Примеры развития композиционных навыков у учащихся 7 класса средствами тематического рисования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.
Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы развития композиционных навыков у учащихся средствами тематического рисования…….…………………………………………………………………5
Исторические аспекты тематического рисования …………….5
Понятия и функциональные особенности тематического рисования…………………………………………………………9
Глава II. Экспериментальное исследование по выявление уровня сформированности навыков учащихся для успешной работы над тематической композицией…………………………………………………13
Уровень сформированности композиционных знаний и навыков у учащихся ……………………………………………………………………14
Организация учебной деятельности с учащимися среднего звена, направленной на развитие композиционных навыков……………………………………………………….......16


Заключение…………………………………………………………………..…18
Литература………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Казьмина (Автосохраненный).docx

— 912.44 Кб (Скачать файл)

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

Курсовая работа

по теории и методике преподавания

изобразительного искусства

 

Примеры развития композиционных навыков у учащихся 7 класса средствами тематического рисования

 

 

Автор: Казьмина Яна,

 студент 4 курса ХГФ, 401 гр

 

 

Руководитель: Зымалева Л.В

ассистент кафедры теории и методики преподавания изо

 

 

 

 

Москва

2015

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I. Теоретические основы развития композиционных навыков у учащихся средствами тематического рисования…….…………………………………………………………………5

    1. Исторические аспекты тематического рисования …………….5
    2. Понятия и функциональные особенности тематического рисования…………………………………………………………9

Глава II. Экспериментальное исследование по выявление уровня сформированности навыков учащихся для успешной работы над тематической композицией…………………………………………………13

    1. Уровень сформированности композиционных знаний и навыков у учащихся ……………………………………………………………………14
    2. Организация учебной деятельности с учащимися среднего звена, направленной на развитие композиционных навыков……………………………………………………….......16

 

 

Заключение…………………………………………………………………..…18

Литература………………………………………………………………….......19

 

Приложения ……………………………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Художественное образование призвано вовлечь каждого школьника в эстетическое освоение и созидание жизненных ценностей. Обучение школьников изобразительному искусству развивает познавательный и эстетический потенциал личности, помогает освоить категории эстетики, раскрыть значение и функции эстетического сознания, стимулировать его формирование как основы эстетической деятельности и культуры личности, помогает школьникам в самостоятельном творческом освоении эстетики жизни и культуры, приобщает учащихся к широкому использованию эстетического опыта человечества в искусстве и жизни. Эстетика труда и природы, духовного мира человека, его внешнего облика, быта, спорта, художественного творчества- все осваивается учащимися на занятиях изобразительным искусством. Результат этого освоения, рефлексия ребенка, наиболее полно отражается на уроках композиционно тематического рисования. В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д.

 

Актуальность исследования. Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.

Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

 

Характерная особенность искусства - отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребенка, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Душа ребенка предрасположена к восприятию прекрасного, ребенок способен тонко чувствовать живопись.

 

Произведения живописи, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту. Живопись воссоздает все богатство и многообразие мира. Средствами живописи воссоздается реальный мир с пространственной глубиной, объемом, цветом, светом, воздухом.

 

Изобразительная деятельность школьников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

 

Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.

 

Объектом исследования: процесс работы над тематической композицией учащимися седьмого класса.

 

Предмет исследования: формы и методы композиционно тематического рисования в среднем звене общеобразовательной школы. Развитие композиционных навыков у учащихся седьмого класса.

 

Цель: разработать структуру педагогических условий направленную на развитие композиционных навыков и умений в работе над тематической композицией учащихся среднего звена.

 

Гипотеза: Развитие композиционных навыков у учащихся среднего звена на уроках изобразительного искусства будет более эффективным, если будут созданы следующие условия:

- обеспечить  направленность художественно-творческой  деятельности на основании художественно-выразительных  средств в процессе работы  над тематической композицией;

-разработать методические пособия, направленных на развитие композиционных навыков у учащихся среднего звена

 

Задачи

 

Раскрыть теоретические основы композиции, изучить ее основные законы и принципы.

Раскрыть особенности работы по созданию тематической композиции.

Провести опытно-экспериментальную работу, ориентированную на развитие и формирование композиционных навыков в процессе тематического рисования учащимися 7 класса общеобразовательной школы.

Организация учебной деятельности с учащимися среднего звена

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА СРЕДСТВАМИ ТЕМАТИЧЕСКОГО РИСОВАНИЯ

 

1.1 ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕМАТИЧЕСКОГО РИСОВАНИЯ

 

Господствовавшие в различные эпохи направления в искусстве оказывали существенное воздействие на характер преподавания таких учебных дисциплин, как рисунок, живопись, композиция в художественных школах, и на рисование — в общеобразовательных. Поэтому, прежде чем начать разговор о композиции как учебном предмете в системе художественного образования в нашей стране, необходимо познакомиться с достижениями предшествующих поколений в этой области, а также с методами обучения композиции и их влиянием на развитие изобразительного искусства. Изучение истории развития композиции в изобразительном искусстве и методов ее преподавания позволяет увидеть определенные этапы становления композиции в разные социальные эпохи, открытие конкретных объективных закономерностей и технических приемов, накопленных предшествующими поколениями мастеров.

  Композиционные формы и закономерности  складывались одновременно с  развитием изобразительного творчества  начиная с первобытных времен. Параллельно с возникновением  художественных школ, прямо или  косвенно связанных с преобладающим  направлением в искусстве, мировоззрением  и вкусами господствующих классов, композиционные формы превращались  порой в догматические, рецептурные.

  С течением времени, от эпохи к эпохе, изобразительное искусство совершенствовалось как с точки зрения чисто технической (улучшался инструментарий, технология изготовленных материалов и т. д.), так и с точки зрения художественных средств.

  У первобытных художников, несмотря  на их острую наблюдательность, чувство композиции было развито  очень слабо, о чем свидетельствуют, например, беспорядочные изображения  стада, представленного через отдельные  фигуры. В этом нашло отражение  абсолютное господство религиозно-магических  представлений над собственно  эстетическими, недостаточная способность  первобытного человека к обобщению. Композиции Древнего Востока  значительно отличаются от первобытных. Если в первобытном искусстве  предметы, как правило, не упорядочены, разбросаны, то в композициях  Древнего Востока расположение  объектов на плоскости подчиняется  строгому порядку.

  В древнем египетском искусстве  появляются новые приемы композиции. Это связано с развитием общественного  мышления, с более активным познанием  жизни. Искусство также расширяет  свои возможности. Открываются новые  средства и закономерности, которые  способствуют достижению правдивости  художественных произведений.

  Художники древнего мира подметили, что в природе существуют определенные, довольно прочные закономерности, например: периодичность в смене  времен года, симметричность в  построении растений и т. д. Отсюда  берут свое начало такие композиционные  закономерности, как симметрия и  ритм. «Подражая отдельным принципам  строения органической и неорганической  природы и последовательно развивая  их, человек делает композицию  основой художественного творчества, средством выражения своего отношения  к действительности. Композиция  становится в руках человека  одним из средств своеобразного  познания и подчинения природы». Ритм ясно прослеживается в  древнегреческих рельефах. Это внесло  жизненность в искусство Древней  Греции. Человеческие фигуры изображаются  теперь естественно в самых  разных простых и сложных движениях.

В живописи Древней Греции появляются произведения с четко выраженным композиционно-сюжетным центром. Пример тому — помпейская фреска «Ахилл среди дочерей Ликомеда». Головы Ахилла и Одиссея расположены как бы вверху пирамиды, что образует в целом пирамидальный строй композиции. Кроме того, сюжетно-композиционный центр подчеркивается наиболее яркими пятнами (красный щит и сочно написанные лица Ахилла и Одиссея).

  В период средневековья искусство  сошло с пути, по которому оно  развивалось в Древней Греции. Известный советский искусствовед  М. В. Алпатов пишет: «Изучая развитие  живописной композиции, мы должны  заметить, что ни в византийской  мозаике, ни в романской и готической  живописи, ни в иранской миниатюре  мы не найдем последовательной  разработки тех задач, которые  занимали греческих мастеров  начиная с IV-III вв. до н. э. Жесткие религиозные догмы запрещали изображать человека полнокровно-жизненным, как это было свойственно художникам Древней Греции; фигуры утрачивают телесность, изображаются вне реальной среды — на отвлеченном фоне, как бы в потустороннем мире. (18, с.38).

  Однако даже в нормативных  рамках средневековья искусство  не игнорировало композиционных  задач. Они решались в плане  орнаментальном, где нашли отражение  ритм и декоративное начало. В  средневековых рисунках, гравюрах  реальное чередуется с вымыслом. Например, композиционную основу  средневековой миниатюры составляют  причудливые по очертаниям, пестрые  по расцветке фантастические  существа, наделенные внешними чертами  зверей, птиц, человека, по отношению  к которым фигуры людей занимают  второстепенное положение.

  Большое значение в средневековых  композициях придавалось линейно-плоскостным  и декоративно-орнаментальным средствам

 В период позднего средневековья, на рубеже ХШ-XIV столетий, в изобразительном искусстве постепенно усиливаются реалистические тенденции, повышается интерес к окружающей действительности, религиозная аскетичность, скованность уступает место более реалистическому содержанию произведений искусства. (9, с.14).

  До эпохи Возрождения мы не  имеем каких-либо теоретических  трудов, посвященных непосредственно  вопросам композиции. Однако творения  художников Древней Греции убеждают  нас в том, что они осваивали  закономерности искусства не  только интуитивно, но в результате  познания жизни, изучения анатомии, философии, что, в свою очередь, способствовало  осмыслению и утверждению определенных  закономерностей в искусстве. Возможно, в Древней Греции были созданы  теоретические труды и по композиции. Но они не дошли до нас. Ренессанс  дал человечеству титанов искусства, которые, кроме своих произведений, демонстрирующих большое мастерство, глубокую осведомленность в области  композиции, оставили значительное  теоретическое наследие.

В художественной практике периода Высокого Возрождения были достигнуты большие успехи в композиции, так как искусство развивалось в тесной взаимосвязи с теорией, с попытками научного обоснования правил и закономерностей в различных видах искусства.

  Если средневековый художник  интуитивно располагал предметы  на картинной плоскости, конструировал  общее из отдельных элементов, то художники эпохи Возрождения  в своем творчестве прежде  всего основывались на познании  особенностей человеческого зрения  и законов зрительного восприятия. В противовес средневековому  искусству Альберти стремился  теоретически подкрепить верную  позицию художников эпохи Возрождения. Он писал: «Что же касается  вещей, которые мы не можем  видеть, никто не будет отрицать, что они никакого отношения  к живописи не имеют. Живописец  должен стараться изобразить  только то, что видимо».

 Иллюзорно-пространственное построение  ренессанской картины предопределило многоплановое размещение фигур и предметов в самых разных ракурсах, включая сложнейшие. Это, естественно, потребовало обновления композиции, которая приобретала черты структурного построения как совокупности взаимосвязанных частей и целого.

  Художники эпохи Возрождения придавали большое значение показу движения жизни, «изобретению» композиции, имея в виду оригинальное решение сюжета. По мнению Альберти, вся прелесть композиции исторической картины заключается в «изобретении», потому что оно «само по себе… доставляет удовольствие».

Информация о работе Примеры развития композиционных навыков у учащихся 7 класса средствами тематического рисования