Фольклер как искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2012 в 12:03, реферат

Описание работы

Термин «фольклор» (англ.folklore), принятый в международной науке около ста лет назад и вошедший в российский обиход чуть позже, означает в переводе «народная мудрость». В некоторых странах под фольклором понимается вся народная культура – от одежды и национальной кухни до колыбельных песен. В нашей стране под фольклором обычно подразумевают устное народное творчество, иначе говоря – устную словесность как совокупность текстов.

Файлы: 1 файл

фольклор как искусство.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

      Мифологические представления моло-помалу уступают место рациональному мировосприятию. Человек в отношении к природе все более руководствуется не магическим, а реальными средствами. И если обряды сохранились до наших дней, то потому, что велика сила традиции и жизнеспособны магические верования, поддерживающие любой обряд. Эти верования – отнюдь не пережитки далекой архаики. Народное мировоззрение и сегодня полно суеверий.

   Словесный обрядовый фольклор – составная часть обрядовых действий. Главная его особенность – неразрывная связь действия и слова: словесные тексты выполняют в обряде строго определенные функции. Говоря о поэтических особенностях обрядовых текстов, будем помнить, что исполнялся обряд не ради эстетического удовольствия, а ради достижения идеологических,  прагматических целей.

  В русском фольклоре сохранилось несколько обрядовых циклов. Поскольку с незапамятных времен русские были земледельцами, их труд сопровождался аграрными обрядами, которые называют также календарными, так как они связаны с годовым календарным циклом. В семейной жизни русского человека важную роль играли свадебный и похоронный обряды. С ними связано наибольшее число текстов. Были и другие ритуалы жизненного цикла.

     Календарные и семейные обряды имели общую мифологическую основу, поскольку трудовые и семейные отношения были вплетены в жизнь природы. Одни и те же представления о мироздании обнаруживаются в разных обрядовых циклах. Но логика древнего обряда далеко не всегда совпадает с логикой современного человека. Поэтому многие эмоциональные акценты в обряде могут показаться нам странными.

 

                    КАЛЕНДАРНЫЕ ОБРЯДЫ

   Календарные обряды составляли годичный цикл и возобновлялись ежегодно. Их практическое назначение очевидно: они должны были  способствовать плодородию земли, благополучию крестьянского хозяйства, крестьянской жизни в целом (трудовое, семейное, природное выступает в обряде в едином комплексе).

      Цикличность календарных обрядов свидетельствует об ином, отличающемся от современного, мышлении, которое можно назвать мифологическим, или архаическим. Архаическому мышлению время представлялось иначе: наша жизнь – это повторение того, что было, того, что установлено еще при сотворении мира. Временной поток представляет собой циклы. Внутри цикла время стареет и обновляется с началом очередного цикла. Это представление подсказано самой природой, сменой времени года. Жизнь представляется коловращение, возвращением «на круги своя».

     В народном мифологизированном сознании дни воспринимались как некие существа («день пришел»), и у каждого их них было свое имя, свои особенности, а иногда – и обязанности. Дни назывались обычно по именам святых, к ним присоединялись прозвища, прикреплялись пословицы, поговорки, приметы, поверья, хозяйственные советы. Месяцеслов  был и регламентом хозяйственной жизни (он предписывал, в какие дни какие работы надо выполнять), и своеобразным кладезем народной мудрости.

      Завершая общую характеристику календарных обрядов, заметим, что русские аграрные праздники стоят в одном ряду с церковными. Семантика церковных и календарных обрядов в большинстве случаев разная, но народные праздники как бы подстраивались к церковным и проводились в соответствии с церковным календарем.

 

                  

 

                           СЕМЕЙНЫЕ ОБРЯДЫ

   Обратимся к семейным обрядам. Подобно тому, как обряды аграрные включали в себя множество символов, которые можно квалифицировать как семейные  (т.е. связанные с рождением, смертью, свадьбой), так и в семейных обрядах  немало символов аграрных: семья и хозяйство тесно связаны между собой. Общность двух групп обрядов и в том, что совершают их в переходные моменты календарного цикла или жизни. Календарные обряды устраивались в те дни, когда мир попадал в состояние между хаосом и космосом, и восстанавливали «нормальный» миропорядок. Обряды  семейные тоже связаны с переходными состояниями, но не коллектива в целом, а отдельного индивида: вот младенец уже родился, но человеком еще не стал, и ему надо помочь в этом; далее это мальчик или девочка, переходящие во взрослое состояние: с этим моментом жизни были связаны обряды  посвящения – инициации (известный бельгийский этнограф Ван Геннеп посвятил им знаменитое исследование  «Переходные обряды»). Девочка вырастает и вскоре становится невестой, которая покидает родной дом и уходит к мужу. И, наконец,  покойник: человека уже нет, он лежит в гробу, но еще не похоронен – и вновь обряд. Таким образом, в семейных обрядах человек находится в особом состоянии между жизнью и смертью (исследователи называют такое стояние лиминальным), и задача обряда – привести его в надлежащее состояние: ребенок станет взрослым, невеста – женой, а покойник – обитателем царства мертвых.

 

                   СКАЗКИ

  В русской фольклорной прозе есть два многожанровых вида – проза сказочная и несказочная. Отличает их то, что они выполняют разные доминантные функции: сказочная проза – функцию эстетическую (сказки рассказываются для развлечения и поучения), несказочная проза – информативную (поэтому ее называют прозой достоверной: здесь ценится не только умение рассказывать, сколько информация сама по себе.

   К сказкам относят и забавные рассказы о проделках животных, и собственно сказки о чудесных приключениях, и полные юмора анекдоты – произведения, разные по форме и содержанию, объему и поэтике. Обычно делят на три основные группы – сказки о животных, волшебные  и бытовые. Их объединяет один признак: речь здесь идет о выдуманном и невозможном.

    Сказка исполняется сказочником и воспринимается слушателями как нарочитый вымысел, игра фантазии. Это уникальный фольклорный вид: все остальное в разной мере претендует на достоверность – лишь сказка освоила главное достижение словесности – художественный вымысел. Сказка – самый «свободный» вид фольклора, менее всего связанный с бытовым контекстом. Так было, разумеется, не всегда, и в примитивных обществах рассказывание сказок имело целью магическое воздействие на природу.

    Обращаясь к русским народным сказкам, отметим, что они представляют собой национальные версии интернациональных сюжетов, и считать их русскими по происхождению у нас нет никаких оснований. Поиски праформы, или архетипа – первоначального вида сказочного сюжета, уводят фольклористов в дебри времени и пространства. Устанавливается архетип путем сравнительного анализа сотен вариантов сюжетов, рассеянных по огромной территории.

   В каждой стране интернациональный тип сказки приобретает свои  особенности, «одеваться» в национальный костюм, связан с национальными бытовыми реалиями. Национальное своеобразие проявляется не только в языке и бытовых реалиях, но и в репертуаре.

  Сказка является одним из важнейших жанров фольклора. В ней, как и в целом во всем фольклоре, отразились жизнь народа, его мировоззрение. Познавательное и воспитательное значение сказок, этого древнейшего жанра устного народного творчества, бесспорно и огромно. Сказки представляют большой интерес и в художественном отношении, и в частности – как проявление народного таланта в области сюжетосложения.

   Главным признаком всех эпических жанров фольклора (как и литературы) является их сюжетность. Однако сюжет в каждом жанре имеет свою специфику, которая обусловлена особенностями содержания, творческих принципов и назначения жанра.

     Развлекательность и занимательность считали отличительными признаками сказки и известные фольклористы братья Соколовы. В своем сборнике «Сказки и песни Белозерского края» они писали: «Термин сказка мы употребляем здесь в самом широком значении – им мы обозначаем всякий устный рассказ, сообщаемый слушателям в целях занимательности.

    Никто, конечно, не станет отрицать значительности содержания и большого воспитательного значения сказок. Еще Пушкин говорил: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Но речь сейчас не об этом. Речь идет об особенностях сказочного сюжета, приемах создания и манере рассказывания сказок. Главная цель сказочника – своим рассказом увлечь, позабавить, а иногда просто удивить, поразить слушателя. В этих целях он нередко даже вполне реальным жизненным фактам придает совершенно невероятную, фантастическую форму выражения. Сказочник, по словам Белинского: «…не только не гонялся за правдоподобием и естественностью, а еще как будто  поставлял себе за непременную обязанность умышленно нарушать и искажать их до бессмыслицы».

     Более скромное место в сказочном эпосе занимают сказки о животных. Они представляют сложный сплав сюжетов, разных и по времени происхождения, и по своему характеру. Можно говорить о существовании нескольких жанров таких сказок.

    Основным жанром считаются комические сказки – о проделках. Его истоки уходят в архаику, когда животные выступали в роли культурных героев. Мифы о трикстерах-животных и легли в основу животной сказки, формировавшейся во время разложения первобытной мифологии. До сих пор в фольклоре народов Африки и американских индейцев трикстер – главный герой большинства сказок, а проделки зооморфных плутов составляют основное содержание сказочного эпоса. Но сказки эти уже отрываются от тотемизма и рассказываются для развлечения и поучения, поскольку животные в них напоминают детей.

Остановимся на особенностях сюжета сказок о животных. Сюжеты некоторых из них имеет небольшую экспозицию. Иногда экспозиция сказок о животных бывает еще короче. Не успев начаться, она сразу же переходит в завязку. Большинство же сказок о животных не имеют ни какой экспозиции, а сразу начинаются с завязки. Главное значение приведенных зачинов – удивить слушателя необычной ситуацией, приковать его внимание к невероятному и необычному.  За завязкой в сказке следует развитие сюжета. Но надо сразу сказать, что сюжет в сказках о животных не получил сколько-нибудь значительного развития, он очень прост.

  Сказки о животных близки сказкам бытовым, поскольку они касаются именно бытовых, а порою и социальных отношений. Но собственно бытовые сказки выделяются как особый вид сказочного эпоса; в них воспроизводятся картины обыденной жизни – без чудес, характерных для волшебных сказок, и без комического маскарада, свойственного сказкам о животных.

  Житейской тематике  посвящены и собственно бытовые сказки. Их действие происходит в обычной обстановке – в деревне, в поле, в лесу и т. д. Их герои – мужик, солдат, работник и т.п. Однако в них нет животных-персонажей, животных-героев. А если животные и попадут в такую сказку, то только в своем реальном виде, не обладая никакими качествами и признаками человека. В бытовых сказках рисуются взаимоотношения не животных и людей, а только людей. Главные темы бытовых сказок – это или семейные отношения, или  отношения социально-бытовые между мужиком и барином, потом его работником, солдатом и купцом и т.д.

    Условия жизни в бытовых сказках рисуются довольно реально, характеры типические, конфликты решаются правдивые. Что же в бытовых сказках удивительного? Почему они слушаются с большим интересом?

     Удивительное в таких сказках в том, что в них вполне реальные жизненные конфликты между вполне реальными персонажами получают необычную, сказочную сюжетную реализацию. Удивительное – в самом сюжете, поведении героев.

   Отмеченная нами специфика сказочного сюжета (его невероятность и занимательность) особенно ярко проявляется в волшебных сказках, где развитию необыкновенного сюжета способствует необыкновенные герои и чудесные существа.

В отличие от рассмотренных выше сказок о животных и бытовых, в волшебных сказках кроме людей простого звания (мужика, солдата и т.п.) героями являются цари и царевичи, короли и королевичи. Эти сказки нередко начинаются словами: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь с царицею». Или: «Жил-был царь, у него было три дочери» и т. п. Уже одно такое начало сразу говорит о том, что речь пойдет  в сказке не об обычном, а о чем-то необыкновенном. 

    Часто главным героем волшебной сказки является простой человек

( солдат, крестьянский сын и проч.), совершающий что-то особенное.

   В волшебной сказке разработана специальная поэтика создания такого необыкновенного героя. Одним из приемов этой поэтики является рассказ о необычном, чудесном рождении будущего героя. Необычно  в волшебной сказке и место действия героев. В отличие от бытовых сказок, события которых происходят в привычной крестьянину обстановке,  действие волшебных сказок, как правило, начинается в незнакомом для крестьянина царском дворе, а затем переносится уже в совершенно фантастический мир – за моря и океаны, в тридевятое царство и тридесятое государство, в страшное подземелье и т.п. В волшебном сказочном мире нередко рисуются страшные, просто жуткие картины.

Помощниками положительных героев в волшебной сказке выступают различные звери и птицы: добрый конь «сивка-бурка», «утка с золотым яйцом», «чудесная курица», собака, кот, кошка, волк, сокол, орел, ворон, щука и др. В отличие от сказок о животных в волшебных сказках все эти животные обладают чудодейственной силой. Именно они нередко вмешиваются в ход событий и управляют им.  Кроме живых существ героям сказки оказывают помощь в самую трудную минуту и различные предметы: скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, гусли-самогуды, дубинка-самобой, топор-саморуб, гудок, рожок, золотое колечко, перстень, зеркальце, гребенка, щетка, полотенце, живая мертвая вода и т. п.  Все эти предметы в волшебных сказках обладают чудодейственной силой. Таким образом, волшебная сказка очень привлекательна своим необыкновенным миром. Этот чудесный мир, его фантастические образы и картины удивляют и поражают. Однако следует отметить, что самым действенным средством создания удивительного в волшебной сказке является ее сюжет.

Иногда волшебная сказка открывается «присказкой» предшествующей завязке. Цель такой присказки – настроить слушателя на сказочный лад, приготовить его к восприятию удивительного мира, занимательного сказочного сюжета. Однако присказки не часто встречаются в сказках. Как правило, сюжет волшебной сказки начинается с интригующей завязки, с необычайного события, в котором главную роль играет какое-нибудь волшебное существо, обладающее чудодейственной силой.

   Отличительная черта сюжета волшебной сказки – многособытийность. В ней нередко описывается довольно продолжительный период в жизни героя. В высшей мере напряженной драматичной. Как правило, герой сказки должен пройти через ряд испытаний. В волшебной сказке в связи с этим разработан специальный поэтический прием заданий, который выполняет большую роль в создании образа героев, усилений драматизма сказки, повышении ее психологического напряжения. Драматизм волшебной сказки особенно усиливается от того, что этих заданий у него бывает несколько. Не успеет герой выполнить одно, как ему сразу дают другое, третье. Причем  каждое последующее задание обязательно значительно труднее предыдущего.

Информация о работе Фольклер как искусство