Архитектоника стиля барокко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 19:34, реферат

Описание работы

Романская и готическая архитектура были невозможны без архитектурного опыта предшественников и накопленных ими математических знаний. Метод геометрических пропорций преобладал благодаря авторитету учёных арабской Испании и античных математиков, произведения которых активно переводили в средневековой Франции. Геометрия поражала воображение средневековых художников как универсальное средство познания и моделирования вселенной.
Для возведения величественного готического собора требовались разведанные залежи камня, песка, извести, лес (древесина), а также наличие свинца, пластинами которого покрывали протяжённые готические крыши. Все эти условия удачно совпали во Франции, Испании, Великобритании, Чехии, Италии.

Содержание работы

1. Предпосылки появления стиля

2. Особенности готического стиля в архитектуре

3. Каркасная система возведения построек

4. Готический интерьер

5. Характерные произведения готики

6. Заключение

Библиография

Файлы: 1 файл

готика.docx

— 419.86 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архитектоника стиля барокко 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск, 2014 год 
Содержание 

 
1.  Предпосылки появления стиля 
 
2. Особенности готического стиля в архитектуре 
 
3. Каркасная система возведения построек

 

4. Готический интерьер

 
5. Характерные произведения готики  
 
6. Заключение  
 
Библиография

Приложение

 
 
 

 

Предпосылки появления стиля

Во второй половине X века подошла к концу истощавшая силы Европы пора военного противостояния с норманнами имадьярами. Во Франции возобновилось строительство аббатств и монастырей, служивших в то время главными очагами знания и образования.

Романская и готическая архитектура были невозможны без архитектурного опыта предшественников и накопленных ими математических знаний. Метод геометрических пропорций преобладал благодаря авторитету учёных арабской Испании и античных математиков, произведения которых активно переводили в средневековой Франции. Геометрия поражала воображение средневековых художников как универсальное средство познания и моделирования вселенной.

Для возведения величественного готического собора требовались разведанные залежи камня, песка, извести, лес (древесина), а также наличие свинца, пластинами которого покрывали протяжённые готические крыши. Все эти условия удачно совпали во Франции, Испании, Великобритании, Чехии, Италии.

Дерево не годилось для исполинских сооружений, да и частые пожары ограничивали использование этого материала. Камень предпочитали при создании сакральных сооружений, замков феодалов и крепостей. Источниками белого камня служили во Франции карьеры вблизи Турне, откуда камень и обтесанные детали везли в Пикардию, Артуа, Шампань и даже в Англию.

Строительство было немыслимо без соответствующего инвентаря — железные инструменты, механические пилы, блоки, большие деревянные колеса для доставки строительных материалов на значительную высоту. Широкое использование этих колес и других инженерных устройств зафиксировано в книжных миниатюрах, на картинах Яна ван Эйка и Питера Брейгеля-старшего. Поломанные и случайно спасенные колеса того времени стали музейными экспонатами.

 

 

 

 

 

Особенности готического стиля в архитектуре

 
Особенности готического стиля, который пришёл на смену романскому, лучше всего можно проследить на архитектуре соборов. 
Характерными чертами готики являются вертикальность композиции, стрельчатая арка, сложная каркасная система опор и ребристый свод. Преимущество использования ребер заключается в том, что свод может быть больше, вследствие чего уменьшаются возникающие от него нагрузки. Погашение этих нагрузок системой контрфорсов позволило сделать более тонкими и стены. Стремление максимально уменьшить массивность сооружения привело к тому, что в результате введения каркаса стена перестала быть несущим элементом и стала всего лишь заполнением между несущими пилонами. С развитием стиля готическое пространство значительно изменяется. Если разнообразная в своих проявлениях романская архитектура отдельных областей Европы развивалась различными путями, новые возможности готического стиля определяются одной школой, откуда новые творческие идеи с помощью монашеских орденов цистерцианцев и доминиканцев и работающих на них строительных артелей распространяются во все доступные области. 
 
Уже в поздний романский период, в первой половине 12 в., элементы нового готического стиля возникают в области Иль де Франс. Из этой северофранцузской области, где романская школа отставала в развитии и где непосредственно не сказывалось влияние античных традиций, исходит новый мощный импульс, открывающий путь богатому готическому искусству. Из Франции готика распространяется на соседние страны; ещё в 12в. она появляется в Англии, а в следующем столетии в Германии, Италии и Испании. Готика проникает в различные страны не сразу и неравномерно,- с относительно большим опозданием новый стиль находит своё выражение и в чешских областях. Со временем готическая архитектура становится универсальным общеевропейским стилем. 
 
Хотя готика возникла в процессе развития романской архитектуры, в противоположность ей и последующей архитектуре ренессанса, барокко и классицизма,- это единственный стиль, создавший совершенно своеобразную систему форм и новое понимание организации пространства и объёмной композиции. Название «готика» не отражает правильно существо данного стиля. В период ренессанса это было насмешливое наименование, выдуманное художественной итальянской критикой для творческого стиля, возникшего севернее Альп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каркасная система возведения построек

 Техническим прорывом архитекторов готики явилось открытие ими нового способа распределения нагрузки. Обнаружилось, что вес и давление каменной кладки могут концентрироваться в определенных точках, и если их поддержать именно в этих местах, другим элементам постройки уже не обязательно быть несущими. Так возник готический каркас.

Новаторство технического решения состояло в следующем: свод перестали опирать на сплошные стены здания, массивный цилиндрический свод заменили ажурнымнервюрным крестовым, давление этого свода передается нервюрами и арками на столбы (колонны). Возникающий таким образом боковой распор воспринимаетсяаркбутанами и контрфорсами.

Эти революционные находки позволяли не только экономить строительные материалы, но и объединить внутреннее пространство храма в единое целое, отказавшись от загромождавших и затемнявших его колонн. Вместе с улучшением освещённости нефа стало возможным и радикальное увеличение высоты зданий.Некоторые готические храмы Европы превышали по высоте пирамиду Хеопса, которая в течение многих тысячелетий оставалась самым высоким сооружением Земного шара.

 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
Готический стиль в интерьере

Грандиозный и сдержанный готический стиль стал венцом средневекового европейского искусства. Большинство из нас не представляет готику без огромных окон, арочных сводов, массивной деревянной мебели с резными узорами, гобеленов и старинных доспехов, украшающих стены. Такая обстановка наводит мысли на мистику, рыцарские рассказы и начинаешь представлять себя в окружении принцесс, драконов и колдунов. Современный готический интерьер насыщен и новыми чертами. В дополнение к темным классическим, здесь полно и светлых тонов. Прошлое и настоящее можно совместить, главное не превратить свою квартиру в мрачный вампирский замок.

Цвета готического стиля

Интерьер квартиры здесь более насыщен темными оттенками, что должно символизировать загадочные и темные стороны жизни. Присутствие золота должно подчеркивать богатое убранство комнаты в готическом стиле. Наиболее популярны здесь такие цвета: синий, фиолетовый, пурпурный, рубиново-красный, темно-зеленый, черный. Применяется много дерева темных пород при оформлении стен и потолка. Особенно эффектно в таком интерьере смотрится облицованный камнем массивный камин.

Мебель в готическом стиле

Для такого интерьера более характерная темная деревянная мебель из твердых пород, хотя неплохо будет смотреться и кованая утварь. Обязательные арочные своды и оконные проемы можно повторить и в самой форме мебели. Это может быть сводчатое изголовье массивной кровати или форма спинки стульев. Черты готического стиля должны присутствовать в резных элементах вашей мебели или выкованных с большим мастерством декоративных элементах. Причудливые люстры или канделябры – обязательный элемент, как и присутствие свечей, металлической посуды. Металлические стильные подсвечники можно расставить на столах или полках. Стены прекрасно украсят декоративные элементы в виде старинных гербов или королевских регалий. Любители мистики в своей комнате могут расставить фигурки драконов, химер, выполненных в этом стиле подсвечников, ваз или зеркал.

 

 
Характерные произведения готики

Церковь монастыря Сен-Дени, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями Бога».

Собор Святого Стефана. Вена, Австрия. 
Собор Святого Стефана (St Stephen’s Cathedral), расположенный в самом сердце Вены, пережил много войн и в настоящее время является символом свободы города. Готический собор стоит на руинах двух предыдущих церквей. Его строительство было в значительной степени инициировано в 14 веке герцогомАвстрии Рудольфом IV.  А самая узнаваемая характеристика собора – черепичная крыша с изображением национального герба и герба города Вены, была добавлена только в 1952 году.

Бургосский собор. Бургос, Испания. 
Кафедральный собор Бургоса (Burgos Cathedral) – средневековый собор в одноименном городе, посвященный Деве Марии. Он славится своими огромными размерами и уникальной готической архитектурой. Строительство собора началось в 1221 году, и после длительного почти двухвекового перерыва  было завершено в 1567 году. В 1919 году собор стал местом захоронения национального герояИспании Родриго Диас де Вивара (Эль Сид Кампеадор) и его супруги Химены Диас.

Реймсский собор. Реймс, Франция. 
Реймсский собор (Reims Cathedral) является местом, в котором были официально коронованы многочисленные французские монархи. Он построен на месте базилики, где когда-то (примерно 496 год) Святым Реми был крещен Хлодвиг I – один из крупнейших политиков своего времени. Строительство собора было завершено к концу 13 века.

Миланский собор. Милан, Италия. 
Исключительно большой и сложный готический собор на главной площади Милана является одним из самых известных зданий в Европе. Это один из самых больших готических соборов в мире. Строительство началось в 1386 году под покровительством архиепископа Антонио да Салуццо (Antonio da Saluzzo) в позднеготическом стиле более типичном для Франции, нежели Италии. Прошло пять веков, прежде чем строительство было завершено.

Севильский кафедральный собор. Севилья, Испания. 
Расположенный на месте величественной мечети Альмохады, средневековый собор был построен, чтобы продемонстрировать силу и богатство Севильи после длительного процесса Реконкисты. На момент завершения строительства в 16 веке, он вытеснил Собор Святой Софии, как самый большой в мире. Строители использовали некоторые колонны и элементы бывшей мечети. Наиболее известна Хиральда – башня с богатыми узорами и орнаментами, бывшая ранее минаретом, и преобразованная в колокольню.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Готика стала одним из источников вдохновения основоположников Возрождения в Италии — Брунеллески и Донателло. В Центральной Европе готические сооружения строились вплоть до XVII века, а затем готические архитектурные принципы вплелись в сложившийся здесь вариант архитектуры барокко.

Отношение ни к одному из художественных стилей прошлого не было так переменчиво, как к готике. Начиная с эпохи Ренессанса, готика воспринималась как символ всего тёмного и отсталого. Готическое искусство казалось искусственным, оторванным от природы. Так, Джорджо Вазари писал:

В этих постройках, которых так много, что мир ими зачумлен, двери украшены колоннами тонкими и скрученными наподобие винта, которые никак не могут нести нагрузку, какой бы лёгкой она ни была. Точно так же на всех фасадах и других украшениях они водружали черт знает какие табернаклишки один на другой со столькими пирамидами, шпилями и листьями, что они не только устоять не могут, но кажется невероятным, чтобы они могли что-нибудь нести, и такой у них вид, будто они из бумаги, а не из камня или мрамора. И в работах этих устраивали они столько выступов, разрывов, консолей и завитушек, что лишали свои вещи всякой соразмерности, и часто, нагромождая одно на другое, они достигали такой высоты, что верх двери касался у них крыши. Манера эта была изобретена готами, ибо после того, как были разрушены древние постройки и войны погубили и архитекторов, то оставшиеся в живых стали строить в этой манере, выводя своды на стрельчатых арках и заполняя всю Италию черт знает какими сооружениями, а так как таких больше не строят, то и манера их вовсе вышла из употребления. Упаси боже любую страну от одной мысли о работах подобного рода, столь бесформенных по сравнению с красотой наших построек, что и не заслуживают того, чтобы говорить о них больше, чем сказано.

Но уже в XVII в., в противоположность суждению Мольера о готических соборах как «чудовищах», «следах невежественных лет», Винсен Саблон высказывает совершенно иную точку зрения в своей поэме о Шартрском соборе, воспев в ней творчество готических архитекторов.

Резкий перелом в отношении к готике произошёл в XVIII и особенно в XIX веках. Он был связан с борьбой классицистических и рационалистических теорий XVIII века с зарождавшимся романтизмом. В этот период в Европе усилился интерес к Средневековью и его художественной культуре. Готическая эстетика возникла в серединеXVIII века в Англии как реакция на рационализм и эмпиризм века Просвещения (смотри статью Готическое направление в искусстве Нового времени). Готика воспринималась в ореоле романтической фантазии и таинственности. Произошло поэтическое и философское осмысление средневековой художественной культуры.

Информация о работе Архитектоника стиля барокко