Соотношение логики и грамматики в работах Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2015 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Изначально, логика не существовала как отдельная наука, а являлась частью философии, которая объединяла представление людей об окружающем мире, человеке и его мышление.
Первые упоминания о логике, как о самостоятельной науке появились в Индии, Греции и Китае задолго до нашей эры. Наиболее подробно логику начали изучать и систематизировать в древней Греции. Один из них философ материалист Демокрит (460-370 до н.э.), создал систему логики, которая описывается в его трактате «О логике, или Каноны». Проблемами логики занимались и другие греческие философы - Сократ (около 469-399 до н.э.), Платон (428-347 до н.э.). Так же проблемами логики занимался Аристотель (384-322 до н.э.), который являлся учеником Платона.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Логика Аристотеля 6
2. Логика и грамматика Аристотеля. 16
2.1. "Поэтика"………………………………………………………………….14
2.2. "Об истолковании" и "Категории"…………………………………… 24
0000
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.Соотношение логики и граммитики в работах Аристотеля.Борисов А.Л. (3).doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

          3. Соотнесённое («то по отношению к чему»)- это когда что-то определённое связано с чем-то другим. К соотнесённому так же относятся обладание, расположение, чувственное восприятие, знание, положение. У положения есть производные лежать, стоять, сидеть и т.д. которые так же относятся к соотнесённому.

          Так же соотнесённое имеет противоположности, например, добро - зло, горький сладкий, и то и другое относится к соотнесённому. Однако, не каждое соотнесённое имеет противоположность, например тройному ничего не противоположено, так же как и белому, и вообще ничему подобного этому. Соотнесённое так же имеет большую и меньшую степень, однако, и здесь существуют исключения, например к тройному и белому нельзя применить сравнительную степень, так как тройной не может быть больше ил меньше, так же как и белый.

          Далее, в работе Стагирита указано, сто  все соотношения обоюдны, например  сестра, сестра- это сестра брата, а брат- это брат сестры. Точно  так же можно рассмотреть другие  примеры, но уже с изменением  окончания- «ощущение ощущаемого»  и «ощущаемое ощущением».

          В некоторых  случаях обоюдности нет, если  как следует не рассмотреть  связь, то можно не заметить  её отсутствие, следовательно, сделать  ошибку, например «хвост ящерицы», но нельзя сказать «ящерица  хвоста». Если разобраться, то здесь говорится о не самой ящерице, а о том, что ящерица с хвостом, а хвост имеется практически у всех живых сущест, с другой стороны обоюдность возможна «хвост есть хвост хвостатого», «хвостатый есть хвостатый хвостом».

          Некоторые  предметы не имеют установленного имени, легче всего его приобрести от исходного. На выше указанном примере видно, что от «хвоста» было образовано «хвостатый». Так же соотнесённые между собой стороны могут существовать по природе вместе, чаще всего так и происходит, например, когда есть брат, то есть и сестра, а если брата нет, то нет и сестры.

          Из этого  следует, что соотнесённые между  собой стороны устраняются так  же вместе. Ведь если нет двойного, то нет и половины. Если есть  соотнесённые между собой стороны  существующие по природе, значит есть соотнесённые стороны, не существующие по природе. Аристотель полагает, что познаваемое появилось раньше, чем знание, следовательно, если убрать познаваемое, прекращается и знание.

          Из этого  следует, если нет познаваемого, то нет и знания, так как знание это то, что мы познаём. Если же нет знания, то это не влияет на познаваемое, так как знания ещё нет, но само оно существует как познаваемое.

          Далее, если уничтожить всё живое, то  познаваемое всё равно будет существовать. Таким же образом объясняется и чувственное восприятие.      

          Изучив  седьмую главу «Категории» Стагирита  можно сделать вывод, что если  кто-нибудь знает нечто соотнесённое, он будет знать, к чему оно  относиться.

          4. Качество (какое)- И наконец, мы подошли к последней основной категории из десяти (качество).

          По мнению  Аристотеля, «качество» имеет много  значений. Один из видов качества  будем считать устойчивое и  преходящее свойства.                 

          Устойчивые свойства являются продолжительными и прочными. К ним относятся память, знания и т.д. то, что прочное и почти не меняющееся, если только не произойдёт то, что может на это повлиять, например болезнь. К этому свойству так же относится мудрость, добродетель, мужество, справедливость и т.д. что тяжело поддаётся колебаниям.

          К преходящему  свойству можно отнести такое  понятие, как человеческий фактор, то есть сытый и голодный, здоровый  и больной, спокойный и нервный  и т.д. но если вовремя не  устранить один из этих факторов, то это состояние можно будет назвать устойчивым свойством. Из этого следует, что в определённых ситуациях устойчивые и преходящие свойства могут меняться.

          Другой  вид качества это врождённая  способность или неспособность, например человек здоров, потому что у его организма врождённая способность сопротивляться болезням, а болезненность, потому что у него нет этого свойства. Так же к этому можно отнести твёрдое и мягкое, так как твердое не поддаётся раздроблению, а мягкое не имеет способность к этому.

          Третий  вид качеств состоит из претерпеваемых  свойств и состояний, как например  кислость, белизна, холод, острота и  другие подобные этим. 

          Претерпеваемыми  их называют, потому что они  влияют на внешние чувства человека, например, кислый лимон оказывает воздействие  на вкусовые ощущения, а холод на осязание, так же к качествам относятся бледность и смуглость является претерпеваемыми свойствами, так как они появляются, в следствии болезни или солнечного загара. В этом случае изменения очень долго исчезают, а зачастую и вовсе остаются на всю жизнь.  

          Продолжая  разговор о цвете, мы видим, что  многие изменения в цвете возникли  из-за воздействия на внутреннее  состояние человека, например, если  человеку стыдно, он покраснел, если страшно, побледнел. Так как это явление, которое неожиданно возникает и быстро пропадает, оно является претерпеваемым состоянием, не качеством.

          Так  же говорят и о претерпеваемых  свойствах и состояние души. Те  свойства, которые возникли при рождении и в устойчивых состояниях называют качествами, например, врождённое душевное заболевание или приобретённое, но неизлечимое. Если человек стал раздражительным и не довольным, на какой-то отрезок времени, то это называется состоянием.

          К четвёртому  качеству, Аристотель относит очертания  и внешний облик вещи, например  круглый, квадратный, прямой, кривой. Относительно  рыхлого и плотного, неровного  и гладкого у Стагирита другое  мнение, он считает, что они указывают  на другое положение частей. Например, плотно потому, что близко лежат друг к другу.

          Качеством  можно было бы ещё много  что назвать, но указание выше  самые распространённые виды  качества. И, как мы видим, некоторые  качества повторяются с «соотносёнными», значит, мы и то и другое можем причислить к обоим этим родам.

          Что  же касается остальных категорий: «когда» время, «где» место, «обладать»  обладание, действие, страдание, состояние, о них всё понятно, например, обладать, быть одетым, быть сытым, где Санкт Петербург, когда в прошлом, будущем, вчера.

          В главе 10 Аристотель выделяет четыре  вида противолежания, он их рассматривает, как соотнесённых между собой, как противоположности, лишение  и обладание, утверждение и отрицание, например, голод и сытость, противоположности, беззубый и зубастый, как лишение и обладание, дать, не дать, утверждение и отрицание. Наконец, соотнесённое, например, познаваемое, есть познаваемое, чьим-то познанием.

          Прочитав  и разобрав все категории, мы  можем выделить то, что Аристотель вывел из грамматических различий:

          1. сущность - существительное (собака)

          2. количество - числительные (два)

          3. качество- прилагательное (высокий, низкий)

          4.отношение - степени сравнения (быстрее всех, сильнее остальных)

          5. место - наречие места (возле дома, в  лесу)

          6. время - наречие времени (завтра, позавчера)

          7. положение - непереходный глагол (сидит, бежит)

          8. обладание - греческий перфект страдательного залога (разут)

          9. страдание - глагол страдательного залога (ругают)

          Анализируя  «категории» можно сделать вывод, что Аристотель разделил в  них то, что соединено грамматикой, и наоборот, количества и качество  могут выражаться не только числительными и прилагательными, но и существительными, которые в этой таблице должны выражать только категорию сущности, то есть, то, что подведено под категорию сущность. Мы видим, что в Аристотелевской идее категорий выделено  две точки зрения -  

онтологическая и логическая.

          Аристотель считал, что язык и речь это средства для достижения целей. Создавать  любую теорию языка Аристотеля вне этих целей не имеет смысла.

          По мнению Аристотеля, мысль и речь связанны очень прочно. Ведь не могут доводы иметь два значения: относящиеся к слову или относящиеся к смыслу. Слово выражает то, что человек хочет сказать, то есть то, о чём он мыслит. Значит, «смысл» напрямую касается слова. Лишь буквы и знаки имеют прямое отношение к слову, а к смыслу нет. А по отношению к слову и буквы, и знаки, и смысл имеют равноценное значение.

          Учитывая  такие отношения, нельзя забывать о возможных ловушках языка: «В самом деле, так как нельзя при рассуждениях приносить самые вещи, а вместо вещей мы пользуемся, как их знаками, именами, то мы полагаем, что то, что происходит с именами, происходит и с вещами, как это происходит со счетными камешками для тех, кто ведет счет. Но соответствия здесь нет, ибо число имен и слов ограничено, а количество вещей неограничено». Ловушками языка Аристотель считает, недопонимание, относящееся к одноимённости (омонимия), соимённости (синонимия), отымённости (паронимия).

         

 

         

 

 

 

                                               

 

 

                                               

                                                  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

           Аристотель считал логику отдельной наукой. В его понятие логика- это уметь правильно мыслить и рассуждать.                         

           Он понимал логику, как описание мышления: понятие, мышление и умозаключение.

 Из его первых логических  трудов под названием «Органон»  особое внимание нужно уделить  категориям. «Категории» Аристотеля- это пример философской классификации. Это не простое дихотомическое деление, а систематическое деление, в котором соединяются несколько оснований деления, как грамматических, так и логических. Основаниями для выделения категорий выступают:

 1. способ сказывания о вещи (категории — виды сказуемых),

 2. возможность существовать вне предложения (категории как отдельные слова),

 3. способность нести общие смыслы (категории как понятия),

 4. способность отразить самое общее понятие — бытие (категории как формы бытия).

Учение о категориях у Аристотеля строится на основе языковых норм грамматических конструкций языка. В процессах изучения логики и риторики появляется учение о частях речи. Части речи у него выделяются, как элементы предложения. Предложение- это сочетание имени и глагола, то есть частей речи носящих собственное значение. Имя, не имеет времени, а глагол имеет время и имеет «предикативную» (связывает подлежащее со сказуемым).

В «Поэтике» Аристотель выделяет восемь частей «изложения»:

1. Элемент (звук)

2. Слог

3. Союз

4. Член

5. Имя

6. Глагол

7. Падеж

8.Предложение (то есть связанную речь, любых размеров)

Кроме звука и слога, все части «изложения» «значащие». Именительный падеж- это только имя, другие его виды- падения (падеж и число). Глагол- форма настоящего времени, а остальные падеж и число. К «незначащем» частям изложения относятся союз и член (все предлоги).

Аристотель встал на защиту связи между вещью и её именем, словом и представлением, а так же звуками и буквами. Стагирит против широкого использования многозначных слов (омонимия и полисемия). Так же он считает, что паронимия и омонимия являются одним из форм связи между названиями.

          Аристотель исследует связь внутри полисемичного слова, многозначность падежей и других грамматический форм. Звуки речи он делит на гласные, полугласные и негласные, а ударение на острое и среднее. Слог не является простым набором звуков, зато является качественно  новым образованием.

          Язык- это  ход человеческой мысли, а мысль- это продукт познания человеческого разума. Инструментом для познания этого продукта (мысли) является наука логика. Из этого следует, что грамматика языка - это лишь материал, на котором Аристотель строит свою логическую концепцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Аристотель. Категории / Аристотель. www.lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/kategorii.txt
    2. Аристотель. Об истолковании // Аристотель. Соч. в 4-х т.: Т.2. – М.: Мысль, 1978. – С.91- 116.
    3. Асмус В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. М., «Высшая школа», 1976. 543 с.
    4. Ахманов А.С. Логическое учение Аристотеля / А.С. Ахманов. М., Изд-во социально-экономической лит-ры, 1960. 314 с.
    5. Выготский Л.С. Мышление и речь /Л.С. Выготский // Выготский Л.С. Психология. Москва, «ЭКСМО-пресс», 2000. С.262–509.
    6. Гусев Д.А. Логика: конспект лекций с задачами / Д.А. Гусев. М., Айрис-пресс, 2005. 240 с.
    7. Жеребило Т.В. Термины и понятия лингвистики: Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник. – Назрань: ООО «Пилигрим»,  2011. – 280 с.
    8. Ивин А.А. Основы теории аргументации: Учебник. – М, 1997. – 318с.
    9. Кириллов В.И. и др. Логика / В.И. Кириллов, А.А. Старченко. М., «Юристъ», 1999. 256 с.
    10. Кузнецов В.Г. Герменевтическая феноменология в контексте философских воззрений Густава Густавовича Шпета// Логос.Филос.-литературный журнал.–№ 2. - М., 1991. - С.199-214.
    11. Лакофф Дж. Когнитивное моделирование: (из кн. «Женщины, огонь и опасные предметы») // Язык и интеллект. – М., 1996. С. 143–184.
    12. Лосев А.Ф. Софист. Диалектика бытия и небытия как условие возможности различения истины и лжи / А.Ф. Лосев. // Собрание сочинений. М., «Мысль», 1970. Т.2.
    13. Лосев А.Ф. Теэтет. Критика сенсуалистких теорий познания / А.Ф. Лосев. // Платон. Собрание сочинений. М., «Мысль», 1970. Т.2.
    14. Луканин Р.К. Органон Аристотеля / Р.К. Луканин. М., «Наука», 1984.303 с.
    15. Платон. Софист / Платон. Платон. Собрание сочинений. М., «Мысль», 1970. Т.2.
    16. Платон. Теэтет / Платон. Платон. Собрание сочинений. М., «Мысль», 1970. Т.2.
    17. Рассел Б. История западной философии / Б. Рассел. Ростов н/Д, «Феникс», 1998. 992 с.
    18. Роди Фритьеф. Герменевтическая логика в феноменологической перспективе: <…> Густав Шпет// Логос. Филос.-литератрурный журнал. - № 7. – М., 1996. – С.41-46.
    19. Степанов Ю.С. Понятие / Ю.С. Степанов. // Языкознание. Большой энциклопедический словарь. М., Большая Российская энциклопедия, 1998. С.- 383–384.
    20. Шпет Г.Г. Герменевтика и её проблемы// Контекст-1989. – М.: Наука, 1989. – С. 231-268.
    21. Шпет Г.Г. Герменевтика и её проблемы// Контекст-90. – М.: Наука, 1990. – С. 219-259.

Информация о работе Соотношение логики и грамматики в работах Аристотеля