Постмодернизм в изобразительном искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
выявление функций, эстетического своеобразия и роли постмодернизма в художественно-эстетических процессах современной культуры, анализ постмодернистской теории и практики.
Задачи:
• Обобщить результаты и выводы научных трудов о постмодернизме как направлении в искусстве;
• Из собранного материала обозначить:
- Единое определение постмодернизма;
- Истоки направления;
- Темы и задачи;
• Выявить новые направления в современном изобразительном искусстве, родившиеся из постмодернизма;
• Описать современное состояние постмодернизма.

Содержание работы

Глава 1. Определение постмодернизма ________________________________________ 5
1.1. Основные положения и принципы постмодернизма в искусстве, его цели и задачи 5
1.2 История возникновения направления, его истоки_____________________________ 14
1.3 Диалог с традицией______________________________________________________ 21
1.4 Критика постмодернизма_________________________________________________ 26
Глава 2. Постмодернизм в изобразительном искусстве США и Европы _____________ 30
2.1 Конец модернизма как формальной специализации __________________________ 30
2.2 Мультимедийное искусство ______________________________________________ 30
2.3 Концептуализм _________________________________________________________ 34
Заключение _______________________________________________________________ 38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 43 группа Романова Алина.doc

— 8.71 Мб (Скачать файл)

   4) "все происходит  на поверхности": отсутствие психологических  и символических глубин;

   5) "мы остаемся  с игрой языка, без эго: молчание, отказ от изобретательного начала;

   6) положительная  ирония, утверждающая плюралистическую  вселенную;

   7) смешение жанров, высокого и низкого, стилевой  синкретизм;

   8) театральность  современной культуры, работа на  публику, обязательный учет аудитории;

   9) имманентность  – срастание сознания со средствами  коммуникации, способность приспосабливаться  к их обновлению и рефлектировать над ними .

   Ж.-Ф. Лиотар, осуществивший  основополагающую разработку постмодернистской  философии, считает, что для ситуации постмодерна характерна утрата веры в величие "метаповествования"; в "метарассказы", под которыми он понимает главные идеи человечества: идею прогресса, эмансипацию личности, представление Просвещения о сознании как средстве установления всеобщего. Основной характеристикой современности он называет утрата веры в такие метанарративы, как диалектика Духа, освобождение человечества, христианский метанарратив, поступательное увеличение и расширение свободы, развитие разума, освобождение труда, прогресс технонации. Все эти нарративы, как в свое время мифы, имели цель обеспечить легитимацией определенные общественные институты, социально-политические практики, нормы морали, способы мышления, но, в отличие от мифов, они искали эту легитимность не в прошлом, а в будущем. Постмодернизм явился естественной реакцией на современный познавательный эклектизм, может быть охарактеризован как проявление феномена маргинализма – специфического фактора модернистско-современного мышления; "пограничность" какого-либо (политического, нравственного, духовного, мыслительного, религиозного) явления социальной жизнедеятельности человека.

   Таким образом, постмодернистская  ситуация вносит новый опыт  видения и оперирования своими  и чужими культурными ценностями, стимулирует интеграцию различных культур и способствует выработке целостного воззрения на мир и формирует единую и взаимодополняющую систему коммуникаций различных культур человечества.

 

1.3 Диалог с традицией

 

    Поиск «новых измерений», стремление к тотальной новизне, ломка традиций и отказ от принципов классического искусства определили облик художественного творчества и вектор развития философско-эстетической мысли в XX веке. Глобальный характер изменений, произошедших не только в области художественного и эстетического сознания, но и в целом в культурно-цивилизационной сфере, был вызван многими факторами. Главными среди них явились: «1)взрывоподобное развитие научно-технического прогресса (НТП) и 2)отказ на его основе от веры большей части человечества в бытие Великого Другого (Бога, Духа, высшей духовной сферы)».

    Перед эстетической наукой современная культурно-художественная ситуация ставит много вопросов. Среди них - трансформация классических эстетических категорий и формирование нового категориального аппарата неклассической эстетической науки. Явления современного искусства зачастую не поддаются адекватному описанию, анализу в терминах классической эстетики. Эстетические категории, занимавшие центральное положение в эстетике, отодвигаются современной теорией и практикой на второй план, а ключевые позиции отдаются категориям, находившимся ранее на периферии эстетического сознания либо новым категориям. Так произошло с категориями «прекрасного», «возвышенного», которые во многом были потеснены категорией «безобразного». Возникают новые категории - «симулякр», «телесность» и другие. Однако многие базовые категории и понятия эстетики сохраняют за собой ведущее значение, хотя и меняют трактовку.

    К числу наиболее универсальных понятий, охватывающих как все сферы человеческой жизни и культуры, так и разные сферы научной рефлексии - философию, социологию, антропологию, культурологию, эстетику, искусствознание, относится «традиция». Как форму и механизм сохранения и развития социокультурного опыта традицию можно рассматривать во многих аспектах — коммуникативном, трансляционном, аксиологическом, гносеологическом, эмоциональном, деятельностном. Каждый исторический период выдвигает свою концепцию традиции. Выявить её специфические качества, характер и смысл происходящих с ней изменений - значит определить логику и направленность развития культуры и искусства.

    Трактовка категории «традиция» в теории и практике неклассического эстетического сознания представляет собой актуальную исследовательскую проблему. В разработке проблем неклассического эстетического сознания особое место принадлежит учёным, на протяжении ряда лет исследующим хронотипологию и содержание основных этапов его развития, трансформацию классических эстетических категорий и формирование нового категориального аппарата нонклассики и другие.

    Опираясь на предложенную В.В. Бычковым трактовку современной стадии в истории культуры как переходной от Культуры к чему-то принципиально иному, обозначенному учёным как «ост-культура», мы получим определение неклассического или нонклассики. Согласно предложенной Бычковым хронотипологии неклассического эстетического сознания главными этапами развития «ост-культуры стали авангард, модернизм, постмодернизм, параллельно с которыми существует движение консерватизма, которое, стремясь сохранить традиционные художественно-эстетические ценности, трансформировалось в коммерческую линию искусства. Наступление эпохи «ост-культуры», по мнению учёного, знаменует смерть высокой культуры, конец духовности.       Признаками наступающего конца Культуры Бычков называет отказ от её традиционных ценностей, таких как истина, добро красота, святость. В области искусства и эстетической теории такими признаками становятся размывание границ и критериев искусства, его дегуманизация, уравнивание произведения искусства с остальными вещами цивилизации, отрицание его главных эстетических принципов - миметизма, символизма, ориентации на духовную реальность, красоту и возвышенное.

    Другой точки зрения на происходящие в культуре процессы придерживается Н.Б. Маньковская, считая, что «реалии художественной жизни XXI века отнюдь не внушают пессимизма»1, свидетельствуют о переходе к новому периоду в развитии художественной культуры, а не о конце культуры как таковой. Обращаясь к проблеме хронотипологии неклассического эстетического сознания, исследователь соглашается с В.В.Бычковым в плане выделения трёх основных этапов (авангарда, модернизма, постмодернизма) и предлагает добавить ещё два - неоавангард и виртуальность, имея в виду новейшее искусство, заменившее аутентичную реальность виртуальной. Стремясь выявить и проанализировать системообразующие принципы формирования различных этапов нонклассики, Маньковская предлагает рассмотреть характерные для каждого из этапов категориальные доминанты и ориентироваться при этом на следующие оппозиции: инновационность -традиционализм, духовность - телесность, гуманизм - теоретический антигуманизм, хаотичность - упорядоченность, гармоничность - дисгармоничность, визуальность - вербальность, фигуративность - нефигуративность, политизация - аполитичность. Важными в определении специфики неклассического эстетического сознания на разных этапах его становления исследователь считает также временные установки и предпочтения - прошлое, настоящее, будущее. Отсутствие единой точки зрения на проблемы постмодернизма говорит как о сложности и многомерности этого явления, так и о динамичности, незавершённости происходящих внутри него процессов.

    Две точки  зрения, изложенные выше, послужили отправным моментом для рассмотрения проблемы трансформации одной из важных классических эстетических категорий в теории и практике постмодернизма. В качестве такой категории выступает категория традиции.

    В сфере художественно-эстетического опыта традиция проявляет себя в пространстве взаимодействия нескольких уровней эстетической культуры — 1) искусство, художественная практика, 2) имплицитная эстетика, то есть внутренняя, заложенная в самих произведениях, невербализуемая, и 3) эксплицитная эстетика, уровень научной рефлексии, представленный собственно теоретическими работами по проблемам современной эстетики и философии искусства. Выделяя эти уровни, мы опираемся на терминологию и классификацию уровней художественно-эстетического сознания, предложенные В.В.Бычковым. В качестве основных уровней он выделяет следующие:

 

1 .Культура и «ост-культура».

 

2.Искусство, художественная  практика (авангард — модернизм - постмодернизм и параллельно  всему — консерватизм).

 

3.Эстетика: эксплицитная и имплицитная (классика — нонклассика, постнонклассика).

 

4. Параллельный срез  целостного образования художественно-эстетического  сознания, включающий единство искусства  и имплицитной эстетики.

 

    Как соотносятся между собой эти уровни? Чем диктуется традиция, художественный канон в ту или иную историческую эпоху? Как трансформируется её содержание и форма трансляции? Чем определяется мера соотношения традиционности и новизны в художественном произведении, в эстетическом сознании эпохи?

    Современная культура представляет собой постоянно меняющийся, трудноопределимый, многомерный феномен. И хотя в постмодернизме философско-эстетический и художественный уровни тесно переплетены, а порой и нерасчленимы, нам представляется продуктивным в научном отношении выделение и специальное рассмотрение этих двух уровней неклассического эстетического сознания, обозначенных нами как эксплицитный и имплицитный.

    Первый предполагает рассмотрение концепций традиции, сложившихся в эстетической теории постмодернизма на основе анализа философско-эстетических работ представителей и исследователей этого направления.

    Второй - изучение принципов взаимодействия с традицией на материале музыкального искусства. Проблема состоит в том, что эти разные уровни научной отрефлексированности зачастую существуют автономно по отношению друг к другу, что объясняется разницей методологических подходов, терминологической изолированностью разных эстетических и искусствоведческих направлений, а также не в последнюю очередь сложность самих исследуемых эстетических и художественных феноменов. Сравнение, интеграция двух методологических уровней - дедуктивного и индуктивного - позволит выявить третий уровень - уровень особенного, то есть своеобразие трактовки категории «традиция» в постмодернистской эстетической парадигме.

    Проблемы традиции и новаторства раскрываются в работах многих учёных. Это труды, авторы которых акцентировали свое внимание на изучении роли традиции в культуре и формировании общественных отношений. Существенный вклад в разработку этих проблем внесли Д. Д. Благой, В. Б. Власова, Г.-Г. Гадамер, Р. Генон, И.Г. Гердер, Ю. Н. Давыдов, Д. Б. Зильберман, И.Т. Касавин, Т. Кафаров, В.Д. Плахов, Н.В. Солнцев, И.В. Суханов, С.Л. Франк, Е. Шацкий.

    Можно отметить в целом, что научная литература, посвященная различным аспектам изучения категории традиции, свидетельствует о значимости и постоянном интересе учёных к теоретическим и практическим вопросам этой проблемы. Однако анализу эстетической специфики категории традиции в теории и художественной практике постмодернизма не было посвящено специальных работ.

    Культуру XX века, определяемую современной наукой как период пост-культуры характеризует новаторская установка, тенденция к разрушению традиций. Сама категория традиции получает новую трактовку, проявляя себя в пространстве взаимодействия разных уровней неклассического эстетического сознания - уровня художественной практики, имплицитной и эксплицитной эстетики. Для постмодернизма доминирующими признаками новых концепций традиции становятся принципы множественности и деиерархичности, децентрации и смешения ценностей. Характерны интерес к самому широкому кругу традиций, их пародированию и ироническому переосмыслению; внимание не к смысловой, а к формальной стороне традиции; отказ от противопоставления традиции и новаторства; сочетание в одном произведении разновременных традиций; стирание границ между «высокой» элитарной и «низкой» традициями.

    В пространстве современной культуры спектр обращения к традициям и претворения традиций простирается от простого копирования, тиражирования традиционных приёмов в консервативном искусстве, использования традиции в качестве внешней формы, коммерческой декорации, оправдывающей ожидания воспринимающего субъекта, опирающейся на проверенные, «отработанные» клише, до их (традиций) полного, тотального разрушения, грозящего уничтожением самого искусства, деконструкции и воссоздания традиций в новом культурном пространстве в модусе игры или пародии, в форме ностальгических или эстетских стилизаций, интеллектуальных головоломок, «игры в бисер».

 

    Своеобразие интерпретации категории «традиция» в эстетической теории и практике постмодернизма определяется многоуровневостью и многомерностью эстетического опыта, его принципиальной несводимостью к единственно верной интерпретации. Критерием в оценке художественной значимости этих проявлений традиции является критерий эстетического опыта и конкретно-чувственного эстетического переживания.

 

1.4 Критика постмодернизма.

 

    В 80-90-х годах, когда термины "модерн" и "постмодернизм" стали определять философские, эстетические, этические дискуссии, принявший  активное участие в этом дискурсе  Ю. Хабермас одним из первых  привел в систему разрозненные идеи и умонастроения и возвел их истоки к понятиям и формулам, возникшим еще в XIX в. Инициатором спора о модерне - как эпохе "нового времени" - Хабермас считает Гегеля. Цитата по Ю. Хабермасу: "Гегель не был первым философом, который принадлежал новому времени, но он был первым, для кого эпоха модерна стала проблемой. В его теории впервые стала явной констелляция модерна, осознания времени, эпохи и рациональности". В качестве специфических черт эпохи модерна Гегель выделил и подчеркнул "беспокойство", внутреннее брожение, быструю динамику, непрерывность преобразований и рождения нового; силу дифференциации и обособления, диалектически синтезированную с силой объединения, интеграции.

Информация о работе Постмодернизм в изобразительном искусстве