Два вида деятельности в эстрадной режиссуре: постановка номера, постановка эстрадного представления (концерта)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:30, реферат

Описание работы

Режиссер-постановщик концертной программы должен помнить, что каждый эстрадный номер требует своей «подачи» - текстовой, музыкальной, особого света, который создается с учетом характера и стиля номера.
Режиссер на эстраде непременно универсал. Он должен до тонкости, до ничтожной подробности знать и чувствовать природу каждого жанра. Иначе он не сможет фантазировать в стихии этого жанра, мыслить его образами. Хорошо знающий свое дело, он показывает много нового, оригинального.

Файлы: 1 файл

реферат 1.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

Конферанс выражает сверхзадачу  эстрадного спектакля или концерта, является весьма специфичной областью эстрадного искусства. При постановке представления или концерта необходимо учесть идейную направленность конферанса и репертуар, определяемый сверхзадачей эстрадного представления; образ конферансье; место конферанса в концерте, его «удельный вес»; композиционную роль конферанса в концерте – объединение разножанровых номеров в единое эстрадное представление; создание «сквозного действия» в концерте; проблема «подачи номеров» и заполнение пауз между номерами.

Конферансье, кроме своих  актерских обязанностей, должен уметь  определить жанровое чередование номеров, соотношение частей в достижении «художественной целостности спектакля». Отсюда умение найти верный темпо-ритм концерта – одно из профессиональных качеств конферансье. Хочется подчеркнуть, что в процессе исполнения эстрадного представления конферансье приобретает в известном смысле качества и функции режиссера, определяющего композиционный строй эстрадного концертного действия.

Отличительной чертой конферанса является умение, «беседуя со зрителями», вести программу. Указывая на эту характерную особенность творчества конферансье, А. Г. Алексеев говорит, что надо не вести концерт, а вести зрителя по концерту, «как гид ведет экскурсантов по городу или по выставке».

Здесь затрагивается  еще одна из сторон конферанса –  его «удельный вес».

При всем идейно-художественном значении конферанса необходимо соблюдать его точную «дозировку». Этим всегда отличались лучшие конферансье – Н. Балиев, К. Гибшман, А. Алексеев, М. Гаркави. достичь того правдоподобия и достоверности, без которых немыслимо искусство эстрады.

       «Импровизационный» характер конферанса, рождение здесь, в данный момент, в данной ситуации взаимоотношений и данного текста, является серьезной проблемой жанра. Заставить поверить зрителя в то, что весь конферанс, все его компоненты (вступительный монолог, фельетон, основной монолог ведущего, интермедии, репризы, шутки, заключение) не являются «заготовками», а мгновенно рождаются здесь же, на эстраде, перед зрительным залом, - одна из серьезных творческих задач, требующих от конферансье таланта и настоящего актерского мастерства.

Вновь смыкаются основы актерского мастерства театра и эстрады, ибо классическая формула – «сегодня, здесь и сейчас, как в первый раз» -  не только применима к искусству  конферанса, но и является одним  из основных условий этой профессии.

Говоря о конферансе, следует четко выделить две его разновидности – конферанс сольный и конферанс парный.

Создателем сольного конферанса по праву считается Н. Балиев. Именно он заложил те основы жанра, которые потом с успехом  развивали его последователи.

К. С. Станиславский, говоря о достоинствах Н. Балиева, выступавшего в качестве конферансье в «капустниках» Художественного театра, а впоследствии в «Летучей мыши», отмечает качества, необходимые для этой профессии: «Его неистощимое веселье, - находчивость, остроумие – и в самой сути, и в форме сценической подачи своих шуток, смелость, часто доходившая до дерзости, умение держать аудиторию в своих руках, чувство меры, умение балансировать на границе дерзкого и веселого, оскорбительного и шутливого, умение вовремя остановиться и дать шутке совсем иное, добродушное направление – все это делало из него интересную артистическую фигуру нового у нас жанра».

Одна из первостепенных задач конферанса – контакт со зрительным залом. Здесь то и вступает в действие зритель-партнер, который  вызывается к этому всей структурой конферанса. Необходимо также обратить внимание на общую композицию конферанса, имеющего признаки драматургического целого с завязкой, кульминацией (основной фельетон) и развязкой, определенной ритмикой, имеющей специфическую связь с основными номерами «сборного» концерта, с его разножанровостью, которая не может быть отделена от структуры конферанса и его содержания.

Драгоценным для конферансье  даром – контактом со зрительным залом – в совершенстве владел Маяковский. Его «разговор со зрителем», мгновенные импровизации, наполненные разящим остроумием, всегда обусловлены ясностью и точностью, являют собой творчество конферансье высшего класса. Равно как и блистательные ответы на записки зрителей. В стенограммах его записей часто встречаются ремарки: «шум в зале», «аплодисменты», и чаще всего – «смех», «смех», «смех»…

Разновидность конферанса – парный конферанс, является более  поздней формой этого жанра. Парный конферанс по-новому решил задачу вовлечение зрителя в драматургический конфликт исполнителей, обладающих во многом контрастными чертами характера.

Истоки парного конферанса – в развитии конферанса сольного, с одной стороны, и парной цирковой клоунады – с другой. Парная клоунада, музыкальные парные куплетисты с  давних времен существовали на манеже. Драматургический принцип парной клоунады – комедийный конфликт между «белым» и «рыжим», примененный на эстраде в парном конферансе, оказался чрезвычайно эффективным.

Создатели парного конферанса на нашей эстраде – Л. Б. Миров  и Е. П. Дарский. В основу парного конферанса было положено столкновение противоположных характеров («учитель» и «ученик»), что дало возможность строить «малую драматургию» жанра на острых конфликтах. Основное качество сольного конферанса – общение со зрителем посредством словесного действия – в парном конферансе претерпело определенные изменения, исходящие из специфики данной разновидности жанра.

Выразительные возможности  парного конферанса несколько иные, нежели сольного. В данном случае вовлечение зрителя в действии достигается средствами театрализации. Диалог, интермедия, сценка содержат драматургический конфликт, при которой «четвертая стена», обращенная к зрителю остается открытой. Это «приглашение к действию» через эмоциональную заразительность образов, создаваемых конферансье.

Если подсчитать все  профессии, необходимые для создания полноценного эстрадного зрелища, получится  не меньше чем на солидном производстве. Не все мастера предстают перед  зрителем собственной, так сказать,  персоной. Многих публика не видит и только любуется плодами их стараний.

В театре режиссер – фигура священная. А на эстраде?

Эстрадный режиссер «ставит» программы театра миниатюр, интермедии , монологи, чтецкие композиции, выстраивает концертные программы, занимается постановкой номеров. Но есть еще одна важная функция – это решение организаторских вопросов.

Одна из основных особенностей эстрады – культ исполнителя. Все остальные присутствуют лишь за тем, чтобы лучше его подать, преподнести, оттенить. Конечно, и в драматическом театре актер – фигура центральная. Но он не подминает под себя все так, как на эстраде. О драматическом спектакле, например, можно услышать или прочитать такой отзыв: все в общем получилось, а вот с исполнителем главной роли, увы, не повезло. На эстраде такого быть не может. Нет артиста – нет номера, нет действия, нет ничего.

Выше, мы отмечали, что  номер является главной художественной единицей эстрады. Два человека, три, ну, самое большое, если это ансамбль или небольшой оркестр, - десять-пятнадцать. С точки зрения науки, изучающей человеческое поведение – социальной психологии, - получаются, так называемые малые группы. А это самая рискованная разновидность коллективов, самая неустойчивая, больше всех подверженная разрушительному воздействию житейских проблем. И действительно, нет числа опасностям, которые буквально на каждом шагу угрожают единству и благоденствию номера. Как бы ни была блистательна и парадна афиша его афиша, в рабочих, скрытых от публики закулисных тылах бушуют страсти и конфликты не хуже,  чем в гигантской труппе Большого театра.

Не сошлись характерами, разошлись во взглядах, просто по- человечески  надоели друг другу. Есть специфические  конфликты, которые порождают успех, еще больше осложнений произрастает на горько-соленой почве неудач. Здесь режиссер должен выступать и как психолог, задачей которого является урегулирование конфликтов, и это необходимо для сохранения номера, целостности представления, концерта в целом.

Режиссер – это  «хозяин» номера, директор и администратор в одном лице. Он должен быть способен справляться с повседневной производственной текучкой: десятки встреч, звонков, завязывание личных знакомств, постоянная работа мысли по подготовке представления и отбору исполнителей.

Первооснова спектакля  – это замысел. Главная работа и главная функция режиссера заключается в том, чтобы придумать, найти, синтезировать эту ключевую идею. И уже потом, последовательно и планомерно, вовлекая в работу все новые и новые отряды специалистов, создать конечный продукт – эстрадное зрелище.

Бывает, что толчком к рождению номера служит индивидуальность исполнителя. Идя «от него», режиссер придумывает сценарий, канву, сюжет, изюминку – смотря по обстоятельствам, - а потом помогает их воплотить.

Бывает и наоборот: номер весь, от начала до конца, складывается в воображении режиссера, и он ищет для претворения своей идеи подходящего исполнителя.

Подлинный автор номера – режиссер. Его задача, при постановке концерта - охватить весь замысел целиком. Он должен разбираться в вопросах общей художественной стратегии и тактики.

В хорошем концерте, представлении  все постановочные моменты должны быть спрятаны от людских глаз. Эстрадность  – это непременно легкость, непринужденность, импровизационность.

Каждому артисту эстрады  нужен режиссер. Он всегда подскажет, как лучше сделать. Артист, который в его естественном виде совсем не заметен, может быть так преподнесен режиссером, что его номер оставит впечатление в сердцах зрителей, на долгое время.

В подготовке концерта важно  сформулировать тему, идею. Затем идет, непосредственно сама подготовка, отсюда следует: появление номеров вокальных,  хореографических, определяется музыка, краски, свет, трюки.

Режиссерский замысел  должен представлять собой раскованный  смелый полет фантазии. В любом  искусстве обязательно присутствует момент самовыражения. Но в эстрадной режиссуре он достигает необычно крупных масштабов – даже по сравнению с режиссурой в театре и кино.

Режиссер-автор – цельная  и неразделимая творческая роль. Он не появляется перед публикой, но он несет ей свое понимание мира, свои идеалы, заражает своим энтузиазмом, любовью и ненавистью.

Эстрадный режиссер –  публицист. Ему необходимо знать  все, что происходит в стране и  за ее пределами, свободно ориентироваться  в вопросах политики и социологии, знать, о чем говорят студенты в перерывах между лекциями, пенсионеры на сквериках, молодые мамы на прогулках с детьми.

Он никогда не воспринимает зал как безликую массу, он ясно различает  отдельные лица, ощущает с ними контакт; с ними (это ощущение не покидает его ни на минуту) общается, их старается убедить. Любое действие режиссера, в конечном счете, подчинено интересам зрителя. Поэтому от того как представляет режиссер свою аудиторию, что считает для нее хорошим, а что плохим, зависит во многом направление его поисков, а в итоге – движение эстрадного искусства в целом.

          На эстраде может быть показано  все. Акробатика. Вентрология. Мнемотехника. Фокусы. Номера с аппаратурой и без нее, игра на всех без исключения музыкальных инструментах, включая пилу и гребенку, куклы и дрессированные животные, фокусы, иллюзии, мистификации. На эстраде есть жанры, объединяющие целую армию исполнителей – сотни и тысячи. А бывает, что один человек – уникальное дарование – это и есть целый жанр.

Режиссер на эстраде  непременно универсал. Он должен до тонкости, до ничтожной подробности знать и чувствовать природу каждого жанра. Иначе он не сможет фантазировать в стихии этого жанра, мыслить его образами. Хорошо знающий свое дело, он показывает много нового, оригинального.

В работе с артистами эстрады, где то необходимо довериться чутью исполнителя, а где то пойти  наперекор. Есть своего рода исполнительский консерватизм: привыкнув «к себе», артист порой крайне опасливо встречает уговоры изменить свой внешний облик, его страшит мысль, что при этом он потеряет свою драгоценную индивидуальность. Режиссер не сможет избрать правильную линию поведения, если хотя бы мысленно не побывает «в шкуре» артиста. Ведь твердая власть – это в первую очередь безукоризненная компетентность.

Драгоценная особенность эстрады  - как бы самозарождаться там, где люди шутят, веселятся, поют, разыгрывают и поддразнивают друг друга. Такова естественная атмосфера нашего искусства, такова среда в которой оно возникает. Общественное назначение эстрады – систематическое художественное обслуживание многомиллионной массы зрителей.

Режиссер А. Конников так описывает свои впечатления  от концерта французской звезды мюзик-холла: «Она появилась на сцене, туго затянутая  в трико, с пышным белым шлейфом  длиной в метров пятнадцать, которым она легко и красиво играла, и запела песню королевы мюзик-холла. Все это вместе – пышность, парадность, темперамент певицы и ее ослепительная фигура – буквально наэлектризовало зал. А ведь прошло только несколько первых минут. Занавес закрылся. А когда он раздвинулся вновь, сцена была пуста, полутемна, на пол, в слабом луче прожектора, был брошен молитвенный коврик, Жозефина Беккер – строгая, неприступная, погруженная в себя – пела песню - молитву.

Информация о работе Два вида деятельности в эстрадной режиссуре: постановка номера, постановка эстрадного представления (концерта)