Пейзажная лирика в творчестве А.К.Саврасова и Ф.А.Васильева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 02:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования: Каждому чувствующему человеку памятны свои особые ощущения при встрече с красивыми природными явлениями: лесом, поляной в цветах, розами, радугой, горами, морями. А затем, с возрастом, мы знакомимся с произведениями художников, которые с помощью кисти и красок изобразили мир природы. А.К.Саврасов И.И. Шишкин, И.И. Левитан, А.И. Куинджи и Ф.А.Васильев открыли для нас свой взгляд на окружающий мир — такой удивительный и очень разный. А все они работали в жанре пейзажа.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Пейзаж: общая характеристика и история становления 8
1.1 Истоки развития пейзажного жанра в русском искусстве 8
1.2. Становление реалистической пейзажной живописи в России и черты русского пейзажа 20
Глава 2. Особенности русского пейзажа второй половины 19 века 29
2.1. Мастер лирического пейзажа А. Саврасов 29
2.2. Пейзажная лирика Ф. Васильева 39
Заключение 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

пейзаж готовый.docx

— 90.88 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

3

Глава 1. Пейзаж: общая характеристика и  история становления

8

1.1  Истоки развития  пейзажного жанра в русском  искусстве 

8

1.2. Становление реалистической  пейзажной живописи в России  и черты русского пейзажа

20

Глава 2. Особенности русского пейзажа  второй половины 19 века

29

2.1. Мастер лирического пейзажа А. Саврасов

29

2.2. Пейзажная лирика Ф. Васильева

39

Заключение

44

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

47

Приложения

49


 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования: Каждому чувствующему человеку памятны свои особые ощущения при встрече с красивыми природными явлениями: лесом, поляной в цветах, розами, радугой, горами, морями. А затем, с возрастом, мы знакомимся с произведениями художников, которые с помощью кисти и красок изобразили мир природы. А.К.Саврасов И.И. Шишкин, И.И. Левитан, А.И. Куинджи и Ф.А.Васильев открыли для нас свой взгляд на окружающий мир — такой удивительный и очень разный. А все они работали в жанре пейзажа.

Пейзаж (от французского слова «paysage») означает вид, изображение какой-либо местности, а в изобразительном искусстве так называется жанр. Основной предмет изображения — природа, виды городов, архитектурные комплексы, горы, моря. Как самостоятельный жанр пейзаж появляется в средневековом Китае еще в VI веке. Пейзажи китайских художников очень одухотворены и поэтичны. Они как бы вбирают в себя представления о необъятности и безбрежности мира природы.

Образы русской лирики, которые повторял в своем творчестве почти каждый русский художник, –  дорога, листопад, облака – ставшие  классическими, традиционными, – это  пейзажные образы.

Великие живописцы России оставили нам такие образцы пейзажной  лирики, которые сами по себе стали  национальной гордостью, славой России, начиная с «Грачи прилетели» А.К.Саврасова или «Оттепели» Ф.А.Васильева. В пейзажной лирике наиболее тесно ощутима связь художника с его родными местами. Эта связь конкретна.

Велико воспитательное значение природы. Выступая в тесном союзе  с природой, пейзажная лирика имеет  большой воспитательный смысл и  значение. Описанная художником природа живет в памяти людей, заставляет видеть мир лучше и подробней.

Пейзаж – казалось бы, самый отдаленный от общественных проблем жанр живописи – всегда социален, так как он является художественным отображением отношения человека к природе, а оно всегда имеет социальную окраску. Пейзажная живопись не только отражает познавательную и преобразовательскую деятельность человека, но и сама является средством изучения природы и ее преобразования. Пейзажной живописи доступна огромная выразительность и проникновенность в передаче богатой гаммы человеческих чувств, тончайших оттенков настроений. Пейзажная картина – это сложная система, в которой отражаются особенности восприятия человеком природы, уровень художественного мышления, эстетические взгляды и общественные отношения.

Степень научной  разработанности проблемы: Литературу, использованную при подготовке работы, условно можно разделить на несколько групп:

           К первой из них относятся  большие научно-популярные работы, рассматривающие именно проблемы  русской пейзажной живописи на  определенных этапах. Хорошо и  подробно освещены история и  проблематика русского пейзажа  19 века в работах А. Федорова  – Давыдова [14]. На страницах своего труда он отводит большое внимание истории сложения и развития пейзажной русской живописи 19 века, что является очень ценным и полезным материалом при изучении темы данной работы. Также в трудах содержатся пространные главы, посвященные творчеству отдельных художников. В целом, историко-теоретические исследования  Федорова-Давыдова отличаются последовательностью, обстоятельностью изложения, написаны простым, доступным языком.

К этой же группе можно отнести  пространный труд К.Г. Богемской [3], посвященный истории мировой пейзажной живописи. Наиболее интересными и информативными с точки зрения изучения темы данной курсовой работы являются главы, освещающие историю развития и расцвета российской пейзажной живописи в 19 веке. В книге автор дает общую характеристику, зарождения и развития романтизма и реализма в русском пейзаже, кратко освещает творчество выдающихся представителей данного жанра. Необходимо отметить, что К.Г.Богемская в своем труде приводит высказывания общественных и культурных деятелей, самих художников о своем творчестве, что позволяет использовать их в работе и дать самостоятельную оценку, невзирая на мнение автора.

         К следующей категории необходимо  отнести библиографическую редкость-работу  известного исследователя А.Н.Бенуа [2], вышедшую на рубеже 19-20 веков. В ней автор попытался осмыслить, что же представляла собой и в целом, и в деталях история русского искусства в XIX. В рамках данной работы рассматривается и пейзажная живопись как неотменная составляющая русской художественной культуры 19 века. Так целью работы А.Н. Бенуа было рассмотрение художественно жизни 19 столетия  в целом, он не так много внимания уделяет вопросам, рассматриваемым мною в данной работе.

Наиболее обширную группу представляют научно-популярные издания  по всеобщей истории искусства, отдельные  главы которых посвящены специфике  данного жанра. Содержанием этих глав является анализ общих проблем  пейзажа, история развития данного  жанра, краткая характеристика творчества отдельных его представителей, подчеркивается идейный, демократический характер живописи 2-ой половины 19 столетия. В общих разделах раскрывается тесная связь русской живописи с литературой.  Данные труды несут много полезной информации и активно использовались мною при подготовке работы. Учитывая то, что данные труды имеют общетеоретический характер, в них в краткой форме, поверхностно и не детально  рассматриваются явления, имеющие непосредственное отношение к тематике моей работы. Также очень трудно проследить по ним эволюцию такого жанра, как пейзаж.

Нельзя не упомянуть еще  об одной важной категории использованной в работе литературы. Сюда мы относим  работы, рассматривающие локальные  явления в русской пейзажной  живописи.

Так, Ф.С. Мальцева [8] в своем труде подробно освещает и характеризует творчество мастеров русского реалистического пейзажа, общие тенденции развития данного жанра. Эта работа позволяет более детально и глубоко изучить именно реалистическое направление пейзажной живописи 19 века.

В труде А. Ягодовской [17] также затронут сравнительно небольшой круг явлений в истории живописного жанра. Материал, относящийся к истории развития и художественной специфике пейзажа остался в книге разобщенным, не очень хорошо прослеживаются общие тенденции. Также работа содержит характеристику отдельных работ видописцев 19 века, сравнение приемов, использовавшихся пейзажистами и результатов, достигнутых ими. Однако, не всегда автору удается объективно оценить творчество художников, очень силен субъективизм.

Таким образом, проанализировав, использованную при подготовке данной работы литературу, можно сделать вывод о том, что глубокое и детальное изучение данной темы, а именно развития русской  пейзажной живописи в 19 веке представляется актуальным, так как  пейзажная  живопись, активно развиваясь в 19 веке, перешла из категории вспомогательных  жанров и заняла одну из главенствующих ролей в русской живописи, обогатив, тем самым, всю мировую художественную культуру

Проблема исследования: В различных жанрах русской живописи находят свое отражение, свое художественно-образное утверждение разные стороны нашей жизни и окружающей нас действительности. По разнообразию жанров, по степени их развития можно судить, насколько широко охватывает искусство жизнь, как полно выражает живопись чувства, мысли и интересы советских людей. Наряду с тематической картиной, с исторической и бытовой живописью важную роль играет пейзаж. Он также служит художественно-образному осознанию и утверждению жизни, являются носителями новых идей и чувств, пропагандистами благородных идеалов, средством эстетического воспитания народа.

Объект исследования: творчество А.К.Саврасова и Ф.А.Васильева.

Предмет исследования: лирический пейзаж.

   Цель исследования: рассмотреть пейзажную лирику как особый вид живописи. Являясь одним из важнейших средств выражения, они дают ценителям прекрасного возможность понять мировоззрение автора, состояние его души, проникнуть в его мысли и чувства. Пейзаж как фон может оттенять переживания героя, создавая соответствующее настроение, или, наоборот, подчеркивая их силу и остроту при помощи контраста.

Задачи исследования:

-  изучить стоки развития  пейзажного жанра в русском  искусстве;

-  проанализировать становление  реалистической пейзажной живописи  в России и черты русского  пейзажа;

- ознакомиться с творчеством  мастера лирического пейзажа  А. Саврасова;

- рассмотреть пейзажную лирику Ф. Васильева. 

Методы исследования: анализ научной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Пейзаж: общая характеристика и  история становления

    1. Истоки развития пейзажного жанра в русском искусстве 

 

Пейзаж завоевал место  одного из ведущих жанров живописи. Его язык стал, подобно поэзии, способом проявления высоких чувств художника, областью искусства, в которой выражаются глубокие и серьезные истины о  жизни и судьбах человечества, в нем современник говорит  и узнает себя. Вглядываясь в произведения пейзажной живописи, прислушиваясь  к тому, о чем повествует, изображает природу художник, мы учимся знанию жизни, пониманию и любви к  миру и человеку.

Крупнейшие русские исследователи  русской живописи в целом, и пейзажной  в частности, отмечают выдающуюся роль пейзажа в высоком расцвете русской  живописи в 19 веке. Завоевания и достижения русской пейзажной   живописи 19 века имеют мировое значение и  непреходящую ценность, и, как отмечает А. Федоров-Давыдов в своей работе, «образы природы, созданные русскими художниками, обогатили русскую  и мировую культуру» [15, с.3].

В русской живописи прошлого столетия раскрываются две стороны  пейзажа как вида живописи: объективная-то есть изображение, вид определенных местностей и городов, и субъективная - выражение в образах природы человеческих чувств и переживаний. Пейзаж является отображением находящейся вне человека и преобразуемой им действительности. С другой стороны, он отражает и рост личного и общественного самосознания.

Безусловно, развитие пейзажной  живописи немыслимо в отрыве от роста  научного самосознания, поэтического чувства, развития науки и искусства. На всем протяжении 19 века выдающиеся деятели в области науки и  искусства , высказывали свои мнение о достижениях русской пейзажной живописи, вступали в полемику по тем или иным вопросам, связанным с данной областью художественного выражения. 

Вот что писал К.А. Тимирязев, один из величайших русских ученых-естествоиспытателей, ценивший и любивший пейзажную живопись вообще и русскую в частности: «Очевидно, между логикою исследователя  природы и  эстетическим чувством ценителя  ее красот  есть какая-то внутренняя органическая связь» [12, с.16]. Другой великий ученый Д.И. Менделеев очень высоко ставил успехи русской национальной живописи и заявлял: «....быть может, придет время, когда наш век будет считаться эпохой естествознания и философии ландшафта в живописи» [12, с. 24].

В трудах, посвященных истории  развития живописи, при рассмотрении творчества русских художников-пейзажистов, проводятся многочисленные музыкальные  и поэтические параллели.

Однако,  впервые вопрос о русской природе как предмете  изображения был поднят В. Г. Белинским в сороковых годах. В статьях [12, с.22], посвященных творчеству Пушкина, Белинский подчеркивал, что Пушкин был первым поэтом, увидевшим красоты природы не  в роскошных пейзажах Италии, а в скромных ландшафтах родной  страны.

Поэзией Пушкина раскрывались для восприятия новые грани природы, так как то, «что для прежних  поэтов было низко, то для  Пушкина  было благородно; и то, что для  них была проза - для него  поэзия». В связи с поэзией Пушкина Белинский  поднимал ряд принципиальных вопросов,  относящихся непосредственно к области  реалистической эстетики: о верности изображения родной природы; о способности поэта и художника «делать  поэтическими  самые прозаические предметы»; о сущности поэтического подражания  в произведении, изображающем природу, и, наконец, национальном своеобразии поэзии Пушкина, которое раскрылось в  стихах, посвященных русской природе. Говоря о Пушкине как о поэте национальном, Белинский приводит здесь же блестяще выраженную мысль Гоголя: «Сочинения Пушкина, где дышит у него русская природа, так же тихи и беспорывны, как русская природа,  их может совершенно понимать тот, чья душа носит в себе чисто русские элементы, кому  Россия – родина».  Гоголь считал Пушкина поэтом,  обладавшим в высокой степени развитым чувством национального самосознания. Именно оно, по мнению Гоголя, и помогало поэту глубоко чувствовать и раскрывать в своих стихах особую красоту, присущую русской природе. «Чем предмет обыкновеннее, — пишет Гоголь, - тем выше  нужно быть поэту, чтобы извлечь из него обыкновенное и чтобы это необыкновенное было, между прочим, совершенная истина» [12, с.24].

Информация о работе Пейзажная лирика в творчестве А.К.Саврасова и Ф.А.Васильева