Идентификации времени в работах Александра Бородянского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей творчества Александра Эммануиловича Бородянского с помощью изучения различных печатных источников по сценарной литературе и творчестве сценариста, также путем анализа сценариев и фильмов по теме данной работы.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
-Поиск и изучение литературы по данной теме.
-Ознакомление с творчеством Александра Бородянского.
-Просмотр фильмов с участием Александра Бородянского.
-Просмотр фильмов и сценариев Александра Бородянского.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1.Творческая биография Александра Эммануиловича Бородянского..............................................................................................................6
1.1.Основные этапы жизненного пути…………………………………........6
1.2.Человек с неиссякаемой фантазией…………………………………….12
Глава 2.Кухня сценариста……………………………………………………….17
2.1.«Героем моего фильма может стать встречный прохожий»………….17
2.2.Тандем с Шахназаровым……………………..…………………….......22
Заключение………………………………………………………………………...31
Список используемой литературы……………………………………………..33
Приложения.............................................................................................................35
Приложение 1: Александр Бородянский. Портрет………………………..35
Приложение 2:Кадры из фильмов………………………………………….36
Приложение3:Фильмография…………………………………………........38
Приложение 4: Киносценарий………………………………………….......40

Файлы: 1 файл

Медведева Курсовая Бородянский.docx

— 936.74 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный  университет им. Ф.М.Достоевского»

Факультет культуры и искусств

Кафедра кино-, фото-, видеотворчества

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Сценарное мастерство»

на тему

«Идентификации времени в работах Александра Бородянского»

 

 

Выполнила: студентка гр. КНБ–106-О-05 Медведева  Е.

Проверил: ст. преподаватель  Павлов А.Ю.

 

 

 

Омск,2013

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1.Творческая биография Александра Эммануиловича Бородянского..............................................................................................................6

1.1.Основные этапы жизненного пути…………………………………........6

1.2.Человек с неиссякаемой фантазией…………………………………….12

Глава 2.Кухня сценариста……………………………………………………….17

2.1.«Героем моего фильма может стать встречный прохожий»………….17

2.2.Тандем с  Шахназаровым……………………..…………………….......22

Заключение………………………………………………………………………...31

Список используемой литературы……………………………………………..33

Приложения.............................................................................................................35

Приложение 1: Александр Бородянский. Портрет………………………..35

Приложение 2:Кадры из фильмов………………………………………….36

Приложение3:Фильмография…………………………………………........38

Приложение 4: Киносценарий………………………………………….......40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Все любят ходить в кино, но никто не задумывается о том, что  интересная, цветная картинка на экране могла создаваться на протяжении нескольких месяцев или лет. Создание кино это колоссальная работа людей множества специальностей и профессий: актеров, режиссеров, костюмеров, гримеров, но главное, что на площадке присутствует драматург. Драматургов в современном кинематографе принято называть сценаристами. Сценарист – это создатель или автор любого художественного произведения, которое может лечь в основу создания кинофильма. Сценарий может быть написан как самим автором, так и созданным им по мотивам любого, уже написанного, литературного произведения. Сценарий это детище сценариста, которое не всегда может быть по вкусу массовой аудитории, но нет ни одного фильма снятого без сценария, следовательно, сценаристы востребованы на рынке киноиндустрии.

Целью данной работы является изучение особенностей творчества  Александра Эммануиловича Бородянского с помощью изучения различных печатных источников по сценарной литературе и творчестве сценариста, также путем анализа сценариев и  фильмов по теме данной работы.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

-Поиск и  изучение  литературы по данной теме.

-Ознакомление с творчеством  Александра Бородянского.

-Просмотр фильмов с  участием Александра Бородянского.

-Просмотр фильмов и  сценариев Александра Бородянского.

-Изучение авторских текстов и текстов, написанных совместно с другими кинодраматургами (К.Шахназаров, С.Говорухин, Ю.Поляков, В.Пронин и другие)

-Анализ изученного материала.

Объектом исследования является жизнь и творчество Александра Эммануиловича  Бородянского. Предметом – его  сценарное мастерство.

Методы исследования: аналитический, эмпирический, сравнительный, обобщение.

Теоретической основой данной работы послужили следующие статьи:

-Газета «Комсомольская  правда», Анастасия Плешакова  статья «Сценарист Александр  Бородянский: В продолжении «Мы  из джаза» прежних актеров  не будет», 8 апреля 2009 год.

-Еженедельник на русском  языке в Болгарии «Русская  газета», статья «Александр Бородянский:  “Героем моего фильма может  стать встречный прохожий, какая-то  ассоциация». 18 ноября 2004 год.

-Журнал «О чем говорит  Смоленск» №16 (62),  Юрий Семченков  статья «Профессиональный фантазёр  Бородянский», 24 сентября 2012 год.

-Журнал «Эхо планеты»,  Эля Полякова статья «Иногда  я чувствую себя приёмником, который  улавливает какие-то токи из  параллельного мира - сценарист Александр  Бородянский», май 2012 год.

Структура курсовой работы «Идентификации времени в работах Александра Бородянского» обусловлена поставленными в исследовании задачами. Глава первая «Творческая биография Александра Эммануиловича Бородянского» посвящена жизненному пути и творческому поиску Бородянского. Глава включает в себя два параграфа: «Основные этапы жизненного пути», «Человек с неиссякаемой фантазией».

Глава вторая «Кухня сценариста» посвящена изучению сценарного мастерства Бородянского. Глава включает в себя два параграфа: «Героем моего фильма может стать встречный прохожий», «Тандем с Шахназаровым».

В заключении на основании  биографии и творчества Бородянского делается вывод, что Александра Бородянского, попробовавшему свои силы в сочинении  сценариев, в режиссуре и в  актерском ремесле, можно смело  назвать гением отечественного кинематографа. Выделены особенности творчества как  киносценариста. Биография Бородянского, как сценариста, весьма насыщенна, но радует то, что этот жизнерадостный и энергичный человек до сих пор  полон идей и не собирается останавливаться  на достигнутом.

Научная новизна курсовой работы: данная работа позволяет систематизировать материал по жизни и творчеству кинодраматурга Александра Бородянского.

Практическая значимость: данная курсовая работа может послужить  учебно-методическим пособием по изучению специфики творчества Бородянского, стать основой для написания развернутого материала по кинодраматургии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Творческая биография Александра Эммануиловича Бородянского

 

1.1.Основные этапы жизненного пути

 

Александр Эммануилович Бородянский - Лауреат Государственных премий РСФСР и РФ, заслуженный деятель искусств РФ, вице-президент Национальной академии кинематографических искусств и наук России, секретарь правления Союза кинематографистов РФ, преподаватель, режиссер, кинодраматург. Родился в Воркуте в 1944 году, в семье инженеров. По окончанию строительного техникума в Киеве, работал маляром, проектировщиком промышленно-гражданских сооружений. Уже в молодости Бородянский начал писать литературные рассказы, очерки, заметки. На выбор специальности повлиял выход фильма "Летят журавли", который перевернул сознание молодого Александра. Тогда произошел качественный скачок в его отношении к кинематографу – он поступил во ВГИК.

В 1973 году окончил сценарный  факультет Всесоюзного Государственного института кинематографии по специальности кинодраматург. Во времена студенчества написал курсовой сценарий "Про Борщова, слесаря-сантехника ЖЭК-2", по которому в 1975 году Георгий Данелия поставил фильм "Афоня". Повесть А.Э.Бородянского "Про Борщова, слесаря-сантехника ЖЭКа №2", была опубликована в журнале "Север" №7, в 1974 году.

«Иногда я чувствую себя приёмником, который улавливает какие-то токи из параллельного мира или космоса. Так случилось и в тот раз, когда на четвёртом курсе ВГИКа сочинял дипломный сценарий. Надо было сказать своему мастеру, о чем я буду писать. Одно время я работал маляром. Признаюсь, образ Борщова я частично списал с себя. Ну не зря же я закончил строительный техникум в Киеве! И вот я стал рассказывать про своего героя, которого перевел из маляров в сантехники (я сделал это сознательно – сантехник был тогда "культовой" фигурой, кроме того, появлялось больше возможностей проявлять героя: он же должен был ходить по домам, по квартирам, разговаривать с разными людьми): кто этот сантехник, как он живет, пьет и так далее. А в конце – я так видел – из-за него героиня кончает жизнь самоубийством. Так я это себе тогда представлял. Но потом я подумал, что сценарий уж очень мрачный, нужно переиграть. В результате Борщов вышел у меня этаким шутником и балагуром. На мастера моя идея особого впечатления не произвела. А у меня в голове с тех пор все время вертелись сцены, в которых мой герой разговаривает, шутит... Только не Куравлев мне представлялся, а молодой Никулин. Что из моего сценария получится фильм, я и представить тогда не мог...»[10].

Фильм, только вышедший на экраны, имел головокружительный успех. Но, не смотря на блестящий дебют своего сценария, Александр Бородянский не остановился на достигнутом.

«Я почти всегда участвую в процессе создания фильма. Режиссеры  меня зовут на съемки. Я не отбираю  актеров, но со мной советуются, и мы вместе решаем, кто будет играть. Я и в монтажной часто сижу. Поэтому я не могу фильм со стороны смотреть.» [20].

После института Бородянский  начал работать на киностудии "Мосфильм". С 1974 по 1976 года он был членом сценарно-редакционной коллегии.

«Я не собирался делать карьеру редактора, это было ради прописки, но потом понял, что люди дорожат этой работой.» [28].

«В советское время  редактура была профессионально  очень сильная. Да, она была другой в силу идеологической системы. Цензуры  ведь не было. Все заблуждаются и  думают, что в кино была цензура. Её не существовало. Цензуру осуществляла редактура … редакторы были профессионалами  в драматургии кино.» [20].

Бородянский очень трепетно относился к своей работе, но и  про драматургию не забывал, редактируя произведения, он оставлял героям авторский текст.

«Я за грамотность, и дикторы  телевидения, например, должны говорить грамотно, но персонажи имеют право  на свою манеру речи.» [28].

Также с 1975 года является членом Союза кинематографистов России, с 1976 по 1977 годы - главным редактором творческого объединения,с 1990 года член Российской Академии кинематографических искусств, с 1986 года по настоящее время - член правления студии "Курьер", c 1995 по 1998 год - член коллегии Государственного комитета по кинематографии (ГОСКИНО) РФ, с 1998 года  заместитель генерального директора киноконцерна "Мосфильм".В настоящий момент - член правления киноконцерна "Мосфильм", вице-президент Академии кинематографических искусств и наук и преподаватель Всероссийского Государственного университета кинематографии по сценарному мастерству.

«Мосфильм» – моя жизнь, это правда. Так получилось, что  на "Мосфильме" я всегда должности  занимал. Но практически никогда не получал зарплату, кроме, быть может, первых нескольких лет, когда мне пришлось пойти работать на "Мосфильм", что называется, "по лимиту" – чтобы получить прописку. Как только я получил прописку, то сразу уволился…» [20].

«…– Можно научиться писать сценарии?

– Профессии? Стопроцентно можно. При одном условии: если у вас есть фантазия. Вот фантазии нельзя человека научить. Она или есть или нет. Если у вас нет фантазии, пишите про себя. Во многих моих сценариях есть закамуфлированные эпизоды из моей жизни. В том же «Афоне», например, влюбился сантехник в женщину. Это история, как влюбился сантехник в мою жену. Он приходил постоянно что-то ремонтировать. Я это видел, мне его жалко было с одной стороны, потому что она в него не влюбилась, к счастью. Но зато родилась сюжетная линия…» [11].

Ведет свой авторский курс - «Секреты мастерства». По программе курса студенты и желающие получают возможность изучить: требования предъявляемые к киносценарию; виды киносценариев; основы драматургии киносценария: драматургический конфликт, сюжет, характер персонажа; жанры киносценария и их особенности; структуру киносценария; что такое эпизод киносценария; виды и принципы построения эпизода; особенности работы сценариста с режиссером, с продюсером;  современные тенденции кинематографа и кинодраматургии.

«Главное в сценарии, чтобы он был интересен зрителю. С этого правила я начинаю все семинары и лекции, это непреложный закон.» [28].

Бородянский ведет активную работу со студентами и регулярно  проводит мастер-классы на которых  у юных сценаристов появляется возможность показать свои работы: «Я вообще не критик, но могу и разбирать…» [28].

Александр Эммануилович подробно разбирает каждый сценарий в присутствии  автора, мягко указывает на допущенные ошибки и дает дельные советы по их исправлению. Если автор не согласен с мнением наставника ему дается возможность оправдать то, что, по мнению Бородянского, является неверным и отстоять свою точку зрения: «Если я много сценариев написал это не значит, что я лучше вас могу писать!» [28].

Бородянский считает что  все книги написанные на тему «Как написать хороший сценарий» ничему не учат и безосновательны, ведь на самом деле нет никакой схемы  для написания отличного сценария. Бывает, что пишешь сценарий, а он никуда не годится, а бывает так, что отрывают с руками: «Никогда не высчитываю. Я считаю, что это бред. Если б можно было всё высчитывать, то получалось бы у всех. Некоторые приходят учиться, думая, что я их научу, что на пятой минуте сценария должно произойти то то, на шестой-то то, и тогда у них получится гениальный сценарий. Это глубочайшее заблуждение. У меня принцип один: зрителю должно быть интересно, что будет дальше. С этого правила я начинаю все семинары и лекции, это непреложный закон.» [10].

Не смотря на то, что все посты, должности, слава и власть портят людей Александр Бородянский остался в первую очередь сопереживающим человеком. Он считает, что со временем характер человека не изменяется, а просто адаптируется под ту или иную ситуацию. Он сопереживает своим студентам: «Для меня, если мне охота читать сценарий после первой страницы – это хороший сценарий…» [28].

И еще очень важное для  понимания творчества Бородянского: «Если бы я был главный редактор короткометражного объединения, то я бы все поставил!» [28].

Бородянский  один из ведущих  отечественных кинодраматургов, автор более тридцати киносценариев полнометражных художественных фильмов, в том числе и фильмов совместного производства с Испанией, Англией, Польшей, Кореей, Чили.

Информация о работе Идентификации времени в работах Александра Бородянского