Оренбургский пуховый платок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:09, реферат

Описание работы

Оренбургский пуховый платок (шаль) - это Тонкий, словно снежное кружево, мягкий, как облако, теплый, как мамины руки, оренбургский пуховый платок не просто старинный народный промысел, это еще и визитная карточка Оренбурга и один из вековых символов всего русского народа с богатой историей! Оренбургский платок - это теплое вязаное изделие из козьего пуха квадратной формы, состоящее из середины, которая как правило имеет цельную, сплошную вязку, и узористой каймы, дополняющей шерстяную шаль. Традиционный оренбургский платок плотный и толстый, по весу превосходит все остальные пуховые изделия, весит в среднем 300-600 гр.

Содержание работы

Условия и факторы способствующие появлению промысла…………..2
Местонахождения…………………………………………………………….4
Периодизация…………………………………………………………………6
Технология изготовления…………………………………………………...10
Виды оренбургских пуховых платков……………………………………..19
Оренбургский пуховый платок в наши дни………………………………22
Список литературы…………………………………………………………...24

Файлы: 1 файл

нхк.docx

— 1.01 Мб (Скачать файл)

Оглавление

Условия и факторы  способствующие появлению промысла…………..2

Местонахождения…………………………………………………………….4

Периодизация…………………………………………………………………6

Технология изготовления…………………………………………………...10

Виды оренбургских пуховых платков……………………………………..19

Оренбургский  пуховый платок в наши дни………………………………22

Список литературы…………………………………………………………...24

 

                       Оренбургский пуховый платок

Оренбургский пуховый  платок (шаль) - это Тонкий, словно снежное кружево, мягкий, как облако, теплый, как мамины руки, оренбургский пуховый платок не просто старинный народный промысел, это еще и визитная карточка Оренбурга и один из вековых символов всего русского народа с богатой историей! Оренбургский платок - это теплое вязаное изделие из козьего пуха квадратной формы, состоящее из середины, которая как правило имеет цельную, сплошную вязку, и узористой каймы, дополняющей шерстяную шаль. Традиционный оренбургский платок плотный и толстый, по весу превосходит все остальные пуховые изделия, весит в среднем 300-600 гр.

 

         Условия и факторы способствующие появлению промысла

По одному из преданий первые прибывшие на Урал русские переселенцы, также не могла не привлечь одежда местного населения - калмыков и казахов. В лютую стужу, когда даже русская шуба плохо держала тепло, скотоводы гарцевали на своих низкорослых лошадках в легкой с виду одежде из козьих шкур и войлока. "Как же они терпят такой холод?" - дивились казаки. Дивились до той поры, пока не узнали, что под легкими душегрейками у скотоводов надеты теплые поддевки и шарфы, связанные из шелковистого пуха, начесанного с коз. Платки были сшиты без каких-либо узоров, выполняя лишь утилитарную функцию: сохранить тепло своему хозяину. Стали казаки выменивать пух и изделия из него на чай и табак. У калмыков и казахов вязка изделий из пуха была "глухой". 

Такой подход к вязанию  пуховых платков изменился, когда  за дело взялись русские казачки, начавшие наносить узоры на пуховые  изделия. Достаточно быстро такое новшество  становилось все более распространенным, и оренбургские пуховые платки становились  известными уже и за пределами  региона. Необычайный пух оренбургских коз вместе с изумительными узорами  завоевывали новых почитателей.

Настоящая слава к оренбургскому  пуховому платку пришла в XIX веке. Деревенские  рукодельницы стали получать международные  награды. Интерес к региону возрос настолько, что заморские купцы  приезжали в далекую российскую провинцию за пухом знаменитых коз. Иностранные компании пытались наладить производство в Европе и даже Южной  Америке.

За тысячи километров увозились  козы, но удивительным было то, что уже  через 2-3 года после переселения  козы теряли свои лучшие свойства и  приносили пух, мало отличающийся от пуха обычных коз: тонкий пух козам нужен для сохранения тепла, а мягкий климат Франции этому не способствовал.. Только морозный уральский климат был хорош для оренбургских коз. Отчаявшись заполучить оренбургских коз, иностранцы стали закупать пух из Оренбурга. Изделия были настолько знамениты, что одна из английских компаний, выпускавшая пуховые платки, делала на них пометку “имитация под Оренбург”. 
 
В XX веке войны и железный занавес советского времени означали окончание эпохи мировой известности Оренбургского региона. Однако это не означало окончания развития пуховязального промысла. Одним из новведений стало использование пуха как оренбургских, так и волгоградских коз. Пух волгоградских коз хорошо подходил для вязания белых платков, что оценили местные рукодельницы.

Другим изменением стало  основание Оренбургской фабрики  пуховых платков. Мастерами цеха становились рукодельницы знаменитых пуховязальных районов. Саракташские мастерицы по праву заняли видное место на Фабрике. Использование  машин открыло широкие возможности  для экспериментов: возможность  наносить на пуховые изделия фактически любые узоры за короткое время  открывало простор для фантазии. Серединка платка вязалась даже лучше, чем вручную. 
 
Снова как и в XIX веке оренбургский пуховый платок оказался в центре внимания, на этот раз в пределах СССР. Прибыть из Оренбурга без пухового платка стало считаться неуважением. Отбывающие в Оренбург неизменно получали одно и то же задание: привезти знаменитое изделие домой.

Фабрика получала большое  количество писем с одной и  той же просьбой, но почти всегда с сожалением приходилось отказывать: фабрика была не в состоянии удовлетворить  спрос даже в Оренбургской области, о других регионах речь идти не могла. Оренбургский пуховый платок стал роскошью. 
 
Изменения в политическом и экономическом курсе страны в начале 90-х принесли перемены пуховязальному промыслу. Дефицит оренбургских изделий в других областях привел к тому, что предприниматели стали возить пуховые платки в отдаленные регионы России, где спрос населения на оренбургскую продукцию был высок даже во время экономического спада. 
Однако говорить о развитии промысла в последние 15 лет было бы неверным. Помимо ухудшившегося экономического положения промысла, появилась новая проблема: подделки, наводнившие российские рынки. “Настоящий оренбургский пуховый платок”, от которого через месяц остаются только х/б-нитки, завоевал рынки куда быстрее настоящих изделий, портя имя Оренбургу. На “настоящие изделия с Оренбургской фабрики” наклеиваются такие же “настоящие” этикетки. О ручной работе и говорить не приходится: даже в Оренбурге отличить качественное вязание неспециалисту сложно.

 

                               Местонахождения 
 
Оренбургский край создавался из городов - крепостей Орска, Борска, Бузулука, Татищева и др. для защиты принявших российское подданство казахов, башкир, калмыков. Активно начал заселяться с 30-х годов XVIII в. В 1743г. на высоком берегу р. Яик, недалеко от впадения в него Сакмары, был заложен Оренбург, ставший главным городом обширного края и важным центром торговли со странами Востока. В 1744 г. был принят указ 'Об учреждении Оренбургской губернии и подчинении под ее ведомство Уфимской провинции и всех в тех местах строящихся крепостей. В 1925 г. Оренбургская губерния была выделена из состава Киргизской республики и присоединена к РСФСР. В 1934 г. образована Оренбургская область в ее современных границах.  
 
Оренбург находится на необыкновенной земле, расположенной в нескольких природных зонах и населенной людьми разных национальностей. Человек многими корнями связан с местом, где он родился, рос, мужал. Особенности родного края, его экономика, экология, культура формируют характеры людей, их взгляды на окружающую среду. Без их познания нельзя изучить свою страну, а тем более весь мир.  
Оренбургская область всегда славилась вязанием оренбургских пуховых платков, он по сей день остается символом и визитной карточкой региона.  
Пуховые изделия оренбургских мастериц давно получили широкую известность не только в России, но и далеко за ее пределами. 
     Оренбургские пуховые платки не имеют равных себе по тонкости работы, оригинальности узора, красоте отделки, эластичности, прочности и способности сохранять тепло. Особым изяществом отличаются ажурные платки, так называемые «паутинки». Несмотря на большой размер — 210 х 210 сантиметров, «паутинку» легко можно уложить в скорлупу гусиного яйца или пропустить через обручальное кольцо.  

Уникальность  оренбургского платка не только в  его красоте и узоре, но и в  качестве. Настоящие шали изготавливают  из тончайшего пуха козы оренбургской породы, выросшей на Губерлинских горах.  

Губерлинские горы – это горы, которые находятся внизу, - так говорят местные жители про губерлинский ландшафт. И правда, после долгой дороги по плато перед глазами вдруг резко, словно из-под земли, вырастает восхитительная горная панорама. Причем это не голые скалы, а покрытые очень густым ковром цветов и трав (в том числе и лекарственных) хребты. Не случайно именно эта местность, именуемая в народе "оренбургской Швейцарией", - самая лучшая для выращивания коз. Совокупность климатических условий и растительности и создает почву для появления у животных особого пуха.

Центральная усадьба "Губерлинского" - село Хмелевка – небольшой островок цивилизации среди гор. Живут  здесь примерно 250 человек, 40 постоянно  заняты разведением коз. Но еще около 800 (из других сел сельсовета) так  или иначе касаются производства. И живут, надо сказать, не сладко. В  двухэтажном здании правления, построенном  в 70-е годы, нет даже воды. Молодежи остается все меньше, в ближайшее  время хотят закрыть школу.

Общее поголовье оренбургских коз сегодня составляет семь тысяч  голов. Все они рассредоточены по так называемым точкам – станам в горах, где постоянно живут  чабаны, пасут, ухаживают за ними. Для  коз приспособлены специальные  кошары – летние загоны с теплыми  зимними сараями. Точек под Хмелевкой  восемь, на каждой по 600 - 700 голов.

                                         

 

Периодизация

 Пуховязальный промысел  в России возник очень давно:  примерно двести лет назад.  Появившись первоначально в Оренбургском  крае, он затем получил распространение  в Пензенской губернии.  
     Оренбургский пуховязальный промысел возник на базе козоводства. Население Оренбуржья им занималось давно, но до шестидесятых годов XVIII века коз разводили прежде всего для получения молока, мяса и кожи.  
      Первый, кто обратил внимание на особую ценность козьего пуха и на необходимость разведения специальной породы пухоносных коз, был Петр Иванович Рычков (1712–1777) — первый член-корреспондент Академии наук, историк Оренбургского края. Свои наблюдения и результаты проделанного им опыта по очистке и обработке пуха он опубликовал в 1765 году в «Трудах Вольного Экономического общества». Поднятый П. И. Рычковым вопрос о применении козьей шерсти для производства пуховых изделий вызвал живой интерес. В 1770 году «Вольное Экономическое общество» наградило жену П. И. Рычкова Елену Денисовну золотой медалью за отличное исполнение пуховых изделий.  
     Можно с полным основанием считать временем зарождения в Оренбуржье пуховязального промысла вторую половину XVIII века. При этом необходимо иметь в виду, что речь идет о зарождении именно промысла, а не пуховязального рукоделия, о существовании которого оренбургские женщины знали раньше. Деятельность Рычковых содействовала широкому распространению пуховязального дела в губернии, превращению его из занятия одиночек в хорошо развитый промысел, официально зарегистрированный в списках крестьянских кустарных промыслов.  
      Пуховязальное дело особенно было распространено в деревнях по берегам Урала и Сакмары, главным образом в Оренбургском и Орском уездах, где изготовлением платков занимались почти все женщины и девушки.  
    

К середине 19 века  оренбургские платки приобрели мировую славу. Лучшие  из них неоднократно экспонировались  на всероссийских  и международных  выставках.

Мировое   же признание  пуховый платок получил в 1857 году, когда он был впервые представлен  на международной ярмарке в Париже.

В 1862 году на выставке в Лондоне  международная комиссия  присудила  лучшей мастерице - оренбургской казачке  Марии Николаевны Усковой медаль «За шали из козьего пуха». Оренбургские платки, представленные на этой выставке, были раскуплены в несколько дней. В пояснительной надписи к платкам  было записано «Изделия сего рода производятся ручной работой повсеместно в Оренбургском крае».

Так началось путешествие  оренбургских  пуховых платков  по всему миру: Лондон, Берлин, Стокгольм, Вена, Шанхай, Брюссель.

В 1882 году на всероссийской  выставке художественной промышленности в Москве экспонировалось 6 оренбургских платков. В отчетах экспертной комиссии о них сказано: «В Оренбургской коллекции  конкурируют два выдающихся платка высокого качества, оценены оба по 100 рублей, работы Н. Р. Владимировой и  М. Н. Усковой из гор. Оренбурга...»  Средняя стоимость обычного платка в ту пору была 18–35 рублей. 

На той же выставке были представлены и пензенские пуховые  изделия, в том числе и пуховые  платки, по поводу которых в отчете экспертной комиссии записано: «Для местного потребления платки эти вполне подходящие, но на внешних рынках пензенские изделия  с оренбургскими пока конкурировать  не могут».  
     Представляет интерес содержание пояснительной надписи к оренбургским платкам, экспонированным на лондонской выставке: «Изделия сего рода производятся ручной работой повсеместно в Оренбургском крае. Платков поступает в продажу в продолжение года до трех тысяч штук».  
     Три тысячи платков в год — это достаточно выразительная цифра, чтобы судить о размерах пуховязального производства в Оренбургской губернии в середине XIX века.  

Под влиянием высоких цен  и все возрастающего спроса производство пуховых платков в конце XIX века начинает развиваться очень быстро, главным образом на территории современных  Саракташского, Оренбургского, Кувандыкского, Орского и ряда других районов.

Известная в дореволюционное  время исследовательница пуховязального промысла в Оренбуржье С. А. Давыдова в «Очерках пуховязального промысла в России» сообщала, что в конце  прошлого столетия в Оренбургской губернии насчитывалось 4000 вязальщиц. В 1908 году на территории Оренбургского казачьего  войска этим промыслом было занято более 12000 казачек, изготовлявших ежегодно свыше 35 000 пуховых платков. А через два года, в 1910 году, общее число пуховязальщиц — казачек и крестьянок составляло 20 568 человек.

С 1926 года производство платков  организуется в артели. В 1938 году  был организован отраслевой  промысловый  союз, которому был подчинён и пуховязальный  промысел. В октябре 1960 года образован  комбинат оренбургских пуховых платков. А в  1965 году начала  давать продукцию  новая пуховязальная фабрика, использующая механический способ обработки пуха и изготовления платков. С 1993 года на базе фабрики организовано ОАО «Ореншаль». Налажен выпуск свыше шестидесяти  наименований пуховых изделий.

Одной из известных пуховниц Оренбургской области является Магинур Абдуловна Хусаинова из с.Сакмара. Ее работы хранятся в музеях России, Японии и Малайзии, в частности, в Музее исламского искусства в Куала-Лумпуре и Музее искусства Азии при Университете Малайя.

Информация о работе Оренбургский пуховый платок