Хореографы эпохи Просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 23:33, реферат

Описание работы

Век XVIII, в котором разворачивалась деятельность философов-просвететелей: Руссо, Вольтера, Дидро и других, - многое изменил в общественной жизни, что отразилось на развитии литературы, музыки, живописи, театра, в том числе балета.
Придворно-аристократическому бессодержательному балету они противопоставили свою, новую эстетическую программу: осмысленность, действенность, содержательность.
В Италии, Франции, Англии хореографы, каждый по-своему, искали четко выраженную форму нового балетного спектакля, новые возможности танцевальной техники, пантомимы, музыки, декоративного и костюмного оформления. Появились смелые новаторы, которые пытались освободить балет от рутины, от однообразия и штампов.

Файлы: 1 файл

м.-б..doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

Такая же участь постигла и деятельность Эмиля Жака-Далькроза (1865-1950). Швейцарский музыкант, композитор, педагог, он являлся основоположником современной ритмики. Создав свою систему ритмического воспитания и ритмической гимнастики, он с поразительной точностью передавал ритмическую структуру самых сложных музыкальных произведений. Жак-Далькроз говорил, что «обучение ритмике есть только подготовка к специальным художественным изучениям, и само по себе не составляет искусства», за исключением отдельных частных случаев. Он не занимался специально танцем, но развивал чувство ритма у своих учеников. Находки Жака-Далькроза нашли применение  в современной художественной гимнастике и в танце модерн.  

Айседора Дункан (1877-1927), американская танцовщица, одна из основоположниц танца модерн, имела громкую славу  и пользовалась большим авторитетом. Дункан отрицала классический танец, выдвигала  принцип общедоступности танцевального искусства. Она пропагандировала развитие массовых школ, где дети в танце познавали бы красоту движений человеческого тела. Опираясь на древнегреческое искусство, Дункан заимствовала греческую пластику, стремилась слить воедино танец и музыку.

В танцах Дункан импровизировала. Это было неповторимо, вдохновенно и искренне, музыкально, лирично, необыкновенно, ритмично.

Костюм, обращение к  небалетной музыке, совершенствование  мимического исполнительского искусства, импровизация и, наконец, борьба с буржуазными представлениями об искусстве танца – вот то положительное и ценное, что несло в себе творчество Айседоры Дункан.

                   Открытия и находки балетмейстеров  США 

Формирование эстетического идеала хореографического искусства в начале ХХ века в Европе и Америке проходило под непосредственным влиянием русского классического балета. Одна за другой появлялись балетные труппы , не знавшие ранее классического балета.

Балет США начал свою жизнь сравнительно недавно. В XVII веке театра ещё не было. Но  по мере того как росли города, в Америку стали приезжать на гастроли театральные, в том числе и балетные, труппы из других стран.

С середины XIX века в Америке становятся популярными музыкальные комедийные представления с танцами, предшественники современных мюзиклов. Параллельно с этим шло развитие танца модерн. Первыми хореографами танца модерн были известные американские танцоры Руфи Сен-Денис и Тед Шоун. Они стремились в танце передать чувства и мысли современного человека, используя для этого пластику танцев Индии, Египта, Японии. Они основали собственную школу и в отличии от Дункан не отвергали классический танец , а использовали его выразительные возмож-ности.

Среди американских балетмейстеров особое место занимает Джордж Баланчин (Баланчивадзе). Начиная с 1925 года, он поставил свыше 100 балетов. Классический танец он изучал в Петербургском театральном училище, занимаясь в классе А. Адрианова. Баланчин создал неоклассичес-кий  стиль в балете. Он признает в балете сюжет и драматургию.

Труппа Джорджа Баланчина воспитана на единых художественных принципах. Артисты обладают свободой и гибкостью в технике классичес-кого танца, ориентируются в танцевальной музыке, ощущая ритм, дух и мелодичную основу каждого движения, умеют пластически воплощать все оттенки сложнейших музыкальных партитур балетов Баланчина.

Репертуар балетных трупп  США многообразен. В него входят класси-ческие спектакли, ультрасовременные балеты, мюзиклы, сюжетные и бессюжетные концертные номера. Большой популярностью пользуется и танец модерн, но его используют как выразительное средство и в классичес-ких балетах и в мюзиклах, и в кино.

                              Традиции английского балета    

Балет Англии в отличии от балета США имеет свои специфические  традиции, восходящие к маскам XVIвека. Перелом в английском балетном исксстве произошел после приезда в Лондон дягилевской антрипризы „Русский балет” и прекрасной русской балерины Анны Павловой, которая открыла там свою балетную школу (ставшая базой для создания для создания не только небольших балетных коллективов, но первых балетных трупп).

Восстановление балетного  искусства происходит с возраждением традиций английского сценического танца. В балетах английских хореографоф  – Антони Тюдора, Нинет де Валуа, Роберта Хелпмена, Фредерика Аштона – наиболее выпукло проявились традиции английской пантомимы, национальной литературы и национального английског театра, сатирической живописи и карикатуры. Среди национальных балетов Англии „Иов”, „Фасад”и другие.

                           Судьба старейшего балета в Европе

Балет Франции как старейший  в Европе оакзал самое большое влияние на развитие хореографического искусства других стран мира.

Во второй половине XIX века французский балет переживает глубокий кризис. Балет как жанр практически перестает существовать. Первое десятилетие XXвсколыхнуло творческие силы французского балета. И это сделали гастроли русских артистов в Париже, возглавляемые С. Дягилевым, так называемые русские сезоны.

Среди многочисленных существующих сегодня балетных трупп по-прежнему основное место занимает труппа национального оперного театра – Парижской Оперы – «Гранд-Опера». Это государственная балетная труппа.

Своеобразно и очень  индивидуально творчество французских  балетмейстеров ХХ столетия.

Крупнейшим из довоенного поколения хореографов является Сергей Лифарь. Его творчество связано со стилем «неоклассицизм». Он строил свои балеты на слиянии классического танца с новой пластикой и символикой.

Балетмейстеры Франции 50-60-х  годов Ролан Пти, Морис Бежар, Жаннин Шара, Мишель Декомбе после второй мировой войны создают свои балетные коллективы.

                                   Наследие Августа Бурновиля

В период общего кризиса балетного жанра в Европе балет Дании стойко оберегал свои традиции, свои национальные интересы, заветы школы Августа Бурновиля. Репертуар  Королевского балета Дании состоит из балетов Бурновиля, спектаклей мирового классического наследия, образцов европейских и американских мастеров, а также спектаклей, сочетающих национальные традиции датского балета и современной пластики.

                              Балетный театр Венгрии

С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ БАЛЕТНЫМ ИСКУССТВОМ Венгрия знакома с XVIII века, с того времени, когда там гастролировали иностранные артисты: Ж. Ж. Новер, С. Вигано, М. Медина, и другие. Попытки же создания национального венгерского балета относятся к 90-м годам XIX века. Странствующие труппы, танцовщики-любители пропагандировали национальное венгерское танцевальное искусство.

Первая мировая война  приостановила дальнейшее развитие венгерско-го национального балета. Только в 1917 году  балетмейстеры О. Зёбыш и Э. Брада поставили „Деревянный принц” на музыку  Б. Бартока.

В 30-е годы венгерский балет поднимается на более высокий  художественный уровень. В 1936 году в Будапешт возвращается из эмиграции педагог Ференц Надаши. Он воспитал целую плеяду солистов и создал крепкий балетный ансамбль. Сам он сумел сочетать в балете итальянский и русский классический стиль.

Репртуар балетных трупп  Венгрии разнообразен. В него входят классические балеты и современные, многоактные и одноактные, отечественные и зарубежные.

                                     Немецкий балет

Возникновение немецкого балетного театра датируется XVII веком. В 1678 году в Гамбурге отрыт первый общедоступный оперный театр. В шедших на его сцене оперный спектаклях было много вставных танцевальных номеров.

В начале ХХ века в Германии расцветает экспресивно-пластический танец, или, как его ещё называли, „выразительный”.

В период фашистской диктатуры  в Германии более всего были распространены развлекательные постановки.

В современных постановках  немецкие балетмейстеры используют класический танец в сочетании  с „выразительным” немецким танцем.

                              Балетный театр в Польше

Развитие професионального балетного искусства в Польше связано с постановкой в 1628 году  в Варшаве балета „Освобождение Руджера с острова Альцыны”. Вскоре, в 1643 году, в Варшаве был открыт театр, где , кроме итальянских и французских опер. Ставились балеты на темы из жизни польских королей: „ Балет во время коронации короля Яна III», «Балет Королевы».

Много лет проработал, возглавляя польскую труппу, французский  балетмейстер М. Пион. Он сумел высоко поднять культуру танцевальной техники, провел необходимые реформы в  балетной школе.

В начале ХХ века в жизнь  балетного театра оживляется. Развивается  свободный и экспрессивно-пластический танец.

Польский балет в  после военное время пережил  в своём развитии три этапа: обращение  к национальным балетам на основе народных танцев и сюжетов, освоение балетов классического наследия и, наконец, поиски новых тем  и сюжетов в новой художественной форме.

                Искусство кубинских мастеров  балета

Особое место в истории  зарубежного театра занимает балет  Кубы. Карнавалы, уличные театры, представления способствовали появлению сценического танца.

Профессиональное балетное искусство кубинцы узнали в XIX веке. Вначале были распространены балеты-пантомимы.

В 1942 году балерина Алисия Алонсо вместе с испанским драматургом  Ф. Мартинесом Альенде основала группу «Ла Сильва», которая просуществовала недолго. Профессиональный балет Кубы – Балет Алисии Алонсо – существует с 1948 года. Вначале труппы осваивала классический и современный репертуар, в настоящее время делаются попытки создавать национальные балеты, соединяя танец, модерн и фольклорный танец, что позволяет создавать оригинальные балеты.

 

Хореографическое искусство  Западной Европы и Америки стало  достоянием широкого зрителя. Его мастера  ищут новые пути воплощения волнующих  проблем современности. В этом огромную роль играют хореографы 70-х годов  ХХ столетия, их постановки, эксперименты и находки. Танец и пантомима, взаимопроникая, обогатили танцевальное действие, постепенно складывалась система балетного исполнительского мастерства.

Современный зарубежный балет – явление многогранное. Расцвет мирового хореографического искусства, развитие его эстетических идеалов неразрывно связаны с утверждением в хореографическом театре Западной Европы, Америки, Канады, Австрии принципов русского реалистического балета. Большая роль в художественном утверждении академического классического танца принадлежит русским балетным артистам.

Нельзя не отметить, что  мастера Зарубежного балета находят  источники  вдохновения в фольклоре, в музыке, в пластической выразительности самых разнообразных приёмов и поз.

Опираясь на утверждение  полной свободы самовыражения в  танце, они порой отходят от реалистических форм балета, впадая в другую крайность – отсутствие какой-либо мысли и содержания, абстрактность и символизм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Министерство культуры и туризма  Украины

Луганский государственный  институт культуры и искусств

 

 

 

 

Кафедра

хореографических  искусств

 

Предмет: Искусство  балетмейстера

 

 

 

 

 

                    Контрольная робота

                              на тему:

        «Формирование танцевальной культуры 

                                разных народов»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка I курса

группы ЗКХ (н) – I

Васьянова Ю.Н.

 

 

 

Приняла: Баталова Е.О.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Луганск 2006 г.

Использованная  литература:

Бочаров А., Лопухов А., Ширяев А., Основі Характерного танца, Л.-М., „Искусство”,1939.


Информация о работе Хореографы эпохи Просвещения