Эстетическая ценность в дизайне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 07:11, курсовая работа

Описание работы

Эстетическое начало играет одну из первостепенных ролей в дизайне. Дизайн сознательно творит красоту. Он позволяет выйти за узкие рамки сугубо природного существования и способствует сохранению и утверждению «положительного человеческого смысла». Эстетическая ценность объекта дизайна неразрывна со всеми функциями. К примеру, организация предметного мира не возможна без гармонии, ибо понятие эстетики неразрывно с понятием определенного порядка. Взаимосвязь внутреннего мира человека и окружающего мира – вот в чем суть эстетического отношения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….
1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ЭСТЕТИКА………………………………….
1.1 Основные категории эстетики ………………….………………………….
2. ЗНАЧЕНИЕ ЭСТЕТИКИ В ДИЗАЙНЕ……………………………………..
2.1. Определение понятия «дизайн»……………………………………………
2.2. Эстетическая функция дизайна……………………………………………
2.3. Критерии оценки эстетических качеств дизайна…………………………
2.3.1 Признаки композиционного построения формы………………………..
2.4 Гармония как один из важнейших критериев оценки
объекта дизайна…………………………………………………………………
3. Особенности применения принципов эстетической целостности и гармонии в дизайне……………………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..

Файлы: 1 файл

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ В ДИЗАЙНЕ.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

 

 

2.3. Критерии оценки эстетических качеств дизайна

 

 

      Чтобы уяснить, что обусловливает эстетические качества вещи, нужно разложить общее понятие о красоте на составляющие. А так как о красоте судят по внешней форме предмета, то прежде всего нужно знать, какие признаки внешней формы вообще существуют. Только после этого можно начинать разговор о том, какими именно качествами должна обладать конкретная вещь, по каким законам она должна быть сделана, чтобы иметь право называться красивой. Тогда оценка будет аргументированной.

Многое делается понятнее, когда постигаются основные закономерности человеческого восприятия. Познается, как человек подходит к предмету, как им пользуется, оценивает, отличает, сопоставляет. Только изучив механизм восприятия, можно получить ключ к пониманию того, почему нам кажется, что этот предмет красив, как сделать предмет красивым, а всю предметную среду - гармоничной.

Человек интуитивно стремится пребывать в неком системно-упорядоченном пространстве, где все окружающее работает на  поддержание этого эмоционально равновесного состояния. Ключевым здесь является системность. Сознание устроено так, что воспринимает и закрепляет как ценные(в том числе эстетически) те объекты, которые обладают отчетливой и стройной системной организацией. Хотя системность есть качество прежде всего научного познания, качеством системности, в той или иной степени, обладает любое произведение исксства.

Создание художественного произведения в любой области искусства невозможно без композиционного построения, без приведения к цельности и гармонии всех его частей, всех его компонентов. Композиция — важнейшее средство построения целого. Под композицией мы понимаем целенаправленное построение целого, где расположение и взаимосвязь частей обуславливаются смыслом, содержанием, назначением и гармонией целого.

 Если речь идет о композиции, то всегда имеется в виду некая целостность, наличие сложного строения, содержащего противоречия, приведенные к гармоническому единству благодаря системе связей между элементами. Принцип эстетической целостности означает требование, или не всегда осознаваемое правило, способность соотносить любую деталь, элемент с целым и выражать это целое в любой детали и в любом элементе. Еще короче этот принцип формулируется как требование и способность видеть целое ранее его частей.

 Композиция отсутствует в хаотическом нагромождении предметов. Отсутствует и там, где содержание однородно, однозначно, элементарно. И наоборот, композиция необходима любой целостной структуре, достаточно сложной, будь то произведение искусства, научный труд, информационное сообщение или организм, созданный природой. Композиция необходима при создании форм предметного мира бытовых предметов, машин, зданий и других объектов дизайна и архитектуры; это также средство организации информации и средство построения художественной формы. Композиция обеспечивает логичное и красивое расположение частей, из которых состоит целое придавая ясность и стройность форме и делая доходчивым смысл художественной формы.

Композиция — способ организации «материала» искусства. Под материалом в данном случае подразумевается не только физическая составляющая, но и идея, натура, все, что будучи преобразовано актом творчества, создает художественное произведение в его конечной художественной форме. Без осмысления композиционного построения как средства организации материала невозможно ни выносить суждение о произведениях искусства, ни тем более, создавать их. Задачей композиционного построения произведения является распределение материала будущего произведения таким образом и в такой последовательности, в такой взаимосвязи частей произведения и всех элементов художественной формы, чтоб наилучшим образом выявить смысл и назначение произведения и создать выразительную и гармоничную художественную форму.

Гармонизируя форму, композиционное построение тем самым обогащает содержание и повышает эстетическую ценность произведения в целом. Таким образом, через композицию осуществляется неразрывное единство содержания и формы.

Вычленение композиционных средств и изучение их необходимо для освоения

основ композиции.

 

2.3.1 Признаки композиционного построения формы.

 

 

Композиционное построение формы предполагает наличие замысла, (цели, идеи). По определению Н. Волкова «композиция, конструкция для смысла». Может ли композиция быть лишенной смысла? Даже, в том случае, если произведение представляет собой несюжетную декоративную или абстрактную картину, она может содержать художественный замысел, идею, реализуемую

формальными средствами отношениями форм, цветовых пятен, линий, выражающих борьбу, взаимодействие сил, напряженность, они могут воздействовать на эмоции, рождать ассоциации, будучи приведены к гармоническим отношениям, обладать эстетической ценностью. Характерным признаком композиционного построения является то, что оно всегда развивается в

определенных границах. Эти границы определяются не только пространственными ограничениями (формой, размером и форматом листа, пространства стены или ограничением во времени в танце и музыке). Смысл границ, рамок в том, что бы отделить мир реальный от мира изображаемого. Характерным признаком композиционного построения является также структурность, сложность внутреннего строения произведения. Композиционное построение отличает наличие частей, связанных друг с другом системой отношений.

Единство и цельность  — важнейший признак композиции. В законченной композиции все взаимосвязано и все подчинено единой цели, идее, художественному замыслу.

Гармония целого — необходимое условие композиционного построения, важный его признак.

Мы рассмотрели признаки, по которым можно судить о композиционности произведения искусства или иной целесообразности структуры. Признаки эти являются зримым проявлением тех важнейших принципов композиции, которые лежат в основе композиционного построения. Это:

1. Принцип целесообразности.

2. Принцип единства  сложного (целостность произведения).

З. Принцип доминанты (наличие главного, ведущего начала).

4. Принцип соподчинения  частей в целом.

5. Принцип динамизма (движение — основа жизни и искусства).

6. Принцип равновесия, уравновешенности частей целого.

7. Принцип гармонии (гармоническое единство элементов формы между собой и единство формы и содержания в композиции на основе диалектического единства противоположностей).

Все эти принципы проистекают  из естественных, объективно существующих   факторов, из особенностей восприятия человеком реально существующей действительности и из социально-биологической потребности в познании, в искусстве как в способе освоения мира.

 

2.4  Гармония как один из важнейших критериев оценки объекта дизайна

 

 

Гармония — понятие диалектическое. Понятие гармонии включает в себя контраст как необходимое условие. Контраст способствует многообразию и разнообразию, без которых немыслима гармония. Контраст — одно из самых сильных выразительных художественных средств. «Гармония есть единение многого и согласие несогласного» (Филолай). Это знали древние. Художник XVIII в. Хогарт находил, что сущность гармонии в единстве и разнообразии. Однообразие утомляет. В смене противоположного проявляется диалектическая закономерность — отрицание отрицания. В зримых образах искусства она выражается через ритм и контраст. Смысл гармонии в обуздании хаоса. Но она осуществляет это через борьбу противоположных начал. Объединяя противоположные начала, гармония уравновешивает их, вносит меру и согласие, упорядочивает и в награду получает красоту.

Гармония — эстетическая категория. Симметрия, пропорции, ритм, контраст, цельность — образующие гармонию объективно связаны с природой, с движением и развитием материи. Наши эстетические представления тесно

связаны с этими понятиями. Однако, социальное бытие человека в разные эпохи под разным углом зрения рассматривало категории гармонии и это определяло их роль в общественной жизни и в искусстве. Представление о прекрасном развивалось, менялось. Гармония стала рассматриваться не как количественный, а как качественный принцип, объединяя физическое и духовное начала. Если древние греки считали прекрасным только упорядоченное и всякое нарушение симметрии и пропорций находили безобразным, то в последующие эпохи проявления прекрасного стали обнаруживать и в нарушении порядка, в

диссонансах, в кажущейся дисгармонии, ибо они свойственны жизни и, следовательно, являются частью какой-то иной гармонической системы, в которой обретают логику и смысл. «Прекрасное — есть жизнь», писал Чернышевский. И она не стоит на месте. Появления гармонии в природе и жизни шире, чем это может охватить любой канон, любая гармоническая система. И

человечество никогда не перестанет искать новых гармонических отношений, сочетаний, искать проявления иных гармонических закономерностей.

Гармония — эстетическая категория и ее нельзя сводить к понятию пропорции или симметрии. Она включает в себя многоплановые отношения человека с миром, социальные отношения, связана с представлением о нравственных ценностях

Стремление к гармоничным формам существования естественно для человека. Внесение гармонического начала в искусство — необходимость, вызванная потребностью реалистического отображения действительности с целью ее освоения, познания и верного отражения ее в художественной форме, предназначенной для эмоционального и целенаправленного функционального ее воздействия.

 

3. Особенности применения принципов эстетической целостности и гармонии в дизайне.

 

 

Дизайн ныне главная, наиболее развитая и теоретически осмысленная  сфера деятельности человека по законам  красоты вне искусства. Он охватывает область проектирования, производства и бытия вещей, изготовляемых промышленностью, с учетом их пользы, удобства и красоты.

Применение принципа эстетической целостности в дизайне  имеет свои особенности. Архитектура  проектирует основные параметры  существования социально-эстетического  мира, вносит в среду организацию, способствующую образованию и функционированию многообразных социальных, духовных смысловых миров. Дизайн в своем современном проявлении преимущественно проектирует как бы силовые поля вновь создаваемых миров, их социально-предметное, культурно-смысловое наполнение. Структуры, которые дизайн создает внутри социально-предметной, пространственно-временной среды, более гибки, подвижны, более чутко откликаются на изменения в мире культуры и моды. Они способствуют социально-эстетической дифференциации среды, предметному выявлению в ее недрах многообразных смысловых миров, а архитектура организует эти миры в единую, многомерную, целостную, пульсирующую смысловую сферу реальности. При этом дизайн в большей мере, чем архитектура, имеет дело с взаимодействием элементов системы "человек-предмет-среда" на операциональном уровне, то есть на уровне непосредственного взаимодействия предмета с человеком, рассматриваемым со стороны его психофизиологических, социально-психологических, антропометрических и социально-культурных качеств.

Дизайн обогатил принцип  целостности, как способ эстетического  формообразования, включив в проектирование требования физиологии, психологии, гигиены  труда, эргономики в целом, придав, таким  образом, требованию целостности форм новое гуманистические содержание.

Дизайнерские проектирование ориентировано на рынок и поэтому  неотделимо от маркетинга, постоянного  и внимательного изучения и реакции  потребительского поведения, моды, массового  сознания, норм повседневной культуры. Дизайн связывает в единое целое производство, информацию, потребление, культуру.

Современный дизайн проникает  в область проектирования информационных технологий и систем, коммуникативных  процессов, где он имеет дело с  невидимыми, не воспринимаемыми непосредственно  сторонами этих процессов.

Существенной особенностью применения принципа целостности в  дизайне является выработка принципа типологизирующей стилизации как способа  формообразования изделий массового  промышленного изготовление. Дело здесь  заключается в следующем. В условиях массового выпуска продукции одна и та же форма повторяется многократно, причем технология не позволяет или затрудняет вносить в объёмно-пространственную форму нюансы. Для того, чтобы придать изделию привлекательность, дизайнер обобщает форму, для чего, во-первых, выявляет логику эстетического строения самой вещи и, во-вторых, учитывает нормы эстетического восприятия данного времени. Оба эти моменты получают заостренное выражение во внешней форме изделия, в результате чего возникает легко угадываемый образ изделия как выражение его типовых особенностей и как эстетическая норма, образец изделий данного типа. Типологизация сказалась на форме современных легковых автомобилей, грузовых, специальных транспортных машин, станков определенного типа, на форме телевизора, холодильников и т.п.

Стилизация в этих случаях - не подделка под какой-то известный  стиль, не подражание и заимствование, а особый способ эстетического обобщения, диктуемый условиями современного машинного производства и особенностями  эстетического восприятия многократно репродуцируемых форм.

Таким образом, современный  дизайн и архитектура переходят  к синтезу проектирования, производства, потребления и культуры. Система "человек-предмет-среда" все в  большей степени рассматривается  как социальная целостность, требующая своего эстетического упорядочения и выражения.

Совершенствование предметного  мира, привнесение в него гармонии и красоты, безусловно, служит большей  привязанности людей к «миру  вещей», многие люди становятся зависимыми от  вещей, маниакально устремленными к их обладанию. Но чуткий к вечным ценностям дизайнер должен стать посредником между материальным и духовным миром, именно поэтому эстетическая функция дизайна имеет огромное значение

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Дизайн есть "эстетически  оформленный мир вещей". Дизайн - это мир нашего повседневного бытия, в котором уже трудно провести четкую грань между эстетической и функциональной компонентами, где функциональное часто становится эстетическим, а эстетическое - функциональным, где уже трудно разграничить понятийно дизайн, стиль и моду, ставшие разными названиями по существу одного и того же явления.

Информация о работе Эстетическая ценность в дизайне