Пейзажная лирика в творчестве А.К.Саврасова и Ф.А.Васильева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 02:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования: Каждому чувствующему человеку памятны свои особые ощущения при встрече с красивыми природными явлениями: лесом, поляной в цветах, розами, радугой, горами, морями. А затем, с возрастом, мы знакомимся с произведениями художников, которые с помощью кисти и красок изобразили мир природы. А.К.Саврасов И.И. Шишкин, И.И. Левитан, А.И. Куинджи и Ф.А.Васильев открыли для нас свой взгляд на окружающий мир — такой удивительный и очень разный. А все они работали в жанре пейзажа.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Пейзаж: общая характеристика и история становления 8
1.1 Истоки развития пейзажного жанра в русском искусстве 8
1.2. Становление реалистической пейзажной живописи в России и черты русского пейзажа 20
Глава 2. Особенности русского пейзажа второй половины 19 века 29
2.1. Мастер лирического пейзажа А. Саврасов 29
2.2. Пейзажная лирика Ф. Васильева 39
Заключение 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

пейзаж готовый.docx

— 90.88 Кб (Скачать файл)

Одна из лучших картин этого  цикла – «Мокрый луг» (приложение 2). «Мокрый луг» говорит о мужественной позиции художника, о потребности утверждения позитивного идеала в искусстве. «Картина, верная с природой, не должна ослеплять каким-нибудь местом, не должна резкими чертами разделяться на цветные лоскутки»,-говорил сам автор. Художник Н.Н. Ге сказал о Васильеве, что «он открыл живое небо» [15, с.354]. Это было большим завоеванием русского пейзажа.

За неё Общество поощрения художеств присудило ему премию. Произошло и еще одно важное событие, Академия художеств заочно присудила Васильеву, который не сдавал экзамены за академический курс, звание «классного художника первой степени». Это звание позволяло баллотироваться на официальные должности, а при поступлении на государственную службу получить чин 12 класса.

6 октября 1873 года Фёдор Александрович  Васильев умер. Друзья художника  устроили его посмертную выставку. Удивительно, но все выставленные  на ней работы, включая эскизы  и зарисовки, были раскуплены  еще до её официального открытия. Только Павел Третьяков приобрел  для своей галереи сразу 18 картин.

«Он прожил короткую, но прекрасную творческую жизнь. «Ему суждено было внести в русский пейзаж то, что последнему недоставало и недостает: поэзию при натуральности исполнения»,- написал о нём Крамской.

Таким образом, наиболее значительные произведения Васильева: «Приближение грозы», «Полдень», «Болото», «Вид на Волге», «Перед грозой», «Зимний пейзаж», «Взморье», «Оттепель», «Зима», «Мокрый луг». Федор Васильев — один из самых талантливых русских пейзажистов; картины его отличаются поэтичностью и редкой гармонией красок.

Судьба его трагична. Двадцати трех лет, в самом расцвете таланта, он уходит из жизни. Но его творчество продолжает свою бессмертную жизнь. Произведения, сохраняя дух теперь уже далекой эпохи, покоряют безграничной любовью к русской природе, ко всему живому на земле, воспевают самые прекрасные чувства человека, которые тот переживает, глядя на красоту родной земли. И даже репродукции его картин помогают сохранить духовный мост с Родиной тем, кто по каким-либо причинам оказался от нее вдали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Русская пейзажная живопись 19 века развивалась в соответствии с общими тенденциями художественного  развития и эволюции других живописных жанров и прошла в 19 веке два этапа  своего развития, за временную границу  между которыми принято считать 1850-е годы.

В первой четверти пейзаж постепенно освобождался от канонов классической живописи. Природа стала пониматься как сфера выражения сугубо личных чувств. Таким образом, было положено начало романтическому направлению  в русской пейзажной живописи, в рамках которой также принято  выделять 3 течения: живопись городских  видов, итальянское направление  и национальный русский романтический  пейзаж, давший толчок к развитию реалистических тенденций.

В начале 50-х годов начинает складываться качественно новое  направление- реалистический , национальный пейзаж. Необходимо отметить, что данное течение было неразрывно связано с историческими событиями второй половины 19 века, крестьянский вопрос волновал всех и не оставил равнодушным и пейзажистов. В рамках данного направления природа перестала использоваться как выражение собственных чувств. Художники теперь стремились реально отражать окружающую их действительность, без преувеличений и искажений.   Именно в этом направлении работали и создали произведения, имеющие мировое художественное значение, такие пейзажисты, как Шишкин, Саврасов, Васильев, Куинджи и многие другие выдающиеся художники. По количеству талантливых видописцев 19 век заметно выигрывает по сравнению с другими и недаром его принято называть «золотым» веком русской живописи, на него ложится период расцвета русского пейзажа.

«Пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» есть лучший, и он действительно прекрасен, хотя тут же Боголюбов и барон Клодт, и Шишкин. Но все эти деревья, вода и далее воздух, а душа есть только в грачах», — так описывал И.Н. Крамской свои впечатления от выставки Товарищества передвижников в 1871г., где впервые было показано ставшее затем столь знаменитым полотном Алексея Кондратьевича Саврасова. Именно этому пейзажу Саврасова суждено было сыграть выдающуюся роль в истории развития русской пейзажной живописи. Он открыл собой эпоху лирического освоения художниками русской природы. С «Грачей», по меткому выражению Крамского, начались поиски «души» русской природы в живописи. Современников порожала поэтическая проникновенность пейзажа при исключительной простоте и скромности мотива. Это было открытие и завоевание Саврасова, продолженное и развитое впоследствии его учеником И.И. Левитаном и А.А. Коровиным. В этом видел художник специфику и своеобразие русской природы. Следует отметить еще один очень важный момент в саврасовском восприятии образа русской природы: пейзаж в картине «Грачи прилетели» неразрывно связан с жизнью русского народа, одухотворен его незримым присутствием. Образ жизни народа определяет специфику пейзажного мотива; в свою очередь природа формирует художественные и эстетические вкусы народа. В этом ярко появилась глубокая национальность и подлинная народность популярного пейзажиста А.К. Саврасова.

 Федор Васильев — один  из самых талантливых русских  пейзажистов; картины его отличаются  поэтичностью и редкой гармонией  красок.

Наиболее значительные произведения Васильева: «Приближение грозы», «Полдень», «Болото», «Вид на Волге», «Перед грозой», «Зимний пейзаж», «Взморье», «Оттепель», «Зима», «Мокрый луг».

Судьба его  трагична. Двадцати трех лет, в самом расцвете таланта, он уходит из жизни. Но его творчество продолжает свою бессмертную жизнь. Произведения, сохраняя дух теперь уже далекой эпохи, покоряют безграничной любовью к русской природе, ко всему живому на земле, воспевают  самые прекрасные чувства человека, которые тот переживает, глядя  на красоту родной земли. И даже репродукции  его картин помогают сохранить духовный мост с Родиной тем, кто по каким-либо причинам оказался от нее вдали.

Необходимо отметить, что  эволюция и достижения данного живописного  жанра не остались в стороне от внимания передовой общественности. Развитие пейзажной живописи, ее достижения постоянно обсуждались в русском  обществе, как профессиональными  исследователями-критиками, так и  простыми ценителями и любителями данного  жанра. И это не случайно, так как  в 19 веке русскими художниками-пейзажистами были созданы выдающиеся произведения, без которых немыслима была бы русская художественная культура, не было бы  опыта, на который опирались  и создавали не менее великолепные творения следующие поколения пейзажистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Астафьев Б.В. Русская живопись. Мысли и думы/Б.В.Астафьев. Л., 1966, с. 52
  2. Бенуа А. История русской живописи в 19 веке/А.Бенуа.- М.: Республика,1995. - с.307-324.
  3. Богемская К.Г. Пейзаж. Страницы истории/К.Г.Богемская. М.: Галактика,1992. с.173-179.
  4. Добровольский О. Саврасов/О.Добровольский. - М.: Мера,2001- 304 с.
  5. Ионина Н.А. Сто великих картин/Н.А.Ионина. - М.: Вече, 2004. с. 280-283.
  6. Мальцева Ф.С. А.К. Саврасов/Ф.С.Мальцева. - Л.: Художник РСФСР,1984. 192 с.
  7. Мальцева Ф.С. Мастера русского реалистического пейзажа/Ф.С.Мальцева. -. М.: Издательство Государственной Третьяковской Галереи,1953. 178 с.
  8. Мальцева Ф.С. Мастера русского пейзажа: 1870-е годы /Ф.С.Мальцева. - М.: Искусство,1999. 73 с.
  9. Островский Г. Рассказы о русской живописи/Г.Островский. - М.: Изобразительное искусство,1971. с.243- 258.
  10. Пейзаж в русской живописи: Альбом / Под ред. Д. Сарабьянова. М.: Гознак,1972. 93 с.
  11. Саврасов А. Из собрания Государственной Третьяковской Галереи: Альбом / Авт.-сост. В.А. Петров. М.: Изобразительное искусство,1986. 48 с.
  12. Стасевич В.Н. Пейзаж. Картина и действительность./В.Н.Стасевич М.: Просвящение,1978. с.77-82.
  13. Стасов В.В. Избранные статьи о русской живописи/В.В.Стасов. -М.: Искусство,1968. с.5-41.
  14. Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж 18 – начала 20 века/А.А.Федоров-Давыдов.- М.: Советский художник, 1986. с.151-153.
  15. Федоров-Давыдов А.А. А.К. Саврасов 1830-1897/А.А.Федоров-Давыдов.- М.: Академия художеств СССР,1950. 78 с.
  16. Энциклопедия пейзажа/ Под ред. М.И.Ткач.- М.: ОЛМА ПРЕСС Образование,2002. с.300-301, 338-341.
  17. Ягодовская А.Т. О пейзаже/А.Т.Ягодовская -. М.: Советский художник,1963. с.36-41.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Пейзажная лирика в творчестве А.К.Саврасова и Ф.А.Васильева