Представлена проблема интонации, ее компоненты и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 01:02, доклад

Описание работы

Интонация -- система изменений относительной высоты тона в слоге, слове и целом высказывании
Ж. Марузо отождествляет интонацию с мелодией речи, давая ей следующее определение: «Изменения высоты звука в речи образуют то, что называют в самом общем виде интонацией»
В фонологическом плане интонация рассматривается в работах Ахмановой О.С., Аванесова Р.И. и Шахматова А.А., которые указывают на ее основные компоненты: мелодию, паузы, изменение регистра, силу голоса и темп.

Файлы: 1 файл

Teoreticheskaya_fonetika.docx

— 91.05 Кб (Скачать файл)

ТЕОРИЯ ИНТОНАЦИИ

Понятие интонации

Интонация -- система изменений относительной высоты тона в слоге, слове и целом высказывании

Ж. Марузо отождествляет интонацию с мелодией речи, давая ей следующее определение: «Изменения высоты звука в речи образуют то, что называют в самом общем виде интонацией»

В фонологическом плане интонация  рассматривается в работах Ахмановой  О.С., Аванесова Р.И. и Шахматова  А.А., которые указывают на ее основные компоненты: мелодию, паузы, изменение регистра, силу голоса и темп.

По определению Л.В. Щербы интонация - это мелодия, то есть музыкальное движение голоса во время речи

Д.Джоунз рассматривает интонацию как изменения, которые происходят в высоте голоса в связной речи. Американцы Р. Ладо и Ч. Фриз рассматривают интонацию как сочетание различных изменений высоты тона в процессе речи.

большинство исследователей считают компонентами интонации  изменение высоты тона, фразовое ударение, ритм, темп и тембр. Д. Джоунз, Л.В. Щерба, Р.Ладо и Ч. Фриз рассматривают в  качестве компонентов интонации всего лишь один-два элемента: изменение высоты основного тона и фразовое ударение или изменение высоты основного тона и ритм.

Эмфатическая  интонация

- сложная интонация, выражающая  разные созначения, особое смысловое подчёркивание слов и эмоций. Она представляет собой единство ритма, мелодии и эмфатического ударения, в ней выражены яркие эмфатически акцентированные эмоции и отношения говорящего. Она характеризуется более сложным мелодическим ходом и ритмом, концентрацией интенсивности в особо важных словах, яркой тембральной окраской, заметными убыстрениями и замедлениями темпа

Информация, имеет свою специфику. Она заключается в том, что  с их помощью выделяется тот или  иной элемент синтагмы для создания контраста или для того, чтобы  подчеркнуть его важность и значение

Одной из особенностей эмфатической интонации является изменение интенсивности высказывания. Интенсивность возрастает с увеличением общего эмоционального напряжения. Положительные и активные эмоции обычно характеризуются повышением, а отрицательные и пассивные - понижением общего уровня интенсивности. Высокий уровень громкости отличает восклицательные и побудительные предложения. Для эмфатического выделения используется резкое повышение, а изредка и контрастирующие с фоном резкое понижение интенсивности

Функции интонации

Большинство исследователей считают, что основной функцией интонации  является передача эмоционально-модального отношения говорящего к сообщаемому. И когда говорят, что какое-нибудь предложение было произнесено без интонации, это означает в первом случае, что оно было сказано с монотонной интонацией, а во втором, что интонация была недостаточно выразительной.

Неопределенность в трактовке  «функция» привела к появлению  разнородных по принципам и противоречивых по содержанию систем классификации  функций интонации.

- Организация и членение  речевого потока является одной  из основных функций интонации.

Наша речь фонетически  представляет собой звуковой поток, или цепь звучаний. Эта цепь распадается  на звенья, являющиеся фонетическими  единицами. Фонетические единицы речи -- это фразы, такты, фонетические слова, слоги и звуки.

Представим последовательность слов, лишенных интонационных показателей (пауз, мелодии и др. показателей).

Peter said brother is ill today we must send for the doctor.

Отсутствие знаков препинания подчеркивает отсутствие интонации  как суперсегментного средства.

Эта последовательность звучит неестественно и малопригодна для  понимания, так как в ней содержится ряд трактовок, связанных с различным  пониманием.

-Функция выражения степени связи между единицами членения.

В естественной речи связь  между соседними отрезками может  быть менее или более тесной. Простейший способ отразить это заключается  в использовании пауз разной длительности.

Peter said : Brother is ill today. We must send for the doctor.

Peter said : Brother is ill. Today we must send for the doctor.

- Функция оформления и противопоставления типов высказывания.

Мелодика используется в  качестве основного средства для  оформления отрезков речи, выделенных паузами. Появляется возможность передачи принципиально иной информации, в  частности информации о типе высказывания (вопрос, сообщение, побуждение, закончено  ли сообщение и т.д.) ,

Brother is leaving. For Moscow.

Brother is leaving. - For Moscow?

- Дистинктивная функция реализуется в противопоставлении одинаковых последовательностей слов с различными интонационными моделями. На уровне интонационной группы, фразы и текста.

If Mary comes ¦ let me > know at once.

- Функция выражения эмоциональных  значений и оттенков (модальность). Тон «падение + подъем» выражает контраст, недосказанность. Каждый мелодический рисунок добавляет свои оттенки значения Например: When did you come? - Now (невозмутимо, беспристрастно)

- Now (заинтересовано)

- Now (поддерживание разговора)

You are to do it right now. - Now? (очень удивленно)

Компоненты интонации

Основные компоненты речевой  интонации следующие:

-сила, определяющая динамику  речи и выражаемая в ударениях;

-направление, определяющее  мелодику речи и выражаемое  в движении голоса по звукам  разной высоты;

-скорость, определяющая  темп и ритм речи и выражаемая  в длительности звучания и  остановках (паузах);

- тембр (оттенок), определяющий  характер звучания (эмоциональную  окраску речи).  
- Мелодика: ведущая роль в различении коммуникативных высказываний, изменение в направлении движения голосового тона.  
- Темп: выражение различной степени важности высказываний, эмоциональное настроение. Темп ускоряется при передаче бурных эмоций и замедляется при подавленном состоянии. 
- Пауза: делят речевой поток на отдельные единицы – делимитативная функция. Средство объединения частей высказывания в единое целое. Роль экспрессивного выделения слова, как до него так и после. Темпоральный компонент интонации. Интонация ассоциируется, прежде всего, со звуком, участием голоса.  
- Громкость (интенсивность): определение семантического центра в звучащих текстах (менее значимые части высказывания произносятся с пониженной громкостью), членение речевого потока. Зависит не только от силы звука, но и от высоты (частоты основного тона) и долготы (длительности).  
- Качество голоса (тембр): различные тональные изменения голоса. Постоянные индивидуальные особенности голоса говорящего, а соответственно они считают, что качество голоса не может являться предметом изучения лингвистики. Другие исследователи относят качество голоса к области эмоционального.  
- Фразовое ударение: организующая, цементирующая роль, ритмообразующая функция, выделительная функция. Просодический признак.  
- Ритм: средство эмоционального воздействия на слушающего, организующая роль. Способствует выражению смысловых отношений. Формируется из единиц сложных воспринимаемых качеств, мелодики, темпа, паузы, громкости, качества голоса фразовой акцентуации. Чередование ударных слогов примерно через равные промежутки времени. 

Мелодика

Мелодика речи основной компонент  интонации. С акустической точки  зрения, мелодика речи - это изменения  во времени частоты основного  тона, измеряемой в герцах или музыкальных  интервалах. Различается мелодика слога, слова, фразы.

Мелодика  речи выполняет следующие функции:

§ организует фразу, расчленяя  её на синтагмы и ритмические группы и связывая её части;

§ различает коммуникативные  типы высказывания (вопрос, побуждение, повествование, восклицание и другие). Выделяет наиболее важный отрезок высказывания (грамматически значимую часть фразы, к которой обычно относится зона последнего ударного слога предложения  вместе с предударным и заударным  слогами) или подчёркивает его отдельные  элементы;

§ выражает эмоции, оттенки  модальности, иронию, подтекст.

Универсальность высотного компонента интонации  проявляется и в том, что мелодика используется как важнейшее интонационное средство в самых разных языках, и в том, что в пределах одного языка мелодика обслуживает разные функции интонации. Этому способствует не только малая степень занятости мелодики на сегментном уровне, но и богатство заключенных в этом компоненте интонации различительных возможностей.

 

 

Тон

– это звучание, обладающее воспринимаемой на слух высотной характеристикой. Высотный уровень тона (Tone Pitch) –  это   тональная точка  высказывания, находящаяся внутри определенного регистра голоса говорящего. Уровень тона может быть высоким (самая высокая тональная точка внутри регистра) (High Pitch), низким (самая низкая точка) (Low Pitch) и средним(Middle Pitch) (средняя величина между самой высокой и самой низкой тональными точками).         

Тон самого важного ударного слога в смысловой (интонационной) группе называется ядерным (Nuclear Tone)  или завершающим (Terminal Tone).   

Например, во фразе "Give me a flask,please!"  односложное слово flask является ядерным (Nucleus). 

Участок интонационной группы, начинающийся с первого ударного слога протяженностью до ядерного слога  называется шкалой (Head). Ядерный слог в состав шкалы не входит. Таким образом, в приведенном выше примере: "Give me a flask, please!" участок "Give me a " является шкалой.

Если ряд ударных слогов образует снижение голоса ступеньками- нисходящей ступенчатой шкалы (The Descending Stepping Head). Первый ударный слог в такой шкале произносится ровным тоном на высоком уровне голоса и является во фразе самым высоким. Каждый последующий ударный слог располагается несколько ниже, чем предыдущий. При этом безударные слоги произносятся на одном уровне с предшествующим ударным, образуя с ним так называемую «ступеньку». Все ударные слоги в такой шкале получают одинаковую степень выделения, благодаря чему вся фраза воспринимается как единый смысловой центр. Предшкала произносится на низком или восходящем уровне.

Например:            

     

 

Нисходящая ступенчатая  шкала характерна для чтения описательных текстов вслух, неэмоциональной, официально-деловой монологической  и диалогической речи. Основной ошибкой русских студентов в произношении ступенчатой шкалы является нарушение постепенности и равномерности снижения высоты голоса.

Для эмоционально насыщенной речи и разговорной, звучащей оживленно  и непринужденно, более характерны ровные шкалы и скользящие.

Первому ударному слогу в  интонационной группе могут предшествовать безударные или частично ударные  слоги. Они обычно произносятся на среднем  высотном уровне или с постепенным  повышением тона от низкого до среднего уровня. Такие слоги называют предшкалой. 

Очень часто за ядерным  слогом в интонационной группе следуют  безударные или частично-ударнные слоги, образующие заядерную часть, так называемый "хвост" интонационной группы (Tail). Высотный уровень произнесения этих слогов зависит от направления ядерного тона. Так после нисходящего ядерного тона заядерные слоги произносятся на низком уровне голоса. Причем их высотный уровень несколько ниже уровня предшкалы.         

В английском языке так же как и в русском, выделяют нисходящие тоны, однако произносятся они по-разному. Падение голоса в английской речи более крутое и широкое по диапазону. Сравните графическое изображение падения в английском и русском языках.          

 

Основное значение нисходящих тонов - выражение завершённости, законченности  высказывания. Нисходящие тоны употребляются, как правило, в категорических утверждениях, в приказаниях, инструкциях,[ запрещениях, в специальных вопросах, в разделительных вопросах, если говорящий ожидает положительный ответ, в общих вопросах, выражающих недоверие, в нейтральных благодарностях, приветствиях и извинениях.

В английском языке различают четыре разновидности нисходящего тона:

1) Низкий нисходящий тон представляет собой падение в границах узкого низкого регистра.

2) Средний нисходящий тон означает падение голоса от среднего уровня диапазона до нижней регистровой границы.

3) Высокий нисходящий тон широкого диапазона характеризуется падением голоса с верхней регистровой границы  до нижней.

4) Высокий нисходящий тон узкого диапазона начинается в пределах высокого регистра и заканчивается в среднем регистре. 

 

 

   

 

Средний нисходящий тон является наиболее употребительным в неэмфатических утверждениях. Спад высоты голоса начинается в среднем регистре и тон голоса снижается в пределах слога до самого низкого уровня.

Английский восходящий тон также может иметь несколько разновидностей. Так, низкий восходящий тон употребляется для передачи значения незаконченности, незавершённости, отсутствия категоричности.          

Низкий восходящий тон  в диалогической речи является сигналом того, что следует продолжение, что  процесс коммуникации не закончен.

В связи с тем, что основное значение среднего восходящего тона - незаконченность, он чаще всего употребляется в незаконченных частях высказывания, например, в предложениях с перечислением. Обычно в таких фразах он комбинируется с высокой ровной или нисходящей ступенчатой шкалой.

Уровень начала повышения  голоса при произнесении высокого восходящего тона зависит от коммуникативного типа предложения, в котором он употребляется.  

Так, в переспросах повышение голоса начинается на среднем уровне и завершается у верхней границы диапазона.          

Основное  значение этого тона  - вопросительность

Восходящий тон также  употребляется в некатегоричных, неуверенных утверждениях, в нейтральных  просьбах, в общих и специальных вопросах для передачи заинтересованного, теплого отношения и т.д.

При сходстве направления  движения с русским восходящим тоном, английский – более плавный.

Синтагма

Отрезок звучащей фразы как  смысловое, грамматическое и интонационно-ритмическое  единство. Синтагма может быть равна  части предложения или всему  предложению. Синтагмы отделяются друг от друга паузами.

Каждая синтагме свойственна  своя мелодика – последовательное изменение высоты голосового тона на ударных и безударных слогах. Основной элемент мелодической структуры  фразы – завершение (конечный тон, завершающий синтагму). Завершение (изменение высоты голоса на последнем ударном слоге) определяет коммуникативную направленность фразы, указывает на её тип - утверждение, вопрос, приказание, просьба - и выделяет её коммуникативный центр.

Кроме завершения, в синтагме выделяется предконечная часть – шкала синтагмы. Шкала начинается с первого ударного слога и заканчивается на последнем слоге непосредственно перед конечным тоном. Так в синтагме можно выделить следующие структурные элементы:

предшкала (предударное начало синтагмы)

шкала

завершение

зашкала (безударные слоги после завершения в конце синтагмы).

Фразовое  ударение

Внутри смысловой группы (синтагмы) не все слова произносятся одинаково; в ней выделяются фразовым ударением знаменательные слова, имеющие  самостоятельное лексическое значение.

Фразовое ударение - это  более сильное произнесение одних  слов в предложении по сравнению  с другими словами (неударными) .В английском предложении под ударением, как правило, стоят знаменательные слова: существительные, прилагательные, смысловые глаголы, числительные, наречия, вопросительные и указательные местоимения.

Информация о работе Представлена проблема интонации, ее компоненты и функции