Два вида деятельности в эстрадной режиссуре: постановка номера, постановка эстрадного представления (концерта)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:30, реферат

Описание работы

Режиссер-постановщик концертной программы должен помнить, что каждый эстрадный номер требует своей «подачи» - текстовой, музыкальной, особого света, который создается с учетом характера и стиля номера.
Режиссер на эстраде непременно универсал. Он должен до тонкости, до ничтожной подробности знать и чувствовать природу каждого жанра. Иначе он не сможет фантазировать в стихии этого жанра, мыслить его образами. Хорошо знающий свое дело, он показывает много нового, оригинального.

Файлы: 1 файл

реферат 1.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский  Государственный Университет Культуры и Искусств

Факультет

 эстрадного искусства и

 художественной коммуникации

 

 

 

 

 

Реферат

Два вида деятельности в эстрадной  режиссуре:

постановка номера, постановка эстрадного представления (концерта)

 

 

 

 

Выполнила:

 Студентка 3 курса,

 группы 336,

заочного отделения

Никулина Н.С.

 

Санкт-Петербург

2010

Миллионы людей посещают эстрадные концерты. Они проходят в разных залах десятков городов. Благодаря телевидению и радио эстрадное искусство проникло в каждый дом. Эстрадная музыка и песня звучат на катках, в кафе, в торговых центрах, кинотеатрах и т.д.                                                                         

       Искусство эстрады исторически складывалось и развивалось многие

столетия. Отдельные его виды берут начало у уличных актеров, ходивших по дворам фокусников, певцов, музыкантов с шарманкой, в народных гуляньях, празднествах, у скоморохов, в балаганах. Позже в дивертисментах, в кабаре, ресторанах. В третьеразрядных кабаках на окраинах промышленных городов порой зарождались демократические традиции эстрады.

          Эстрада вобрала в себя многие искусства – музыку и живопись, пение и танец, кино и цирк. Многое от искусства театра также органически влилось в плоть и кровь эстрады, обретя в ней иной смысл и самостоятельное значение. Она объединяет разнообразные жанровые разновидности, общность которых заключается в легкой приспособляемости к различным действиям публичной демонстрации, в кратковременности действия, в концентрированности ее художественных средств, содействующей яркому выявлению творческой индивидуальности исполнителя, а в области жанров, связанных с живым словом – в злободневности, острой общественно – политической актуальности затрагиваемых тем, в преобладании элементов юмора, сатиры и публицистики.

         Эстрадная программа – всегда сочетание различных по жанру номеров: певец в ней сменяет акробатов, фокусник – куплетиста, дрессировщик следует за инструменталистом. Продолжительность эстрадного номера редко превышает пятнадцать минут. Поэтому эстрадный номер должен сразу завладеть вниманием зрителей. Он не может иметь длинного вступления, иначе не хватит времени на развязку. И на эстраде предпочитают номера яркие, броские, легко воспринимаемые. Остроты, каламбуры, удивительные трюки, игра ума, самые неожиданные, иногда парадоксальные концовки – все это присуще эстрадным номерам.

         Своеобразная комбинация номеров, подчиненных общему идейно – художественному замыслу, позволила создавать эстрадные представления, ревю, мюзик-холльные обозрения и даже спектакли. Актеры эстрадного театра, возглавляющие представления, обозрения, ревю, спектакли, - любят показываться в разнообразных жанрах.

Инструментальные и  вокальные жанры на эстраде нельзя рассматривать вне законов музыки, балетные и танцевальные вне законов хореографии, акробатические – вне законов цирка. А исполнение фельетона, монолога, миниатюры, интермедии, куплетов невозможно рассматривать вне общих законов актерского творчества.

Современная эстрада, возникнув в удалой скоморошине, в народных гуляниях, прошла сквозь века, выкристаллизовалась в четкие жанровые формы, нашедшие законченное воплощение в эстрадном номере. Ясно, что эстрадный номер является составной и главной частью эстрадного концерта, ему следует уделять особое внимание, заботиться о том, чтобы он во всех деталях удовлетворял самым высоким требованиям искусства. При постановке эстрадного номера следует учитывать специфику каждого жанра.

«Слово на эстраде» - включает в себя основные речевые и музыкально-речевые жанры эстрады: фельетон, интермедию, репризу, литературно-музыкальную композицию, куплет, пародию, «художественное слово» (исполнение стихотворений, прозы). Они несут в эстрадном в представлении или концерте основную смысловую нагрузку. А. И. Райкин однажды высказал мысль: «Артист эстрады, я бы сказал, фигура политическая, предельно активная. Он мыслитель, борец, пропагандист».

 Первое, о чем мы поговорим – это фельетон.

Эстрадный фельетон является компонентом конферанса (о конферансе мы поговорим ниже), но он представляет ценность и как самостоятельный жанр эстрады, не связанный непосредственно с конферансом. Создателем эстрадного фельетона, утвердившего его, как самостоятельного жанра, был известный артист эстрады Н. П. Смирнов-Сокольский.

Прародителем эстрадного фельетона явился – газетный фельетон, от которого он унаследовал лучшие традиции: публицистичность, точное политическое содержание, острую сатирическую направленность.

Фельетоны по своей направленности, по тематике должны нести заряд большой воспитательной силы, быть нужным сегодня, сейчас. Эстрадный фельетон – публицистичен.

Наиболее типичный прием  драматургического построения фельетона  – обозрение, где сведены воедино  многие явления действительности. В  фельетоне не трудно, выявить завязку, развитие, эпизоды, «смысловые мостки» между ними. По ним должно развиваться действие фельетона как настоящей пьесы; и чем заметнее этот «мосток», тем более сосредотачивается внимание зрителя на содержание фельетона, тем ярче его идейно-художественный эффект.

Точная оценка явления  и верная идейная направленность являются важнейшим условием жанра. Большое значение для автора и  исполнителя приобретает та атмосфера, в которой происходит действие, так  как именно она определяет общую  тональность фельетона.

Позитивное начало, определяющееся замыслом эстрадного автора, является условием не только создания полноценного фельетона, но и его режиссерского  решения, так как поиски выразительных  средств при воплощении произведения на эстраде должны подчинятся единой мысли автора, постановщика и исполнителя.

Еще один жанр на эстраде  это скетч. Это маленькая пьеса, исполняемая двумя-тремя актерами, отличается тем, что в ней несколько  сюжетных поворотов, а не один, как  в интермедии.

По определению В. Ардова, «кучность событий, концентрированность и репризность диалога, непременный гротеск в характеристиках комических персонажей,  насыщенность злобой дня в диалоге создают в малой драматургии свой стиль».

Это определение можно  отнести к скетчу в первую очередь. Однако практика разновидность скетча, характерным признаком которого является не развитие сюжетной линии, а высказывания персонажей на «злобу дня».

           Еще один музыкально-речевой жанр – куплет. Куплет по своей структуре – несложная форма музыкально-речевого жанра. Непритязательный и доступный по форме куплет обладает многими качествами, из которых наиболее характерные: органическое сочетание музыки и слова, разнообразие интонаций, гибкость речи.

Говоря о специфических  качествах, необходимых артисту  для исполнения куплетов, К. С. Станиславский считал, что он «может не иметь вокального голоса, но музыкальность, чувство ритма и размера, слух, «гибкость» голоса для него для него обязательны. Его ухо должно отличать все оттенки «пиано» и «фортиссимо». Он должен чувствовать и смысл, и фонетику каждого слова в куплете…

… Куплет никогда не может  быть бездушен. Куплеты… всегда заключают  в себе наиболее сильные актерские  задачи для исполнителя, наполнены  наиболее искренними чувствами».

Следует обратить пристальное  внимание на особое свойство эстрадного куплета, определяющее само его существование. Это – злободневность. Если литературно-музыкальная композиция и даже фельетон имеют право на более или менее продолжительное существование, то куплет претендует на ударное действие: его сценическая жизнь зачастую недолговечна.

Куплету под силу политическая тема, и глубокий смысл. Направление  действия эстрадных куплетов различно. Куплет как форма сатиры может  быть нацелен на те или иные недостатки людей, быта, работы. Ему доступна и более острая памфлетная форма, которая дает наибольший результат в области политической сатиры.

Куплетист обязан часто  менять репертуар, откликаясь на «злобу дня». Эти требования предъявляются  не только автору и исполнителю куплетов, но и режиссеру. Этот жанр требует постоянного поиска. Своеобразие куплетов всех видов заключено в том, что различные по содержанию четверостишия сопровождаются одной и той же музыкой и, следовательно, могут быть переданы исполнителем путем изменения подтекста, через многообразие интонаций, использование различных исполнительских приемов. Важное значение имеет рефрен (припев)  куплета. Драматургическая функция его заключена в репризном  повороте . Несмотря на внешнюю одинаковость рефрена, в каждом четверостишии он играет особую роль, рождает различные ассоциации и выражает в связи с этим различный сатирический смысл.

Одно из важнейших  качеств артиста, выступающего в  жанре куплета, - умение в течение  чрезвычайно короткого сценического времени «столкнуть» этих героев, показать существующий между ними конфликт. Уже при первоначальном освоении куплетов следует ориентироваться на выбор серьезной и значительной темы.

Один из распространенных музыкально-речевых жанров эстрады  – пародия. Изучение пародии требует точного определения, что же является основой этого жанра.

Прежде всего следует  установить тождественные принципы пародии эстрадной и пародии  литературной. По своей природе оба  вида пародий имеют общую структуру:

а) дружеский шарж или  шуточная пародия;

б) сатирическая пародия.

Дружеский шарж исключает негативное отношение к объекту пародий. Его отличает добрая насмешка, направленная на выявление и утрирование некоторых характерных черт объекта пародии.

Иные позиции у сатирической пародии. Задачи пародии этого типа – разоблачение и выявление скрытых отрицательных черт. В сатирической пародии чрезвычайно важна гражданская позиция автора и исполнителя.

Один из распространенных приемов пародирования – нахождение какой-либо метко схваченной смешной  черты объекта пародии, гиперболизация этой черты и таким образом доведение ее до гротеска. Так же используется прием комического несоответствия – нагромождение понятий, обычно не связанных между собой или противоречащих друг другу.

Учитывая разнообразие типов пародии, надо предусмотреть  и число задач, стоящих перед режиссером.

В ряду музыкально-речевых  жанров находится и музыкальный  фельетон. Его тематическая направленность не отличается от собственно эстрадного фельетона, но исполнительские возможности  при его сценическом воплощении значительно возрастают.

«Музыка, включенная в  сатирический фельетон, дает аудитории  не только эстетическое удовлетворение, но и самая сатира усиливается  остроумным и изобретательным подбором музыкальных кусков», - писал В. Е. Ардов.

Дополнительной задачей  режиссера здесь является работа не только с автором текста, но и с композитором.

Одна из разновидностей музыкального фельетона – «музыкальная мозаика». Это своего рода монтаж из цитат и отрывков музыкально-текстовых  произведений, которые несут определенную драматургическую функцию. При этом музыкальный материал может являться своеобразным контрапунктом материалу текстовому.

В эстрадном жанре  литературно-музыкальной композиции необходимо помнить о стилевом единстве текста и музыки, которое обуславливает  слияние этих двух компонентов в данном жанре, что и определяет словесно-музыкальное действие.

Музыке на эстраде  принадлежит чрезвычайно важная роль. Эстрада целиком пронизана  музыкой: песня сольная и хоровая, музыка для оркестров – симфонических, эстрадных и духовых, для инструментальных ансамблей, сольные музыкальные номера, исполняемые на различных музыкальных инструментах, танцевальная музыка, музыкально-речевые жанры.

Огромное значение имеет  народная музыка и пение. Эта та благодатная  почва, на которой родились многие и многие жанры в музыке, театре, поэзии.

Своеобразнейшее песенное творчество русских крестьянских праздников донесло из глубины веков до наших  дней удивительный поэтический мир, созданный гением русского народа.

Большой простор для  режиссерской фантазии заложен в русском народном творчестве. И не только при постановке спектаклей и театрализованных концертов. Создание номеров – ответственный момент в работе народного хора или народного ансамбля песни и танца.

Популярнейшим жанром народного  песенного творчества является частушка – лирическая или лирико-комедийная миниатюра.

Для частушек характерна простая словесная музыкальная  форма, точность в выборе темы, любовь к острому слову, ясность мысли, энергичность и краткость.

Истоки частушки - в игровых и плясовых песнях, припевках, скоморошьих прибаутках, пословицах, причитаниях, в свадебных приговорках.

Один из часто встречающихся  в частушках приемов – повтор. Однако если в других жанрах устного  творчества повтор применяется для  замедления действия или придания торжественности, в частушке повтор применяется с целью наиболее важной мысли (своеобразный «крупный план»).

Информация о работе Два вида деятельности в эстрадной режиссуре: постановка номера, постановка эстрадного представления (концерта)