Сказка как средство развития языковых навыков младших школьников на уроках английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить возможности применения сказок на уроке английского языка с целью развития языковых навыков младших школьников.
Задачи исследования:
1) раскрыть значение понятия «иноязычные языковые навыки» на основе анализа методической литературы;
2) проанализировать особенности развития иноязычных языковых навыков у младших школьников;
3) рассмотреть особенности и изучить методику использования сказок на уроках английского языка;
4) привести примеры сказок, используемых для развития языковых навыков у младших школьников.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
I Анализ понятия « иноязычные языковые навыки»………………6
II Особенности развития иноязычных языковых навыков у младших
школьников…………………………………………………………..14
III Возможности и особенности использования сказок на уроках
английского языка у младших школьников.………………….……21
Заключение……………………………………………………….…..27
Список литературы ………………………………………………….29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

Лексический речевой навык включает в себя два основных компонента: словоупотребление и словообразование.

Главная задача обучения лексической стороне языка –  это овладеть словоупотреблением, что  подразумевает не только знание слов, но и умения манипулировать ими в ходе высказывания. Необходимо не только научиться употреблять лексику в собственной речи, но и понимать её в речи других

Словообразование является одним из важных компонентов лексических  навыков, которое также может  подвергаться интерференции со стороны родного языка и которое необходимо учитывать. Интерференция – это негативное последствие влияния одного (родного или известного) языка на изучаемый.

Общими для русского и английского языков являются следующие  способы образования слов:

1) аффиксация (образование слов с помощью различных аффиксов – приставок и суффиксов), например: to develop – development (развивать – развитие), probable – probability (возможный – возможность), true – truth (правдивый – правда).

2) словосложение (создание  сложного слова из двух и более корней), например: handbook - hand (рука) + book (книга) = справочник, something - some (некоторый) + thing (вещь) = что-то, to whitewash - white (белый) + wash (мыть) = белить.

3) безаффиксный способ (сокращение слов, часто используется в молодежном сленге): dinosaurus – dino, doctor – doc, criminal – crim.

Основной практической целью обучения лексическому материалу  иностранного языка является формирование у учащихся лексических навыков  как важнейшего компонента продуктивных и рецептивных видов речевой деятельности.

Под продуктивными лексическими навыками понимаются навыки интуитивно правильного словоупотребления и словообразования в устной речи в соответствии с ситуациями общения и целями коммуникации.

Под рецептивными лексическими навыками понимаются навыки узнавания и понимания лексических явлений при восприятии на слух или при чтении [18].

3. Грамматические навыки.

Грамматический навык  – синтезированное действие, совершаемое  в навыковых параметрах и обеспечивающее адекватное морфолого-синтаксическое оформление речевой единицы любого уровня в речи.

Грамматические навыки, как и лексические, подразделяются на продуктивные и рецептивные. В основе этой классификации лежит ориентация на использование грамматических навыков в продуктивных видах речевой деятельности (говорении, письме) и рецептивных (аудировании, чтении).

При обучении иностранным  языкам выделяют активный и пассивный  минимум материала. Активный материал предполагает отработку для использования  в продуктивных видах речевой  деятельности, а пассивный служит лишь для узнавания при чтении и аудировании. Отбор активного грамматического материала строится с учетом принципа распространенности его употребления в устной и письменной речи, а также принципа образцовости; многие грамматические явления, необходимые для речи, усваиваются как отдельные словоформы.

 

В грамматическом навыке можно выделить составляющие его  частные действия:

  1. выбор структуры, адекватной речевому замыслу говорящего;
  2. оформление речевых единиц, которыми заполняется структура в соответствие с нормами данного языка и определённым временным параметром;
  3. оценка правильности и адекватности этих действий.

 

Выводы.

В этой главе было рассмотрено  понятие «иноязычного языкового  навыка» в целом, изучены различные свойства языковых навыков, а также основные этапы их формирования в соответствии с аспектами языка (фонетические, лексические и грамматические навыки); выявлена роль владения всеми языковыми навыками в изучении иностранного языка.

 

 

II  Особенности развития иноязычных языковых навыков

у младших школьников

 

Изучим сначала психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст (с 6 – 7 до 9 – 10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу.

Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства – психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Заключается она в том, что у ребенка к моменту поступления в школу складывается психологические свойства, присущие собственно школьнику.

Ребенок в начальной  школе усваивает специальные  психофизические и психические  действия, которые должны обслуживать  письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и  другие виды учебной деятельности. На основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению.

Учебная деятельность требует  от ребенка новых действий в развитие речи, внимания, памяти, воображения  и мышления; создает новые условия для личного развития ребенка.

Быстро развивается  психика ребенка. Изменяется взаимоотношение  процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более  сильным, но по-прежнему преобладает  процесс возбуждения. Повышается точность работы органов чувств. Познавательная деятельность возникает преимущественно в процессе обучения. Ребенок учится осознавать свою деятельность и управлять ею под руководством взрослого.

Восприятие отличается неустойчивостью и неорганизованностью, остротой, любознательностью, эмоциональностью: ребенок с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь. Внимание непроизвольное, недостаточно устойчивое, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения в начальной школе подчинен воспитанию культуры внимания. Произвольное внимание развивается с такими функциями как мотивация учения, чувство ответственности за успех учебной деятельности.

Мышление развивается от наглядно-образного к абстрактно-логическому. Задача начальной школы – развить мышление, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей. Мышление развивается во взаимосвязи с речью. Обучение не только расширяет словарный запас, но и развивает умение устно и письменно излагать свои мысли.

Память имеет по преимуществу наглядно-образный характер. Запоминается интересный, конкретный, яркий материал. Однако учителю необходимо обратить внимание на выработку самоконтроля при заучивании, навыков самопроверки, рациональной организации учебного труда [14].

 

Формирование фонетических навыков у младших школьников

На начальном этапе  обучения необходимо заложить основу хорошего произношения, которое предполагает правильное интонирование, соблюдение пауз, знание особенностей ударения слов в предложении, а также правильную артикуляцию. Это необходимо для нормального функционирования устной речи учащихся.

В английском языке содержание работы по формированию фонетических навыков составляют звуки, звукосочетания, интонационные модели и единицы  речи: фразы, в частности, разные коммуникативные типы предложения и связный текст (лингвистический компонент содержания обучения произношению), а также конкретные действия с этими единицами (психологический компонент содержания обучения) - формирование произносительного навыка.

Целью обучения произношению является овладение слухо-произносительной стороной говорения и чтения:

1) умениями слушать и слышать,  развитие фонематического слуха;

2) навыками произношения, т.е. доведенное  до автоматизма владение артикуляторной  базой иностранного языка, способами интонирования;

3) развитие внутренней речи (внутреннего  проговаривания), как психофизиологической  основы внешней речи.

Почти со всем объектом фонетического  материала, изучаемым в школе, учащиеся знакомятся на начальном этапе обучения.

Развитие речи младших школьников идет не только за счет тех лингвистических способностей, которые выражаются в чутье самого ребенка по отношению к языку. Ребенок прислушивается к звучанию слова и дает оценку этого звучания.

У младших школьников появляется ориентировка на систему родного языка. Звуковая оболочка языка – предмет активной, естественной деятельности для ребенка шести-восьми лет. К шести-семи годам ребенок уже в такой мере овладевает в разговорной речи сложной системой грамматики, что язык, на котором он говорит, становится для него родным.

В методике различают имитативный  и аналитико-имитативный способы  ознакомления с новым фонетическим материалом.

 Имитативный способ  делает упор не на сознательное  усвоение особенностей артикуляции,  а на слуховое восприятие речи  и ее имитацию.

При аналитико-имитативном  подходе сочетаются различные способы  создания новых звуковых образцов: и описание артикуляции, и имитация. В ходе выполнения правил-инструкций, которые дает учитель, учащиеся осваивают понятие альвеолы, межзубный звук, придыхание и т.п. Благодаря такой подготовке имитация становится более доступной и действенной.

Если ухо ребенка  не тренировано и не может верно воспроизвести звук, учитель использует правило-инструкцию, часто подсказывающую, от какого языка надо отталкиваться. Например, можно объяснить артикуляцию английского звука [r] через русский звук [ж], так как положение артикуляции у них очень сходно.

Ознакомление с основными  ритмико-интонационными моделями осуществляются в процессе овладения речевыми образцами. Здесь ярко проявляется единство имитации и объяснения как способов введения нового материала (слитное  произнесение на одном выдохе, без  пауз, с одним ударением, с повышением/понижением тона и т.п.)

 

Формирование  лексических навыков у младших школьников

Большое внимание нужно уделять обучению лексической стороне речи младших школьников, так как лексика является важнейшим компонентом речевой деятельности. Учащиеся должны овладеть строительным материалом для осуществления общения и взаимодействия. В начальной школе речь учителя является основным источником обогащения лексического запаса учащихся. Речевые образцы сразу дают представление о том, каким образом может быть использовано данное слово или словосочетание.

Широко используется опережающее введение лексических единиц на всех этапах обучения в различной форме с учетом возрастных особенностей школьников, уровня их подготовки. Опережение достигается во время фонетической зарядки, например:

      1. Clap Your Hands

Clap, clap, clap your hands,

Clap your hands together.

Stamp, stamp, stamp your feet,

Stamp your feet together.

Touch, touch, touch your ears,

Touch your ears together.

Touch, touch, touch your cheeks,

Touch your cheeks together.

Shake, shake, shake your hands,

Shake your hands together.

Smile, smile, smile at your friends,

Smile at your friends together.

2. Little Mouse

Little Mouse, Little Mouse,

Where is your house?

Little Cat, Little Cat,

I am a poor mouse

I have no house.

Little Mouse, Little Mouse,

Come to my house.

Little Cat, Little Cat,

I can’t do that,

You want to eat me.

Работа со словом начинается с ознакомления. Значение нового слова  раскрывается при показе картинки, предмета или при совершении действия. В процессе семантизации лексики широко используются визуальные средства наглядности. Среди них большое место занимают карточки с картинками. Яркие, многоцветные, они вызывают интерес и внимание учащихся и, воздействуя на их эмоциональную память, способствуют прочному овладению лексикой.

Эти приемы опережающего введения лексики, раннее включение новых лексических единиц в сочетании с усвоенными, а затем систематическое повторение активного словаря школьника, - все это позволяет учащимся лучше подготовиться к использованию освоенной лексики при чтении и говорении на этапе применения. Очень важно, чтобы уроки английского языка не были скучными, а для этого нужно использовать разнообразную наглядность и много игр. Это сделает урок более интересным для детей.

На сформированности лексических навыков базируется речевая деятельность.

Владение лексикой проявляется  в процессе устно-речевых высказываний учащихся, в процессе чтения и аудирования. В целях промежуточного контроля лексическая сторона речи может быть условно отграничена от фонетической и грамматической и подвергнута проверке [8].

При формировании лексических  навыков в начальной школе  контроль осуществляет учитель, проверка происходит в ходе выполнения тренировочных  и коммуникативных заданий. При этом учитель вызывает отдельных учеников, чтобы установить, правильно ли выполнено упражнение, проверяет тетради с домашними заданиями, проводит регулярные лексические диктанты, викторины, соревнования, предусматривающие употребление изучаемых лексических единиц. Кроме того, проводится рубежный (промежуточный) контроль лексических навыков путем отсроченной проверки в устной или письменной форме.

 

Формирование  грамматических навыков у младших  школьников.

Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи.

Под продуктивным грамматическим навыком, по мнению М.Ю. Курбатовой, понимается «способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче, и оформить ее соответственно нормам данного языка» [9; 86]. Речевой задачей всегда является коммуникативное намерение что-то сообщить, в чем-то убедить, выразить мнение и т.д. Именно выполнению задач и служит та или иная грамматическая форма.

Информация о работе Сказка как средство развития языковых навыков младших школьников на уроках английского языка