Художественные особенности образов традиционной народной глиняной игрушки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Цели:
исследование образов традиционных народных глиняных игрушек, изучение их художественных особенностей
Задачи:
изучить краткую историю возникновения русской народной художественной керамики
на основании изученной литературы проследить истоки образов народной глиняной игрушки
изучить основные центры производства глиняной игрушки, хранителей их традиций

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Ритуальное начало традиционной народной глиняной игрушки…………………………………………………………………….

Образы и символы древних игрушек.........................................5

Основные центры производства глиняной игрушки ……………8

Хранители традиций народной глиняной игрушки……………..12

ГЛАВА 2. Разработка проекта и создание в материале глиняной игрушки по мотивам каргопольской народной глиняной игрушки- свистульки «Утушка»……………………………………………………14

2.1.Материалы, инструменты и приспособления для лепки и росписи..…………………………………………………………………..14

2.2. Изготовление и роспись игрушки – свистульки «Утушка»….20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………….…….21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..22

Файлы: 1 файл

курсовая по керамике.doc

— 59.19 Кб (Скачать файл)

           Пластичность глины - это свойство, которое позволяет получать сложные  формы изделий, она очень хороша  в лепке, но не будет обладать  достаточной прочностью для того, чтобы изготовить из нее изделия  крупного размера. Чем более  пластична глина, тем меньшую  температуру обжига она может  выдерживать. В случае изготовления  крупных изделий, в пластичную  глину добавляют крупнозернистые  материалы. Определить пластичность  «на глаз» можно слепив из  глины колбаску и разорвав  её на две части. Если концы  краёв- тонкие и тянутся как  нити- глина пластична, а если  сухие и сама глина в руках  рассыпается- малопластична. Пластичную глину называют жирной, а малопластичную- тощей.

         Усадка глины, или сжимаемость-  свойство, которое определяет изменение  массы и размеров изделия во  время сушки. Во время сушки  вода из глины испаряется, поэтому  она твердеет и размеры ее  уменьшаются. Самая большая усадка  происходит во время обжига- чем  выше температура обжига, тем  в большей степени глина дает  усадку.

        Окраска глины обусловливается в зависимости от входящих в состав глины минералов. Натуральный цвет глины может быть голубой, красный, коричневый, зелёный, белый и др. При обжиге большинство глин резко  изменяет свой цвет и незначительное  изменение глиняной массы может повлиять на окраску.

       Глина, встречающаяся в природе,  настолько разнообразна по составу,  что в земных недрах фактически  можно найти готовую глиняную  смесь, пригодную для изготовления  любого вида керамики. Найти подходящую  глину для лепки можно найти  практически всюду, она может  залегать сразу под слоем почвы на небольшой глубине.

       Заготовленную глину следует  положить в деревянный ящик  и залить водой так, чтобы  отдельные её комочки выступали  над поверхностью. Желательно сразу  заготовить как можно больше  глины. При её изобилии расходуется  лишь небольшая часть, а остальная  будет вылеживаться, чем дольше - тем лучше.

      Следующий этап подготовки глины  к работе- просеивание. Влажную глину следует разложить на деревянном настиле и высушить на солнце. Чем меньше будут комки глины, тем она быстрее высохнет. Высушенную глину нужно высыпать в толстостенный деревянный ящик и разбить трамбовкой. Образовавшуюся глиняную пыль необходимо просеить через мелкое сито и удалить из неё всевозможные примеси (камушки, щепки и т.п.)

        Перед лепкой глиняный порошок  замешивают так же, как тесто  для хлеба, доливая постепенно  воду и тщательно перемешивая  руками глиняную массу. Часть  глиняного порошка желательно  хранить на тот случай, если  глиняное тесто необходимо сделать  более густым. В этом случае  в жидкое глиняное тесто подсыпают  необходимое количество порошка,  а затем хорошо вымешивают.

      Далее происходит отмучивание глины. На этом этапе глина не только очищается, но и становится более жирной и пластичной. Отмучивать глину нужно в высокой посудине, например в ведре (изготовленном из гипса). Одну часть глины нужно залить тремя частями воды и оставить на ночь. Утром глину тщательно размешать до получения однородного раствора. Затем нужно дать раствору продолжительное время отстояться. Как только вода сверху высветлится, её нужно осторожно слить с помощью резинового шланга. Затем осторожно вычерпать жидкую глину, не затронув нижний слой, в котором находятся осевшие камушки и песок.

      Глиняный раствор нужно вылить в деревянный ящик и поставить на солнце, чтобы из глины испарилась излишняя влага. Время от времени её стоит помешивать деревянной лопаткой.

       После того, как глина приобретет  консистенцию густого теста и  перестанет прилипать к рукам,  её закрывают полиэтиленовой  пленкой или клеёнкой и хранят  до начала лепных работ.

         Последняя стадия подготовки глиняного теста- перемин. В руки берут ком глины и раскатывают его так, чтобы получился удлиненный валик (рис.13). Затем валик сгибают пополам и обминают его так, чтобы снова получился округлый ком. Эту процедуру повторяют несколько раз.

        Пластичность глиняного теста  зависит не только от однородности  структуры, состава, но и влажности.  Если глина слишком сухая, её перед каждым последующим перемином обильно сбрызгивают водой.

        Известно множество народных  способов подготовки глиняного  теста. В некоторых областях  России мастера- игрушечники проминают,  а затем разделяют глину на  части следующим образом. Глиняный ком сплющивают молотком. Полученную пластину сворачивают в рулон. Рулон сминают молотком и лепят из него такой же ком, затем снова расплющивают (ил.14). Проделав это несколько раз, из полученного кома скатывают жгут, который разрезают ножом на ломти. Каждую половинку и четвертинку раскатывают в ладонях. Полученные заготовки укладывают в деревянный ящик и накрывают сначала увлажненной тканью, а затем полиэтиленовой пленкой. В этом виде заготовки могут храниться в течение месяца, не теряя своей пластичности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Изготовление и роспись игрушки- свистульки «Утушка»

 

         Для выполнения игрушки- свистульки «Утушка» потребуется комок глины, величиной примерно с куриное яйцо. Его необходимо раскатать и обернуть вокруг указательного пальца. Следует уплотнить глину вокруг пальца, придав ей форму цилиндра. Помогая указательному пальцу левой рукой, нужно расплющить слегка стенки цилиндра, чтобы получался «кувшинчик» с толстым донышком. Донышко кувшинчика нужно проткнуть тонкой деревянной палочкой («пичужкой») так, чтобы её кончик упирался в ноготь. Над ногтем следует сделать клиновидный вырез. Сначала ножом нужно нарезать глину под прямым углом до кончика ногтя, затем сделать второй надрез под острым углом и удалить подрезанную глину. Постепенно нужно сближать пальцами края кувшинчика до тех пор, пока они не соединятся. Из выступа, образованного сближенными краями кувшинчика, следует слепить голову птицы (ил.15).

      Звук возникает в свистке оттого, что воздух, вдуваемый с силой в канал мундштука, рассекается об острый клиновидный срез стенки. Часть воздуха выходит наружу, другая часть попадает в полость» свистка. Опытные мастера делают свистульку «на глаз», при этом она издает звонкий и чистый звук даже тогда, когда глина еще не высохла. Заставить свистульку свистеть тем,  кто взялся за её изготовление впервые, не так- то просто. Иной раз, для того, чтобы она зазвучала, нужно кое- что где-то подправить. Если свисток после того, как в него дунули, не засвистел, или издал вялый глухой звук, нужно найти причину неисправности. Она может заключаться в том, что клиновидный срез стенки притупился и опустился относительно воздушного канала или, наоборот, слишком приподнят. Не исключено и то, что в канал попали глиняные крошки. Возможно, что канал сузился от случайного сдавливания мундштука. Могут быть еще и другие неисправности, но обычно устранить эти основные, и свисток будет издавать сильный и чистый звук. После сушки и обжига звук не только сохраняется, но и усиливается. Если по бокам свистульки сделать одно или два отверстия, то звук будет менять тон. Закрывая и открывая пальцами в определенной последовательности боковые отверстия, можно извлекать из свистульки незатейливые переливчатые трели.

      После того, как голос у птицы- свистульки будет поставлен, её разглаживают влажной тряпкой, подправить отдельные детали и отправить сушить, а затем обжигать, грунтовать и расписывать в соответствии с эскизом (ил.16, 17).

     Сушка- довольно сложный и длительный процесс, который требует терпения. На первом этапе сушки влага должна испаряться как можно медленнее. На предварительную сушку уходит двое- трое суток. Чем лучше высохнет глина, тем больше надежды на то, что при обжиге не возникнет брак. Высохшая глина имеет достаточно высокую прочность, необходимую для дальнейшей обработки. Перед тем, как подвергнуть изделие обжигу, каждое изделие нужно тщательно проверить- если будут обнаружены трещины, их необходимо тщательно заделать. Трещину тщательно смачивают водой и замазывают мягкой глиной. Кроме того, нужно исправить неровности на поверхности изделия с помощью мелкой наждачной бумаги, а затем удалить глиняную пыль широкой кистью.

      Обжигают глиняные изделия в  муфельных, русских печах. Мелкие  игрушки и украшения можно  с успехом обжигать в любой  бытовой печи- шведки, голландки  , и даже в камине.

     И, пожалуй, самый ответственный и заключительный этап изготовления керамической игрушки- обжиг. В результате обжига керамика приобретает прочность, твердость, не боится воздействия воды, огня и химических веществ. Но прежде нужно пройти еще одну стадию- сушку изделия.

        Превращение глины в керамику  происходит при температуре 500-900◦С. Чем ниже температура, тем дольше  должен длиться обжиг. Большинство  народных глиняных игрушек проходили  обжиг в русских печах. Обычно  игрушки обжигали во время  очередной топки. Их плотно  устанавливали на железный противень  и отправляли в печь. Обычно, чтобы  обогреть помещение и сварить  пищу, русскую печь топят три-  четыре часа. Этого времени вполне  достаточно, чтобы игрушки раскалились  и побыли в этом состоянии.  Вынимали игрушки на следующий  день после остывания печи.

Заключение

 

       В результате проведенного исследования  на основании научной литературы выяснилось, что история русской народной глиняной игрушки уходит в глубокую древность, первые из которых датируются ещё 2 тысячелетием до нашей эры. В славянских погребениях 6-8вв. были обнаружены игрушки - свистульки (птицы, коники, бараны). Уже практически в первых найденных глиняных игрушках проявляется их основная особенность- обобщенный и выразительный образ- тип, созданный простейшими приёмами лепки основных частей фигуры с двумя- тремя характерными деталями (изогнутая, «лебединая» шея коня, неуклюжесть медведя и др.) .

             Для многих центров производства игрушек Средней России типичны фигурки женщин с обнаженной грудью, держащих на руках детей, или птиц. При всех местных вариациях трактовки, им присущи общие черты. Фигурки обобщены и примитивны по исполнению, под стать этому и роспись- простейшие пятна, круги, полосы, прямо по естественному цвету обожженной глины, что, вероятно, выражает связь крестьянина с кормилицей- землей, олицетворяет её плодородие. Обобщение в орнаменте почти равно условному знаку, символу, дающему ключ к пониманию существа изображения и позволяющему «читать» его.

        Народному искусству свойственно веками удерживать и видоизменять древние образы и приемы. Среди многих его видов глиняная игрушка занимает едва ли не первое место. Веками выверялись приемы и навыки лепки, а с ними и рождались наиболее выразительные формы игрушки.

       Глиняные игрушки в современном  исполнении - воплощение живой связи времен и жизненных сил народного искусства.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Арбат Ю.А. Каргопольские игрушки - Декоративное искусство М.:1959г.
  2. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка – Искусство Л.:1975г.
  3. Воронов В.С. О крестьянском искусстве – М.:1972г.
  4. Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка – Художник РСФСР Л.:1986г.
  5. Динцес Л.А.  Русская глиняная игрушка – М-Л.: 1936г.
  6. Дьяконов Л.В. Дымковские лепные расписные – Л.:1965г.
  7. История русского искусства т.8 ч.2. М.:1968г.
  8. Леонов А.И. Русское декоративное искусство в 3-х т.,  т.1 М.:1962г.
  9. Овсянников Ю.М.  Филимоновская игрушка – Д И М.:1961г.
  10. Успенская С.М. О русской народной игрушке – ДИ М.:1958г.
  11. Федотов Г.Я. Послушная глина. Основы художественного ремесла М.:1999г.
  12. Школа изобразительного искусства- Академия художеств в.10 М.:1963г.
  13. Энциклопедический словарь художника – Педагогика М.:1983г.
  14. http://glina.teploruk.ru/article/igrushki.html

 

  1.  http://www.paganism.ru/folk-toy.htm
  2. http://www.mukhin.ru/besthome/lepka/08.html
  3. http://www.spleteno.ru/training/20-glina/137.html

Информация о работе Художественные особенности образов традиционной народной глиняной игрушки