Самостоятельное изучение иностранного языка: основные проблемы и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Что такое «иностранный язык»? Мы часто употребляем это понятие, но, к сожалению, редко задумываемся над его содержанием. Однако, чтобы правильно построить процесс обучения иностранному языку, необходимо знать, что есть иностранный язык и что следует понимать под обучением языку. Как известно, под языком понимают прежде всего естественный человеческий язык. Но что следует понимать под иностранным языком, а что под родным языком?
Родной язык - это основной функциональный язык, которым ребёнок владеет свободно.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
СБОР ИНФОРМАЦИИ 4
ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ 5
РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ОПРОСА 5
РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРЫ. 5
ИЗУЧЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА. 5
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 7
ОТСУТСТВИЕ КОНТРОЛЯ 7
ОШИБКИ 7
С ЧЕГО НАЧАТЬ? 7
КАКИЕ УПРАЖНЕНИЯ УЛУЧШАЮТ ПИСЬМО? 7
КАКИЕ КНИГИ ЧИТАТЬ? 8
КАКОЙ СЛОВАРЬ ВЫБРАТЬ? 8
КАК ЗАПОМИНАТЬ СЛОВА И ФРАЗЫ 8
ВЫВОД 11
ПРИЛОЖЕНИЯ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15

Файлы: 1 файл

Samostoyatelnoe_izuchenie_inostrannogo_yazyka_osn.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

Муниципальное общеобразовательное  учреждение

«Бардымская гимназия»

Научное общество учащихся «Эврика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельное изучение иностранного                     языка:

основные проблемы и  пути их решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                      Матынова Л. 10 «а» класс,

                                                                              МОУ «Бардымская гимназия»

Колпакова Р.М., учитель  английского

 языка МОУ» «Бардымская  гимназия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барда 2012

                                 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  Что такое «иностранный язык»? Мы часто употребляем это понятие, но, к сожалению, редко задумываемся над его содержанием. Однако, чтобы правильно построить процесс обучения иностранному языку, необходимо знать, что есть иностранный язык и что следует понимать под обучением языку. Как известно, под языком понимают прежде всего естественный человеческий язык. Но что следует понимать под иностранным языком, а что под родным языком?

  Родной язык - это основной функциональный язык, которым ребёнок владеет свободно. Иностранный язык - язык, который изучается в учебном процессе и не употребляется наряду с родным языком в повседневной жизни.

Обучение иностранным  языкам представляет собой специально организованный процесс, в ходе которого в результате осуществляется усвоение и воспроизведение иноязычного опыта. Методисты различают два понятия:

  • овладение языком
  • изучение языка.

 

  Процесс овладения языком осуществляется в ходе социализации человека, строится по законам владения родным языком. Такой процесс не находится под непосредственным управлением, он непреднамерен.

   Процесс изучения языка - процесс осознанный, предполагающий изучение правил, языковых элементов. Процесс обучения иностранному языку направлен на развитие коммуникативных умений, т.е. умений пользоваться иностранным языком как средством общения.

   И, наконец, при изучении иностранного языка человек может опереться на опыт в речевой деятельности на родном языке, в то время, как родной язык человека является первым для него средством общения и, овладевая им, человек не имеет другого опыта, на который мог бы опереться. Обучение иностранному языку - это двусторонний процесс, специально организованный, планомерный и системный процесс, по приобщению людей к иноязычной культуре.

   Благоприятным вариантом усвоения иностранного языка является его изучение в естественном языковом окружении. Отсутствие языковой среды говорит о сложности учебного процесса предмета "Иностранный язык".

   Самостоятельное изучение иностранного языка предполагает, что человек без помощи репетиторов, учителей учит или совершенствует свое навыки в применении языка. Изучение его самостоятельно – это труд, усидчивость, терпение. Именно эти навыки помогут освоить иностранный язык. Но не всем удается реализовать своё желание. Почему? На этот вопрос я попробую дать ответ.

 

 

 

Цель работы: выявить, какие проблемы возникают при самостоятельном изучении языка и пути их решения.

Задача работы:

1. Изучить педагогическую, психологическую и методическую  литературу по данной проблеме.

2. Проанализировать отношение  учащихся к самостоятельному изучению языка.

3. Определить возможности  организации самостоятельного изучения языка.

4. Проанализировать опыт  работы людей, которые решились  изучить самостоятельно иностранный  язык.

5. Рассмотреть соответствующие  средства обучения.

Предметом исследования явились учащиеся моего класса и школы, а также люди взрослого поколения.

 

Эта работа актуальна, так  как в современном мире востребован  иностранный язык. Если ученики школ, студенты могут изучать язык с  помощью учителей и дополнительных занятий, то людям уже не школьного возраста приходится выбирать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сбор информации

 

Для решения поставленных задач использовались следующие  методы исследования:

 

1. Опрос. 

2.  Анализ методологической, педагогической, теоретической, психологической  литературы.

3. Изучение передового  опыта

 

Выяснилось, что наиболее распространённым методом сбора социологической информации является опрос. Поэтому было определено проведение непосредственного сбора данных в письменной форме, во время которого участникам предлагалась анкета (приложение).

      

 В опросе участвовало 90 человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обработка и анализ полученных данных

 Результаты анализа опроса

 

После обработки и  анализа опроса я сделала следующие  краткие итоги:

Знание иностранного языка – это, прежде всего, путь к успеху, знание, цель и уверенность. Таковы были самые популярные ответы на вопрос «что для вас иностранный язык?». Судя по ответам, большая часть опрошенных людей считает, что престижно знать 2-3 языка. Из них выделяются английский, французский, немецкий, китайский. Тем ни менее, почти половина не удовлетворена преподаванием иностранного языка в школе, объясняя это рядом причин, таких как плохое преподавание, не интересно и не нужно. Отсюда вытекает вопрос: «ходили ли эти люди на курсы или репетиторство?». Цифры показывают, что большинство ответили «Нет». И самый главный вопрос: «Пытались ли вы изучить иностранный язык самостоятельно?» Большинство ответили «да, но не смог(ла)». Основными проблемами, по мнению учащихся, это было незнание с чего начать, какие книги выбрать, как заставить себя учить, а главное – это определить цель, ведь оттого, что ты хочешь получить в результате, зависит способ изучения языка.

Результаты анализа литературы.

 

В книгах и сайтах приводится много проблем и пути их решения. Но везде пишется, что в первую очередь надо поставить цель. Например, если человек знает грамматику, а разговаривает плохо, то ему нужно больше слушать аудиозаписей, больше общаться. Если человек говорит хорошо, хорошо понимает речь, а грамматика хромает, то, конечно, такому человеку придется больше времени уделить чтению и упражнениям по правописанию. А если человек начинает изучать язык «с нуля», то ему нужна и грамматика, и чтение, и говорение.

Изучение передового опыта.

 

Летом я сама хотела с головой окунуться в изучение английского языка. Подготовила словари, правила для заучивания, скачала из Интернета специальные программы и приступила. Не прошло и месяца, а мне надоело. Тогда, прочитав статью в Интернете, я поняла, что сделала ошибку. Для начала мне надо было определиться, где у меня проблемы и чего я хочу. Для себя я определила, что у меня хромает говорение. Чтобы выразить свою мысль мне не хватает слов, и я постоянно лезу в словарь. Я специально  завела тетрадь, куда выписала из словаря основные слова в алфавитном порядке, которые используются в повседневном лексиконе. Начала заучивать. Но и после этого ничего не вышло. Дав себе недельку-другую отдохнуть, я все же решила довести начатое до конца. Опять начала читать статьи по самостоятельному изучению языка и наткнулась на один совет. Там говорилось, что нужно завести тетрадку и записывать туда слова, причем надо не как в англо-русском словаре и в алфавитном  порядке, а как в русско-английском и вразброс. Учила по 10 слов за 2 дня, постоянно повторяя старые слова. Затем перешла учить фразы. За месяц до окончания каникул я понемногу начала выражать свои мысли свободно. При этом, делая какие-нибудь действия, например, взять кружку и налить чай, помочь маме и др., я всегда проговаривала это на английском языке. Вот уже сентябрь, а в голове оттого, что я выучила, не осталось почти ничего, так как месяц я не повторяла заученные слова и фразы. Мораль такова, что надо все время совершенствовать свои навыки, смотреть фильмы без перевода, слушать песни на иностранном языке, читать книги. Без всего этого есть ли смысл вообще тратить время на изучение иностранного языка, чтобы потом его забыть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы и пути их решения

Отсутствие контроля

     Наиболее распространенной проблемой для всех  является отсутствие контроля. Иногда, чтобы не пропустить занятие, понадобится даже сила воли. Отвлечь может что угодно, от интересного фильма по телевизору до приглашения погулять с друзьями. Нужно составить чёткое расписание и следовать ему.

Ошибки

   Следующей проблемой для всех, кто самостоятельно изучает иностранный язык - ошибки. Изучая язык самостоятельно, нужно быть очень внимательным. Если вы допустите ошибку (пусть и незначительную), занимаясь с преподавателем, он исправит вас. Когда вы учитесь сами, вас некому поправить, а запомненная неправильно конструкция запомнится в речи и письме. Переучиваться труднее, чем учиться.

С чего начать?

  Для тех, кто начинает «с нуля» актуален вопрос: «С чего начать?».

На сайте Native English дается полезный совет: «Если вы начинаете изучать язык с «чистого листа», то лучше сначала привыкнуть к нему. Купите записи песен на этом языке и прослушивайте их в свободное время. Время от времени можно посмотреть фильмы на этом языке. Ваша память, как губка будет впитывать незнакомую речь, а, наблюдая за действием в фильме, вы будете интуитивно даже немного понимать отдельные выражения и простые фразы.

 Приобретите разговорник и мало-помалу выбирайте и читайте там простейшие фразы, например, формы приветствия, прощания, знакомства, простых вопросов и ответов. Просто читайте их, это довольно любопытное занятие. Одновременно вы как бы готовите свою зрительную память к усвоению нового шрифта, новых фраз и конструкций. Если вы при этом еще пытаетесь проговаривать мысленно то, что читаете, вы готовите свой речевой аппарат к тому, что в один прекрасный день вы будете говорить на этом языке».

Какие упражнения улучшают письмо?

 

   Этот вопрос актуален для людей, которые хотят подтянуть грамматику. Но при написании текста могут возникнуть проблемы именно с написанием слов, а могут и с использованием каких-то определенных правил. Ошибки в написании слов можно устранить, если переводить звуки речи в орфографические символы: буквы и буквосочетания; А что касается правил, то тут уж один совет – учить, учить и ещё раз учить. Для практики можно пообщаться в социальных сетях на иностранном языке, и будет лучше, если в качестве собеседника будет человек, хорошо знающий иностранный язык, или учитель иностранного языка. В случае ошибки они могут поправить.

Какие книги читать?

 

   Вопрос: «Какие книги читать?» возникает у людей, которые хотят попробовать себя в чтении, заодно проверить свой словарный запас.

 Нужно сказать,  что сразу кидаться на иностранную  литературу не надо. Взяв какую-нибудь  литературу, вы можете застрять  на первой же странице на  добрых полчаса со словарем. А  такой подход может вовсе сбить  с желания почитать чего-нибудь на иностранном языке. Пересмотрев ряд авторов и их литературы, мне больше всего понравился метод Ильи Франка, который предлагает учить английский и другие языки с помощью чтения. Он выпустил ряд книг на разных языках, адаптированных на русскоязычных читателей. Его метод помогает не столько в практике английского чтения, сколько в снятии психологической боязни, перед иностранными буквами. Методика Франка заключается в разбиении английского текста на небольшие абзацы, после каждого из которых следует дословный русский перевод. Это очень удобно на начальном этапе: вы читаете английский текст, вникаете в суть, а уже в следующем абзаце проверяете, что вы поняли, а что придумали.

  Уже после этого  можно будет взять книгу без  перевода, но для начала по сюжету какого-нибудь просмотренного фильма, скажем, «Хроники Нарнии». И книга, и фильм друг другу ни в чем не уступают.

   

Какой словарь выбрать?

 

   «Какой словарь выбрать?» - вопрос, касающихся всех.

При выборе словаря нужно  сначала полистать, прочитать, проверить, понятно ли вам, что в нем написано и удобен ли словарь для обучения. Лучше всего, если словарь будет  содержать 50 и более тысяч слов. Следует помнить, что в хороших  словарях дается примеры употребления слов.

 

Ваша личная тетрадь-словарь. Она необходима на начальном этапе изучения языка. В этот ваш личный словарик вы будете собирать новые слова, и лучше это делать по тематическому принципу. Допустим, записывать отдельно слова по темам: «предметы быта», «еда», «чувства» и т.п. Обязательно нужно ввести темы, связанные с вашей профессией, если вы изучаете язык для того, чтобы продвинуться по карьерной лестнице или получить новую работу.

Как запоминать слова и фразы

 

   «Как запоминать слова и фразы?»

Одно из основных условий  хорошего владения иностранным языком — большой словарный запас. Хорошим  уровнем знания языка считается  освоение более 15 тысяч слов, а владение 50 тысячами слов считается уже отличным уровнем.

   Первая рекомендация или первый метод особенно важен для тех, кто хочет научиться свободно общаться на новом языке. Бесспорен тот факт, что когда идет оживленный разговор (особенно, если в беседе одновременно участвуют более двух человек), важно быть близким к тому, чтобы думать на этом языке, иначе вы и ваши собеседники будете ощущать дискомфорт, беседа может затянуться и т.д.

 

 

Быть близким к тому, чтобы мыслить на языке, означает, что, обладая достаточным запасом  слов, надо уметь автоматически составлять фразы, а значит, время на вспоминание самих слов сводится к нулю. Если слова не будут всплывать в вашей памяти автоматически, то вы потеряете качество самопроизвольности, необходимое для того, чтобы свободно общаться на иностранном языке. Конечно, самопроизвольность может прийти (и придет) при длительном опыте общения, но как же ускорить этот процесс?

 Существует огромное  количество различных методик  для изучения иностранных языков, в том числе предназначенных  и конкретно для запоминания  иностранных слов.

  Прежде всего, надо помнить, что главное для этого не запоминать иностранное слово как перевод родного слова. Необходимо сразу ассоциировать иностранное слово непосредственно с соответствующим ему понятием. Надо визуально представить образ (картинку) самого слова, и, удерживая его перед глазами, повторять одно лишь иностранное слово. Еще лучше, если вы будете не только визуализировать образ запоминаемого слова, но и подключите к запоминанию другие органы чувств (слух, осязание, обоняние и т.д.). То есть сможете применить метод ощущений. Этот метод условно называют Методом взаимодействия всех ощущений, сокращенно МВВО.

Информация о работе Самостоятельное изучение иностранного языка: основные проблемы и пути их решения