Роль чтения в процессе обучения речевому общению на уроках иностранного языка в средней школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: обобщить и анализировать имеющиеся методические данные, касающиюся обучению иноязычному чтению.
Задачи исследования:
- охарактеризовать чтение как аспект обучения иностранного языка;
- дать характеристику основным видам чтения;
- изучить технологию обучения чтению на иностранном языке;
- провести опытно экспериментальную работу по формированию у учащихся навыков чтения.

Файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 92.55 Кб (Скачать файл)

Оно обычно имеет место при первичном  ознакомлении с содержанием новой  публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этой основе принять решение — читать ее или нет.

При просмотровом чтении иногда достаточно ознакомиться с содержанием первого абзаца и ключевого предложения и просмотреть текст. Количество смысловых кусков при этом гораздо меньше, чем при изучающем и ознакомительном видах чтения; они крупнее, так как читающий ориентируется на главные факты, оперирует более крупными разделами. Этот вид чтения требует от читающего довольно высокой квалификации как чтеца и владения значительным объемом языкового материала.

Полнота понимания при просмотровом чтении определяется возможностью ответить на вопрос, представляет ли данный текст интерес для читающего, какие части текста могут оказаться в этом отношении наиболее информативными и должны в дальнейшем стать предметом переработки и осмысления с привлечением других видов чтения.

Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематически связанных текстовых материалов и создавать ситуации просмотра. Скорость просмотрового чтения не должна быть ниже 500 слов в минуту, а учебные задания должны быть направлены на формирование навыков и умений ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, умений извлекать и использовать материал текста источника в соответствии с конкретным коммуникативным заданием.7

 

 

    1. Формы чтения

 

Выделяют  следующие формы чтения: чтение вслух  и чтение про себя.

 

Чтение вслух  имеет большое значение для  обучения иностранным языкам вообще и в  процессе чтения в частности. Чтение вслух позволяет овладеть звуковой системой языка. Коммуникативно-деятельный аспект громкого чтения проявляется  через такие его характеристики, как тип деятельности, установка  цель. Соответственно можно говорить о следующих подвидах чтения вслух:

    • учебное и обычное чтение;
    • изучающее;
    • просмотровое;
    • детализирующее;
    • чтение для удовлетворения или для критического анализа.

                 Подвидами чтения вслух может быть чтение текста со снятыми трудностями;  с  частично снятыми трудностями, чтение подготовленное, объяснённое, частично объяснённое и не объяснённое. В то же время пароли в учебном процессе, по месту проведения и по организационным формам работы чтения слух подразделяется как тренировочное, контрольное, классное, домашнее, лабораторное, индивидуальное и групповое. Чтение вслух  может быть сплошным, выборочным, вспомогательным, основным, медленным, беглым со словарём и без него и так далее.

Целью обучение на иностранном языке в школе  является чтение про себя, а чтение вслух рассматривается как первая важная ступень овладения учащимися  чтением про себя, что находит  обоснования в наличии общих компонентов в обоих видах ревой деятельности. Чтение вслух способствует становлению навыка чтения про себя, выполняя роль способа овладения чтением про себя. В тоже время чтение вслух выступает как самостоятельный вид речевой деятельности, имеющие собственные языковые или смысловые задачи.

Оно используется:

    • для овладения буквенно-звуковыми закономерностями изучающего языка;
    • для развития умения объединить воспринимаемые элементы предложения в синтагме и правильно оформить его с точки зрения ритма и интонации.
    • для ускорения темпа чтения;
    • для развития способности прогнозировать;
    • для обучения и контроля точности понимания;

 

Для достижения рассмотренных целей необходимо чтобы учащиеся овладели  бы не просто навыками громкого чтения, а навыками выразительного чтения вслух. Оно приближается по своим характеристикам к устной речи. Особенно надо обращать внимания на перенос выразительности устной речи в чтении. И наоборот, выразительное  чтение способствует выразительности  устной речи. Для выразительного чтения важным является перенос навыков  выразительного чтения из родного языка  в иностранный. Методика обучения чтению вслух предполагает переход от развёрнутой  внешне – речевой формы к чтению про себя. Разработаны режимы работы учащихся. В первом режиме проводилась работа над графическим обозначением интонации – разметкой. Цель этого режима состоит в том, чтобы дать учащимся способ сознательного восстановления интонации при чтении вслух.

Второй  режим включает коллективное чтение. Цель – закрепить навык нормативно – выразительного чтения путём сочетание разметки с нормативно – выразительным чтением диктора.

Третий  режим – это парное чтение. Здесь уже учитывается коммуникативный характер чтения, его направленность и обращённость к слушателям.

 Работа  организуется на материале коротких  текстов, состоящих из нескольких  предложений, которые постепенно  увеличиваются в объёме. В качестве  способов контроля понимания  используются вопросы к  тексту, пересказ, выбор соответствующих  предложений.

Четвёртый режим включает индивидуальное шепотное чтение. Шепотное чтение представляет собой своеобразный переход от внешне выраженных действий (разметка и действия по озвучиванию текста на основании разметки) к интернатированым умственным действиям, и является переходным от чтения вслух к чтению про себя.

Пятый режим – контрольное чтение вслух. Контрольное чтение имеет целью проверку понимания читаемого и выражение этого понимания в звучащей форме. Предлагается запись чтения на магнитофонную ленту с последующим анализом темпа чтения, паузации, мелодики. Основываясь на уровневой организации многоязычного материала А.Н. Есипова выделила действия и операции, которые должны быть объектами целенаправленного формирования при обучении чтению. Приведём примеры, опираясь на исследования А.Н. Есиповой. На основе всех перечисленных действий формируются такие важные компоненты умения чтения, из которых складывается способность осуществлять опосредовательное общение.

Чтение про  себя  Чтение, про себя делится  на просмотровое, ознакомительное, изучающее  и поисковое. Целью просмотрового  чтения является выяснение того, о  чём идёт речь в книге, рассказе или  газете. Чтецу нужно получить общие  представления о содержащейся в  тексте информации и решить насколько  она важна или интересна.

Ознакомительное чтение выполняет более широкую  познавательную задачу – выяснить не только то, что сообщается, но о  чём именно сообщается; не только какие  вопросы затрагиваются, но и каким  образом решаются.

Изучающее чтение имеет место, когда перед чтецом стоит две задачи: максимально  полно и точно понять всю содержащуюся в тексте информацию и запомнить  полученную информацию для её дальнейшего  использования.

Поисковое чтение предполагает овладение умением  находить в тексте те элементы информации, о поиске значимой для читающенго информации.

Указанные виды чтения различаются:

    • по результатам, то есть степени понимания прочитанного материала;
    • по характеру процесса чтения (психологические особенности);
    • по скорости чтения.

По своему характеру ознакомительное чтение – это «сплошное» чтение. Текст  читается полностью, но в быстром  темпе. Просмотровое чтение отличается от ознакомительного по характеру процесса. При этом виде чтения достаточно прочитать  заголовки  подзаголовки, отдельные  абзацы или смысловые куски. Соответственно, просмотровое чтение можно определить как выборочное чтение. Скорость его  протекания должна быть гораздо выше скорости ознакомительного чтения.

Изучающее чтение предполагает полное адекватное понимания  всей информации текста. Характер существенно  отличается от первых двух видов чтения. Возможен довольно медленный темп, перечитывания отдельных мест, проговаривание содержания во внутренней речи. Основные характеристики чтения дают основания рассматривать эти виды чтения как различные виды речевой деятельности, и ставить соответственно вопрос о целесообразности разработки частных методик их обучения, то есть систем упражнений  применительно к каждому из видов. Указанные виды чтения способствуют непосредственно достижению главной цели обучения – практическому владению языком. Чтение про себя преследует познавательную цель. Поэтому чтение про себя должно осуществляться на большом количестве текстов, носить информационный характер. Информационное чтение должно заменять собой тренировочное. Но в том смысле, в каком это имеет при чтении вслух, здесь не может быть. Правда любое чтение про себя в рамках, учебного чтения есть в какой – то мере тренировочное чтение, поскольку оно способствует развитию соответствующих навыков.

            Классному и домашнему чтению про себя необходимо уделять достаточное внимание. Сейчас в школе всё ещё мало времени отводится классному чтению. Нам представляется полезным на уроках уделять хотя бы по  10 минут времени классному чтению про себя. Это может быть не подготовленное чтение про себя или подготовленное, с частично снятыми трудностями, иногда это может быть чтение со словарём. В связи с установкой на устную речь классное чтение про себя может оказаться очень нужным компонентом работы, так как на прочитанном материале учащимся в школе, можно строить дискуссию, обсуждения и другие виды устной речи. При этом чтение выступает в его основной функции – передаче определённой информации.

Домашнее  чтение должно служить осуществлению  двух задач:

  1. закреплению приобретённых в ходе классной работы навыков и умений чтения;
  2. подготовке и выполнению определённого вида деятельности в классе (чтение вслух, устная речь, письмо на основании прочитанного).

Нам представляется, что недельное домашнее чтение должно занимать у школьника средней  школы не менее двух часов, тем  более что учебные комплекты  по всем языкам содержат книгу для  чтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Технология обучения чтению на иностранном языке на  начальном

этапе в средней школе.

 

2. 1. Режимы обучения чтению

 

На начальном этапе обучения нужно учить медленному чтению художественного  текста, то есть ребёнок должен продумать  в ходе чтения смысл каждого слова, уметь задавать и вопросы и  находить же на них здесь же ответы в тексте; уметь размышлять и сопереживать, а также делать анализ прочитанного. Во – вторых нужно понять, что  мы учим ребёнка читать не для нас взрослых, а для самих себя. А значит, его нужно научить понимать чужие мысли. В третьих необходимо уделять равное внимание и чтению вслух и про себя. Хорошо известно, как предлагать работать с новым текстом на уроке.

1. Сначала учитель готовит ребёнка  к восприятию текста, рассказ  о писателе, тематике его произведений;

2. Затем объясняет значение не  понятных слов, которые он заранее  выписал на доске, потом опять  сам же читает текст вслух и только после этого к работе приступают дети: читают вслух, отвечают на вопросы учителя. Получается, что текст, должны читать дети уже прочитанный учителем. В результате деятельность детей немотивированна и им не интересно. По сути дела дети не получают ответа на главный вопрос: Что же значит уметь читать? Профессор Н.Е. Светловская разработала методику формирования у детей типа правильной читательской деятельности. Тип правильной читательской деятельности представляет: трёхступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения).

 При обучении чтению вслух  можно выделить три этапа:

 

Дотекстовый этап

 Цель этого этапа заключается в следующем:

    1. соотнесение графического или зрительного образа речевой единицы, с её слухо  - речедвигательным образом.
    2. соотнесение слухо – речедвигательного образа речевых единиц с их значением.

Графемы вводятся с первых уроков. Уже на первом уроке учитель знакомит с такими графемами как Аа, Uu, Ee,Gg, Tt,Nn, и дети на первом уроке учатся читать слово Guten Tag! Осваивают правила чтения букв и буквосочетаний, усваивают простейшую символику (вертикальные чёрточки для обозначения пауз, знак словесного и фразового ударения, знак повышенной и пониженной интонации).

Выделяют несколько правил безопасности в общении взрослых с буквами, которые впервые показывают ребёнку:

1. Ведя детским пальчиком по  контуру буквы, надо производить  её не «официальное» алфавитное  название, а тот звук, который  эта буква означает. Звук этот  старайтесь тонуть дольше при  произнесении слов с этой буквой, например:Martin твоё имя начинается с буквы «m»

2. Когда начать показывать буквы, и в какой последовательности их вводить? В этот же период когда вы учите ребёнка выделять звуки в словах начинайте показывать ему буквы. Начните с согласных, которые ребёнок выговаривает легко. Первыми надо вводить буквы наиболее часто встречающиеся, самые простые по начертанию и резко отличающиеся графически R,N,M,R.Не следует подряд вводить В и P;их легко спутать. Дети должны усвоить следующие запретные правила:

 

1. Не делать пауз между артиклями  и последующим словом.

2. Не ставить ударения на служебные  слова: артикли, предлоги, глагол  связку.

Текстовый этап 

Цель текстового этапа заключается  в том, чтобы  привести учащихся к  одновременному восприятию и пониманию  текста.

Для этого важно продолжать работу над следующими компонентами содержания обучения чтения вслух параллельно  со стимулированием и контролем  понимания графемно – фонемными ассоциациями; словесным и фразовым ударением, мелодикой, беглостью чтения. Для овладения этими компонентами чтения вслух следует пользоваться единым видом чтения – равномерно внимательным чтением, при котором восприятие и понимание осуществляется синхронно на всём протяжении небольшого по объёму текста или его фрагмента. Равномерное внимание чтение вслух, есть элементарная фаза изучающего чтения, при его осуществлении используется следующие режимы:

Информация о работе Роль чтения в процессе обучения речевому общению на уроках иностранного языка в средней школе