Донская художественная культура 60 - начала 80 годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:32, реферат

Описание работы

В развитии художественной жизни Дона следует отметить и открытие в Новочеркасске мемориального Дома-музея М. Б. Грекова, в Таганроге — картинной галереи, постоянную работу художественного отдела Новочеркасского музея истории донского казачества, имеющего в своем собрании значительные полотна русской и западноевропейской живописи, интенсивный рост Азовского историко-краеведческого музея, который также ведет постоянную работу по пропаганде изобразительного искусства, организацию музея-заповедника в Старочеркасском соборе. Реставрация его интерьера и в особенности пятиярусного иконостаса с живописью XVII- XVIII веков явилась в 70-х годах важный событием в культурной жизни Дона.

Файлы: 1 файл

Курьтура 60-е - 80-е.docx

— 50.25 Кб (Скачать файл)

16 марта 1963 года, спустя 20 лет после варварского разрушения гитлеровцами, началась вторая жизнь нашего знаменитого «театра- трактора». Восстановленные с максимально возможным приближением к первоначальному облику вестибюль с подсвечиваемыми изнутри колоннами, парадные мраморные лестницы, торжественные в своем величии фойе, просторные буфеты, балкон, с которого во время антрактов зрители любовались чарующей панорамой Задонья, — все это поражало как тех, кто помнил довоенный театр, так и совсем молодых зрителей, впервые вошедших в восстановленное здание. Впечатляюще выглядел н зал, в которой теперь обеспечивалась не только отличил- видимость с любого места, но и хорошая Планировка зала была значительно изменена в сравнении с довоенной, теперь он был не двух-, а трёхъярусным (партер и продолжающий да амфитеатр, бельэтаж, балкон).

Зрителями первого спектакля — премьеры известной пьесы М. Горького «Варвары* в постановке Э. Бейбутова — стали строители, участвовавшие в восстановлении знаменитого архитектурного символа Ростова.

Артистов и зрителей тепло приветствовавший в этот вечер заместитель председателя Ростовского промышленного облисполкома К. П. Белодед, многое сделавший для успешного завершения этой стройки — в качеств начальника областного управления культуры Затем управляющий стройтрестом №8 Главросстовстроя А.Н. Потехин вручил символический ключ от театра его директору Сергею Федорову Пономареву. «Мы разделяем вашу радости Мое сердце принадлежит Ростову»» - писал Ю.А. Завадский.

Яркой и насыщенной была во второй половине 1970-х и в 1980-е годы театральная жизнь города И хотя число профессиональных театральных трупп в Ростове оставалось все это время стабильным (четыре театра — имени М. Горького музыкальной комедии, ТЮЗ, кукол) — в каждом из них случалось немало событий, вызывавших острый интерес зрителей.

Традиционно ведущим театром  города оставался драмтеатр имени  М. Горького. В семидесятые годы им руководил главный режиссер Ян Цициновский, с именем которого связан ряд принципиальных удач коллектива, и прежде всего присуждение в 1976 году Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского за спектакль «Тихий Дон» по роману Михаила Шолохова. Лауреатами престижной премии стали сам Ян Цициновский и актеры — Михаил Бушнов, Аристарх Ливанов, Людмила Лымарь, Павел Морозенко, Евгения Серова. Весьма неординарным было решение режиссера пригласить на главные роли — Григория и Аксиньи — не игравших в горьковском театре артистов. А. Ливанов и Л. Лымарь работали тогда в ТЮЗе, и приглашение в более престижный театр, да еще и сразу на главные роли в принципиальном по значимости спектакле было для них большой неожиданностью. Тем значимее оказался оглушительный успех спектакля. Постановщик и актеры сумели ярко и убедительно показать всю трагичность гражданской войны, когда «брат шел на брата». Театр развивается также и в Новочеркасске. С 1961 г. стал отмечаться Международный день театра. В 60-е годы Новочеркасскому драматическому театру, в связи с празднованием 100-летия со дня рождения великой русской актрисы Веры Федоровны Комиссаржев-ской, присваивается её имя (1964 г.). В этот год Президиум Всероссийского театрального общества в связи со столетием со дня рождения великой русской актрисы решил провести торжественные заседания, посвященные таланту “белой чайки русского театра” в городах Москве, Ленинграде и Новочеркасске. Новочеркасский драмтеатр, получивший имя В.Ф. Комиссаржевской, подготовил к этому юбилею пьесу “Бешеные деньги”, в котором В.Ф. Комиссаржевская сыграла свою первую роль на новочеркасской сцене.

В апреле 1966 года в Новочеркасске  дал концерты на сцене драмтеатра Государственный эстрадный оркестр РСФСР под руководством и при участии народного артиста СССР Леонида Осиповича Утёсова. Он дважды выступил с концертами. Во время этих гастролей Л.О. Утёсов встречался с заслуженной артисткой РСФСР К.А. Клавдиной.

6 ноября 1966 г. театр наконец-то  получил восстановленное здание на углу Подтелковского (Платовского) пр. и Советской (Атаманской) ул., в котором находится по настоящее время. В эти годы в театр вливаются новые артисты: В.М. Решетов, В.И. Крахо тин, Г.А. Иванов, Н.В. Комкова, Ю.П. Панов, Ю.Н. Грузин, Н.Г. Суворкина, Э. Рукман,

В.Д. Блажевич, Б.Н. Соловьев, И.Г. Ситнов и др. Во второй половине 60-х годов в теат¬ре ставились спектакли: “Время тревог” Чаковского, Павловского, “Перебежчик”

A. и П. Тур, “В погоне за счастьем” Т. и Я. Гехт, “Семья Плахова” Шаврина, “Щит и меч”

B. Кожевникова, “Чайка” А. Чехова, “Пять вечеров” А. Володина”, “Мачеха” О. Баль¬зака, “Суд идет” И. Лазутина, “Другая” С. Алешина, “День отдыха” В. Катаева, “Всеми забытый” Н. Хикмета и др. Многие спектакли поставил режиссер С. Либман.

В начале 1967 года на новочеркасской сцене выступали известные мастера ленинг¬радской эстрады с участием Бена Бенцианова и пианиста Симона Когана. В этом же году, но осенью на сцене театра выступал эстонский ансамбль “Лайне”. А в декабре месяце два концерта в театре дал солист Большого театра СССР, лауреат Всесоюзного и между¬народного конкурсов, заслуженный артист РСФСР Антон Григорьев.

В начале 1968 года на сцене  театра выступал молдавский джаз-оркестр  “Букурия”. В этом же году на фестивале горьковских пьес Новочеркасский театр нщраждается дипломом 1-й степени за спектакль “Яков Богомолов”. За спектакль “Горькая комедия” Д. Замфиреску театр награждался грамотой Министерства культуры СССР и Всерос¬сийского театрального общества. В начале марта 1969 года в театре состоялся концерт государственного эстрадного оркестра Армении под руководством заслуженного деятеля искусств Армянской ССР композитора К. Орбеляна. 23 апреля этого же года в театре прошёл авторский вечер известной поэтессы Риммы Казаковой. 16-18 августа 1969 г. в театре шёл спектакль “Медея” Еврипида в постановке и с участием артистов Москов¬ского Академического театра им. В. Маяковского.

В городе наряду с профессиональным театром работали театральные коллективы на общественных, любительских началах. Одним из таких был драматический  коллектив при Доме работников просвещения, который к началу 70-х годов  проработал более 20 лет. За эти годы он поставил более 20 классических и  современных пьес. В основном это  были пьесы А.Островского: “Без вины виноватые”, “Бедность не порок”, “Не всё коту

масленица** и др., а также  пьеса “Любовь Яровая К. Тренева, л питон кречет А. Корнейчу¬ка, “Машенька*' - А. Афиногенова. Осенью 1968 и в 1969 г. драмколлсктив 5 раз показал спектакль “Кремлевские куранты” Н. Погодина. На городском конкурсе драмколлектив получил Диплом 1-й степени. В спектаклях были заняты не профессиональные артисты, но известные в Новочеркасске люди. Например, М.С. Кочетова (сотрудник музея, играла Забелину), И.В. Власов (публицист, играл Оптимиста) и др.

В январе 1970 года на сцене  Новочеркасского театра с большим  успехом выступал со своими зажигательными танцами народный артист РСФСР, лауреат  международных конкурсов Махмуд Эсамбаев. В октябре этого же года в театре выступал с концертами известный артист эстрады танцор Владимир Шубарин.

В 70-е годы в театре обновляется  труппа и репертуар. В труппу пришли народный артист Дагестанской АССР В. Шаныгин, заслуженный артист РСФСР В. Панов (гл. режиссер), заслуженная артистка РСФСР К. Тузова, Б. Милюков, Э. Заруцкая, Л. Грузина, Э. Красов- ская, В. Кацер, В. Куква, Л. Логинова, В. Филипповых, В. Савиных, Е. Купцова, П. Рябов,

Н. Касьянова, П. и С. Соколовы, В. и Л. Мартыновы, В. Шейнин и др. В  эти годы в театре ставились спектакли: “Сказки старого Арбата” А. Арбузова, “Сочтемся славою” Е. Волчек, “Ленинградский проспект” И. Штейна, “На бойком месте” А. Островского, “Прошлым летом в Чулимске” А. Вампилова, “Похожий на льва” Р. Ибрагимбекова, “Прощание в июне” А. Вампилова, “Любовь под вязами” Ю.О. Нила, “Деньги для Марии” В. Распутина, “Хлеб” В. Киршона, “Конармия” И. Бабеля, “Пелагея и Алька” Ф. Абрамова, “Берег” Ю. Бондарева, “Вечно живые” В. Розова, “Смертный враг” М. Шолохова, “Протокол одного заседания” А. Гельмана, “Соловьиная ночь” В. Ежова, “Иркутская история” А. Арбузова, “Светлая пристань” В. Шаврина, “Провинциальные анекдоты” А. Вампилова и др. Ряд спектаклей поставила режиссер В. Морочко.

Новочеркасск в 70-е годы с гастролями посещали многие известные  театральные коллективы и мастера  искусств. Так, 17 марта 1975 года в вечере музыкального искусства, посвященного 70-летию со дня рождения М.А. Шолохова, приняли участие артисты Ленинградского академического театра оперы и балета им. С.М. Кирова, а также композиторы - народный артист СССР, лауреат Ленинской премии В.П. Соловьев- Седой и Е.Н. Птичкин. А 10 октября этого же года два концерта дали в театре артисты Московского театра драмы и комедии на Таганке.

В 80-е годы театр продолжает свои лучшие традиции. В эти годы в основном сложилась труппа, которая много лет радовала зрителей Новочеркасска и его гостей. В 1980 г. почетные звания заслуженных артистов РСФСР были присвоены Людмиле Константиновне Грузиной и Виктору Михайловичу Решетову. В режиссуру театра пришел заслуженный деятель искусств КАССР Л. Вилькович и режиссер В. Волкоморов. Главным художником продолжал работать В. Рынковой. Как и в 70-е годы Новочеркасский театр часто выезжает на гастроли в другие республики и города, а также в подшефные сельские районы. В 80-х годах на сцене театра ставились спектакли: “Между ливнями” А. Штейна, “Тринадцатый председатель” А. Абдуллина, “Премия” А. Гельмана и др. Объявленная в 1985 году в стране перестройка повлияла на изменение репертуара и ослабление идеологической и политической цензуры. Спектакли стали более жизненными и естественными, а режиссеры и артисты - более раскованными.

Кинотеатры

В 1960-е годы в городе в  целом значительно выросли материальные возможности социальной сферы. Наглядно это сказалось, в частности, на архитектурном уровне и на разнообразии типов строящихся новых учреждений культуры. В течение короткого времени в городе были введены в эксплуатацию три широкоформатных кинотеатра — «Сокол» (1965), «Ростов» (1966) и «Юбилейный» (1967 год). К этому времени на смену панорамному кино пришло более удобное и дешевое с точки зрения техники показа широкоформатное кино, при этом размер экрана, цветность, а также другие технические характеристики широкоформатных кинолент были не хуже, а в чем-то и лучше, чем у панорамных.

«Сокол» на 500 мест, построенный  на площади Дружинников, а затем и вмещавший 850 зрителей «Юбилейный» на Сельмаше были для того времени неплохими кинотеатрами, хотя и выстроенными по типовым проектам. Особенно удобным стал для зрителей «Юбилейный», места в котором были размещены по принципу стадиона, с хорошей видимостью с любой точки. После открытия «Юбилейного» сильно обветшавший прежний сельмашевский кинотеатр «Труд» (так назывался с 1956 года бывший «Сталинец») был разобран (на его месте построили один из кор- пусов НИИ технологии машиностроения).

Особо следует сказать  о кинотеатре «Ростов» Его начали возводить в самом центре города на месте пришедшей в негодность летней киноплощадки «Энтузиаст». Кинотеатр строили по индивидуальному проекту, разработанному архитектором А.Г. Якуниной. При этом сразу же было оговорено, что это должен быть самый большой по вместимости (на 1350 мест) и самый красивый кинотеатр Ростова — недаром ведь он еще на стадии проекта получил имя нашего города. Характерно, что А.Г. Якунина тактично использовала в своем проекте некоторые архитектурные идеи, роднящие созданное ею здание с театром имени М. Горького — своеобразным архитектурным символом Ростова.

Стройка шла не без проблем. Как всегда, чего-то не хватало. Но к  концу 1966 года, когда здание освободилось от строительных лесов, перед ростовчанами предстало действительно эффектное здание, сочетающее белую облицовку боковых фасадов со значительными по площади стеклянными стенами кассового зала, вестибюля и верхнего фойе. В самых первых числах декабря тысячи горожан ехали в новый кинотеатр на премьеру второй серии («Наташа Ростова») выдающегося советского фильма —- «Война и мир», с Вячеславом Тихоновым, Сергеем Бондарчуком и восхитительной юной Людмилой Савельевой в главных ролях. Чтобы попасть в кино, люди стояли в очереди по три-четыре часа. Никто не жаловался — напротив, все ждали момента, когда раскроется, как в театре, занавес, и на экране заживут своей, пусть и далекой от нас жизнью толстовские герои — Андрей Болконский, Пьер Безухов, фельдмаршал Кутузов и, конечно, незабвенная Наташа Ростова. За первый месяц работы кинотеатра в нем побывало около 200 тысяч ростовчан — в сущности, каждый третий житель.

Особенно хорош был новый кинотеатр вечером, когда через громадные стеклянные витражи с улицы свободно просматривалось внутренне пространство верхнего фойе с оригинальными светильниками. Вообще, новый кинотеатр удивительно гармонично вписался в ансамбль главной магистрали города. Этому способствовало и нахождение кинотеатра рядом с уже существовавшим уютным сквером, в котором ещё в i960 году был установлен памятник М.В. Ломоносову.

Еще один кинотеатр — «Юность» — появился в городе довольно неожиданно и, так сказать, внепланово. Это было связано с реконструкцией здания общеобразовательного интерната №ю на Буденновском проспекте под интернат спортивного профиля. Один из двух имевшихся в этом здании актовых залов решено было пере-оборудовать под кинотеатр с самостоятельным входом со стороны Комсомольской площади. Новый кинотеатр с залом на 550 мест получил название «Юность» и был открыт в 1970 году, заменив находившийся неподалеку, в Рабочем городке, небольшой кинотеатр «Октябрь», честно прослуживший три десятилетия.

Отметим также, что в 1970-е годы был разработан интересный проект большого двухзального кинотеатра, который намечалось разместить в густонаселенном районе площади В.И. Ленина. К сожалению, этот проект остался нереализованным, и только недавно было принято решение включить современный многозальный кинотеатр в строящийся в этом районе торгово-развлекательный комплекс. Отметим также, что в середине 1960-х годов был закрыт маленький, но уютный кинотеатр «Новости дня» (такое название получил в 1953 году бывший кинотеатр «Энтузиаст», начавший работать еще во время войны в перестроенном производственном здании на улице Энгельса). Специализировался он на прокате документальных и научно-популярных фильмов, а также художественных фильмов, шедших «вторым экраном». На месте разобранного кино-театра вскоре началось строительство гостиницы «Интурист».

Завершая разговор о развитии киносети в 1960-е, а также в начале 1970-х годов, отметим, что в городе продолжали в этот период строиться  и пользовавшиеся популярностью  у населения летние открытые кинотеатры. В частности, такие кинотеатры появились во втором поселке имени Орджоникидзе («Молот»), в парке имени К.И. Чуковского («Искра»), в сквере имени 1-й Конной армии («Весна»), в Комсомольском парке («Современник»), в Студенческом парке («Чайка»). Начали показывать кино на открытом воздухе и в других местах: в сквере в центре первого поселка имени Орджоникидзе, в парке имени Октября, в поселке аэропорта. Некоторые из новых летних кинотеатров выглядели относительно неплохо (например, «Весна» и «Чайка»).

До 1970-х годов нередко использовался в качестве кинотеатра и старый крытый летний театр (на 3оо мест) в парке имени В.В. Маяковского. Однако деревянное здание его постепенно ветшало и, несмотря на произведенный здесь в 1957 году ремонт, явно не украшало город. В начале 1970-х годов бывший Новопоселенский театр был разобран, а на его месте устроили открытую киноплощадку. Что касается самого парка, то он в этот период уже не принадлежал Дому офицеров, а был фактически бесхозным. Лишь в 1976 году старый сад был назван парком Строителей и приведен в относительный порядок.

Информация о работе Донская художественная культура 60 - начала 80 годов