Общее и отличие современных форм НХК: художественной самодеятельности, любительского творчества. Мстерская миниатюрная живопись

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 21:11, контрольная работа

Описание работы

Основная задача самодеятельности заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создании условий полной самореализации в сфере досуга.
Цель первая - изучить сущность и специфику художественной самодеятельности и любительского творчества, найти общее и отличие между ними.
Цель вторая – выявить особенности мстерской живописи, ознакомиться со статьями из журналов «Клуб» и «Народное творчество», сделать аннотацию на основе данных статей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Тема 1: Общее и отличие современных форм НХК: художественной самодеятельности, любительского творчества
Глава 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1.Зарождение самодеятельного художественного творчества в недрах народной художественной культуры
1.2. Ретроспектива развития художественной самодеятельности
Глава 2. СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА И ОСОБЕННОСТИ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
2.1. Художественная самодеятельность: определение и признаки
2.2. Художественная самодеятельность и профессиональное искусство
Глава 3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ ТВОРЧЕСТВО. ОБЩЕЕ И ОТЛИЧИЕ
Тема 2: Мстерская миниатюрная живопись:
1. Возникновение и местонахождение мстерской живописи
2. Характерные особенности техники мстерских живописцев, цветовая гамма художественных миниатюр
3. Лаковая мстерская живопись
4. Изученные статьи журналов «Клуб» и «Народное творчество»
•Аннотаци на статью «Мне нравится рисовать солнце»
•Аннотация на статью «Живёт в народе красота»
•Аннотация на статью «Расписная сказка Архангельского края»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

НХК.docx

— 64.28 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

 

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра Культурологии и социологии

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Народная Художественная Культура»

тема 1: «Общее и отличие современных форм НХК: художественной самодеятельности, любительского творчества»

      тема 2: «Мстерская миниатюрная живопись»

 

 

 

 

 

 

 

 

         Выполнила:

Титова Ю.А.

ИЗО гр. 205 РХ

Преподаватель:

                    Ершова Т.М.

 

                                                                             Оценка «______________________

  «_____» __________________ 20      г.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧЕЛЯБИНСК 2012

 

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

Тема 1: Общее и отличие современных форм НХК: художественной самодеятельности, любительского творчества

Глава 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1.Зарождение самодеятельного  художественного творчества в  недрах народной художественной  культуры

1.2. Ретроспектива развития  художественной самодеятельности

Глава 2. СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА И ОСОБЕННОСТИ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

2.1. Художественная самодеятельность: определение и признаки

2.2. Художественная самодеятельность и профессиональное искусство

Глава 3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ ТВОРЧЕСТВО. ОБЩЕЕ И ОТЛИЧИЕ

Тема 2: Мстерская миниатюрная живопись:

1. Возникновение и местонахождение мстерской живописи

2. Характерные особенности техники мстерских живописцев, цветовая гамма художественных миниатюр

3. Лаковая мстерская живопись

4. Изученные статьи журналов  «Клуб» и «Народное творчество»

  • Аннотация на статью «Мне нравится рисовать солнце»
  • Аннотация на статью «Живёт в народе красота»
  • Аннотация на статью «Расписная сказка Архангельского края»

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Мстерская миниатюрная живопись (Иконы)

Приложение 2. Н.П.Клыков «На покосе». 1994. Музей народного искусства. Москва.

Приложение 3. Фёдор Шилов "Тройка" 1959

Приложение 4. Николай Дмитриев "В загорском монастыре"

Статья 1. «Мне нравится рисовать солнце»

Статья 2. «Живёт в народе красота»

Статья 3. «Расписная сказка Архангельского края»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

ВВЕДЕНИЕ

 

Жизнь современного человека многогранна и разнообразна в  своих проявлениях. От того, как отдыхает человек, во многом зависит его самочувствие, здоровье и, в конечном счёте, его работоспособность. Высокий ритм жизни, поток впечатлений и разнообразной информации оказывают прямое воздействие и на характер отдыха, способ использования свободного времени, на вкусы и потребности людей, их эстетические запросы. Вот почему в числе важных элементов досуга существенное место занимает любительское художественное творчество. Для такого рода занятий всегда найдётся место в школах, средних и высших учебных заведениях, на предприятиях, во Дворцах и Домах культуры, в сельских клубах и т.д.

Потребность в общении, самовыражении, стремление участвовать в общественной жизни, желание приобщиться к  искусству, побуждает множество  людей разного возраста участвовать  в самодеятельности. Любительское творчество многообразно, каждый может выбрать  тот вид, который ему по душе. Одним  близки подвижные и энергичные занятия  в танцевальном коллективе, другим - спокойное и неторопливое создание предметов декоративно-прикладного  искусства.

Основная задача самодеятельности заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных  форм досуга и отдыха, создании условий  полной самореализации в сфере досуга.

Цель первая - изучить сущность и специфику художественной самодеятельности и любительского творчества, найти общее и отличие между ними.

Цель вторая – выявить особенности мстерской живописи, ознакомиться со статьями из журналов «Клуб» и «Народное творчество», сделать аннотацию на основе данных статей.

 

Тема 1: Общее и отличие современных форм НХК: художественной самодеятельности, любительского творчества

 

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ  ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1.Зарождение  самодеятельного художественного  творчества в недрах народной  художественной культуры

С древних времен человек  стремился выразить свое личное мировосприятие посредством танца, рисунка, песни  и многого другого.

Танец - один из самых древних  и массовых видов искусства. В  нём находят отражение социальные и эстетические идеалы народа, его  история, трудовая деятельность на протяжении веков, жизненный уклад, нравы, обычаи, характер. Народ создаёт в танце  идеальный образ, к которому он стремиться и который утверждает в эмоциональной  художественной форме.

Художественно отражая действительность, танец передаёт миропонимание народа, его современное представление  о прекрасном - это одна из главных особенностей народного танца. В нём отражается современное понимание действительности средствами издавна сложившегося танцевального языка, доступного, понятного народу, любимого им. Содержание и выразительные средства народного танца всё время развиваются в соответствии с изменениями, происходящими в жизни.

История искусства танца  уходит в седую древность. На заре своего существования человечество открыло способы выражения мыслей, эмоций, поступков, через движения. Танец безмолвен. Здесь не звучит слово. Но выразительность пластики человеческого тела и музыкальных  ритмов и мелодий оказываются  могущественней, и поэтому язык танца  интернационален и понятен всем. [15, с.5]

Наряду с народным танцем развивались пение, декоративно-прикладное искусство и другие виды творчества. "Энергия созидания, потребность прекрасного … проявлялись в художественных промыслах, в богатстве и содержательности бытовой культуры" [23, с.33]

Существовали кружки любителей  танца, музыки, поэзии и многих других видов искусства и народного  творчества, но, как показывает история, судьба их была непродолжительной.

 

1.2. Ретроспектива  развития художественной самодеятельности 

В первые годы становления советской власти, были уничтожены, какие бы то ни было, культурные учреждения, особенно неформальные. Но необходимость формирования "нового человека" - строителя коммунизма, поставила перед необходимостью поиска новых форм влияния на сознание подрастающего поколения. Руководители государственных и партийных органов власти увидели в развитии художественной самодеятельности мощный рычаг не только повышения культурной жизни народа, но и воспитания его в духе "коммунистических идеалов". На основе городского фольклора и бытовой любительской художественной практики формировалась новая форма творчества, которая отличалась от предыдущих прежде всего своей организационной оформленностью, жанровой определенностью, наличием социальных целей и задач. Вначале это был период спонтанного зарождения и прорастания ростков художественной самодеятельности в недрах существующих форм городской художественной культуры. Постепенно существующие жанры городского фольклора, любительского творчества трансформировались, принимали за образец профессиональное искусство - театр, хор, инструментальное исполнительство. Появились любительские самодеятельные художественные образования. Самодеятельные коллективы возникали при клубах, домах (дворцах) культуры, фабриках, заводах, учебных заведениях, воинских частях, колхозах, совхозах, на транспорте и т.д.

К середине 30-х гг. художественная самодеятельность достигла высокого идейно-художественного  уровня. Многие мастера профессионального искусства взяли шефство над самодеятельными коллективами. В 30-е гг. в различных союзных и автономных республиках распространение получили самодеятельные национальные хоры, ансамбли песни и пляски, кружки изобразительного и прикладного искусства. С конца 30-х гг. в репертуар театральных коллективов начали входить лучшие пьесы советских драматургов, классические произведения. Для руководства самодеятельностью и помощи ей был создан Центральный дом самодеятельного искусства, преобразованный в 1936 во Всесоюзный дом народного творчества (с 1939 - им. Н.К. Крупской), а в 1958 - Центральный дом народного творчества (ЦДНТ). В 1940-х гг. дома народного творчества организованы во всех республиках, краях и областях.

Во время Великой Отечественной  войны главное место в репертуаре художественной самодеятельности заняла военно-патриотическая тема. Велась большая  работа по обслуживанию фронта, госпиталей, предприятий оборонной промышленности и т.д.

Наивысшего расцвета самодеятельное искусство в современном его  понимании достигло после Отечественной  войны в период патриотического  подъёма, когда во многих сферах искусства  к руководству пришли бывшие фронтовики, которым было что рассказать и  создать в искусстве.

Советская власть создала  все условия для развития народного  творчества. "Благодаря руководству  Советского правительства в середине XX века произошел расцвет культуры и искусства страны. Одной из составных  частей большой работы в области  культурного строительства явилась  художественная самодеятельность" [16, с.3] В эти годы она приняла необычайно широкий размах. Появились десятки тысяч хореографических кружков в школах и клубах с миллионными участников в них. Возникли специальные методические центры по руководству художественной самодеятельностью. "Прошедший в 1951 году Всесоюзный смотр художественной самодеятельности - яркое свидетельство успехов в этой области". [16, с.4] С конца 50-х гг. наиболее зрелые самодеятельные коллективы получили звания народных театров. Помимо драмматических, работают также и музыкальные театры - оперные. Распространение получили различные самодеятельные ансамбли, оркестры, цирковые и эстрадные коллективы, хоры.

В 70-80-х годах проводились  ежегодные смотры художественной самодеятельности. В 1975 году состоялся первый Всесоюзный фестиваль художественного самодеятельного  творчества трудящихся. Широкий размах самодеятельное искусство получило и в других странах, где были созданы  благоприятные условия для развития художественной самодеятельности.

Массовое развитие самодеятельности выявило много талантливых исполнителей и постановщиков. Было создано большое  количество профессиональных коллективов. Среди них прославленные ансамбли народного танца, ансамбли песни  и пляски, русские народные хоры, составной и неотъемлемой частью которых являются танцевальные группы.

Художественная самодеятельность продолжает жить и сегодня. Задачами современной художественной самодеятельности являются - проведение общегородских  праздников, массовых гуляний. В программу  развития культуры входит стимулирование народного творчества, развитие художественной самодеятельности.

 

 

 

 

2. СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА И  ОСОБЕННОСТИ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО  ТВОРЧЕСТВА

 

2.1. Художественная  самодеятельность: определение и  признаки

Художественная самодеятельность - непрофессиональное художественное творчество народных масс в области  изобразительного и декоративно - прикладного, музыкального, театрального, хореографического  и циркового искусств, киноискусства, фотографии и др. Художественная самодеятельность включает в себя создание и исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно или  в одиночку.

Коллектив художественной самодеятельности - творческое объединение любителей  одного из видов искусства, работающее на добровольных общественных началах  при клубах или других культурно-массовых учреждениях. Коллективная самодеятельность имеет ряд особенностей. Это наличие  единой цели, руководителей, органов  самоуправления, а также сочетание  общественных и личных устремлений  и интересов участников самодеятельного  коллектива.

Сущностные признаки самодеятельного  творчества: добровольность участия  в самодеятельном коллективе, инициатива и активность участников самодеятельности, духовная мотивация участников самодеятельных коллективов, функционирование самодеятельности в сфере свободного времени. Специфические  признаки самодеятельного творчества: организованность, отсутствие у участников самодеятельности специальной подготовки к деятельности, более низкий, чем  у профессиональных коллективов  уровень деятельности, безвозмездность  и др.

Любительское творчество - уникальное социально-культурное явление, с многотипной и полифункциональной структурой, которое обладает свойствами досуга и художественной культуры. Как известно, досуг - это часть свободного времени, направленная на развитие личности, используемая для общения, потребления ценностей духовной культуры, развлечений, различных видов нерегламентированной деятельности, обеспечивающих отдых и дальнейшее развитие личности. Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в нём физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. [18, с.13]

Информация о работе Общее и отличие современных форм НХК: художественной самодеятельности, любительского творчества. Мстерская миниатюрная живопись