Возникновение стиля барокко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 20:36, доклад

Описание работы

Взволнованность и впечатляющую силу барокко стремилась использовать в своих интересах римско-католическая церковь для укрепления веры в народе. Этот стиль поддерживали и правители, которые видели в нём средство, чтобы показать своё могущество и власть. Поэтому барокко получило особый размах там, где господствовала католическая вера или о его распространении заботились правители. В конце концов барокко покорило почти всю Европу и, благодаря испанцам, достигло Америки, где его до сих пор называют «испанским стилем».

Файлы: 1 файл

барокко.docx

— 1.03 Мб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

     Барокко (итал. barocco через исп. bar- ruecco от португ. barroco - причудливый, неправильный, дурной, испорченный) - один из самых трудных и многозначных терминов истории искусства. Словом «барокко» называют ряд историко- региональных художественных стилей европейского искусства XVII- XVIII вв., последние, критические стадии развития других стилей, тенденцию беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, неуравновешенных формах.

    Начало  барокко условно относят к 70-80-м годам XVI в., однако истоки этого стиля восходят к эпохе Возрождения, в частности к творчеству Микеланджело, которого нередко называют «отцом барокко».

    Возникновение стиля связано с общим кризисом гуманизма и наступлением феодально-церковной реакции, выступавшей против рационалистических, светских тенденций в искусстве, против научных открытий, подрывающих идеологические устои католицизма. Борьба «силы разума» нового времени и средневекового мистицизма сопровождалась острыми социальными противоречиями.

    Взволнованность и впечатляющую силу барокко стремилась использовать в своих интересах римско-католическая церковь для укрепления веры в народе. Этот стиль поддерживали и правители, которые видели в нём средство, чтобы показать своё могущество и власть. Поэтому барокко получило особый размах там, где господствовала католическая вера или о его распространении заботились правители. В конце концов барокко покорило почти всю Европу и, благодаря испанцам, достигло Америки, где его до сих пор называют «испанским стилем».

 

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

    Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектными зрелищам, совмещение иллюзорного и реального, сильные контрасты масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

    Характерные черты: симметрия в стиле, простор. Очень много лепнины. Сложные архитектурные элементы. Обилие декоративных барельефов. Золочение архитектурного декора.

Преобладающие цвета: приглушенные пастельные цвета фасада; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом - в  интерьере.

Линии: причудливый выпукло-вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение.

Форма: сводчатая, куполообразная и  прямоугольная; башни, балконы, эркеры.

Элементы интерьера: стремление к  величию и пышности; массивные  парадные лестницы; колонны, пилястры, барельефы, богато украшенные лепниной наличники на окна и двери, лепнина  и роспись, резной орнамент; взаимосвязь  элементов оформления.

Конструкции: контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые.

Окна: полуциркульные и прямоугольные; с растительным декором по периметру.

Двери: арочные проемы с колоннами; растительный декор.

    В эпоху барокко было построено  множество великолепных дворцов, были разбиты парки с прямыми аллеями  и подстриженными деревьями, созданы  просторные площади с памятниками, в городах спланированы целые  архитектурные ансамбли.

    Как уже говорилось выше, родиной барочной архитектуры является Рим (Италия). Крупнейшим архитектором Италии является Лоренцо Бернини и его знаменитые работы Сант Андреа аль Квиринале (1658 г.), грандиозная колоннада перед собором св. Петра.

     Архитектура барокко, выйдя за пределы Италии, приобрела в каждой стране особый облик. Лучшими примерами щедрой роскоши, характерной для немецких земель, могут служить дворец Бельведер в Вене и Цвингер в Дрездене. Последний представляет собой площадь для празднеств, окруженную прелестными галереями, башенками и павильонами.

    Самостоятельным путем пошло развитие архитектуры во Франции. Там избегали излишеств, к которым склонны были итальянцы. Господствующим стало классическое направление. Это означает, что во Франции стремились следовать античным и ренессансным, то есть «классическим» образам. Здания строились симметричными; ясными, они были перекрыты высокой мансардной крышей, получившей название по имени ее создателя архитектора Мансара. Самый известный памятник французского барокко – дворец в Версале, неподалеку от Парижа.

     Более строгое, тяготеющее к классицизму  направление господствовало также  в Англии. Среди английских памятников архитектуры того времени самым значительным считался Собор святого Павла в Лондоне.

     С начала 18 в. в России складывается своеобразный стиль «русского барокко». В стиле  барокко были построены все дворцы в Петербурге (ныне Санкт-Петербург). Среди петербургских архитекторов эпохи барокко крупнейшим был итальянец по происхождению Бартоломео Растрелли (1700-1771); в числе го пышных и прекрасных творений Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Сейчас там находится Эрмитаж – один из крупнейших художественных музеев мира. Петербургское придворное барокко представляют также нарядные замки в Рундале и в Елгаве в Латвии, выстроенные по проекту Растрелли.

    Совсем  иного происхождения была архитектура  барокко на Украине и в Литве  – там ее распространяла римско-католическая церковь. В Литве того времени искусство переживало блестящий расцвет. Помимо местных мастеров там работали художники и архитекторы из Италии, Германии, Польши. Вильнюс приобрел тогда барочный облик, сохранившийся до сих пор; лучшими образцами этой эпохи остались ансамбль Университета и скульптурный декор церкви Петра и Павла.

    По - северному сдержан был стиль барокко в Северной Европе, в частности в Эстонии. Особенно энергично застраивалась Нарва. Её скромные и простые, но привлекательные купеческие дома, украшенные разными каменными портами, эркерами и другими мотивами, погибли во время Великой Отечественной войны. В 17 в. многие башни старых церквей получили новые барочные завершения. Один из киверов этого рода – таллиннской церкви Нигулисте – лишь недавно был восстановлен.

 

 

 

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ БАРОККО

     К числу первых произведений, в которых уже ясно наметились черты барокко, можно отнести главную церковь ордена иезуитов Иль Джезу (Иисуса) в Риме (1575 г.), построенную архитектором Джакомо де ля Порта на основе проекта Виньолы. Глубинное развитие внутреннего пространства подчеркнуто на фасаде акцентированием входа. Его выразительность достигается путем нарастания к центру ордерных форм, создания сильных контрастов света и тени, динамичным движением членений от краев к оси. Плоскость фасада воспринимается как массивный «экран», за которым главное - внутреннее пространство. Боковые фасады имеют второстепенное значение, их упрощенная композиция мало связана с основным фасадом.

  Особенно яркое выражение черты барокко получили в архитектуре церкви Сан Карло у четырех фонтанов (1638-1640 гг.), построенной одним из крупнейших мастеров барокко Франциско Борромини (1599- 1667). Ее пышный и до предела насыщенный пластикой фасад в виде напряженно-изогнутой плоскости, расчлененной двумя ярусами ордеров, - своеобразная кульминация принципа острой эмоциональной выразительности, сконцентрированной в разработке форм, акцентирующих главный вход. Каменная стена благодаря волнообразной структуре и скульптурности обрела черты мягкого пластичного материала, из которого зодчий свободно "лепит" форму, не столько заботясь о ее логике и тектоничности, сколько о непосредственном чувственном восприятии образа, отражающего в значительной мере субъективное отношение художника к творческой задаче. В этом проявился характерный для барокко архитектурный индивидуализм и обостренный психологизм, сочетавшиеся с общими, свойственными стилю формальными чертами.

 

    Одним из крупнейших мастеров римского барокко был Лоренцо Бернини (1598-1680). Построенная им в Риме церковь Сант-Андреа-аль- Квиринале (1658 г.) особенно четко выявляет характерную для барокко тенденцию к выделению на фасаде торжественного портала. Обращенный к улице фасад в виде огромного портала, по существу, независим от расположенного в глубине участка эллипсовидного объема.

    Крупнейшая работа Бернини в Риме - грандиозная колоннада перед собором св. Петра, завершившая в середине XVII в. формирование ансамбля. Путем удлинения собора композиции из центрической превратилась в глубинную, фронтально-осевую. Сильно возросло значение фасада, который в начале XVII в. был построен крупным мастером барокко К. Мадерной. Его обработанная колоссальным ордером плоскость, равная по ширине 115 м, при высоте 45 м подавляет своим масштабом человека, который воспринимается крошечным рядом с гипертрофированными формами. Бернини создал обширную площадь перед фасадом собора. Дорическая колоннада высотой около 20 м кажется небольшой в сравнении с фасадом и тем огромным пространством, которое она ограничивает. Ось собора господствует в композиции, последовательно организуя интерьер, фасад и пространство площади.

    Первым примером ансамбля улицы регулярной стала улица Уффици во Флоренции (1569-1574 гг.), построенная учеником Микеланджело Д. Вазари. Однако прямолинейная улица становится распространенным принципом городской реконструкции лишь во второй половине XVII в., когда были предприняты грандиозные работы по перестройке средневекового Рима.

    Одним из наиболее интересных реализованных ансамблей является Пьяцца дель Пополо - площадь у основного северного входа в Рим с тремя расходящимися улицами - лучами, ведущими в разные районы города. В точке пересечения лучей поставлен обелиск, а между улицами на площади построены архитектором Райнальди две одинаковые купольные церкви - своеобразные пропилеи, акцентирующие начало улиц. Здесь были впервые в широком масштабе города реализованы принципы регулярной планировки, ставшие основополагающими в архитектуре и градостроительстве классицизма.

   Микеланджело считают одновременно и последним мастером Возрождения и создателем стиля Барокко, ибо именно он осознал его основной стилеобразующий элемент - пластику стены. Венец его творчества - Собор Святого Петра в Риме причисляют уже к стилю Барокко.

 Действительно, Микеланджело - подлинный «отец Барокко», поскольку  в его статуях, зданиях, рисунках  происходит, одновременно, возврат  к духовным ценностям средневековья  и последовательное открытие  новых принципов формообразования. Этот гениальный художник, исчерпав  возможности классицистической  пластики, в поздний период своего  творчества создавал невиданные  ранее экспрессивные формы. Его  титанические фигуры изображены  не по правилам пластической  анатомии, служившими нормой для  того же Микеланджело всего  каких-нибудь десять лет тому  назад, а согласно иным, иррациональным  формообразующим силам, вызванным  к жизни фантазией самого художника.  Один из первых признаков искусства  Барокко: избыточность средств  и смешение масштабов. В искусстве  Классицизма все формы четко  определены и отграничены друг  от друга. Они соразмерны зрителю;  скульптура и архитектура также  разделены, и хотя декоративные  статуи и росписи связаны с  архитектурным пространством, они  всегда имеют обрамления и  четкие композиционные границы.  «Сикстинский плафон» Микеланджело  потому и является первым произведением  стиля Барокко, что в нем  произошло столкновение нарисованных, но скульптурных по осязательности  фигур, и невероятного архитектурного каркаса, написанного на потолке, нисколько не согласованного с реальным пространством архитектуры. Размеры фигур также вводят зрителя в заблуждение, они не гармонируют, а диссонируют даже с живописным, иллюзорным пространством, созданным для них художником.

    Другие произведения Микеланджело: архитектурный ансамбль Капитолия в Риме, интерьер Капеллы Медичи и вестибюль библиотеки Сан- Лоренцо во Флоренции, - демонстрировали классицистические формы, но все в них было охвачено необычайным напряжением и волнением. Старые элементы архитектуры использовались по- новому, прежде всего, не в соответствии с их конструктивной функцией.

   В проекте собора Св. Петра (1546г.) Микеланджело подчинил все архитектурное пространство центральному куполу, сделав сооружение динамичным. Пучки пилястров, сдвоенные колонны, ребра купола изображают согласованное, мощное движение ввысь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД

    Таким образом, культура барокко занимает огромное историческое пространство: рубеж XVI – ср. XVIII вв. Его появление было исторически закономерным процессом, подготовленным всем предшествующим развитием. Неодинаково находил свое претворение стиль в различных странах, выявляя их национальные особенности. В то же время имел общие черты, типичные для всего европейского искусства и для всей европейской культуры.

    Барокко - это эпоха, великая своими грандиозными разрушениями и столь же грандиозными созиданиями, она осталась в истории переломным моментом развития мирового искусства. В то же время, художественный стиль Барокко навсегда вошел в жизнь людей таких стран как Италия, Испания или Австрия. Барокко стало стилем жизни целых народов и культур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. http://www.leonidov.com/arch/252/document414.php

2. http://nashaucheba.ru/v14617/реферат_-_стиль_барокко_в_архитектуре

3. http://dipland.ru/Культурология/Стиль_барокко_119627/

4. http://www.regent-decor.ru/lib/articles/architecture/barokko.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Орнаменты стиля барокко (Западная Европа)

 

Церковь ордена иезуитов Иль Джезу (Иисуса) в Риме

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Церковь Сан Карло у четырех фонтанов


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Церковь Сант-Андреа-аль- Квиринале

 

 

Колоннада перед  собором св. Петра

 

Собор Святого  Петра в Риме


Информация о работе Возникновение стиля барокко