Роль чтения в процессе обучения речевому общению на уроках иностранного языка в средней школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: обобщить и анализировать имеющиеся методические данные, касающиюся обучению иноязычному чтению.
Задачи исследования:
- охарактеризовать чтение как аспект обучения иностранного языка;
- дать характеристику основным видам чтения;
- изучить технологию обучения чтению на иностранном языке;
- провести опытно экспериментальную работу по формированию у учащихся навыков чтения.

Файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 92.55 Кб (Скачать файл)

Чтение  – полимотивировано, оно отвечает не одному, а нескольким действующим  мотивам, которые образуют сложную структуру. К фактам, побуждающим, человека читать относятся внешние стимулы чтения или так называемые «стимуляторы», которые не редко смешивают с мотивами.

2. Активность чтение характеризуется активностью. Активность необходимо развивать на любом возрастном этапе, так как она является одним из условий успешности чтения, в частности понимания читаемого. Для этого необходимо изыскивать приёмы обучения, направленные на активизацию учащихся. Главными являются проблемные задачи.

3. Целенаправленность. Как известно, под целями понимаются результаты деятельности. Человек берётся за чтение, имея определённую цель. Берясь за чтение  человек, преследует некоторые цели:

    • навести справку, проверить данные, удостовериться во мнении;
    • изучить что – нибудь основательно;
    • получить дополнительные сведения, о чём - либо;

4.Связь с мышлением.  Мышление - это формирующаяся способность к решению разнообразных задач. Мышление в ходе чтения присутствует и предполагает активную внутреннюю, скрытую от сознания работу артикуляционного аппарата. В ходе чтения мышление человека проявляется в том, что оно позволяет проникнуть в суть читаемого, проанализировать его понять смысл читаемого, цель, которую преследует автор, то есть мышление обеспечивать читаемого на всех уровнях и определяет отношение к прочитанному.

5.Связь с другими видами деятельности. Чтение является одним из видов речевой деятельности, оно связано с говорением, аудированием, письмом. Но как вид речевой деятельности чтение связано и со всей другой деятельностью человека. Нет ни одной сферы деятельности человека, где не используется чтение. Согласно классификации М. С. Кагана человеческая деятельность подразделяется на: познавательную, преобразовательную, ценностно-ориентационную и общения. Чтение как деятельность, несомненно, имеет связи с каждым из видов человеческой деятельности. Из этого можно сделать вывод, что познавательная деятельность человека осуществляется главным образом посредством чтения. Связь чтения с преобразовательной деятельностью весьма своеобразна. Познанное человеком в процессе чтения используется в качестве «орудия» в трудовой, профессиональной деятельности. Многие считают, что обучать чтению намного легче, чем видам речевой деятельности. О.А. Розанов отмечает, что «чтение» представляет собой чрезвычайно сложный процесс, характеризующийся громадным объёмом познавательной работы  мозга.                                                                     

 Иногда  чтение называют пассивным видом  деятельности, но глубоко заблуждаются. Чтение возможно лишь при постоянной  активности читающего «Активность,  по мнению  И.М. Бермана –  является обязательным условием  не только проникновения в  смысловую сторону текста, но  и восприятия его формальной  стороны, без опоры на которую  понимание текста не возможно.»  Говоря о чтение, как об активном  виде речевой деятельности, мы не должны забывать, что существует и громкое чтение – это как вторичный вид деятельности в реальной коммуникации. Громкое чтение широко используется для обучения произношению и является обязательным компонентом при объяснении нового языкового материала. Громкое чтение используется, как средство контроля умения учащегося перекодировать зрительные сигналы звуковые на уровне слова, предложения, текста. Из этого можно сделать вывод, что громкое чтение тормозит развитие тихого чтения про себя, так как оно приучает учащихся к полному развёрнутому проговариванию воспринимаемого материала. Обучение чтению на иностранном языке должно по праву занять принадлежащее ему значительное место. Учащийся, окончивший среднюю школу, и должен уметь читать на иностранном языке. Без овладения этим видом речевой деятельности дальнейшее использование иностранного языка ограничено.

К содержанию можно отнести:

1. языковой  и речевой материал разного  уровня организации (от слова  до звучащего и записанного  текста) и правила оформления  и оперирования им (лингвистическая  информация), элементы языкового  опыта, «языковой культуры»;

2. предметное  содержание, передаваемое  с помощью  этих единиц в рамках темы, применительно к ситуации общения,  то есть то, о чём мы говорим,  читаем, пишем;

3. предметные  и умственные действия с иноязычным  материалом, на основе которых  формируются знания, навыки и  умения в русле основных видов  речевой деятельности. Исходя из  этого, содержание обучения чтению  предусматривает следующее:

1. овладение  лингвистической информацией системой  графических знаков, лексическими  единицами,  их грамматическими  признаками, формами выражения синтаксических  связей и тому подобное;           

2. овладение  определённой экстралингвистической  информацией, извлекаемой из текста  в процессе его распознания  и преобразования, то есть воссоздание  чужой мысли закодированной в  тексте;

3. овладения  действиями и операциями по  распознанию текста, снятие его трудностей (сжатию) для выделения смысла и так далее. Как и всякая деятельность чтения мотивируется потребность или необходимость в осуществлении обучения через книгу, то есть, как и для чего читать. Отбор и организация текстов для чтения важны как сточки зрения их содержания, так и языковой формы. Они должны быть информативны, по возможности занимательны.

 Обучение  чтению – с профессиональной  точки зрения   это массовое  обучение и самообучение людей  любого возраста индивидуальной  творческой деятельности, специально  нацеленной на развитие у них  стремления и способности. А  поскольку чтение  деятельность  речевая, то в ней всегда  учавствует только два индивида: передающий свой опыт говорящий и внимающий ему слышащий. Эту простую истину надо не пременно понять и принять, так как пренебрежение его чревато для учителя, а для учеников  равнодушием или явным нежеланием обучаться «читать мыслить – читать – чувствовать, читать жить».

1.2 Классификация видов чтения

 

Чтение  с точки зрения мыслительных процессов протекает на различных уровнях: от умения понять содержание приблизительно до творческого прочтения, при котором читающий не только воссоздают ход мыслей автора, но и сравнивает, синтезирует прочитанное, принимает или отвергает основную мысль, реорганизует свою мысль или встаёт на новую точку зрения. Иными словами, читающий проявляет способность «Понимать значение и интенцию текста и выражать собственные намерения в языковой форме, обладающей воздействующей силой»4.

Между первым и вторым видом чтения существует ряд промежуточных, имеющих немаловажное практическое значение. Существовавшие ранее классификации видов чтения основывались на факторах, не учитывающих  уровни понимания и степень полноты  извлечения информации. Инной подход к классификации, разработанный  в отечественной методике (С. К. Фоломкина) и за рубежом (K. Вебер, A. Оливер, Р. Х. Алан.), способствует не только лучшей организации материала, но и более правильной разработке упражнений, при построении которых, с одной стороны, необходимо учитывать механизмы, лежащие в основе чтения, с другой стороны, операции, которые совершает читающий в каждом виде чтении. 5

В зарубежной методике предлагается свыше 30 видов  чтения, однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что под видами чтения иногда понимают разные этапы одного и того же вида или разные способы  фиксации прочитанного. В зависимости от целевой установки  выделяют следующие виды чтения: ознакомительное (skimming), изучающее (intensive), просмотровое/поисковое (scanning).

Остановимся подробнее на каждом из этих видов чтения.

 

  1. Ознакомительное чтение

Оно представляет собой познающее чтение с извлечением основной информации, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.

При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам и т. д. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию. Так мы читаем обычно художественные произведения, газетные статьи, научно-популярную литературу, когда они не представляют предмета специального изучения. Переработка информации текста совершается последовательно и непроизвольно, ее результатом является построение комплексных образов прочитанного. При этом намеренное внимание к языковым составляющим текста, элементы анализа исключаются.

Для ознакомительного чтения достаточно 75% понимания содержания, темп чтения 150 слов в минуту.

Условия, определяющие успешность обучения:

  • проведение в режиме дефицита времени (темп быстрый);
  • проверка понимания основной  информации;
  • исключение перевода на родной язык, так как «перевод противоречит природе ознакомительного чтения».6

 

 

 

  1. Изучающее чтение

Этот вид чтения предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста.

Объектом  «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал. Изучающее чтение отличается большим количеством регрессий, чем другие виды чтения,— повторным перечитыванием частей текста, иногда с отчетливым произнесением текста про себя или вслух, установлением смысла текста путем анализа языковых форм, намеренным выделением наиболее важных тезисов и неоднократным проговариванием их вслух с целью лучшего запоминания содержания для последующего пересказа, обсуждения, использования в работе. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту.

Хотя  изучающее чтение и разворачивается  в неспешном темпе, следует указать  на его примерный нижний предел, который составляет 50—60 слов в минуту.

Условия, успешности обучения:

  • медленный тип чтения про себя без ограничения времени;
  • перечитывание с решением новых задач;
  • перевод на родной язык всего текста или его фрагментов; чтение первоначально облегчённых текстов, затем трудных (поучительных в смысле подхода к работе над незнакомым материалом);
  • самостоятельное чтение, связанное с обращением с обращением к словарю.

 

 

 

  1. Поисковое чтение

Поисковое чтение нацелено на чтение газет и литературы по специальности. Его мишень - быстрое нахождение в тексте вполне определенных данных (фактов, черт, цифровых характеристик, указаний). Оно ориентировано на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текстов, он сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает изучающему чтению без детального анализа. При поисковом чтении извлечение смысловой информации не требует дискурсивных процессов и происходит автоматизированно. Такое чтение, как и просмотровое, предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам.

В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнение, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по указанию преподавателя.

Условия, определяющие успешность обучения данному  виду чтения:

  • основная цель поиска – содержательная информация;
  • проведение чтения в условиях дефицита времени (темп быстрый, очень быстрый);
  • принятие решения о целевом использовании информации;
  • начало обучения данному виду чтения связывается с уже изученными текстами, т. е. прочитанными с целью ознакомления или изучения;
  • проведение чтение на больших по объёму текстах в форме чтения про себя.

 

 

 

 

  1. Просмотровое чтение

Это беглое, выборочное чтение, чтение текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте.       

Информация о работе Роль чтения в процессе обучения речевому общению на уроках иностранного языка в средней школе