Донская художественная культура 60 - начала 80 годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:32, реферат

Описание работы

В развитии художественной жизни Дона следует отметить и открытие в Новочеркасске мемориального Дома-музея М. Б. Грекова, в Таганроге — картинной галереи, постоянную работу художественного отдела Новочеркасского музея истории донского казачества, имеющего в своем собрании значительные полотна русской и западноевропейской живописи, интенсивный рост Азовского историко-краеведческого музея, который также ведет постоянную работу по пропаганде изобразительного искусства, организацию музея-заповедника в Старочеркасском соборе. Реставрация его интерьера и в особенности пятиярусного иконостаса с живописью XVII- XVIII веков явилась в 70-х годах важный событием в культурной жизни Дона.

Файлы: 1 файл

Курьтура 60-е - 80-е.docx

— 50.25 Кб (Скачать файл)

                           Донская художественная культура  60-х — НАЧАЛА 80-х ГОДОВ

Введение.

Значительными по времени период с начала 1960-х до середины 1980-х годов — два с половиной десятилетия — наверняка помнят многие наши читатели, в том числе и те, кто находится в расцвете лет. Правда, в отличие от двадцатых, тридцатых и сороковых годов, этот период был, пожалуй, не настолько «зрелищным», если понимать под этим словом постоянное присутствие ярких, этапных, а в чем-то и уникальных событий. Страна вступила в период нормального, спокойного, уверенного, а главное — стабильно поступательного развития. Преодолевая последствия Великой Отечественной войны, Советский Союз не просто в короткий срок восстановил экономику, но и активно двигался вперед, подтверждая статус одной из крупнейших мировых держав. Поразившие весь мир грандиозные победы советского народа в развитии атомной энергетики и в освоении Космоса стали ярким подтверждением того, что наша страна находится на подъеме и что она вполне конкурентоспособна по отношению к самым развитым, самым передовым государствам мира, в том числе и к Соединенным Штатам Америки, чьи потери во Второй мировой войне были, в сравнении с СССР, незначительными.

Живопись.

Говоря о развитии ростовской живописи 60—70-х годов, прежде всего следует отметить интенсивность художественной жизни этого периода. Никогда раньше не проводилось в Ростове такого количества выставок. Областные и городские, персональные и групповые, выставки, приуроченные к ежегодно проводимой неделе изобразительного искусства и, начиная с 1966 года, молодежные выставки. Большие ретроспективные к определенным датам, а также выставки акварели и рисунку.

Заметную роль в развитии искусства на Дону играли и персональные выставки художников-земляков, организованные Музеем изобразительных искусств,—  Н. Н. Дубовского, И. И. Крылова, В. Н. Ададзе, Е. В. Вучетича, М. С. Сарьяна, А. А. Арцатбаняна, мастера журнальной графики и фотомонтажа А. А. Житомирского, художника-баталиста Н. В. Овечкина, ленинградца А. С. Шендерова, московского графика Е. А. Коротковой, художника стекла Ю. В. Жульева н других земляков. Музей организовал в этот период ряд выставок из своих фондов по отдельным жанрам искусства: «Русский пейзаж», «Русский и советский портрет», «Натюрморт» и другие.

С начала 70-х годов регулярными  стали и выставки прикладного  искусства, агитплаката, работ художников театра и монументальной живописи. Постоянно демонстрируются в Ростове и передвижные выставки из центральных музеев страны и организованные Союзами художников РСФСР и СССР. Ростов-на-Дону стал первым пунктом в организации зональных выставок «Советский Юг». В 1964 году такая выставка открылась в Ростове, а затем через каждые четыре года в городах южной зоны — Краснодаре, Ставрополе, г. Орджоникидзе и Махачкале.

В развитии художественной жизни  Дона следует отметить и открытие в Новочеркасске мемориального  Дома-музея М. Б. Грекова, в Таганроге — картинной галереи, постоянную работу художественного отдела Новочеркасского музея истории донского казачества, имеющего в своем собрании значительные полотна русской и западноевропейской живописи, интенсивный рост Азовского историко-краеведческого музея, который также ведет постоянную работу по пропаганде изобразительного искусства, организацию музея-заповедника в Старочеркасском соборе. Реставрация его интерьера и в особенности пятиярусного иконостаса с живописью XVII- XVIII веков явилась в 70-х годах важный событием в культурной жизни Дона. Эти работы вела группа молодых реставраторов — выпускников Художественного училища имени М. В, Грекова — под руководством живописца М. Е. Соколенко. Открылся и ряд народных музеев и картинных галерей, из которых следует положительно отметить деятельность галереи в городе Сальске.

Наряду с художественным училищем, которому в 60-е годы было присвоено  имя М. Б. Грекова, в середине 70-х годов в Ростове начал подготовку молодых художников-педагогов художественно-графический факультет педагогического института с воскресной детской школой при нем. Детские школы рисования открылись в каждом городе Ростовской области, включая и станицу Семикаракорскую, где детская школа работает в контакте с местным фаянсовым заводом и дети получают возможность заниматься прикладным искусством. Выставки детского рисунка стали также традиционными.

Но в особенности важными  вехами в развитии изобразительного искусства на Дону стали тематические выставки Союза художников: к 40-летию  Великого Октября, затем выставка «Родной  Дон» (1964), выставки к 50-летию Октябрьской  революции и 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, выставка «Слава труду» (1974) и ряд других. Тематическая направленность способствовала созданию серьезных произведении как историко-революционной живописи, так и посвященных современности.

Во время подготовки к  выставке «Слава труду» (1972—1974) большую  роль сыграла творческая группа, которую  возглавил один из ведущих ростовских живописцев 60—70-х годов Валентин Федорович Щебланов. Произведения, созданные членами этой группы на крупнейшем ростовском предприятии — заводе сельскохозяйственных машин «Ростсельмаш», занимали заметное место на зональной выставке «Слава труду», которая состоялась под этим девизом в г. Орджоникидзе (1974). Работа промышленной творческой группы была хорошо организована, и художники сумели не просто сделать «репортажи» заводской жизни, но п создать ряд тематических произведений о современном рабочем человеке. В особенности плодотворным оказался опыт работы творческой группы для молодых художников 70-х годов — В. Ф. Коробова, Е. Я. Покидченко. Т. П. и А. М. Титаренко и других. В конце 70-х годов многие молодые художники продолжили эту линию — художественного решения рабочей темы - на материале всесоюзного строительства завода «Атоммаш» в Ростовской области. Нет сомнения в том, что все эти отмеченные выше и во многом новые для Ростова явления художественной жизни оказывали благотворное влияние на творческий рост Ростовской организации Союза художников.

В творчестве почти каждого  живописца 60—70-х годов заметен  интерес к современной проблематике искусства, стремление решать задачи, которые ставит перед художниками  время. Время и создает художника, формирует его жизненные и  творческие взгляды, направленность его  искусства. Время побуждает его  к поискам выражения современности, независимо от жанра, который он выбирает. Время 60—70-х годов можно считать  наиболее благоприятным в развитии живописи Советского Дона. Повышается интерес большинства художников к содержательному полотну исторической или современной тематики.

Утверждать наличие каких-либо специфических традиций в живописи Дона, как это наблюдается, например, в национальном искусстве автономных республик зоны «Советский Юг» — Северной Осетии, Кабардино- Балкарии, Дагестана, было бы неверно. Стилистической общности, характерной какими-то определенными качествами, свойственными многим или даже нескольким живописцам Дона, пока еще нет, и трудно утверждать перспективность ее появления.

Даже в искусстве пейзажа, в котором одно время (в 40—50-е  годы) наблюдалось некоторое стилистическое единство, вызванное, впрочем, пре-обладанием в тогдашней живописи приемов пленэрной системы, современные ростовские пейзажисты идут разными путями. Нельзя же, в самом деле, за стилистическую общность принимать стремление, появившееся за последние годы у некоторой части пейзажистов, изображать Дон как бы через «закопченное стекло», в глухой и мрачной тональности коричневато-черной гаммы. Это можно принять как эксперимент (но только как эксперимент!), результаты которого в содержательном, образном отношении пока что, за редким исключением, мало ощутимы и чаще всего производят впечатление «инородности» в живописи Дона. Стилистическое многообразие свойственно и общему характеру со-временной советской живописи, в которой сосуществуют и взаимодействуют многообразные тенденции.

Музеи

Приятной и в чем-то неожиданной новостью стало открытие в 1958 году в западном крыле музейного здания еще одного учреждения культуры — планетария, оснащенного соответствующим аппаратом немецкого производства.

Это был уже второй планетарий в Ростовской области (первый чуть раньше открылся в Таганроге). Поскольку в то время буквально вся страна «бредила» космосом и предстоящими полетами туда человека, планетарий пользовался огромной популярностью. Лекции в нем всегда проходили с аншлагом. . Что касается областного музея изобразительных искусств, то он был единственным государственным музеем, который функционировал в Ростове в первые послевоенные годы. Однако условия, в которых он находился с 1946 года в здании художественного училища в Университетском переулке, были, мягко говоря, не слишком приемлемыми. Несколько небольших комнат, которые можно было назвать музейными залами лишь с очень большой натяжкой, никак не вмещали даже те немногие картины, которые удалось сохранить в войну, а также получить заново из фондов других художественных музеев страны. Лишь в 1959 году музею передали симпатичный дореволюционный особняк А.П. Петрова на Пушкинской улице, в котором до войны размещались различные клубы, а затем — административные учреждения. После капитального ремонта и реконструкции залов музей открылся для посетителей в 1961 году. При этом большинство элементов как внешнего — очень богатого — оформления здания, так и его интерьеров удалось сохранить. Значительно выросли в 1950-1960-е годы и фонды музея, были приобретены сотни интересных полотен русских, советских и зарубежных художников, а также лучшие работы наших земляков. Музей фактически возродился заново после невосполнимых потерь, понесенных в войну. Это было в основном заслугой инициативного и деятельного директора музея Юлии Леонидовны Рудницкой — опытного искусствоведа, замечательного организатора музейного дела, талантливого историка изобразительного искусства, автора вышедшей в Ленинграде обширной монографии « Художники Дона ».

Другой старинный особняк  в центре города — в Газетном переулке — по-прежнему был местом нахождения Дома работников просвещения (Дома учителя), где действовала широко известная в городе в 1960-1970-е годы театральная студия под руководством Т.И. Ильинской (пришедшей сюда из Дворца пионеров). Работала здесь и отличная специализированная педагогическая библиотека. Дом работников просвещения отличался  еще и очень интересными капустниками, вечерами отдыха учителей и другими  запоминающимися мероприятиями. В начале 1960-х годов открылся в Ростове новый Дом культуры профтехобразования. Для него приспособили достаточно большое здание на углу улицы Тургеневской и проспекта Семашко, где в дореволюционные годы работало земство, а начиная с 1920-х годов — окружной военный трибунал. Дом культуры активно привлекал в свои стены юношей и девушек, обучавшихся в профессионально-технических училищах. Вплоть до середины 1960-х годов продолжал работать в Ростове и Дом ученых, находившийся в старинном особняке, на месте которого впоследствии построили на улице Энгельса «стекляшку» Дома мод. Неожиданное закрытие этого клубного учреждения вызвало у многих научных работников негативную реакцию: никаких объективных причин для этого (кроме, вероятно, финансовых) не было. Кстати, в Доме ученых работал один из лучших в Ростове любительских драматических коллективов. Многим ростовчанам Дом ученых запомнился и как традиционное место встреч коллекционеров марок, открыток, монет. После закрытия Дома ученых коллекционерам еще долго пришлось встречаться под открытым небом.

В 1965 году отличный заводской музей открылся во Дворце культуры «Ростсельмаша».

В ноябре 1972 года при большом  стечении н рода торжественно открылся музей русско- )мянск0й дружбы в тщательно реставрированном храме Сурб-Хач. Событие это могло бы и не состояться, если бы не подвижническая деятельность работников культуры Ростова и Армении. Дело в том, что на свободном месте рядом с поселком Мясникован, вблизи полуразрушенного, но все еще величественного храма, построенного, как известно, еще в XVIII веке в стиле классицизма (и являющегося старейшим зданием на нынешней территории Ростова), начиналось в то время строительство крупнейшего в городе Северного жилого массива. Ростовские градостроители посчитали, что храм здесь будет чужеродным элементом и приговорили его к сносу. С этим категорически не согласились музейные работники, а также активисты созданного в 1966 году Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (отделение общества было организовано и в Ростове). Моральную и практическую помощь оказал им выдающийся советский художник, уроженец Нахичевани-на-Дону Мартирос Сергеевич Сарьян. Именно он обратился в правительство СССР с предложением не только сохранить старинный и очень красивый храм, но и открыть в нем музей русско-армянской дружбы — филиал Ростовского областного музея краеведения. Мнение «варпета» («мастера», как называли Сарьяна в Армении) оказалось решающим. Сурб-Хач был сохранен для современников и потомков. Открывшаяся в храме экспозиция весьма подробно рассказывала об истории Нахичевани-на-Дону и о видных деятелях армянской культуры, чья жизнь и судьба были связана с Доном. Одновременно с открытием музея привели в порядок и окрест-ную территорию. Были реставрированы, в частности, бюсты на могилах выдающегося революционного демократа М. Налбандяна и поэта-лирика Р. Патканяна. И, кстати, очень скоро стало ясно, что старинный храм не только хорошо «вписался» в современную застройку Северного массива, но и стал ее ярко выраженным архитектурным акцентом.

В 1973 году в областном музее  краеведения был открыт зал редких и драгоценных экспонатов, условия посещения которого отличались от обычной музейной экспозиции (здесь допускались только организованные экскурсии). В зале экспонировали богатейшую коллекцию так называемого «скифского золота» и другие редкие предметы, в основном из археологических раскопок Танаиса. Частично этими экспонатами поделился с ростовчанами археологический музей-заповедник «Танаис», созданный в ранге филиала Ростовского областного музея краеведения в 1961 году. А в 1975 году в городе появились сразу не-сколько новых музеев. Один из них - в виде музейного павильона — вошел в комплекс открытого в мае мемориала «Змиевская балка» на месте массовых расстрелов ростовчан в период гитлеровской оккупации. Другой музей, в специально построенном оригинальном здании в парке имени Плевена, получил название «Музей интернациональной дружбы» и был посвящен городам-побратимам Ростова. Особо подробно были показаны в этом музее дружеские, истинно братские связи Ростова-на-Дону с болгарским городом Плевеном. Поблизости был открыт и оригинальный монумент русско-болгарской дружбы. В том же 1975 году были созданы (на общественных началах) музеи РИСХМа, РИСИ и радиотехнического техникума.

Театр.

Восстановление театра поначалу надолго застопорилось не только из-за недостатка финансовых ресурсов, но еще и потому, что руководители города, области, да и столичные власти никак не могли прийти к единому мнению о том, как же восстанавливать театр — в строгом соответствии со старым «конструктивистским» проектом или в духе новой архитектурной моды — то есть с непременными колоннами, парадными портиками и т.д. Было разработано несколько вариантов, и поначалу казалось, что чаша весов склоняется к тому, что знаменитый ростовский театр-трактор окончательно исчезнет с лица земли. Потому что предлагаемые проекты устраняли из внешнего облика театра именно то, что делало его не похожим ни на какой другой.

Мало кому известно, что большую роль в принятии решения о восстановлении внешнего облика театра по старому проекту сыграл будущий ректор Ростовского государственного университета, а тогда заведующий отделом науки и культуры Ростовского областного комитета КПСС Юрий Андреевич Жданов. Работать в Ростов он приехал из столицы в 1953 году — как раз в то время, когда здесь проходили горячие дискуссии о судьбе выдающегося памятника архитектуры. Изучив мнения сторон, Юрий Андреевич занял однозначную позицию: театр надо в максимальной степени сохранить таким, каким он был. Вопрос был согласован и с одним из авторов изначального проекта театра — В.Г. Гельфрейхом (его соавтор В Л. Щуко умер еще до войны). Было решено, что внутри театр вполне может подвергнуться определенным переделкам — в частности, зал нужно было уменьшить для улучшения акустики. Да и вообще драматическому театру не нужен был зал на 2250 мест, в котором терялось единение актера и зрителя. Однако внешний облик выдающегося архитектурного сооружения, являющегося символом героической эпохи тридцатых годов, никак нельзя было изменять. И с этим постепенно согласились даже те, кто поначалу упорно хотел сделать наш театр похожим на десятки уже построенных в стране театральных зданий, выполненных в стиле, иронично называемом ныне «сталинским ампиром».  В итоге к середине 1950-х годов проект восстановления драматического театра имени М. Горького, выполненный ростовскими архитекторами В.В. Леонтьевым, В.Н. Разумовским и Н.Н. Се- мененко при участии действительного члена Академии строительства и архитектуры СССР, I профессора, лауреата Государственной премии СССР, а впоследствии Героя Социалистического Труда В.Г. Гельфрейха, прошел все необходимые экспертизы и согласования и был утвержден. Вскоре начались строительные работы. Интересной особенностью этого проекта стало то, что в связи с уменьшением размеров главного театрального зала с 2250 до 1200 мест (что было вполне достаточно для драматического театра и обеспечивало гораздо лучшую слышимость), изменилось местонахождение сценической коробки и, соответственно, были «сдвинуты» вперед артистические помещения. В результате в северной части здания образовалось свободное место, которое решено было использовать для размещения большого Зеленого театра под открытым небом, с полноценной по своему техническому оснащению сценой площадью 300 квадратных метров. Особенностью этого периода стало и достаточно широкое «проникновение» в репертуар театра пьес по произведениям местных авторов — Анатолия Калинина («Цыган»), Александра Суичмезова («Ранней весной» и «Свежий ветер») Виталия Закруткина («Матерь человеческая»). И, конечно, Михаила Шолохова...

Информация о работе Донская художественная культура 60 - начала 80 годов