Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 17:50, доклад

Описание работы

Сказка о Снегурочке появилась из старинного славянского обряда похорон Костромы. Кострому хоронят по-разному. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому, или топят в реке, или сжигают, подобно Масленице на костре. Само значение слова Кострома схоже со словом костер. Сожжение Костромы - это проводы зимы. Обряд производят чтоб обеспечить плодородие земели.Точно так же и Снегурочка прожила до весны и погибла на костре.
по новому мы видим образ снегурочки в сказке А. Н. Островского.Из маленькой девочки – внучки она превращается в красивую девушку, способную зажечь пламя в сердцах юных берендеев чувством любви.

Содержание работы

- Истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян. 1) Варианты народных и авторских сказках:
1.1. А.Н.Афанасьев.
1.2.Владимир Даль.
2) Пьеса для театра А.Н. Островского «Снегурочка».
3) Музыка П.И.Чайковского к спектаклю «Снегурочка».
4) Опера-сказка Н.А.Римского-Корсакова.
5) Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве.
5.1. Книжные:И.Билиблин и
5.2 .Живопись:К.Коровин,В.Васнецов.
5.3. Эскизы костюмов и декораций.
- Кинофильмы и мультфильмы «Снегурочка».

Файлы: 1 файл

Исследовательский проект по искусству.docx

— 25.69 Кб (Скачать файл)

Муниципальная Общеобразовательное Атомное Учреждение

 Муниципальная Общеобразовательная  школа №17,г. Новотроицк,Оренбургская область.

 

 

 

 

 

 

Исследовательский проект по искусству.

«Полна чудес могучая природа».

Весенняя сказка:

«Снегурочка».

 

                                                Выполнила:

                                                               ученица 8 б класса                                           

             Куманяева Тая.

                                                                   Преподаватель:

                                                                  Бердникова

                                                                 Галина

                                                                Владимировна.

                                      2015 
Содержание:

- Истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян. 1) Варианты народных  и авторских сказках:

1.1. А.Н.Афанасьев.

1.2.Владимир Даль.

2) Пьеса для театра А.Н. Островского «Снегурочка».

3) Музыка П.И.Чайковского к спектаклю «Снегурочка».

4) Опера-сказка Н.А.Римского-Корсакова.

5) Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве.

5.1. Книжные:И.Билиблин и

5.2 .Живопись:К.Коровин,В.Васнецов.

5.3. Эскизы костюмов и декораций.

- Кинофильмы и мультфильмы «Снегурочка».

 

Введение:                                                            Истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян:

Сказка о Снегурочке появилась из старинного славянского обряда похорон Костромы. Кострому хоронят по-разному. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому, или топят в реке, или сжигают, подобно Масленице на костре. Само значение слова Кострома схоже со словом костер. Сожжение Костромы - это проводы зимы. Обряд производят чтоб обеспечить плодородие земели.Точно так же и Снегурочка прожила до весны и погибла на костре. 
по новому мы видим образ снегурочки в сказке А. Н. Островского.Из маленькой девочки – внучки она превращается в красивую девушку, способную зажечь пламя в сердцах юных берендеев чувством любви.

Она выглядела очень бледной и такая же под стать была и ее одежда, бело – голубая шубка с меховой шапкой и рукавичками. Пьеса была написана в форме драмы, прекрасная и милая девушка погибает летом во время проведения древнего славянского ритуала в честь бога Солнца Ярилы. 
Варианты народных и авторских сказок:

В русских народных сказках Снегурочка никак не связана с Дедом Морозом. Это сказочная снежная девушка, вылепленная бездетными стариками и растаявшая от огня. В этой сказке нашел отражение миф о природных духах, погибающих при смене сезона (рожденное зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращаясь в облачко). Существует авторская версия этой сказки: «Девочка Снегурочка». Написал ее В. И. Даль. В этой сказке Снегурочка потерялась в лесу и её спасает собачка Жучка, выгнанная хозяином.   

Все сказки о Снегурочке собрал, записал и изучил собиратель фольклора А. Н. Афанасьев. Его книга вдохновила писателя А. Н. Островского, который в 1873 году написал известную пьесу «Снегурочка». В этом произведении Снегурочка предстаёт как дочь Деда Мороза и Весны-Красны. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. 

В сказке «Девочка Снегурочка» В. И. Даля старик со старухой наблюдали за чужими ребятами, «как они из снегу комочки катают, в снежки играют» и решили слепить себе дочку. «Старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять». Так появилась девочка «беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок».

Сказочная Снегурочка тает, прыгая с подружками через большой жаркий костер, и превращается в маленькое облачко, улетающее в небо.

Со временем образ героини трансформировался в народном сознании: Снегурочка становится внучкой Деда Мороза и ассоциируется с Рождественскими и Новогодними праздниками.

 

Пьеса для театра А.Н.Островского «Снегурочка»:  

1873 году А. Н. Островский, под влиянием идей А. Н. Афанасьева, пишет пьесу, столь известную  и любимую русским народом, - «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт  как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Внешне она предстает в произведении как прекрасная бледная светловолосая девушка, одета она в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Весь этот облик представляет зиму с ее белоснежностью снегов и холодом морозов. Весенняя же сторона характера героини представлена ее необыкновенной эмоциональностью и стремлением познать человеческие чувства, хоть и губительные для нее. Что удивительно, первоначально пьеса не имела успеха у публики, она казалась грубой и неумело написанной. Но это было только поначалу... 
Действие происходит в стране берендеев. Сказочный народ берендеи перестал жить в гармонии с природой. Из их жизни стала уходить любовь. Именно любовь стала сюжетным центром сказки, сотканной из народно-поэтических мотивов. Снегурочка олицетворяет сердечную стужу, дитя Мороза и Весны. Охраняя свою дочь, Мороз внес охлаждение и в отношения берендеев. А за “сердечную остуду” берендееа Ярило-Солнце, сердясь, “стужей мстит”. Тоскуя от одиночества, желая быть счастливой, как все берендеи, Снегурочка выпрашивает у своей матери девичью любовь. Загоревшись восторгом кипучих страстей, Снегурочка, как и предсказывал ее отец, гибнет “от сладких чувств любви”. 

 

 

Музыка П.И.Чайковского к спектаклю «Снегурочка»: "Снегурочка" Чайковского стала его подлинным шедевром, одним из самых вдохновенных сочинений, наполненных светом, богатством красок, буйным цветением сказочных колоритных образов. Это сочинение - кульминация в творческом союзе великого композитора и великого русского драматурга. И, что самое примечательное, этот творческий союз состоялся по совершенно формальному поводу. В начале 1873 года Малый театр закрылся на капитальный ремонт. Все три труппы императорских московских театров, драматическая, оперная и балетная должны были выступать на сцене Большого театра. Понадобились спектакли, в которых все три труппы могли быть задействованы. С предложением сочинить такой спектакль Дирекция обратилась к А.Н.Островскому. Музыку же по личной просьбе драматурга заказали 33-летнему Чайковскому, молодому профессору Московской консерватории. Он уже начал свой композиторский путь как оперный композитор, был автором двух симфоний. "Снегурочка" стала на его творческом пути мостиком от первых композиторских опытов и гениальных прозрений к "Лебединому озеру", "Евгению Онегину".

 

Опера-сказка Н.А.Римского-Корсакова:

Опера в четырех действиях с прологом Николая Андреевича Римского-Корсакова на либретто композитора, основанное на одноименной пьесе А.Н.Островского. 

Сказка А.Н.Островского «Снегурочка» была первый раз прочитана Римским-Корсаковым около 1874 года, когда она только что появилась в печати. Композитор вспоминал впоследствии, что тогда она ему мало понравилась, а царство берендеев показалось странным. Зимой 1879/80 годов он снова ее прочитал и, на сей раз «точно прозрел на ее удивительную красоту».

Воодушевленный новым сюжетом, Римский-Корсаков отправился в Москву, чтобы встретиться с Островским и испросить у него разрешения воспользоваться его произведением как либретто с правом внести в драму необходимые при работе над оперой изменения. Драматург принял композитора очень любезно, предоставил право должным образом распоряжаться текстом и даже подарил экземпляр своей сказки.   

Лето 1880 года Римский-Корсаков провел в деревне Стелево. Это было его первое лето в настоящей русской деревне. И все — пейзаж, пение птиц, обстановка — необычайно вдохновляли его на эту работу. Он работал целыми днями, «музыкальные мысли и их обработка преследовали меня неотступно, - писал впоследствии композитор. Он зафиксировал ход работы буквально по дням: начало 1 июня (написано вступление к прологу), окончание - 12 августа (заключительный хор). Ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и скоростью, как Снегурочка. О сочинении Снегурочки никто не знал, - писал композитор, - ибо дело это я держал в тайне, и, объявив по приезде в Петербург своим близким. Об окончании эскиза, я тем самым немало их удивил. Еще полгода композитор затратил на инструментовку оперы, и наконец 10 февраля опера была дана на сцене Мариинского театра в Петербурге. 

 

 

Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве:

*Декоративно-прикладное: Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями.

 


Информация о работе Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве