Стилистические особенности и жанровое своеобразие фельетона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Во-первых, интересна его стилистика, особенно на фоне заметной в последнее время тенденции к «информатизации» газетных публикаций. Споры о функциях журналистики (имеет ли автор право выражать собственное мнение либо его задача состоит исключительно в сборе и предоставлении читателю информации, из которой тот сам сделает нужные выводы), приводят к выводу о «ненужности» эмоций и моралите. Понятно, что в сугубо информационных заметках читатель вряд ли найдет завлекательный заголовок или яркую метафору. Тем интереснее оказывается прочитать качественно написанный фельетон со всеми его признаками художественного жанра.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….3
1. История формирования фельетона……………………………………….6
2. Фельетон как жанр публицистики, его место в печати………………....10
3. Художественно-публицистические средства в фельетона……………..16
4. Стилистические особенности и построение фельетона…………………19
Заключение …………………………………………………………….25
Список литературы…………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

Курсовая. Фелетон.docx

— 53.14 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Тульский  государственный педагогический университет

  им. Л.Н.Толстого

 

 

Кафедра второго иностранного языка

 

 

 

Курсовая работа

на тему:

«Стилистические особенности и 

жанровое своеобразие  фельетона»

 

 

 

 

Выполнила: 

студентка 4 курса гр. Б  ФРФ и Д

Соболева Л.В.

Научный руководитель:

К.п.н., доцент Титова О.А.

 

 

 

 

Тула –2010.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3

1. История формирования фельетона……………………………………….6

2. Фельетон как жанр публицистики, его место в печати………………....10

3. Художественно-публицистические средства в фельетона……………..16

4. Стилистические особенности и построение фельетона…………………19

Заключение …………………………………………………………….25

Список литературы…………………………………………………….28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Фельетон – самый интересный из газетных жанров.

Во-первых, интересна его  стилистика, особенно на фоне заметной в последнее время тенденции  к «информатизации» газетных публикаций. Споры о функциях журналистики (имеет  ли автор право выражать собственное  мнение либо его задача состоит исключительно  в сборе и предоставлении читателю информации, из которой тот сам  сделает нужные выводы), приводят к  выводу о «ненужности» эмоций и моралите. Понятно, что в сугубо информационных заметках читатель вряд ли найдет завлекательный заголовок или яркую метафору. Тем интереснее оказывается прочитать  качественно написанный фельетон со всеми его признаками художественного  жанра. Поразиться необычному взгляду  автора на привычные, банальные события; поломать голову над необычным заголовком; задуматься над актуальностью поднятой темы…

Во-вторых, синкретичность данного  жанра подчеркивают практически  все исследователи. Наиболее наглядным  является определение фельетона  как потомка критической статьи и щеголеватого юмористического  рассказа. Публицистичность фельетона  в силу его жанровой обособленности представляется еще более яркой, нежели в любом другом журналистском  жанре.

В-третьих, качественные образцы  этого газетного жанра встречаются  сегодня все реже и реже, даже на страницах центральных изданий, не говоря  о местной прессе.

По нашему мнению, проблема состоит  в том, что «самоиграющих» фактов, само описание которых станет фельетоном, не так много. А для того, чтобы  в каком-то бытовом случае увидеть  богатые ассоциации и сатирическое начало, подойти к нему неизбитой  дорожкой, - нужно многое знать и  уметь. Ведь только здесь, по меткому  утверждению Евгении Журбиной, «центр тяжести сюжета переносится с  непосредственного изображения событий на их осмысление». И не зря еще Михаил Кольцов поставил верный «диагноз» не только желающим работать в данном жанре, но и самому фельетону: его «нужно беречь и культивировать, несмотря на то, что … жанр фельетона как синтетический жанр – жанр необычайно трудный, требующий беспрерывной работы над собой, беспрерывной работы в разных областях, жанр, пожалуй, единственный, в котором никак не обойдешься техминимумом, а где все время нужен техмаксимум».

В настоящее время англоязычная пресса занимает особое место в мировом  информационном пространстве. Объём  текстов англоязычных СМИ значительно  превышает аналогичный объём  на других языках. Тематика публикаций в английской периодике охватывает не только внутренние проблемы страны, но и область внешних отношений  и поэтому постоянно находится  в тесном контакте с другими языками. Это способствует активному взаимодействию слов и словосочетаний, появлению  и распространению различных  стилистических средств. На страницах  английских СМИ используются различные  выразительно-изобразительные средства для привлечения внимания читателя. Изучение стилистических средств, используемых в текстах современной английской прессы, приобретает особое значение, так как их применение добавляет  этим текстам яркую эмоциональную  окрашенность. Благодаря стилистическим средствам усиливается эстетический аспект языка, поскольку с их помощью, «как с помощью различных оттенков цветов, информационный аспект языка  дополняется чувственно-интуитивным  описанием нашего мира, нашей жизни».

 

Цель  данной курсовой работы – рассмотрение стилистических особенностей фельетона  и его жанрового своеобразия.

 

 

 

Для достижения поставленной цели мы поставили  перед собой следующие задачи:

  • рассмотреть историю возникновения жанра;
  • проанализировать опыт создания фельетона как жанра;
  • изучить приемы и методы, используемые в фельетонах;
  • уточнить жанровые особенности фельетона в сравнении с другими газетными материалами;
  • выявить публицистические особенности данного жанра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. История формирования фельетона

 

Фельетон - малая художественно-публицистическая форма, характерная для периодической печати (газеты, журнала) и отличающаяся злободневностью тематики, сатирической заостренностью или юмором.

Слово фельетон - французское (feuilleton - листок, листочек). Термин возник в начале XIX в. В 1800 во Франции издатель газеты «Journal des Débats» стал выпускать добавочные листы к газете, а затем в 1803 изменил формат своей газеты - удлинил его книзу, и вот эта добавочная часть, отделенная от газеты «линией отреза» (белым пропуском), стала называться фельетоном. В дальнейшем термин получил двоякое значение:

1) литературный материал «подвала» газеты,

2) литературное произведение  малой формы публицистически-злободневного характера, помещенное или в газеты, или в дополнительных частях журнала (обозрение, смесь). Именно в последнем значении этот термин закрепляется и получает очень широкое распространение во Франции, затем в Германии и в России.

Истоки жанра фельетона уходят в XVIII в. Его родоначальниками нужно считать Вольтера, Дидро и их политического врага Фрерона.

В эпоху первой французской революции фельетон приобрел остро политический характер, принимая преимущественно форму памфлета. Дюмулен в газете «Révolutions de France et de Brabants», Марат в «L’ami du peuple», Гебер в «Père Duschene» в своих фельетонах зло высмеивали монархию, короля, церковь, призывали народ к революционному действию. Аббат Жоффруа, реакционер, продолжил традиции Фрерона (в частности его вражду к Вольтеру) в фельетоне «Journal des Débats». При Наполеоне и в эпоху Реставрации фельетон, как и вся печать, влачил жалкое существование: фельетон «Journal des Débats» и другие ставили своей целью развлекать поверхностным остроумием.

В связи с подъемом общественного  самосознания перед революцией 30-го года замечается с конца 20-х годов оживление в литературе вообще и, в частности, оживление фельетона, уже более разнообразно оформляющегося. В «Journal des Débats» появился талантливый буржуазный фельетонист Жюль Жанен, ставший особенно известным как автор театральных рецензий. Наряду с фельетоном — театральной рецензией развивается фельетон — музыкальная рецензия. Появился целый ряд других талантливых фельетонистов (Шарль Нодье, Денуайе, Жирарден и др.). В 30—40-х гг. широко культивируется бытовой фельетон в виде путевых записок. Но при известном разнообразии в жанровом оформлении французский буржуазно-дворянский фельетон со стороны содержания имел поверхностный, «развлекательный» характер.

Фельетон мелкобуржуазной демократии, наоборот, отличались идейно-политической насыщенностью, сатирической заостренностью.

В 50—60-х гг., в связи  с ростом общественного движения во Франции, фельетон насыщен политической сатирой (Рошфор). После 80—90-х гг. фельетон во Франции мельчает: уголовная хроника, мелкие факты городской жизни — вот содержание этого времени.

В Германии фельетон получил свое развитие в 30—50-х гг. в лице Берне (Парижские письма) и Гейне (Письма из Парижа). Берне и Гейне были родоначальниками политического фельетона в Германии, полные огня, призыва к борьбе против феодализма и мещанской косности. Среди представителей «Молодой Германии» в качестве фельетониста выделяется Гуцков («Письма дурака к дуре»). В эпоху империализма в Германии выделился своими сенсационными фельетонами Максимилиан Гарден — типичный представитель мелкобуржуазного индивидуализма.

Термин фельетон в русской литературе впервые упоминается в «Вестнике Европы» в 1820: «Фельетон, — говорит «Вестник Европы», — это еще, очевидно, не укрепившееся в нашем быту понятие означает отдельную часть газеты, где помещаются замечания на новые книги, на играемые в театрах пьесы, на самую игру актеров».

Истоки русского фельетона нужно искать в XVIII в. Развитие сатирической журналистики вызвало к жизни новую литературную форму. В фельетонах сатирических журналов XVIII в. выявляются уже две линии, которые указаны Горьким для развития литературы вообще. Это — «линия критического реализма и линия чисто мещанской литературы». Публицистическая заостренность, актуальность, смелое привлечение разнообразного материала (бытовые сцены, судебные постановления и др.) - вот те характерные для писем и обозрений новиковских журналов черты, которые позволяют считать их фельетоном.

Развитие  фельетона в Англии шло иными  путями. В английской прессе не было места ни литературному, ни театральному, ни политическому фельетону —  он находил место лишь на страницах  соответственных еженедельников. Самый  термин фельетон отсутствует в Англии, заменяемый термином essay. Но зато искусство essay, развившееся вне влияний газетных условий работы, достигло в Англии совершенства. В литературной иерархии Англии термин эссеист — стоит, пожалуй, на первом месте, essay предпочитается роману. Наиболее видными ессеистами Англии являются в настоящий момент: Бернар Шоу, Честертон, Беллок, Зангвилль, Арнольд  Беннет, Льюис Хинд, Артур Мильн.

Что же касается газетного фельетона, то он появился лишь в последние годы и носит  низкопробный характер. Он составляется обыкновенно несколькими лицами и состоит из ходячих анекдотов, шуток на тему дня и т. д.

Фельетон-роман  получил в Англии, как и во Франции, очень большое развитие.

 

Изучив историю развития фельетонного жанра, можно сделать  вывод: фельетон (именно жанр, а не рубрика) почти не появляется на страницах  газет в относительно спокойное  время и, наоборот, бурно развивается  в годы революционных волнений. И  в наше время фельетон не потерял  своей остроты, злости и действенности, оставаясь излюбленным и эффективнейшим оружием журналиста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Фельетон как жанр публицистики, его место в печати

Итак, фельетон – художественно-публицистический жанр, в котором комическая сущность отрицательных явлений и ситуаций действительности раскрывается путём инверсионной ассоциативной разработки темы, с использованием приёмов иносказания. Другими словами, фельетон - литературный материал, проникнутый духом острой, злободневной критики, достигающий своей цели с помощью особых приёмов изложения. В фельетоне используются элементы сатиры и юмора, его стилю придаётся известная живость, лёгкость и образность.

Фельетон может быть написан  как на внутреннюю, так и на внешнюю тему. В первом случае фельетонист обличает зло, недостатки в жизни своей страны, содействует поступательному движению общества. Фельетон на внешнюю тему - освещает факты и явления, характеризующие идеологию, политику, мораль других стран.

Наиболее распространённая и устойчивая традиция классификации  фельетонных типов различает фельетон документальный и фельетон проблемный. Документальный фельетон написан по реальным материалам и чаще всего имеет конкретный адрес критики. В таком случае, он называется адресным и требования, предъявляемые к точности факта, к обоснованности критической оценки в этом фельетоне весьма высоки. Проблемным фельетоном называется тот, где нет подлинных действующих лиц, герои вымышлены, но в его центре – общественно значимая проблема, то есть явления или типы, о которых в нём говорится, ещё бытуют в нашей жизни. Такой фельетон называют безадресным. Есть в этой классификации зерно истины, однако несовершенство её сразу же бросается в глаза. В самом деле, исходя из неё можно сделать предположение: проблемный – это не документальный, а документальный – значит, не проблемный. Но жизнь жанра противостоит такому разграничению. Проблемный фельетон тоже должен иметь конкретную фактическую основу, а документальный может основываться на исследовании проблемы. Впрочем, «может» не означает – «обязательно должен». В связи с этим противоречием деление фельетона на проблемный/документальный, как нам кажется, постепенно выходит из обращения, уступая место адресному/безадресному.

Информация о работе Стилистические особенности и жанровое своеобразие фельетона