Словообразование в компьютерной лексике немецкого языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Немецкий язык, как и любой другой язык, не является застывшей системой. Это касается и словарного запаса языка. С течением времени некоторые слова теряют свою актуальность, другие появляются и активно используются. На изменение лексики языка воздействуют различные факторы, например, развитие политических или экономических контактов с другими странами, культурные контакты, развитие науки и техники. Возникают новые предметы и понятия, которым должен быть присвоен своеобразный языковой код.

Файлы: 1 файл

курсовая +заключение.docx

— 98.99 Кб (Скачать файл)

     ВВЕДЕНИЕ 

     Немецкий  язык, как и любой другой язык, не является застывшей системой. Это  касается и словарного запаса языка. С течением времени некоторые  слова теряют свою актуальность, другие появляются и активно используются. На изменение лексики языка воздействуют различные факторы, например,  развитие политических или экономических контактов с другими странами, культурные контакты, развитие науки и техники. Возникают новые предметы и понятия, которым должен быть присвоен своеобразный языковой код.

     Различными  являются и пути образования новых  слов. Слова могут быть заимствованы из других языков или образованы из имеющегося словарного запаса языка. Так, И.Г. Ольшанский считает наиболее продуктивными способами обогащения словарного запаса немецкого языка словообразование, заимствование и изменение значения слова. Конрад Дуден в своей грамматике называет два способа возникновения новых слов - заимствование из других языков и образование новых слов из уже имеющихся в словарном запасе языка.

     Современный этап развития лингвистики характеризуется повышенным интересом к изучению словообразования, так как это наиболее продуктивный способ пополнения словарного запаса немецкого языка. Как показывают исследования лингвистов, пополнение словарного состава немецкого языка происходит в 75% путем словообразования, 15% путем заимствования, 10% путем изменения значения слова.

      Знание  законов, способов и средств словообразования не только способствует обозрению всего  круга лексики того или иного  языка в теоретическом плане, но имеет и непосредственно практическое знание для овладения неродным языком. Эта тема является очень актуальной в век информационных технологий и широкого применения компьютера, ибо именно данные сферы являются лидером по возникновению новых понятий и предметов, требующих наименования, что и подчеркивает актуальность нашего исследования. 

      Цель  работы - рассмотреть способы словообразования в компьютерной лексике современного немецкого языка и определить наиболее продуктивные. В соответствии с данной целью в работе предполагается решить следующие задачи:

     1. отобрать исследуемый материал из сферы компьютерной лексике; 

     2. охарактеризовать способы словообразования в немецком языке;

     3. проанализировать способы словообразования в компьютерной лексике немецкого языка;

     4. выявить наиболее продуктивные способы словообразования в компьютерной лексике немецкого языка. 

     Материалом исследования послужили 210 лексических единиц, отобранных методом сплошной выборки на интернет-сайтах ComputerBild.de и InformationsarchivNET.de.

     В соответствии с морфологической  классификацией материал исследования составляют:

    • существительное – 180 лексических единиц или 86%;
    • глагол – 28 лексических единиц или 13%;
    • прилагательное – 2 лексические единицы или 0.9%

       Объект исследования: сложные и производные слова в компьютерной лексике немецкого языка.

     Предмет исследования: словообразовательные модели слов компьютерной лексике немецкого языка.

     Методы исследования: анализ по непосредственным составляющим, метод морфемного и словообразовательного анализа, элементы статистического подсчёта.

 

     1 ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ

     1.1 Понятие словообразования в лингвистике 

      Словообразование – раздел языкознания, изучающий все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов [1].

     Вопросами словообразования в разное время  занимались учёные-языковеды, такие как И.А. Бодуэн де Куртенэ, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов, Ф. Фляйшер, М.Д. Степанова, Я. Гримм, Ф. Беккер, В.Г. Чуваева, В. Хенцен, Е. Матер, И. Эрбен и другие.

     И.А. Бодуэн де Куртенэ рассматривал словообразование как науку «о словообразовательных суффиксах, с одной, и о темах или основах, с другой стороны» [1], т.e. впервые в учение о словообразовании включается изучение основ, ибо до этого в учение о словообразовании входило исследование только словообразовательных аффиксов.

     Л.В. Щерба называет словообразованием «живые схемы для обозначения новых понятий и считает целью словообразования — показать, как действительно образуются или могут образовываться слова для новых понятий» [1].

     М.Д. Степанова считает, что «словообразование в системе языка тесно связано как с грамматикой, так и с лексикой, потому что глубокое изучение словообразовательных средств позволяет более точно рассмотреть лексический состав языка» [1].

      Словообразовательный  строй языка в основном устойчив, как и грамматический строй, но, как  и грамматический строй, он претерпевает изменения на протяжении истории  развития языка, подчиняясь внутренним законам этого развития. Словообразовательный строй современного немецкого языка  представляет собой продукт ряда эпох, соединение различных наслоений.  Следует различать слова, словообразовательная форма которых является пережиточной с точки зрения действующих в настоящее время процессов, т.е. слова, образованные непродуктивными в современном немецком языке способами и средствами, и слова, словообразовательная форма которых является живой, продуктивной моделью [3, с. 57].

      В ряду понятий, относящихся к кругу  исследования учения о словообразовании, И.Г. Ольшанский выделяет:

    1. средство словообразования;

    2. тип словообразования;

    3. словообразовательную модель.

     Средствами  словообразования считаются такие  понятия, как корень слова, основа слова, различные префиксы и суффиксы и  исторически сложившиеся изменения  звука в корне слова (Ablaut, Umlaut, Brechung).

     Корень  слова  или первичная основа –  это наименьшее, семантически полнозначное и морфологически неделимое единство, главный носитель значения слова, например: Hof, Ton, Stuhl, zehn, gelb, dort и т.п.

     Основа  слова – это слово без формообразующих  суффиксов и грамматических флексий, например: bekommen, Bekämpfung, ausbauen.

     В отличие от корня слова и основы слова суффиксы и префиксы не являются носителями самостоятельного лексического значения, а имеют обобщающее абстрактное  значение, например суффикс –er служит для образования обозначения людей: lehren – Lehrer, Schule – Schüler.  

     1.2 Типы словообразовательной формы 

     По  типу словообразовательной формы принято  различать слова простые (непроизводные), сложные и производные [3, с. 57].

      Простые слова (непроизводные) – слова не разложимы на более мелкие единицы – морфемы – и не являются производными от какого-либо другого слова; некоторые языковеды называют их первообразными. Простые слова одновременно являются словами корневыми, именно благодаря тому, что они не образованы от других слов. Корневые слова, как известно, составляют ядро основного словарного фонда и служат центрами словообразовательных гнезд. В современном немецком языке корневые слова в большинстве случаев односложны, например прилагательные и существительные: gut, laut, Laub, Gruß, Schild, Blut и т.п. или глаголы с односложной основой, типа:  tragen, sehen, fliegen, fliegen, finden, legen, machen, bauen  и т.п.

     К корневым словам следует отнести  также исконно неодносложные слова или такие слова, которые не поддаются разделению на корень и аффикс в связи с тем, что последний является редким, единичным образованием или пережиточным явлением в языке и уже давно слился с корнем (немецкие лингвисты называют такой элемент “уточнителем корня”), ср. слова: Morgen, Abend, Vater, Mutter,; aber и многие др.

      Производными  словами называются слова, состоящие из корня и словообразующего аффикса, легко отделимого от корня и обычно повторяющегося в различных словах, например: güt+ig, ruh+ig; Schiff+er, Arbeit+er; abend+lich, väter+lich; er+finden, er+tragen.

      К производным словам относятся также  слова, образованные от корневых слов путем изменения самого корня, например: Stand от stehen, legen от  liegen, хотя по своей форме они совпадают с корневыми.

     По  мнению М.Д. Степановой, слова, образованные путем перехода из одного лексико-грамматического класса в другой, например: das Gut, das Leben и т.п. тоже следует считать особым типом производных слов даже в том случае, если они образованы от корневого слова (как в приведенных примерах) [3, с. 60].

      Сложными  словами называются слова, словообразующая основа которых состоит из двух или нескольких корней или из корней со словообразовательными аффиксами, например: Tischtuch, teilnehmen, Wirtschaftsplan, wahrheitstreu, denkwürdig [3, с. 58-59].

      1.3 Способы словообразования в немецком языке

       

      Под способом словообразования следует понимать тип словообразования или метод, при помощи которого создано то или иное слово [3, с. 47]

     Что касается способов словообразования, то можно отметить расхождения во мнения разных исследований об их количестве. Например, в грамматике К. Дудена выделяются три основных способа:

  • словосложение;
  • деривация;
  • аббревиация [4, с. 284].

     И.Г.Ольшанский  называет 6 способов:

  • словосложение, образование сложных слов;
  • словопроизводство, образование производных слов или деривация;
  • образование сложнопроизводных слов;
  • образование сложносокращенных слов;
  • конверсия, переход в другую часть речи;
  • словотворчество (преимущественно в форме звукоподражания).

     Внутри  этих способов выделяются определенные типы, образцы и модели словообразования, по которым образуются слова [2, с. 100].

     И.Г. Ольшанский выделяет также такое понятие, как словообразовательная модель, которое обозначают стабильную структуру, которая имеет обобщающее лексико-категориальное значение и которая может быть выполнена из различного лексического материала [3, с. 100].

     Мы, вслед за М.Д. Степановой, выделяем пять основных способов словообразования немецкого языка, известных с древнейших периодов его истории:

  • изменение корня слова (бессуффиксное образование слов из глагольных корней;
  • переход слова из одного лексико-грамматического класса в другой;
  • словосложение;
  • префиксация;
  • суффиксация.

     К ним присоединяются:  словообразование при помощи полуаффиксов и образование  сращений, получившие большое распространение  в сравнительно более поздние  периоды и образование сложносокращенных  слов. Эти три последних способа  близко соприкасаются со словосложением [3, с. 61].

     Словообразование  путем изменения  корня, как самостоятельный способ (не сопутствующий другому способу), непродуктивно в современном языке, хотя слова, образованные таким способом весьма многочисленны. Сюда относится ряд слов, образованных от глагольных корней, а именно, отглагольных существительных типа: der Trieb, der Gang, der Band, der Zug; так называемые каузативные слабые глаголы, образованные из основы претерита сильных глаголов при участии умлаута, а также некоторые другие слова, например: прилагательное dünn (по-видомому родственное глаголу dehnen).

      Словообразование  путем изменения корня отражают очень древние процессы, связанные  с фонетическими закономерностями строя индоевропейских языков, и  их своеобразное преломление в германских языках (абляут), и процессы более  поздние (умлаут, участвующий в образовании  так называемых каузативных глаголов и сопутствующий в ряде случаев суффиксации имён) [3, c. 61-62].

      Переход слова из одного лексико-грамматического  класса в другой представляет собой тип словообразования, неотделимый от учения о частях речи и об их грамматических категориях. Образование нового слова осуществляется в данном случае без изменения словообразующей основы, без участия словообразовательных средств. Прилагательное, именная глагольная форма (инфинитив, причастие) или какая-либо другая часть могут перейти в класс существительных, например: der Alte, das Leben, der Angestellte, das Ja и т.п. Наоборот существительное может стать глагольной основой, так же как прилагательное, например: schmied-en (от Schmied), grün-en (от grün) и т.п.

Информация о работе Словообразование в компьютерной лексике немецкого языка