Реализм как художественный метод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 19:41, доклад

Описание работы

Реализм-термин появился в сер 19 века. Реалистов привлекают основа научная, достижения науки, влияние ест наук на искусство. Герой постоянно думает о том, как он выглядит в глазах других т.е. –мир-зеркало даже для писателя ,для кот важен писатель. Реализм назван критическим за склонность к аналитич. восприятию действительности. герой сочет. индивидуализма и типичности. проявляет себя во мн. жанрах, но роман-доминирует.

Файлы: 1 файл

вопросы с проб.doc

— 241.50 Кб (Скачать файл)

1 Реализм как художественный  метод.

Реализм-термин появился в сер 19 века.  Реалистов привлекают основа научная, достижения науки, влияние ест наук на  искусство.  Герой постоянно думает о том, как он выглядит в глазах других т.е. –мир-зеркало даже для писателя ,для кот важен писатель. Реализм назван критическим за склонность к аналитич. восприятию действительности. герой сочет. индивидуализма и типичности.  проявляет себя во мн. жанрах, но роман-доминирует. Становление Р. как метода происходит в период, когда ведущую роль в лит-м процессе играют романтики. Р. – худ. метод в лит-ре. представление о Р. менялось на разных этапах худ-го развития, отражая настойчивое стремление художников к правдивому изображению дейс-ти. В центре внимания реализма находятся не просто факты, события, люди и вещи, а те закономерности, которые действуют в жизни. При этом, изображая эти закономерности, реализм не отрывается от реальной почвы, с набольшей полнотой отбирает присущие жизни черты и тем самым обогащает читателя знанием жизни, выполняет познавательные задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.«Красное и чёрное»

роман Стендаля, опубликованный в 1830 году. Традиционно принято считать, что названия цветов, вынесенные в заглавие романа, символизируют стоящий перед главным героем выбор между карьерой в церкви (чёрный цвет одежд клириков) и в армии (красный цвет офицерского мундира). Стендаль разрабатывает форму центростремительного романа. Эта центростремительность определяет систему образов (центр - образ молодого человека Жюльена Сореля, вокруг которого располагаются все герои романа,), его географию (роман построен как движение Жюльена из провинциального городка Верьера через более крупный город Безансон в столицу - Париж), его сюжет, выстроенный по музыкальному принципу крещендо (от мелких событий в начале романа до катастрофических событий - Жюльен стреляет в госпожу де Реналь)Конфликт романа – это столкновенье личности и общества.Главный герой – сын кузнеца Жюльен Сорель хочет добраться до верхов общества и становиться перед выбором: остаться романтичным, честным, но бедным человеком и прожить всю жизнь без славы, или, же приспосабливаться, подольщаться, использовать других, что бы сделать карьеру ценой загубленной души. На протяжении романа мы будто наблюдаем за линией его жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3«Человеческая комедия»  Бальзака.

Мысль о единой системе произведений возникла в Бальзака в 1833 году.Так стала складываться «Человеческая комедия» с её переходящими из романа в роман персонажами,которых по замыслу самого автора должно было стать не менее 2-3 тысяч.в центр повествования он ставит семью,  и семейные отношения персонажей становятся отражением социальных отношений того времени. ОСОБЕННОСТИ«Человеческой комедии»: (1) Герои курсируют из романа в роман (сквозные романы); (2) Последующий роман вытекает из предыдущего; (3) Типические герои

Рассказчик – адвокат Дервиль – выстраивает своё «салонное» повествование на смягчающих обстоятельствах: типа Гобсек не только злодей; он – трагический герой. Но, помимо оправдательного пафоса, – демонизация образа героя. Первым наиболее ярким произведением такого типа стала повесть «Гобсек», первоначально « Опасности беспутства.Главная фигура этого произведения – ростовщик Гобсек.Бальзак обыгрывает семантику фамилии, его герой, как удав, душит жертвы чудовищными процентами и проглатывает их состояния.  В соответствии со своим принципом изображать « мужчин, женщин и вещи» писатель даёт подробный портрет, характеризующий героя, используя реалии внешнего мира,  давая сравнения с вещами,  раскрывающими авторское осмысление фактов. Глаза у него « маленькие, желтые, словно у хорька» - хищный, стремительный хорёк никогда не принадлежал к числу  животных, вызывающих симпатию. « Возраст его был загадкой», -  отмечал хорошо знавший его Дервиль. В мире он видит постоянную борьбу богатых и бедных и предпочитает сам « давить», а « не позволять, чтобы другие тебя давили».  Он знает силу тех, кто владеет деньгами. Перед нами возникает  картина падения и разрушения личности под влиянием денег,  когда и сама денежная стоимость вещей утрачивает всякий смысл.

 

 

 

4. «Шагреневая кожа»

 (1831)Философские формулы раскрываются в романе на примере судьбы главного героя Рафаэля де Валантена. Перед ним дилемма века: «желать» и «мочь». Он отвергнут любимой женщиной. Он стоит на грани самоубийства.

В этот момент: антиквар (таинственный) – вручает ему всесильный талисман – шагреневую кожу, для владельца которой «мочь» и «желать» соединены. Выйти из этого магического круга можно одним путем – подавить в себе желания.

Отсюда – две системы жизни:

  • жизнь, полная стремлений и страстей, убивающих человека своей чрезмерностью
  • жизнь аскетическая, единственное удовлетворение которой в пассивном всезнании и потенциальном всемогуществе.

В произведении Бальзак раскрывает силу и слабость обоих принципов, воплощенных в жизни Рафаэля .Причина того, что он мог все, но не совершил ничего – эгоизм героя. Получив миллионы, он мгновенно преобразился, и виной тому его эгоизм. И это немаловажно: фантастическая шагреневая кожа, дав герою избавление от бедности, на самом деле явилась причиной ещё большего горя. Она уничтожила желание наслаждаться жизнью.Бальзак показывает: смерть в рассрочку, полное перерождение личности. Вскоре, заглянув в глубь собственной души, Рафаэль «увидел, что она поражена гангреной, что она гниет...» Так своеобразно Бальзак впервые рассказал, чем кончаются попытки людей продать себя, приспособиться к жизни общества, одержимого жаждой наживы и паразитического существования.

Таким образом, за аллегориями философского романа Бальзака скрывалось глубокое реалистическое обобщение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Отец горио

В нём за внешним фасадом обыденности скрыты величайшие трагедии человеческой жизни. « Отец Горио» не является историей жизни одного персонажа – это срез жизни общества в определённый период его развития. Роман «Отец Горио» стал ключевым в цикле «Человеческая комедия»: именно в нем около 30 персонажей предыдущих и последующих произведений должны были сойтись вместе. Отец Горио - Центральный персонаж романа. "Неизлечимый отец", у которого на голове есть «единственный бугорок — бугорок отцовства». Он воспринимает мир лишь через призму своего отношения к дочкам, он живет лишь ради того, чтобы выполнять их желания. Но это лишь одна, нисходящая линия сюжета. Другая, восходящая линия связана с образом Растиньяка, молодого человека из знатной, но бедной провинциальной семьи, приехавшего в Париж, чтобы сделать карьеру. Вотрен, загадочная, одновременно притягательная и отталкивающая личность, предлагает путь преступления как самый быстрый способ обогащения и продвижения: Растиньяк должен влюбить в себя совершенно незаметную девушку Викторину и жениться на ней, в то время как другой, никак с ним не связанный человек убьет ее брата, и тогда она станет единственной наследницей своего отца миллионера Тайфера; расплата лишь одна: нужно будет поделиться с Вотреном миллионами Тайфера. Другой путь, возможный для Растиньяка, представлен в образе Бьяншона, выдающегося врача. Это путь честной трудовой жизни, но он слишком медленно ведет к успеху. Третий путь указывает ему виконтесса де Боссеан: надо отбросить романтические представления о чести, достоинстве, благородстве, любви, надо вооружиться подлостью и цинизмом, действовать через светских женщин, ни одной из них не увлекаясь по-настоящему. Б. нашел композиционное средство соединить героев не только в финале, но на протяжении всего романа, сохраняя его «полицентричность».Роман стал лит. Шедевром.

 

 

 

6. «Хроника царствования Карла IX»

 исторический роман французского писателя Проспера Мериме, написанный в 1829 году. В произведении показана Франция XVI века, любовная история молодого дворянина Бернара де Мержи и придворной красавицы Дианы тесно сплетена с борьбой католиков с гугенотами и событиями Варфоломеевской ночи. Мериме Проспер [1803-1870] - знаменитый французский писатель, член французской академии, историк архитектуры, драматург, археолог, романист, особенно знаменитый своими психологическими новеллами и повестями.Роман « Хроника царствия Карла 9» переносит читателя в 1572 год. Хроника времён Карла 9 формально основана на конфликте католиков и протестантов, который завершился избиением протестантов в ночь на святого Варфоломея, однако его подлинная сущность  в противостоянии гуманизма и антигуманизма во всех их проявлениях. Роман Миримее направлен против военного разрешения конфликтов, против гражданской войны. Для Франции эта проблема имела первостепенное значение после революции 1789 года, когда чуть ли не каждый год был отмечен восстаниями в том или ином регионе, жестоко подавляемыми правительственными войсками. В предисловии к роману автор пишет, что прочитал множество мемуаров и памфлетов, относящихся к концу 16 века., в том числе Сен-Симона, а он был придворным, и де Реца. Свое представление о воспроизведении прошлого Мериме изложил в предисловии к роману и главе 8 « Диалог между читателем и автором». В предисловии Мериме сообщает, что в истории любит только анекдоты ( т. е. события их жизни частных лиц).

Мериме не всегда даёт однозначное объяснение поведения персонажа. Особенно многозначителен финал, утешится ли Бертран и появился ли у Дианы де Тюржи новый любовник – остаётся только догадываться.

 

 

 

 

 

 

7. В новелле  "Таманго"

(1829) Мериме с иронией  рисует  образ типичного  представителя  лицемерной  и  бездушной  буржуазной  цивилизации, работорговца  капитана Леду. Капитану Леду и его  помощникам  противостоят в новелле  негритянский  вождь  Таманго и его  соплеменники.  Концовка  "Таманго"  обозначает  новую  веху  в  решении   колониальной тематики  реал-й  лит-ой XIX века на Западе. Трагическая судьба туземцев в условиях двуличной  буржуазной  цивилизации предстает здесь в  ее обыденном виде.  Его изображение  не только далеко отходит от рационалистических  утопий просветителей XVIII века  Оно   принципиально  отлично  и  от возвышенно-патетической трактовки этой темы романтиками. Оно  порождает  в  людях,  чувствительных  по  натуре,  бостренную ранимость и болезненное недоверие к окружающим. КАРМЕН— героиня новеллы «Кармен» (1845), молодая испанская цыганка. Образ К. формируется в результате «наложения» трех изображений героини. все трое повествователей — мужчины.К. Рассказчику-путешественнику, озабоченному этнографическими изысканиями, К. «является» на набережной Гвадалквивира. К. для путешественника — вполне чуждое ему порождение чужого мира, психологический курьез, этнографическая достопримечательность. В дальнейшем рассказчик сравнивает цыганку то с волком, то с молодой кордовской кобылицей, то с хамелеоном. Второй повествователь, разбойник и контрабандист Хосе Наварро, пишет портрет героини «красками любви». К. рисуется Хосе колдуньей, самим дьяволом, а то просто «хорошенькой девчонкой». Третий повествователь — это автор. Его голос возникает из сложной контрапунктации голосов рассказчика-этнографа и Дона Хосе.его голос сливается с голосами двух наблюдаемых повествователей, отношения с которыми у автора складываются «конфликтные».

 

 

 

8. Художественный мир  Флобера. «Госпожа Бовари»..

Флобер вошёл в литературу как создатель объективного романа, в котором автор, по его словам, должен быть подобен богу – создать свой мир и уйти из него.После неудачи « Искушения  Святого Антония» друзья Флобера посоветовали ему взять сюжет из обыденной жизни. Так возник замысел « Госпожи  Бовари» создавал новый тип реализма. Простые сюжеты очень трудно передавать без пафоса, без героев, трудно передавать так,  чтобы ни единое слова не выбивалось из принятого стиля.Не меньшая сложность заключалась и в том, что мир Бовари был предельно чужд автору: « Я ежеминутно должен влезать в шкуру несимпатичных мне людей». « Передавать пошлость точно и в то же время просто, ведь это ужас!». А ведь сам  подзаголовок романа – « провинциальные нравы», свидетельствующий более о потребностях души обитателей мира «Мадам Бовари», нежели о самой картинной галерее персонажей, принуждала Флобера спускаться из своего замка слоновой кости на почву примитивной реальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Приключения Оливера Твиста

второй роман Чарльза Диккенса и первый в английской литературе, главным героем которого стал ребёнок. Английский писатель-реалист Ч. Диккенс в романе "Оливер Твист" в полной мере раскрывает проблему бедственного положения массы людей. Через историю главного героя - ребенка и окружающих его людей - писатель обрисовал судьбу английского народа, уничтоженного, вынужденного выживать с помощью лжи, воровства, силы.Герой романа Оливер родился в доме, изначально относит его к классу обездоленных людей. В домах 30-40-х годов XIX века по английскому законодательству устанавливался такой режим, превращал их в "Бастилию для бедных". В них растут чахлые, изнуренные, вечно голодные дети, не живут, а пытающиеся выжить. Судьба таких слабых детей, как Оливер, была решена, и спасти их могло только чудо. Дети всегда глубоко волновали Диккенса как художника. В  ряде  романов, написанных им в последующие  годы,  писатель  создал  трогательные  портреты детей, чаще всего терпящих всяческие лишения  и  преодолевающих  непосильные для них моральные испытания. Но как бы традиционна  ни  была  завязка  фабулы  этих  первых  романов Диккенса и как бы мало она ни определяла значение и  ценность  их  взятых  в целом, нельзя пройти  мимо  того,  с  какой  теплотой  нарисованы  некоторые образы, вокруг которых строится сюжет. Диккенс  нашел  исключительно  теплые  интонации,   говоря   о   судьбе несчастного ребенка, родившегося в  работном  доме  и  с  первых  лет  жизни разделившего суровую участь миллионов  обездоленных,  о  несчастных  жертвах "воспитательной" системы Сквирса. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. «Торговый дом Домби  и сын.

 Торговля оптом, в розницу и на экспорт»—  полное название романа Диккенса. В нем рассказывается о семье владельца торговой фирмы, коммерсанта Домби, о судьбе его детей — дочери Флоренс и сына Поля, о смерти его первой жены и об уходе из дома второй — красавицы Эдит. Но это не «семейный роман», Через семейные отношения в доме мистера Домби,раскрывается характер связей и отношений людей в современном Диккенсу обществе. Здесь показана связь и взаимодействие между отдельными сторонами и явлениями жизни, что свидетельствует о прекрасном знании ее автором. в «Домби и сыне» все устремлено к единому центру, с ним связано и подчинено раскрытию его сущности. Таким  идейно-художественным  центром романа  становится  фигура мистера Домби, особенности характера и денежные интересы которого влияют на судьбы других людей. В своих близких Домби видит лишь послушных исполнителей его воли, покорных служителей фирмы. Он и сам уже давно перестал быть человеком, а превратился в деловой механизм. Если что-то и способно пробудить его интерес, то это — деньги. Лишь богатство способен он ценить и уважать. Домби лишен внутреннего тепла, он источает холод. Домби не замечает страданий и слез своей дочери. Он относится к Флоренс как к «фальшивой монете, которую нельзя вложить в дело». В его окаменевшем сердце не получают отклика обращенные к нему слова, в нем «не было ни намека на нежность или жалость. Не было ни проблеска интереса, отцовского признания или сочувствия». В своем маленьком сыне он не видит ребенка. Для него Поль — наследник и продолжатель «дела». Поль погибает. Уходит из дома Домби его жена Эдит.Гордая Эдит не пожелала стать жертвой торговой сделки.Утверждаемый в романе нравственный идеал объединяет в себе черты социального и эстетического идеала писателя. Роман имеет счастливую концовку. Домби становится любящим отцом и добрым дедушкой.

Информация о работе Реализм как художественный метод