Изобразительное искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 22:24, статья

Описание работы

что представляет собой изобразительное искусство и как оно влияет на детей

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 198.45 Кб (Скачать файл)

Изобразительное творчество - одно из любимейших занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний изобразительной  грамоты. Необходим большой запас  зрительных образов и впечатлений, творческое воображение. У ребенка возникает желание передать в рисунках свои впечатления. Он берет в руки карандаш и рисует... Но наступает тот момент когда юных художник отбрасывает кисть и перестает творить. Как помочь ему? Здесь на помощь может прийти компьютер. Учитель и ученик на равных окунаются в мир искусства и техники.

Главной целью предмета «Изобразительное искусство» является развитие у детей  эстетического отношения к окружающему  миру.

Основными задачами уроков изобразительного искусства является знакомство учащихся с широтой и многообразием  поля художественно-изобразительной  деятельности. Изучение техники разных материалов и средств изобразительного искусства, знакомство с работами Великих  Мастеров, а так же создание и  восприятие художественных образов.

Как сделать каждый урок радостным, интересным, а главное – направленным на развитие каждого ребенка?

Я понимаю, сегодня педагогически  грамотным специалистом нельзя быть без изучения всего обширного  арсенала образовательных технологий. И необходимо ориентироваться в  широком спектре современных  инноваций. Из обилия концепций, теорий, технологий и методик я отобрала те, которые смогли бы мне помочь создать свою практическую, гибкую, авторскую интегрированную систему  работы, учитывая свои индивидуальные качества, сообразуясь с особенностями  доверенных мне детей, реалиями современного общества.

Мощный поток новой  информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении и в  кино, распространение игровых приставок, электронных игрушек оказывают  большое влияние на воспитание школьника  и его восприятие окружающего  мира. Существенно изменяется и характер его любимой деятельности – игры, изменяются и его любимые герои  и увлечения. Современный ученик не сидит на уроках, которые проходят по «классической схеме», открыв рот  и впитывая в себя, как губка, все  приготовленные для него знания. То есть современным учеником усваивается  только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая ему, вызывает приятные и  комфортные чувства, то, что меньше всего напрягает. Поэтому одним  из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и индивидуализации обучения современного ученика, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона является компьютер.

Использование компьютера на уроках изобразительного искусства  становится наиболее естественным благодаря  такому неподдельному детскому интересу. Компьютер удачно входит в синтез со школьными предметами художественно - эстетического цикла, гармонично дополняет  его, значительно расширяет его  возможности для интенсивного, эмоционально активного введения ребенка в  мир искусства и художественного  творчества.

После поступления в школу  компьютерного класса, а вместе с  ним и электронных изданий  на CD-ROM, среди которых были диски  по искусству, у меня появилась возможность  активно использовать готовый материал на своих уроках. Я почувствовала, что использование компьютерных технологий позволяет задавать темп изучения материала, адаптировать учебные  знания к возможностям учеников. Но работа по модифицированной программе  подсказала, что не все готовые электронные издания могут эффективно работать на авторском уроке, поэтому возникла необходимость в мультимедийной презентации, выполненной при помощи Microsoft Power Point. Собранный материал к теме урока, его структурирование, систематизирование, оформленные на слайде стали достигать поставленной на уроке цели. Презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, альбомов по искусству, недостающих предметов натурного фонда, аудио и видео аппаратуры. Таким образом, я сделала вывод, что для художественного образования CD может случить «сырьем», на основе которого я могу формировать собственные средства обучения, составлять свои презентации, слайд - фильмы, осуществлять свои образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогут разнообразить уроки изобразительного искусства.

Уроки – презентации широко использую:

· во время знакомства с  творчеством художников «Исаак Левитан», «И.И. Шишкин – певец русского леса»  и т.д.;

· при изучении жанров изобразительного искусства «В музеях хранятся картины  – натюрморты» «Портрет – жанр изобразительного искусства» и т.д.;

· при изучении тем по декоративно  – прикладному искусству «Дымковская  игрушка», «Сказочная Гжель», «Золотая Хохлома» и т.д.

· при изучении законов  композиции. Во время урока при  формировании новых знаний приходится рисовать множество эскизов, разъяснять и бесконечно рисовать на доске. На экране все композиционные ошибки наглядны, тем более что можно сопоставлять несколько эскизов на экране одновременно, выявить их достоинства и недостатки.

· при изучении законов цветоведения и т.д.

Я пыталась экспериментировать: в одном классе давала урок старым способом – проходила по рядам  от первых до последних, показывала вырезки  с фотографиями или репродукциями, а в другом – ребята смотрели презентацию темы на большом экране. Благодаря большому формату ребята окунаются в мир того события, той эпохи, о которой повествует художник. Такие просмотры с комментариями педагога производят на учащихся неизгладимое впечатление, что дает огромный толчок к творчеству.

После изучения теоретической  части следует задание и практическая работа учащихся. В этой части урока  тоже возможны варианты. Например, показ  последовательности работы над рисунком на доске. Рисую стоя боком к рисунку, частично загораживая собой, весь процесс  изображения и объяснения, что  отрицательно влияет на самооценку возможностей ученика, возникает множество вопросов. При работе с красками к доске  крепится лист бумаги, с помощью  красок и кисти показываю приемы рисования. Это тоже неудобно, ведь краска может потечь с вертикальной поверхности. Делаю вывод, что такой  метод не эффективен, получается низкий результат. Или при использовании  компьютерной техники можно наглядно и последовательно показать приемы изображения на большом экране. Видно  и понятно всем. Ученики при  этом получают навыки приемов рисования, уверенно повторяют линии, вносят свою фантазию.

В компьютерном классе уроки  рисования проходят редко, но с каким  восхищением они воспринимаются ребятами. В 5 классе после презентации  «Анималистический жанр» обучающиеся получают задание: изобразить животное с помощью геометрических фигур, используя графический редактор PAINT. Ребята моделируют фигуры животных, как реалистических, так и из фантастического мира, создавая персонажей различных по пластике, характеру и настроению.

В 7 классе «Изображение дороги»  по правилам перспективы, «Композиционный  центр в натюрморте», «Цвет в  интерьере» без особых усилий выполняются  ребятами в графическом редакторе PAINT, так как основы компьютерной графики они уже получили на уроках информатики. Основная форма организации  занятий – индивидуальная работа с каждым обучающимся, постановка посильной  творческой задачи и организации  педагогической помощи каждому.

Использование информационно-коммуникативных  технологий — необходимое условие  для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

Название: разработка стендов для кафедры изобразительное искусство  с учащимися средней школы  на основе использования творческих задач

Раздел: Рефераты по педагогике

Дипломная работа

По теме: «разработка стендов для кафедры изобразительное искусство  с учащимися средней школы  на основе использования творческих задач»

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ РЕДАКТОРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ

1.1 Понятие творческой  деятельности, пути и способы  реализации творческой деятельности

1.2 Психолого–педагогические аспекты организации обучения с использованием творческих задач, условия для его реализации

1.3 Творческая деятельность  школьников на уроках изобразительного искусства. Развитие творческой активности

1.4 Профессионально–педагогическая  деятельность по развитию творческих  способностей учащихся

Выводы по первой главе.

Глава II. ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГРАФИЧЕСКОГО И ТЕКСТОВОГО  РЕДАКТОРОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

2.1 Классификация творческих  задач

2.2 Использование творческих  заданий при изучении графического  и текстового редакторов

2.3 Метод проектов в  преподавании информатики

2.4 Творческие задания  на уроках программирования

2.5 Методика организации  и проведения творческих соревнований  на уроках изобразительного искусства

2.6 Интерпретация результатов  опытно-экспериментальной работы..95

Выводы по второй главе

Заключение.

Библиография

Приложение

 

Введение

Одна из главных задач, стоящих перед школой на новом  этапе ее развития, заключается в  необходимости обеспечить учащихся осознанными, прочными знаниями, развитии их самостоятельного мышления. Школа, стоящая на позициях воспитывающего и развивающего обучения, за последние  годы делает многое для того, чтобы  успешно решать задачу подготовки творчески  мыслящей личности. Каждый учитель  понимает, что научить школьников творчески мыслить – это значит обеспечить более успешное достижение главной цели воспитания – всестороннего  и гармонического развития личности.

Творчество представляет собой явление, относящееся, прежде всего к конкретным субъектам и связанное с особенностями человеческой психики, закономерностями высшей нервной деятельности, умственного труда, для реализации обучения графических редакторов на основе использования творческих задач, решающее значение имеют не само по себе содержание знаний, а в больше степени их структура, психологический тип усвоенных знаний, определяемый типом деятельности, в которой они приобретались. Без развитого внутреннего плана действий осуществлять творческий тип деятельности невозможно. Развитый внутренний план действий необходимое условие психологического уровня организации творчества.

Творческий тип мышления:

¾создает новые идеи, новый  взгляд на вещи;

¾связывает определенные предметы или образы так, как их раньше не связывали;

¾бесконечен и разнообразен.

¾позволяет ученику посмотреть на сложные для усвоения темы с  другого ракурса, воспринять их иначе, а значит усвоить материал в полной степени.

Творческое мышление –  это процесс, и, как всякий другой процесс обучения, подчинен определенным законам [1].

На начальных этапах исследования, творческое (или продуктивное) мышление обычно характеризуется как некоторый  процесс, приводящий к решению новых  для человека проблем и задач, в отличии от мышления репродуктивного, проявляющегося в решении стандартных, однотипных задач, когда способы их решения известны и отработаны [3].

Приступая к педагогической деятельности, прежде всего, необходимо исследовать, что ребенку дано от природы и что приобретается  под воздействием среды. Развитие природных  задатков личности, превращение их в способности одна из задач обучения и воспитания, решить которую без  применения творческих заданий на уроках изобразительного искусства нельзя.

Процесс обучения включает не только усвоение системы знаний, но и развитие творческого мышления. Среди факторов, активно влияющих на процесс реализации обучения с  использованием творческих задач, ведущая  роль принадлежит формированию творческого  мышления школьника, а также наличию  сформированных приемов умственной деятельности [3]. Особо важное внимание этим приемам необходимо уделяться  при организации творческого  проблемного обучения: ученики часто  не могут творчески подойти к  решению проблемы только потому, что  их исходные знания не формировались  в соответствии со структурой творческой мыслительной деятельности, что у  них оказались несформированными  необходимые тактические и стратегические способы творческой мыслительной деятельности. Поэтому мы поддерживаем точку зрения, которая заключается в утверждении, что, прежде чем приступать к реализации творческого обучения как оптимально организованной дидактической системы, надо научить учащихся творчески  правильно мыслить, т. е. сформировать основы самостоятельного творческого  мышления. А в условиях развивающего и воспитывающего обучения это значит не только воспитывать потребность  в знаниях, вооружать учащихся системой знаний, умений и навыков, но и сформировать современные способы творческого  познания.

Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших  задач в современной школе. Стремление реализовать себя, проявить свои творческие возможности – направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни стремление к  развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению  и проявлению всех способности личности.

Исследования Я.А.Пономарева, Л.Д.Сталяренко, М.Г.Ярошевского [5,8] в области развития и формирования творческого обучения теоретически обоснованы, однако работа над совершенствованием методики такого обучения, в том числе и на уроках изобразительного искусства, продолжается. Большое внимание уделяется выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.

Информация о работе Изобразительное искусство