Проектные технологии, как средство развития творческих способностей у учеников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Обучение школьников иностранному языку направлено на формирование и развитие личности, способной и желающей участвовать в общении на изучаемом языке. Достижение этой цели становится возможным, если созданы мотивы и условия, в которых учащиеся могут проявлять познавательную активность и испытывать желание реально пользоваться приобретенными знаниями и сформированными речевыми умениями и навыками. Система образования должна учитывать возможности и потребности человека.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

«Проектные технологии, как средство развития творческих способностей у учеников»

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил:

Студент 53 группы

Кистаев С.Е

Проверила:

Коровина Н.А

 

 

 

 

 

 

 

 

Ревда 2012 г.

 

 

Оглавление:

 

 

 

Введение

Обучение школьников иностранному языку направлено на формирование и развитие личности, способной и желающей участвовать в общении на изучаемом языке. Достижение этой цели становится возможным, если созданы мотивы и условия, в которых учащиеся могут проявлять познавательную активность и испытывать желание реально пользоваться приобретенными знаниями и сформированными речевыми умениями и навыками. Система образования должна учитывать возможности и потребности человека. Характер образовательной системы должен быть личностно-ориентированным, т.е. дифференцированным с учётом различных свойств и качеств личности. Ориентир на некого среднего ученика, господствовавший еще совсем недавно в системах образования многих стран мира, сегодня не устраивает не только обучаемого, но и государство. Очень важно, чтобы учащиеся имели возможность развивать свои природные задатки и способности.

Целью обучения во всех типах школ является иноязычная речевая 
деятельность, причем не сама по себе, а как средство межкультурного 
взаимодействия. Язык - элемент культуры, он функционирует в рамках 
определенной культуры. Поэтому мы должны быть знакомы с особенностями этой культуры. Изучение культуры и языка несет в себе не только общеобразовательные идеи, но и одновременно обеспечивает развитие личности, поддерживает мотивацию обучаемых. Перед учителями иностранного языка стоит задача  формирования именно положительной мотивации, задача в потребности овладения новыми знаниями, умениями и навыками.

Поэтому старая парадигма образования:

учитель - учебник - ученик

должна быть заменена на новую:

ученик - учебник - учитель

Учитель приобретает новый статус, не менее значимый, чем ранее: посредник между миром культуры и учениками. Его педагогическая деятельность предполагает воспитание учащихся средствами иностранного языка, а также анализ и самоконтроль эффективности собственной деятельности.

Задача учителя теперь:

  • организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся;
  • научить учащихся самостоятельно добывать знания и применять 
    полученные знания на практике.

Основная цель обучения иностранному языку сегодня - научить 
школьников говорить, понимать, читать, писать и переводить, выстраивать взаимодействие с человеком другой культуры. Кроме того, изучение  иностранного языка должно способствовать развитию интеллекта, памяти  и воображения.

Сегодня, когда меняются взаимоотношения России с другими членами 
мирового сообщества, возникла необходимость обновить содержание и цели обучения иностранному языку.

Одной из основных целей обучения иностранному языку на современном этапе является коммуникативное и социокультурное развитие учащихся, что включает в себя и культуроведческое обогащение школьников. Это означает, что ученика нужно не только познакомить с обычаями, традициями и особенностями быта стран изучаемого языка. Особую актуальность приобретает и изучение культуры своей страны, своей малой родины, своего народа.

Когда родителям учащихся, руководителям современных фирм, 
преподавателям вузов задают вопрос “Что вы хотите от школы?” звучит, как правило, один и тот же ответ: “Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно”. Это и понятно, если ученик знает, как учиться, как  достигать цели, как работать над книгой, как получать знания от учителя, как искать и находить нужную информацию, то ему легче будет повысить квалификацию, переквалифицироваться, получить любые необходимые  дополнительные знания, что и нужно в жизни. Обучение в проектной среде, которое в последнее время получило большое развитие в наших школах, дает такие возможности ученикам.

Метод проектов приобретает в последнее время все больше cторонников. Он направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.

Под учебным проектом понимается совместная учебно-познавательная, 
творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная учителем, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата. 

 

К истории вопроса

 

Метод проектов не является принципиально новым в мировой 
педагогике. Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его 
называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком.

Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через 
целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 
века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко 
внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и 
постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.

Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался: в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи и его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность. «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне 
надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис 
современного понимания метода проектов, который и привлекает многие 
образовательные системы.

 

Что такое метод проекта?

 

Метод проектов - образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных умений и навыков.

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через 
детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне 
реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или 
иным способом.

Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, 
которые позволяют решить ту или иную проблему в результате 
самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих 
результатов.

Метод проектов является технологией, включающей в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Это путь познания, способ организации процесса познания.

Результат проекта можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Хочется отметить, что метод проектов всегда ориентирован на 
самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, 
групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

 

Причины распространения метода проектов:

 

  •   необходимость не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
  • актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений; 
    актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну и ту же проблему;
  •   значимость для развития человека умения пользоваться 
    исследовательскими методами, собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Направленность метода проектов:

 

  • развитие познавательных навыков учащихся;
  • развитие навыка самостоятельно конструировать свои знания;
  • развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
  • развитие критического мышления.

Требования к использованию метода проектов:

 

  • наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы;
  • практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность 
    учащихся на уроке и во внеурочное время;
  • структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределение ролей);
  • использование исследовательских методов;
  • обсуждение методов исследования;
  • оформление конечных результатов.

Типология проектов

 

Исследовательские

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию или полностью совпадающую с ним (аргументация актуальности принятой для исследования темы; определение проблемы исследования; обозначение задач исследования; выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения; обсуждение полученных результатов, выводы; оформление результатов исследования; обозначение новых проблем для дальнейшего процесса исследования).

   Все сказанное, должно полностью соответствовать уровню языковой подготовки школьников определенного этапа обучения.

 

Ролевые, игровые

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

 

Творческие

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление 
результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры 
совместной деятельности участников. Она только намечается и далее 
развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, 
интересам участников проекта. Участникам проекта следует договориться о 
планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, 
сочинении, видеофильме). Это могут быть проблемы связанные с 
содержанием какого-то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации.

Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома, спектакля.

Информационные

Этот проект первоначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо 
продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом.

Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и 
становятся их органичной частью, модулем.

Итог проекта – статья или реферат.

Практико-ориентированные или прикладные

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария 
всей деятельности его участников с определенной функцией каждого из них, четкие результаты совместной деятельности и участие каждого в 
оформлении конечного продукта.

Информация о работе Проектные технологии, как средство развития творческих способностей у учеников