Осоебенности организации образовательного процесса с детьми с нарушением речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Важным компонентом в образовательном процессе МДОУ «Ручеёк» является коррекционно-развивающее обучение и воспитание, позволяющие решать задачи своевременной эффективной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. С целью оказания помощи детям в возрасте 5-7 лет, имеющим нарушения устной речи (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, фонематическое недоразвитие речи, недостатки произнесения отдельных звуков) в МДОУ «Ручеёк» успешно функционирует логопедический пункт. В своей деятельности логопедический пункт реализует следующие задачи:
коррекция нарушений устной речи;

Файлы: 1 файл

коррекц. программа.docx

— 70.27 Кб (Скачать файл)

2.5.Осоебенности  организации образовательного процесса с детьми с нарушением речи

 

Важным компонентом  в образовательном процессе МДОУ «Ручеёк» является коррекционно-развивающее  обучение и воспитание, позволяющие  решать задачи своевременной эффективной  помощи детям с ограниченными  возможностями здоровья.       С целью оказания   помощи детям  в возрасте 5-7 лет, имеющим нарушения  устной речи (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, фонематическое недоразвитие речи, недостатки произнесения отдельных  звуков) в МДОУ «Ручеёк» успешно  функционирует  логопедический пункт.  В своей деятельности логопедический пункт реализует следующие задачи:

      • коррекция нарушений устной речи;
      • своевременное предупреждение, и преодоление трудностей в освоении воспитанниками образовательных программ по дошкольному воспитанию;
      • пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей), воспитанников.

         В своей деятельности  учитель-логопед   реализует «Программу обучения  и воспитания детей с фонетико-фонематическим  недоразвитием речи», Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.

        Основной деятельностью логопедического  пункта является:

      • проведение регулярных подгрупповых и индивидуальных занятий с воспитанниками по исправлению фонетико-фонематического, фонематического недоразвития речи, нарушения произношения отдельных звуков;

Подгрупповые  и индивидуальные занятия проводятся не менее 2-3 раз в неделю, их периодичность  определяется тяжестью нарушений речевого развития детей. Длительность вышеуказанных  занятий составляет 10-15 минут. Подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся  в свободное  время  с учетом режима работы ДОУ.   

  Педагог-психолог проводит психодиагностику  детей, коррекционно-развивающие  занятия, оказывает психолого-профилактическую  и консультативную помощь родителям  и педагогам ДОУ. В работе  с детьми педагог - психолог  использует программу «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», С.В. Крюкова, программу работы  с тревожными детьми «Радуга». Автор-Коваленко Е.В.

       Эффективность    коррекционной      работы  в    ДОУ обеспечивают    следующие условия:    систематичность   проведения; распределение материала  в порядке нарастающей сложности;  подчинённость заданий выбранной  цели;  чередование и вариативность  различных методов и приемов,  и т.д.

В ДОУ действует  психолого-медико-педагогический консилиум (далее ПМПк) с целью  обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического  сопровождения воспитанников с  ограниченными возможностями здоровья, исходя из реальных возможностей ДОУ  и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными  и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

      В своей деятельности ПМПк  реализует следующие задачи:

      • выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в детском саду) диагностика отклонений в развитии или состояний декомпенсации;
      • профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
      • выявление резервных возможностей развития;
      • определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках, имеющихся в ДОУ возможностей;
      • разработка индивидуальных рекомендаций педагогам для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания детей;
      • подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень успешности;
      • организация взаимодействия между педагогическим коллективом и родителями;
      • участие в просветительской      деятельности,      направленной на      повышение психолого-педагогической, медико-социальной и правовой культуры педагогов, родителей (законных представителей);
      • консультирование      родителей   (законных представителей) педагогических, медицинских и социальных работников, представляющих интересы ребенка.
      • референтное лицо и др.

К основным функциям ПМПк  относятся:

      • диагностическая – распознавание характера отклонений в поведении; изучение социальной ситуации развития, положения в коллективе; выделение доминанты нравственного развития; определения потенциальных возможностей и способностей воспитанников;
      • воспитательная – разработка проекта педагогической коррекции в виде ряда воспитательных мер, рекомендуемых воспитателю, родителям (законным представителям); непосредственное воспитательное воздействие на личность ребенка в ходе взаимодействия с ним;
      • реабилитирующая – защита интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные или воспитательно-образовательные  условия.

Обследование  ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников ДОУ с согласия родителей  на основании договора между МДОУ «Ручеёк» и родителями воспитанников. Обследование проводится каждым специалистом индивидуально  с учетом реальной психофизической  нагрузки на ребенка в присутствии  родителей. По данным обследованиям  каждым специалистом составляется заключение, и разрабатываются рекомендации, обязательные для выполнения всеми  специалистами, работающими с ребенком. На основании полученных данных коллегиально составляются заключение консилиума и  рекомендации по обучению, развитию и  воспитанию ребенка с учетом его  индивидуальных возможностей и особенностей.

При отсутствии в ДОУ условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при  необходимости углубленной диагностики  и решении конфликтных и спорных  вопросов, связанных с зачислением  ребенка в специальную (коррекционную) группу, специалисты ПМПк рекомендуют  родителям  обратиться в городскую  психолого-медико-педагогическую комиссию.

 

 

Организация логопедического сопровождения  детей с нарушениями речи:

-  фонетико-фонематическое  недоразвитие (ФФНР);

- фонетическое недоразвитие (ФНР);

- фонематическое недоразвитие  речи (ФоНР);

реализуется в соответствии с  Законом РФ «Об  образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.96 № 12-Ф3 в части соблюдения прав на получение образования детей  с отклонениями в развитии.

 

Основные направления организации  логопедического сопровождения.

 

   Логопедическое просвещение – система мероприятий, направленных на формирование у обучающихся, их родителей (законных представителей), и педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в логопедических знаниях и значении деятельности логопеда в образовательном процессе.

  Логопедическая профилактика – мероприятия, направленные на предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся в образовательных учреждениях, возможных нарушений в развитии речи, разработка конкретных рекомендаций  обучающимся, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по  развитию речи.

  Логопедическая диагностика – комплексное обследование  обучающихся, воспитанников, определение структуры и степени выраженности речевого дефекта, индивидуальных особенностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания.

  Логопедическая коррекция и развитие – активное логопедическое воздействие, направленное на устранение и компенсацию выявленных отклонений в развитии речи обучающихся.

   Логопедическое консультирование – оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим  участникам образовательного процесса в вопросах развития речи, методах и приемах коррекции отклонения в речевом развитии.

Логопедическое сопровождение осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности  с квалифицированной коррекцией недостатков в речевом развитии детей;  
 

Реализация образовательных областей

при  логопедическом сопровождении  детей старшего дошкольного возраста 

 

Образовательные области

                реализация

Виды деятельности

1

 «Познание»

Расширение кругозора в процессе работы над лексическими темами, рекомендуемыми воспитателям и родителям.

Осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), образовательной деятельности с квалифицированной коррекцией недостатков в речевом развитии детей, осуществляемая в ходе режимных моментов;  
     самостоятельной деятельности детей;  
     взаимодействии с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.  

2

 «Социализация»

Формирование первичных ценностных представлений о нормах речевого общения, соблюдение элементарных правил поведения в обществе

3

 «Безопасность»

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в процессе работы над лексическими темами.

4

«Коммуникация»

Развитие свободного общения со взрослыми  и детьми , усвоение лексико-грамматических категорий и связного высказывания на базе правильно произносимых звуков, систематическое закрепление правильного звукопроизношения в свободном речевом общении

5

«Художественное творчество»

 

Использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения  активного словаря и развития мелкой моторики рук.

6

«Труд» -

Формирование  желания добиваться  положительных результатов посредством  выполнения специальных упражнений,  формирование позитивной самооценки деятельности.

7

«Чтение художественной литературы» -

Использование художественных произведений для обогащения активного словаря  и звуковой стороны речи

8

- «Музыка» -

Развитие речевого дыхания, музыкально-ритмической  деятельности на основе музыкальных  произведений.

9

- «Физическая культура» 

- Развитие игровой деятельности  в части подвижных игр на  развитие мелкой моторики рук  , координации движений   и правильного  дыхания

10

«Здоровье»

Формирование здорового образа жизни  дошкольников. Активизация словаря  и звуковой стороны речи, развитие правильного дыхания, через расширение кругозора детей о здоровом образе жизни.


 

 

Образовательной деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в речевом развитии детей проходит на подгрупповых и индивидуальных занятиях.   

Подгрупповые  занятия в логопункте  по формированию звукопроизношения у детей с ФФНР проводятся  2 раза в неделю. Индивидуальные занятия проводятся 3 раза в неделю с воспитанниками, имеющими дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия) и 2  раза с воспитанниками, имеющие дефекты речи, обусловленные   дислалией.

Занятия для детей с ФФНР и ФНР планируются  и проводятся учителем- логопедом  индивидуально, в зависимости от вида речевого нарушения.

Учителем-логопедом  ведется  учет реализации поставленных в индивидуальном плане задач  по всем направлениям работы еженедельно  с указанием динамики коррекции.

С целью взаимодействия с воспитателями  ведется тетрадь коррекционной  работы, где зафиксированы данные о ребенке, фактическое состояние  речи (звукопроизношение, слоговая структура, лексико-грамматический строй речи, связная речь, уровень состояния  мелкой моторики).  В соответствие с поставленными задачами воспитателями  проводится коррекционная работа по задачам,  поставленным учителем-логопедом.

В соответствие с речевыми диагнозами учителем-логопедом проводится индивидуальная работа с музыкальным руководителем  и инструктором по физическому воспитанию по вопросам речевой коррекции, развитию общей и мелкой моторики. Инструктор по физической культуре на физкультурных занятиях с детьми выполняет коррекционные задачи общего   физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем – логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.    Выполнение    заданий, движений по образцу, а также наглядный показ, словесная инструкция позволяют решить задачи словесной регуляции действий и функций, активного   внимания, развитие пространственно-временной организации движения.

  

     Важным моментом является  формирование  на музыкальных занятиях  у  детей речевого дыхания, правильной  артикуляции и интонационно- выразительной  речи через использование различных  попевок, прибауток, скороговорок, пропевание  на слогах, с произнесением  согласных, которые сочетают в  себе движение губ и кончика языка. С целью умения детей соотнести речь с движением применяется логоритмические упражнения. Музыкальный руководитель согласовывает с логопедом репертуар, распевки,  решает, кто из детей готов выступать на празднике с чтением стихов или исполнять определенные роли.

Информация о работе Осоебенности организации образовательного процесса с детьми с нарушением речи