Представлена проблема интонации, ее компоненты и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 01:02, доклад

Описание работы

Интонация -- система изменений относительной высоты тона в слоге, слове и целом высказывании
Ж. Марузо отождествляет интонацию с мелодией речи, давая ей следующее определение: «Изменения высоты звука в речи образуют то, что называют в самом общем виде интонацией»
В фонологическом плане интонация рассматривается в работах Ахмановой О.С., Аванесова Р.И. и Шахматова А.А., которые указывают на ее основные компоненты: мелодию, паузы, изменение регистра, силу голоса и темп.

Файлы: 1 файл

Teoreticheskaya_fonetika.docx

— 91.05 Кб (Скачать файл)

Неударными обычно бывают служебные слова (артикли, союзы, предлоги и вспомогательные глаголы), а  также личные и притяжательные местоимения.

ударные слоги отделены друг от друга в речи равными промежутками времени, а безударные слоги сокращаются  так, чтобы соблюдался этот ритм. Это  явление называется изохронностью  ритма.

В случае необходимости выделения  по смыслу какого-либо слова, которое  говорящему кажется особенно важным, под ударение могут быть поставлены и такие слова, которые обычно бывают неударными, и, наоборот, знаменательные слова, обычно имеющие фразовое ударение, могут его терять. Такое ударение называется логическим ударением. В  английском языке, так же как и  в русском, логическое ударение может  не совпадать с фразовым.

Тембр

Тембр, речи - специфическая, воспринимаемая человеком характеристика звучащей речи, которая зависит частично от физических параметров речевого аппарата (низкий, хриплый тембр, высокий пронзительный  голос и т.п.), частично регулируется говорящим за счет особых изменений  состояния органов речи (в основном в связи с разным эмоциональным  состоянием в момент речи).

Часто тембр голоса определяют как дополнительную артикуляционно-акустическую окраску голоса, ее колорит.

По тембру голоса устанавливают  его тип: бас, баритон, тенор, сопрано, колоратурное сопрано и др.

Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоционального состояния  человека. Поэтому тембром называют также специфическую окраску  речи, которая придает ей те или  другие экспрессивно-эмоциональные  свойства. Такое значение приобретает  иногда и термин тон. Характер тембра настолько бывает разнообразным, а  его восприятие субъективным, что  ученые в описании особенностей тембра используют самые различные определения, подчеркивающие то зрительное восприятие (светлый, темный, тусклый, блестящий), то слуховое (глухой, вибрирующий, дрожащий, звонкий, крикливый скрипящий, шепотной), то осязательное (мягкий, острый, твердый, тяжелый, холодный, горячий, легкий, жесткий, сухой, гладкий), то ассоциативное (бархатный, медный, золотой, серебряный, металлический), то эмоциональное(угрюмый, хмурый, раздосадованный, веселый, ликующий, резвый, восхищенный, насмешливый, пренебрежительный, сердитый, благодушный).

Пауза

она представляет собой особый, "пустой" сегмент. Чаще всего пауза  определяется как перерыв в звучании или прекращение фонации на определенное (обычно довольно длительное) время. Пауза  как физическое явление не совпадает  с тем, что обычно понимается под  паузой в фонетических исследованиях. С одной стороны, не всякий перерыв  в звучании есть пауза. Полное прекращение  фонаций имеет место и на фазе смычки глухих согласных, являясь их составной частью. С другой стороны, воспринимаемая пауза не обязательно  представляет собой полный перерыв  в звучании: она может быть заполненной (нейтральным гласным, сочетаниями  звуков).

Абсолютная длительность интонационных пауз изменяется в  широких пределах -- от величин, сопоставимых со средней длительностью звука или слога, до величин, сопоставимых со средней длительностью разделяемых паузой отрезков (синтагм или фраз). При этом абсолютная длительность паузы зависит также от индивидуального и ситуативно обусловленного темпа речи.

отражает не только факт членения потока речи на смысловые отрезки (синтагмы), но и характер смысловой связи между этими отрезками.

По  длительности паузы могут быть разделены на минимальные (сюда входят и нулевая пауза), средние и большие.

Смысловая нагрузка интонационных  пауз весьма значительна. Они являются универсальным средством членения речи на интонационно-смысловые единицы (фразы и синтагмы).


Информация о работе Представлена проблема интонации, ее компоненты и функции