Соотношение логики и грамматики в работах Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2015 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Изначально, логика не существовала как отдельная наука, а являлась частью философии, которая объединяла представление людей об окружающем мире, человеке и его мышление.
Первые упоминания о логике, как о самостоятельной науке появились в Индии, Греции и Китае задолго до нашей эры. Наиболее подробно логику начали изучать и систематизировать в древней Греции. Один из них философ материалист Демокрит (460-370 до н.э.), создал систему логики, которая описывается в его трактате «О логике, или Каноны». Проблемами логики занимались и другие греческие философы - Сократ (около 469-399 до н.э.), Платон (428-347 до н.э.). Так же проблемами логики занимался Аристотель (384-322 до н.э.), который являлся учеником Платона.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Логика Аристотеля 6
2. Логика и грамматика Аристотеля. 16
2.1. "Поэтика"………………………………………………………………….14
2.2. "Об истолковании" и "Категории"…………………………………… 24
0000
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.Соотношение логики и граммитики в работах Аристотеля.Борисов А.Л. (3).doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

          Части задач - это доказывать и опровергать, возбуждать страсти (страх, сострадание и т.д.), возвеличивать и умалять. Таким образом, Аристотель выводит три основных словесных искусства. К ним он относит диалектику, поэтику и риторику. Эти три науки имеют прямое отношение к слову и речи.

Диалектику Аристотель считает вспомогательной для научного познания.

Диалектика- это искусство споров, где обсуждаются разные точки зрений, и  лишь одна выделенная в процессе спора, способствует открытию научных доказательств и общих понятий. С помощью диалектики определённые суждения имеют доказательную силу.

В диалектике, по мнению Аристотеля, рассуждают обо всём, диалектика занимается тем же, чем и философия, познаёт мудрость. Таким образом, диалектика- это наука о доказательстве и опровержение.

          Поэтика- это наука о составление сказаний, возбуждающих страсти.

          Риторика- это наука о составление речей, возвеличивающих одно и порицающих другое.

           Из этого следует, что из трёх основных словесных искусств (риторика, диалектика и поэтика) Аристотель развивает свою теорию языка. Так как диалектическое искусство важнее риторического и поэтического, то та теория, которая строится для нужд диалектики, используется для изучения поэтики и риторики. И так, «Органон», «Поэтика» и «Риторика»- это диалектическое учение о речи. В сборник трактатов «Органон» входят самые известные работы Аристотеля:

          1.  «Категории»

          2. «Об  истолковании»

          3. «Первая аналитика»

          4. «Вторая  аналитика»

          5. «Топика»

          6. «Софистические  опровержения»

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 

 

 

 

 

 

 

                         

 

                     2.2 «Об истолковании» и «Категории»

 

          Продолжая изучать логические работы Аристотеля, мы продолжаем сталкиваться с элементами грамматики. Это отчётливо видно в трактате «Об истолковании», в котором Аристотель поясняет, что такое имя, и что такое глагол, отрицание и  утверждение, высказывание и речь.

          Имя - это  звукосочетание с определённым  значением независимым от времени, отдельные части которого ничего  не значат. Например, в слове «самокат»  «кат» ничего не значит, в отличие  от, речи «сам катится». Однако  составные имена- это нечто другое так как ни одна часть слова не имеет значения.

          От природы, нет никакого имени, но по определённым  признакам оно становится знаком  и тогда появляется имя. «Не  животное» не может быть именем, так как это не речь и  не отрицание и так же подходит к чему угодно, так как относится к существующему и не существующему, назовём его неопределённым. «Волка» или «Волку» и схожие с этими слова не имена, а падежи имени. С помощью глаголов «есть», «было» и «будет» в падежах имени не выражается истина или ложь, однако имя вместе с глаголом всегда выражает их. Например, «Волка есть» или «Волка не есть» не выражают истины или лжи.

          Глагол  это звукосочетание обозначающее  время, он всегда является знаком  для сказанного, в отдельности  он ничего не обозначает, например, «здоровье»- имя, а «(он) здоров»- глагол, это значит, что здоровье имеется  в настоящем времени. Глагол это всегда знак для сказанного о другом.

          «(Он) не  здоров» или «(он) не болен»  он не называет глаголом, хотя  они обозначают время, назовём их неопределёнными глаголами, так как они одинаково подходят к существующему, или к не существующему. Так же «был здоров» и «будет здоров», не глагол, а всего лишь изменение глагола во времени. Из этого следует, что глагол обозначает лишь настоящее время, а не время до и после.

          Далее, в своём трактате «об истолкование»  Аристотель уделяет внимание  высказывающей речи и утверждению  и отрицанию. Речь - это смысловое  звукосочетание, имеющее какое-то  значение, например, «слон» что-то обозначает, но не обозначает, есть ли он или нет. Утверждение или отрицание получается в том случае, когда к слову что-то присоединяют.       

          Отдельный  слог слова «слон» ничего не  обозначает, так же как «пан»  в слове «тюльпан». В составных  словах каждая часть хоть и имеет значение, но не сама по себе, как об этом говорится во второй главе.

          Любая  речь что-то обозначает в силу  соглашения.

          Высказывающая  речь - это речь, которая является  истинной или ложной.

          Первое  произнесённое высказывание - это утверждение, потом - отрицание. Другие связаны друг с другом. Каждое высказывание имеет глагол или изменение глагола по времени, когда речь идёт о «слоне» - это не высказывание, пока не присоединить «есть», «был», «будет» или тому подобное. К речам относятся простое высказывание - это когда что-то чему то приписывается, или что-то от чего-то отнимается и составленные из простых, например, сложная речь.

          Простое  высказывание это звукосочетание, обозначающее принадлежность или непринадлежность чего-либо в разном времени.

          Далее, из трактата мы видим, что любое  утверждение или отрицание состоит  из имени или глагола или  неопределенного имени или неопределённого  глагола, без глагола не может  быть ни утверждения, ни отрицания, так как «есть», «будет», «было» или становиться и тому подобное - это глаголы обозначающие время.

         Когда «есть»  присоединяется, как третье, тогда  противопоставления могут быть  многозначны, и так, когда две  пары высказываний противолежат друг другу. Две другие пары имеются, когда «есть» и «не есть» присоединяются к подлежащему.

          К высказываниям, к которым «есть» не подходит, например, (он)«здравствует», (он)«ходит», слово имеет то же значение, если бы добавили «есть». Эти  высказывания отличаются тем, что они не общие.  «Каждый» или «не один» означает утверждение или отрицание, касательно имени, а остальное в высказывании должно быть присоединено без изменений.

          Итак, отрицание  всегда должно быть истинным  или ложным, переставленное имя и глагол, означают одно и тоже, например, «есть рыжий кот», « есть кот рыжий». Следовательно, при перестановке имени и глагола,

получается одно и тоже отрицание и утверждение.

          Изучив  трактат «об истолкование», мы  подошли к основной части «Органона» - «Категории».

          Категории  (в переводе с греческого означает «высказывание», «признак») - является составляющей любого мышления. Категории взаимосвязаны друг с другом, именно поэтому люди с античных времён пытались их   систематизировать.

          В  своём  трактате «Категории» Аристотель  делает попытки выделить основные  категории и охарактеризовать  их. В первой главе своего трактата  «Категории» Аристотель делит  предметы  на одноимённые, соимённые  и отымённые.

          Одноимёнными он называет предметы, имеющие одинаковое имя, но разную сущность и понятие.

          Соимёнными  он называет предметы, имеющие  одинаковое имя, сущность и понятие. Например «Дельфин и Орёл»  это соимённые предметы так  как они имеют общее имя  «Живое существо», а так же  если указать понятие того  и другого то получится общее  понятие.

          И наконец, отымёнными философ называет предметы, в которых меняется окончание имени предмета и тем самым предмет получает наименование. Например, от «войны» - «воин», от «воин» - «военный».

          Продолжая  свою работы над «Категориями»  Аристотель начинает связывать предметы между собой именуя это «сказываемое о предмете и находящееся в предмете». Например: «лошадь скачет», «птица летит»- со связью, без связи- «лошадь», «птица», «скачет», «летит». Из выше сказанного можно сделать вывод, что подлежащее может существовать в отдельности например «лошадь, «птица» - о этих подлежащих говорится отдельно как о непосредственно лошади и птице. Другое, «скачет», «летит» находятся в подлежащем так как не могут существовать отдельно без того в чём они находятся.  Так же подлежащее может находиться в подлежащем. Например «умение считать» является подлежащим, так как может существовать отдельно, однако оно так же и входит в другое подлежащего «знание».

          Далее  Аристотель определяет, что когда  что то отзывается о другом, как о подлежащем, всё что говорится о сказуемом можно применить и к подлежащему. Например, «собака» и «живое существо» о них говорится отдельно, ведь отдельно, «собака» и есть «живое существо». Вещи относящиеся к разным и не подчинённым друг другу родам имеют и различные видовые отличия. Не «живущие на суше» не «летающие в небе» не являются видовым отличием у знания: ведь знание различаются не тем, что они летают в небе. Так же может быть, что в пределах подчинённых друг другу родов видовые были одинаковыми. Из этого, сколько видовых отличий у сказуемого, столько же будет и у подлежащего.

          Изучив  первые три главы трактата  «Категории» мы сразу видим, что  Стагирит начинает свою работу  с анализа нескольких терминов. Одноимённые и соимённые предметы Аристотель анализирует с лексико-семантической точки зрения, а отымённые с морфологической.

И только после того, как мы изучили три главы, мы подошли к основному и всем известному списку десяти категорий Аристотеля:

          1. Сущность (субстанция)- Это та, которая не называется подлежащим и не находится ни в каком подлежащем в первичном и безусловном смысле: например отдельный человек или отдельный осёл.

          Вторые  сущности это те. К которым  как мы видим принадлежат первичные  сущности и эти виды их роды: например отдельное животное принадлежит к виду «животное», а род этого вида «живое существо». Поэтому их называют вторыми сущностями: «животное» и «живое существо». Из этого следует, что то, что сказывается (обнаруживается, даёт о себе знать) о подлежащем, сказывается  о нем как имя и понятие. Таким образом, и имя и определение будут сказываться о подлежащем. Если бы не существовало первых сущностей, не могло бы существовать и ничего другого.

          Во вторых  сущностях вид большая сущность, чем род т.к. он ближе к первой сущности.

Сущностями называются, прежде всего, первые сущности, т.к. для всего остального они подлежащее и все остальное сказывается о них или находится в них. И так же как первые сущности относятся  ко всему остальному, так и вид к роду ведь вид подлежащее для рода, роды сказываются о видах, а виды о родах нет. Из этого следует, что вид есть в большей мере сущность, чем род.

          Общая  черта всякой сущности не находиться  в подлежащем.

          Сущностям  и видовым отличиям свойственно то, что они соимённые (одинаковые).

          Первая  сущность не составляет никакого  сказуемого: она ведь не сказывается  ни о каком подлежащим.

          Сущностям  ничего не противоположено.

          Сущность  не имеет большей или меньшей степени.

          Особенность  сущности ещё в том, что она  может принимать противоположности  в силу собственной перемены  т.к. является тождественной и  одной по числу.

          2. Количество («сколько»)- Аристотель в своей  работе количество разделил на раздельное и непрерывное. Об этом очень подробно говорится в главе шестой трактата «Категории». К раздельным Стагирит относит число и слово, например четыре это часть восьми, но четыре и четыре это независимые друг от друга числа, так же, как пять и три, которые также являются частью восьми. Из выше сказанного ясно, что слово, сказанное голосом это тоже раздельное количество, так как слово состоит из слогов, а каждый слог является независимым и может быть составляющей любого другого слова.

          К непрерывным, по мнению учёного, относятся линия, время и место. Линия является  непрерывной, так как её можно разделить на соприкасающиеся между собой части с помощью точки. Следовательно, и место является непрерывным, потому что части места соприкасаются друг с другом, так как соприкасаются тела находящиеся в этих частях места. Непрерывность времени объясняется тем, что без прошлого нет настоящего, а без настоящего нет будущего, так как вытекает одно из другого и являются неразделимой частью друг друга.

          Продолжая изучать шестую главу, мы видим, что Аристотель делит количество на две части. Количества, имеющие определённое положение и не имеющие определённое положение.

          К количествам, имеющим определённое положение, относятся линия и место, так как они имеют определённое место на плоскости и соприкасаются с ней.

          К не  имеющим определённое положение  относятся время, число и слово, так как время движется и  меняется, у чисел есть определённый  порядок, но нет определённого  положения. А так же, высказанное слово не имеет ни места, ни положения.

           Далее  Аристотель заостряет внимание  на том, что плоскость может  быть большой или маленькой  и промежуток времени может  быть большим или маленьким, так  он приходит к выводу, что количеству ничто не противоположно. Например, метр и три метра, они не противоположны, просто одно больше другого. И это он называет соотношением. Каждая вещь имеет определённый размер, нет большой вещи или маленькой. Например, есть большое яблоко и маленькое яблоко, а так же большой арбуз и маленький. А если соотнести большое яблоко и маленький арбуз, то большой арбуз не может быть больше яблока. Из этого следует, что оно может быть равным и неравным.

Информация о работе Соотношение логики и грамматики в работах Аристотеля