Современные направления обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 08:35, реферат

Описание работы

В современном обществе все больше проявляется необходимость владения хотя бы одним иностранным языком. Вне зависимости от профессии человек, владеющий иностранными языками, является более конкурентоспособным, даже при наличии меньшего опыта работы. В связи с этим возросла мотивация изучения иностранных языков, но овладение и обучение иностранным языкам имеет ряд трудностей, среди которых: отсутствие дифференциации заданий, обучение без учета индивидуальных особенностей личности обучаемого, неэффективность методических и учебных пособий, а также устаревшие и неактуальные методики обучения.

Содержание работы

Введение
Часть 1
Современные направления обучения ИЯ
Современные методы обучения ИЯ
Коммуникативная методика
Проектная методика
Интенсивный метод обучения
Деятельностная методика
Дистанционная методика

Файлы: 1 файл

1 Современные направления обучения ИЯ.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Часть 1

    1. Современные направления обучения ИЯ
    2. Современные методы обучения ИЯ
    1. Коммуникативная методика
    1. Проектная методика
    2. Интенсивный метод обучения
    3. Деятельностная методика
    4. Дистанционная методика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современном  обществе все больше проявляется необходимость владения хотя бы одним иностранным языком. Вне зависимости от профессии человек, владеющий иностранными языками, является более конкурентоспособным, даже при наличии меньшего опыта работы. В связи с этим возросла мотивация изучения иностранных языков, но овладение и обучение иностранным языкам  имеет ряд трудностей, среди которых: отсутствие дифференциации заданий, обучение без учета индивидуальных особенностей личности обучаемого, неэффективность методических и учебных пособий, а также устаревшие и неактуальные методики обучения.

Данные проблемы можно разрешить, используя инновационные  методики обучения, подходы и технологии, разработанные как казахстанскими методистами, так и используя  опыт зарубежных исследователей.

Проблема обучения иностранному языку приобретает  все большую важность, как в  школе, так и в высших учебных  заведениях. Иными словами, основной целью обучения иностранному языку  является создание вторичной языковой личности у учащихся, формирование межкультурной компетенции, а также развитие коммуникативным навыков и умений для общения не только в искусственной среде, но и в реальном общении.

Из этого  следует, что актуальность данной работы заключена в неправильном определении  направлений обучения, отсутствии осведомленности преподавателей о новейших методиках и технологиях обучения, низком уровне обмена опытом с зарубежными коллегами.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Современные направления обучения ИЯ

В настоящее  время проблема модернизации и совершенствования  учебно-педагогического процесса занимает одно из ведущих мест в педагогической науке. Необходимость смены устаревших технологий, подходов, методов обучения на новые вызывает множество трудностей у преподавателя, в связи с чем, продуктивность обучения снижается. Одним из решением данной проблемы является установление связей и обмена опытом с преподавателями страны изучаемого языка. Однако для этого необходимо изменить структуру учебного процесса, иметь хорошую материально-техническую базу и самое главное – осознавать значимость иностранного языка, не как второстепенного предмета, а как средство подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов.

Вследствие  чего, обучения пока проходит в рамках следующих направлений:

  • гуманизации;
  • личностно-ориентированного подхода;
  • развития креативности;
  • культурологического и конструктивного подходов;
  • социализации. [3, c. 2]

Согласно первым двум направлением, обучение ориентировано  на развитие личности учащегося, с учетом глубокого понимания его интересов, потребностей. Третье же направление ориентировано на формирование и практическое использование творческого потенциала, креативности учащихся.

В своей работе преподаватель также ориентируется  на развитие духовного потенциала учащихся (культурологический подход) и их внутренней позиции (конструктивный подход). Неотъемлемой частью урока является организация дискуссий, выражения собственного мнения, создание атмосферы, соответствующей реальному общению.

Направления обучения тесно связаны с методами обучения ИЯ.

 

 

 

 

2 Современные методы обучения иностранным языкам

При обучении иностранному языку одним из главных критериев  успешности овладения языком является правильность выбора метода обучения. В современной методике обучения ИЯ понятие «метод» подразумевает  несколько значений:

  • метод как практическая реализация подхода обучения [1, с. 62]
  • метод обучения представляет собой систему целенаправленных действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность учащихся, обеспечивающую усвоение ими содержания образования и, тем самым, достижение целей обучения [2, c. 187]
  • метод – это обобщенная модель реализации основных компонентов учебного процесса по ИЯ, в основе которого лежит определенная доминирующая идея решения главной методической задачи [3, c. 30-31]

Также в частнодидактическом (собственно методическом) значении, метод это направление в обучении, реализующее цели и задачи обучения иностранному языку и определяющее пути и способы достижения цели.

При выборе методов  обучения ИЯ необходимо учитывать определенные критерии, согласно которым:

  • создать благоприятную атмосферу для обучения, в которой учащийся чувствует себя комфортно и свободно; развивать мотивацию к овладению иностранным языком для практического применения и интерес к обучению;
  • учитывать личностные характеристики учащегося, его потребности, интересы, творческий потенциал;
  • центрирование учебного процесса на учащегося, не на учителя учащийся должен является главным действующим лицом на уроке;
  • развивать автономность у учащегося, стремление учиться самостоятельно, используя собственные физические, интеллектуальные и эмоциональные возможности;
  • дифференцировать задания по уровням сложности и типу деятельности.

Сегодня выделяют 5 подходов (методик) в обучении:

  1. коммуникативная методика
  2. проектная методика
  3. интенсивный метод обучения
  4. деятельностная методика
  5. дистанционная методика

2.1 Коммуникативная методика

Основной целью  обучения ИЯ в школе является формирование коммуникативной компетенции учащихся, в то время как остальные цели, такие как воспитательная, образовательная, развивающая, формируются в контексте данной цели. Данная методика позволяет формировать у учащихся не только навыки общения, но и всесторонне развивать их личностные качества. Она подразумевает обучение общению и формированию межкультурного взаимодействия, что в настоящее время возможно благодаря функционированию Интернета.

Коммуникативный подход - стратегия, моделирующая общение, направленная на создание психологической  и языковой готовности к общению, на сознательное осмысление материала  и способов действий с ним.[5, с.3]

Являясь основой  для создания учебников английского  языка, коммуникативный метод подразумевает, что все упражнения должны быть ориентированы на стимулирование коммуникативно-речевой деятельности учащихся. На начальном этапе усвоения языкового и речевого материала упражнения жестко управляют деятельностью обучаемого с помощью системы специальных опор для построения собственных высказываний и понимания высказываний других. Со временем необходимо ославлять и снимать данные опоры, чтобы позволить школьнику действовать самому, акцентирую при этом внимание  на   содержательной стороне высказывания, дать учащемуся выбирать возможные варианты, порою из тех, которыми учащийся уже овладел, а не использовать стандартные языковые шаблоны и клише. Учебный процесс должен ориентироваться на обучение общению в реальной среде, где успешность коммуникации зависит не только от теоретических знаний, но и от практического использования языка в конкретной речевой ситуации. Например, ролевые игры, такие как разыгрывание сцены в ресторане  или на телевизионной программе. Коммуникативное задание должно предлагать учащимся проблему или вопрос для обсуждения, причем ученики не просто делятся информацией, но и оценивают её.

 

 

 

2.2 Проектная  методика

Основным направлением в развитии современной системы

образования является использование на практике компетентностного

подхода. Такой  тип подхода означает, что умение мыслить

самостоятельно, опираясь на знания, значительно важнее, чем просто

обладать широким  кругозором без умения применить его для решения

практических  задач. [6, с.1]

Одним из основных современных методов обучения является метод проектов или проектная  методика. Данная методика обладает рядом  преимуществ:

  • проект представляет собой самостоятельно планируемую и реализуемую учеником работу, в которой речевые умения и навыки органично вплетаются в контекст другой деятельности;
  • создание проектов носит творческий характер, то есть учащиеся самостоятельно или пол руководством учителя, занимаются поиском, отбором, систематизацией информации для разрешения проблемы, значимой для них, при этом ИЯ используется естественно и свободно, как и в ситуациях реального общения.
  • в ходе работы над проектом учащийся активен, он проявляет свое творчество и креативность. Даже самый слабый ученик в языковом отношении имеет возможность проявить себя, свою фантазию и самостоятельность, повышается мотивация изучения ИЯ;
  • преподаватель выступает лишь в роли консультанта, в то время как учащийся активно участвует в выборе, организации и конструировании содержания обучения и конкретного урока;

 

 Обобщив,  можно сделать вывод, что метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке. [5, с. 4]

Существует несколько классификаций проектов, рассмотрим более подробно классификации доктора педагогических наук Евгении Семеновны Полат и австралийского исследователя Саймона Хайнеса.

Е. С. Полат предложила классификацию проектов на основе следующих  критериев:

1 По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:

  • исследовательские,
  • творческие,
  • ролево-игровые,
  • информационные,
  • практико-ориентированные (прикладные).

2 По признаку предметно-содержательной области:

  • монопроекты,
  • межпредметные проекты.

3 По характеру контактов:

  • внутренние или региональные,
  • международные.

4 По количеству участников проекта:

  • индивидуальные,
  • парные,
  • групповые.

5 По продолжительности проекта:

  • краткосрочные,
  • средней продолжительности,
  • долгосрочные.

6 По результатам:

  • доклад, альбом, сборник, каталог, альманах;
  • макет, схема, план-карта;
  • видеофильм;
  • выставка; и др.

Саймон Хайнес же предложил иную классификацию:

  • Проекты-сообщения или исследовательские проекты (Information and Research projects).
  • Проекты-интервью (Survey projects).
  • Проект-производство (Production projects).
  • Проекты-ролевые игры и драматические представления  (Performance and Organisationalprojects).

Сравнив данные классификации, можно сделать вывод, что основным общим критерием  при выборе разновидности проекта  является его функциональная значимость и направленность, зависящая от целей проекта (с какой целью мы создаем проект), его коммуникативной направленности. Это может быть либо исследование общественного мнения по интересующему нас вопросу (проект - сообщение) или постановка театрализованного представления (проект - ролевая игра).

Однако, вне  зависимости от модели проекта, важным является получение конечного продукта, который, как правило, имеет материальное выражение (коллаж, рисунки, диаграммы, сборники сказок и т. д.). Другими словами, перед учащимися ставится конкретная цель для достижения практического результата, что позволяет употреблять язык в коммуникативных целях, а также языковая задача (научить учащихся выражать свои собственные мысли и мнение). Конечный результат должен быть обязательно «защищен», если это индивидуальный проект – то перед своими одноклассниками, если же групповой – то перед учащимися других классов или же родителями и учителями.

Работа над  проектами проходит в несколько  этапов, количество которых зависит от сложности проекта, рассмотрим этапы мини-проекта:

Информация о работе Современные направления обучения