связи не только с остальными разделами изобразительного искусства, но и другими школьными предметами. Связь эта выражается, прежде всего, в развитии эстетического отношения к жизни и искусству, в развитии зрительных представлений и творческого воображения у школьников. Из таких дисциплин, как физическая культура, музыка, окружающий мир, литературное чтение и пр. можно почерпнуть много сюжетов для тематических рисунков. Эти предметы дают фактический материал, который ученики могут использовать в создании художественных композиций. Лучшие работы с успехом можно применять потом как наглядные пособия на уроках по различным предметам. Например, литературное чтение дает возможность иллюстрировать басни, сказки, стихи, рассказы и т. д. Уроки физкультуры способствуют развитию отчётливых двигательных ощущений, а это очень помогает школьникам ярче и выразительнее передавать движение в своих рисунках. Дополняя различные движения, дети овладевают пространственными и временными понятиями об окружающей действительности. Чтобы правильно изобразить фигуру человека в движении, следует учитывать законы биомеханики. Нельзя, например, изобразить бегущего человека, у которого левая рука и левая нога одновременно выдвинуты вперёд, что представляет собой координацию движения. И таких примеров можно привести много.

В области обучения тематического рисования в школе преследует следующие цели: создавать рисунки на заданную или выбранную тему, находить более выразительное решение сюжета, наблюдать окружающий мир, компоновать эскизы и использовать их при выполнении окончательного рисунка, делать наброски с натуры, добиваться выразительного цветового конструктивно-пропорционального решения рисунка с учётом явлений перспективы, учиться видеть прекрасное в жизни и передавать его в рисунках.(5, с 258)

В числе воспитательных задач на уроках тематического рисования следующие:

- развитие зрительной памяти, пространственных  представлений, образного мышления;

- воспитание художественного вкуса  интереса и любви к изобразительному  искусству и к наблюдению самой  жизни;

- развитие творческих способностей;

- развитие навыков творческой  переработки впечатлений, переживаний.

Исходя из этих целей и задач, а так же положений психологии и дидактических принципов педагогики, которые обязывают учитывать возрастные особенности учащихся, добиваться сознательного усвоения детьми учебного материала, выполнять требования наглядности, последовательности и систематичности обучения, программа устанавливает конкретные задачи и содержания тематического рисования в разных классах средней школы. В первом классе главное внимание уделено иллюстрированию сказок. Здесь требуется передача смысловой взаимосвязи предметов и, для большой композиционной насыщенности, использование «загораживая» одних предметов другими. В первом классе уже требуется передача образных представлений о персонажах литературных произведений.

Во втором классе включено и рисование на темы окружающей действительности и иллюстрирование литературных произведений. Здесь от учащихся требуется:

- передача сюжета, совершенствование  умения передавать пространство, в том числе по средствам  уменьшения величины удаленных  предметов;

- выработка умения более точно  передавать тон цвета прибавлением  в краску воды.

В третьем и четвертом классах больше внимания уделено и рисованию на темы из окружающей действительности. В третьем классе требуется определять тему и сюжет рисунка, выразительно его компоновать, передавать характер изображаемых персонажей. Кроме того, школьники должны развивать умение изображать фигуру человека в действии, передавать пространство, учитывая многоплановость расположения предметов, а также зрительное уменьшение предметов по мере их удаления.

В четвёртом классе основной задачей является дальнейшее изучение окружающей жизни и природы с последующим выполнением рисунка на заданную тему. При иллюстрировании сказок детям следует выделять человека как действующие лицо, а педагог должен развивать эмоциональную сторону детской фантазии. В пятом классе школьников можно уже заинтересовать целенаправленным наблюдением явлений действительности, у них развивается наблюдательность и зрительная память, вырабатывается активное отношение к выбору ракурса, уровня зрения, умение находить выразительное решение темы. В седьмом классе происходит дальнейшее развитие навыков наблюдения разнообразных явлений жизни, совершенствуется умение делать рисунки на заданную или самостоятельно придуманную тему. Учащиеся должны творчески подходить к рисованию на тему. Достичь этого им помогают знания, умения и навыки в изображении человека, природы и объектов окружающей действительности, которые они получают на других уроках изобразительного искусства. Главное здесь - знание пропорций и строения фигуры человека и животных, основ перспективы. Темы сюжетных рисунков могут быть одинаковыми для детей начальной и средней школы. В то же время учебные задачи, поставленные пред учащимися, в разных классах будут различны. Отсюда и решение сюжета будет различное, в зависимости от уровня общего развития детей, от запаса накопленных ими знаний. Если с требованиями перспективы правильности цветового, тонового и светотеневого решений и т. д., учащиеся начальной школы знакомятся в элементарной форме, то ученики средних классов имеют больше знаний и от них требуется более углублённая проработка задачи по этим разделам.

Каждый из этих разделов имеет большое конкретное содержание, которое необходимо раскрыть перед школьниками, обучить их применять эти знания в тематическом рисовании.

На уроках тематического рисования воспитание художественного вкуса, интересы и любви к изобразительному искусству достигается, во-первых, обучением основам реалистического изображения окружающей действительности и основам композиции, во-вторых, путём связи тематики бесед об изобразительном искусстве с вопросами, касающимися выполнения сюжетных рисунков (разъяснением школьникам в этих беседах роли и значении композиционных решений в картинах художников, роли формы, цвета и т. п., для выразительности произведений), в-третьих, путём специальных бесед о художественном вкусе с использованием различного иллюстративного материала.(11, с 295)

Для развития художественного вкуса детей большое значение может иметь самостоятельный анализ учениками своих работ. Такой «самоанализ» разовьёт критическое мышление. Сравнивая свои рисунки с работами одноклассников, учащиеся сами становятся способны уловить разницу в качестве делать правильные выводы. Недостаточность знаний, умений и навыков некоторых учеников в основном зависит от неправильно организованного обучения и воспитания. Очевидно, что при правильно поставленном обучении и воспитании детей в области рисования и в частности тематического, можно улучшить качество их работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА ДЛЯ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ НАД ТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИЕЙ

 

 

Исследование проблемы формирования и значения навыков по теме «Композиция», позволило определить цели задачи и содержание экспериментально-исследовательской работы, которая производилась на базе МОУ СОШ № 54

 Предполагается, что учащиеся  среднего звена обладают необходимыми  возможностями для успешного  выполнения задач опытно-экспериментальной  работы. Структура опытно-экспериментальной  работы состоит из следующих  этапов:

  - констатирующий эксперимент. Определения исходного уровня знаний и композиционных навыков у учащихся среднего звена по теме «Тематическое рисование»

- формирующий  эксперимент. Проведение бесед и  заданий, направленных на развитие  композиционных навыков в процессе  работы над тематической композицией.

-Анализ  результатов формирующего эксперимента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ  КОМПОЗИЦИОННЫХ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА

 

Первым этапом исследовательской работы явился констатирующий эксперимент, цель которого состояла в определении исходного уровня знаний, и навыков учащихся 7 класса по теме «композиция».

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

- Определить уровень знаний учащихся о композиции.

- Проанализировать работы учащихся по тематическому рисованию, сделать выводы.

Разработанные задания состоят из двух частей, первая часть посвящена знанием о «композиции», а вторая – это практическое задание, на основе которых мы выявим уровень сформированности умений и навыков учащихся в процессе работы над тематической композицией.

Для решения первой задачи был использован эмпирический метод исследования, как устный опрос. (см.прил.1) Вариант этого исследования позволил практиканту поближе познакомится с учащимися. Ученикам были заданы вопросы на основе школьного курса «Изобразительное искусство» для определения исходного уровня знаний учащихся общеобразовательной школы по теме «Композиция». Вопросы направлены на то, что дает возможность проверить теоретические знания учащихся о композиции, позволяют установить причину, по которой учащиеся не справляются с заданиями композиционно-тематическому рисованию.

Были составлены характеристики уровня подготовленности учащихся к работе над тематической композицией: .

 

Во второй части констатирующего эксперимента учащиеся получили практическое задание, суть задания заключалась в том, что ученики должны были представить и изобразить пейзаж из двух предложенных тем, морской пейзаж и осенний пейзаж, любыми материалами, которые они принесли на урок.

 

По полученным данным (см. прил. 2) мы выяснили, что большая часть учащихся в 7 классе имеет низкий уровень знаний по теме «Композиция» а так же обнаружилась проблема в знаниях о перспективе. Ни один ученик не показал высокого уровня знаний по данной теме.

 

По результатам опроса учащихся и анализа работ учащихся, можно сделать вывод, что знания учащихся находятся на низком уровне в области композиционно-тематического рисования.

 

 

  В качестве критериев, на основании  которых производилась оценка  результатов деятельности испытуемых, были использованы: оригинальность, выразительность художественного  образа, техника исполнения и  применение их при работе над  композицией рисунка.

Оригинальность:

На сколько самостоятельно учащийся справился в выборе рисунка, основа этого содержания базируется на наблюдательности и впечатлениях автора и выбор сюжета в композиции.

Информация о работе Примеры развития композиционных навыков у учащихся 7 класса средствами тематического рисования