Теоретические основы обучения иноязычному говорению учащихся 5-6 классов с опорой на зрительную наглядность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 15:57, реферат

Описание работы

Психолингвистическая характеристика говорения как вида речевой деятельности.
Роль зрительной наглядности в учебном процессе.
Особенности памяти и мышления учащихся 5-6 классов.

Файлы: 1 файл

зрительная наглядность при обучении иностранному языку (первая глава)111.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

Быть речевым партнером – это, значит, соответствовать определенным требованиям и, в первую очередь, уметь общаться. Что для этого нужно?

1)    Быть естественным, искренним даже тогда, когда субъективные причины мешают этому.

2)    Быть выразительным как интонационно, так и в жестах, мимике.

3)    Уметь двигаться во время общения (встать, сесть).

4)    Уметь слушать, быть собеседником.

5)    Уметь держать в поле зрения сразу несколько объектов – важнейшее профессиональное умение учителя.

6)    Быть доброжелательным.

Иными словами, коммуникативный метод требует  способного к общению и обученного ему учителя. Но общение, как известно, процесс двусторонний. Какими бы умениями общения ни обладал учитель, он не сможет добиться речевого партнерства, если ученики также не будут обучены хотя бы элементарным правилам общения на  уроке. Нельзя просто рассчитывать на то, что ученики увидят, поймут, привыкнуть и т.п. Нужно специально показывать приемы общения, объяснять их функцию, научить владению ими.

Создание атмосферы общения на уроке во многом зависит от организации собеседников, т.е. от того, какая форма организации используется: индивидуальная, парная, групповая, хоровая или коллективная.

В последние годы хоровая работа стала очень популярной, что объясняется необходимостью увеличить время говорения учеников на уроке.

Конечно, хор иногда уместен, скажем, при отработке нового звука, усвоении интонации, если соблюдаются определенные условия: фразы не рубиться на отдельные слова, хор не является ширмой для некоторых молчунов-бездельников. Но даже в самом лучшем виде хор обеспечивает не говорение, а проговаривание единиц речи.

В качестве одной из форм активизации  можно предположить так называемое «соговорение». Когда учитель обращается с вопросом к одному из учащихся и тот отвечает вслух, остальные могут также реагировать на вопрос, но шепотом или про себя.

Нужно соблюдать условия эффективности использования «соговорения»: ученики не должны повторять ответ  спрошенного; не следует  заставлять учеников это сделать.

Прекрасной формой организации общения является парная работа: время говорения полностью отдается ученикам, развивается их самостоятельность. Но парная работа требует учета многих факторов.

Во-первых, не всякая пара – собеседники. Механическое разделение класса на пары по рядам часто оставляет ученика наедине с таким партнером, с которым он не склонен говорить и на родном языке. Пусть ученики сами организуются в пары, временные или постоянные.

Во-вторых, для работы необходим специальный раздаточный материал, который не всегда бывает.

В-третьих, учитель не должен считать эти минуты времени собственного отдыха: следует ходить по классу, тактично вмешиваться в беседу, помогать.

Учитывая роль наглядности в обучении, желательно при обучении грамматике пользоваться таблицами и схемами. Преимущество грамматики в таблицах неоспоримо. Грамматика представлена в них наглядно, сложные правила могут быть поняты благодаря таблицам при минимальном исполь-зовании вербальных средств объяснения. Таблицы незаменимы и в тех случаях, когда у учащихся и преподавателя нет общего рабочего языка, кроме изучаемого. В таблицах можно быстрее найти желаемую справку, чем в обычной грамматике.

При обучении говорению таблицы служат учащимся опорой столь необходимой им на первых этапах обучения активной деятельности на изучаемом языке. При обучении чтению таблицы выступают в роли памяти при расшифровке содержания текстов. Материал таблиц включает также упражнения на автоматизацию различных операций, а также упражнений на выбор нужной операции с последующей проверкой.

Игра «Угадайка»

Необходимо отметить тот факт, что вопросо-ответные упражнения являются стандартными примерами тренировки грамматического материала на уроке. Как правило, учителя задают вопросы с заранее ожидаемыми ответами на них, что снижает роль свободных упражнений, требующих развития мыслительной деятельности и фантазии учащихся.

Для решения данной проблемы Г.Функ предлагает использовать игру «Угадайку». Смысл игры заключается в том, что из ряда определённых карточек учащийся выбирает одну, содержащую вопрос или ответ, и ищет своё «соответствие» в классе. Возможен и иной вариант проведения данного мероприятия: один из участников нашёптывает на ухо соседа вопрос, на который тот отвечает в полный голос. Остальные участники угадывают реплику первого учащегося, внося таким образом элемент свободного высказывания в иноязычную речь.

При обучении говорению могут применятся «Игры с карточками»

Такие задания чаще всего используются при работе с порядком слов немецкого предложения. В любом случае в качестве основного задания выступает построение как можно большего количества правильных предложений путём сопоставления соответствующих карточек со словами.

Заметим, что вначале учителю следует принимать участие в игре наравне с учащимися.

Необходимо отметить тот факт, что вторая ступень обучения (10 – 14 лет) – прежде всего хорошая возможность для закрепления и повторения материала первой ступени. В отличии от первого тома обзор грамматики во второй части даётся отдельно от лекционного материала в специальном приложении к учебнику. Сюда же включаются и соответствующие речевые образцы, представленные в грамматических правилах и таблицах.

В настоящее время в школе создан учебно-методический комплекс, который реализует государственно-образовательный стандарт. Каждый комплект состоит из учебника, рабочей тетради, книги для учителя и аудиовизуальных средств.

Работа над грамматикой в данных учебниках ведётся в грамматическом блоке каждого параграфа («Grammatik! Ist das eine harte Nuß?»). Введение нового грамматического материала осуществляется последовательно: речевой образец → тренировочные упражнения → схема → правило-инструкции.

Приведём подробное рассмотрение каждого из этапов работы.

Речевые образцы, представленные геометрическими фигурами и характеризующие 10 типов структурно-функциональных предложений, составляют основу обучения грамматике на начальном этапе обучения.

Перечислим функции речевых образцов, выделенные Бим И.Л. в соответствии с их логико-семантическим содержанием (3, с.153 – 154):

PO1 Называние предмета

PO2 Называние качества

PO3 Называние действия

PO4 Указание на то, как осуществляется  действие

PO5 Называние отношения к действию

PO6 Указание на местоположение

PO7 Указание на обладание

PO8 Указание на направленность

PO9 Указание на адрессованность

PO10 Указание на адрессованность и направленность

Далее речевой образец отрабатывается в тренировочных упражнениях. В качестве таких упражнений могут выступать имитационные упражнения (LB, IX (1), с.218), вопросно-ответные упражнения ( LB, VII (1), с.191) или упражнения с пропусками (LB, VI (3), с.237). Работа с данными упражнениями ведётся в рамках игры «Знайка и К0», каждый участник которой имеет свою роль: Знайка обо всём говорит с уверенностью, Фрау Штиммт (А) – всегда со всем согласна, всё подтверждает, господин Забывчивый (В) всё переспрашивает, уточняет, Фрау Найн (С) всегда со всем не согласна, всем возражает, девушка Хочу-всё-знать (D) всегда задаёт вопросы «Wer? Wie? Was?..» и господин Бите (Е), который всегда о чём-то просит, что-то предлагает, советует. В ходе урока они передают свои роли учащимся.

Главный герой страны Грамматики – Щелкунчик – представляет схемы и грамматические комментарии, подкреплённые графическими символами (жирный шрифт, курсив) и цветовой гаммой.

Обучение грамматике в учебниках И.Л. Бим построено, прежде всего, на решении определённых коммуникативных задач, выполняющих коммуникативную функцию общения.

Рабочие тетради для 5-6 классов предназначены для выполнения письменных упражнений. Тетради составлены в соответствии со структурой и содержанием учебников, поэтому наиболее распространенными в данном случае являются упражнения цепочки АВСDЕ, а также упражнения, направленные на расшифровку определённых грамматических схем или кодировку предложений.

Книги для учителя для учебников «Deutsch, Schritte 1,2» содержат введения, тематические планы к параграфам и рекомендации по работе с грамматическим материалом.

Таким образом, персонификация и ситуализация грамматического материала придают процессу обучения грамматике ИЯ мотивационную направленность. Так, на основе анализа вышеперечисленных УМК мы пришли к выводу, что использование данных методических пособий может сделать процесс обучения грамматике ИЯ «живым», интересным и более успешным. Это возможно во многом благодаря использованию вспомогательных средств наглядности и игровых приёмов обучения, предложенных авторами учебников с учётом психологических характеристик данного возрастного периода (10-14 л.).

Касательно немецкого языка, специалисты отмечают, что в 5-6 классах сложнее всего происходит понимание несоответствия в категории рода у существительных немецкого и русского языков, категории падежа и изучения темы «Perfekt», на которой я хотела бы остановиться более подробно.

С темой «Perfekt» учащиеся знакомятся в конце 5 класса, когда возникает необходимость оценить результаты своей деятельности. Здесь речь идет о том, что темой основного курса учебника является «Wir bauen eine Stadt», и теперь учащиеся должны уметь рассказывать о том, что они делали и как строили город, естественно, в прошедшем времени (Perfekt).

В шестом классе происходит повторение Perfekt слабых глаголов и введение Perfekt сильных глаголов.

Обращая внимание на возвратные особенности учащихся 5-6 классов, следует упомянуть, что ненаучное изложение правил, близость их к разговорной речи повышает эффективность усвоения грамматического материала.

Так, перед началом объяснения темы «Perfekt» можно использовать грамматическую сказку, в которой главными героями являются грамматические явления, подлежащие усвоению – Präsens и Perfekt. В последствии сказка выносится на обсуждение.

Далее работа над данной темой ведется поэтапно с применением рифмовок, правил ненаучного содержания, побуждая учащихся к самостоятельным выводам правил на основе сравнений и наблюдений. Необходимо использование таблиц.

При закреплении грамматического материала возможны следующие формы работы.

1. Грамматический коллаж.

Главным героем коллажа является мальчик Виктор. В центре расположены часы, вокруг – картинки, которые должны быть прокомментированы учащимися в форме ответа на вопрос: «Was hat Viktor am Morgen gemacht?»

2. Игра «Дом».

Задание: построй свой собственный дом, помня, что каждый дом имеет крышу (ge), стены (корень) и фундамент (t).

3. Успешному усвоению материала  способствуют считалки.

Приведем несколько из них

sein

Ich bin

du bist

er ist

wer ist bei uns

Artist?

wir sind

ihr seid

sie sind

du bist Artist,

mein Kind!

haben

Ich habe

du hast

er hat

wer ist bei uns

Akrobat?

wir haben

ihr habt

sie haben

wir sind keine

weißen Raben

Pz II

gehabt, gegeben und gesehen,

ich hab, gesagt:

ich bin doch zehn.

getanzt, gelacht

gemacht, gemalt,

ich bin so jung,

ich bin nicht alt.

Таким образом, изучение грамматики можно сделать интересным и запоминающимся.

Тема: Перфект слабых глаголов

Цели урока

Воспитательная: воспитание интереса к иностранному языку, умения коллективно решать задачи.

Образовательная: расширение общего кругозора на основе знаний по теме «Перфект».

Развивающая: развитие интеллектуальных способностей учащихся (памяти, мышления, чувств и эмоций).

Практическая: обучение умению употреблять данную форму глагола в речи.

Учебно-коммуникативные задачи:

1.Организация введения нового  грамматического материала (Perfekt слабых  глаголов).

2.Организация развития навыков  чтения и письма.

Средства: доска, грамматические таблицы, рабочие листы с текстами и заданиями.

Подготовка к занятию:

− Выборка соответствующих глаголов, известных учащимся из уроков немецкого языка (leben, wohnen, arbeiten, heiraten, kaufen, machen, lernen).

− Выборка текста, содержащего данную лексику в заданной грамматической форме (Perfekt).

Пример текста

Mein Name ist Klaus Müller. Ich bin aus Wildeck. Das ist ein Dorf in Nordhessen. Ich habe dort 20 Jahre gelebt. Mein Vater hat dort einen Bauernhof. Meine Schwester lebt auch heute noch in Wildeck. Sie hat dort geheiratet. Mein Bruder Jens arbeitet bei der Möbelfabrik. Jetzt lebt er in Frankfurt. Zuerst hat er in Berlin gelebt. Mein Bruder Alfred lebt in Kiel.

Ich bin 43, meine Frau ist 39. 1970 haben wir geheiratet. Meine Frau ist auch aus Wildeck. Wir haben eine Tochter Miriam, und einen Sohn. Er heißt Daniel.

Von 1982 bis 1985 haben wir in Kassel gelebt. Seit 1985 leben wir in Hannover. Ich habe drei Jahre in Kassel gearbeitet. Jetzt wohne ich bei Hannover. 1987 haben wir dort ein Haus gebaut. Miriam lebt und lernt noch in Kassel. Sie hat viel im Lernen gemacht.

Далее начинается работа с текстом.

Фаза 1: Понимание текста и систематическая работа с лексикой

Информация о работе Теоретические основы обучения иноязычному говорению учащихся 5-6 классов с опорой на зрительную наглядность