Письменные памятники латинского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:27, реферат

Описание работы

Архаический период истории латинского языка можно характеризовать энергичными процессами и в области фонетики и в области морфологии. К ним относятся :редукция гласных, монофтонгизация дифтонгов, явление ротацизма и др.), (становление системы склонения и спряжения и др.). В области синтаксиса сложного предложения архаическая латынь представляет собой тот этап, когда сочинительные связи (паратаксис) преобладают над подчинительными (гипотаксисом). Словарный состав латинского языка архаического периода весьма разнообразен не только в лексико-семантическом отношении, но и в словообразовательных средствах, большинство из которых также находится в стадии становления и тщательного отбора. Наиболее ранние письменные памятники латинского языка восходят, предположительно, к концу VI - началу V веков до н. э. Это найденная в 1978 посвятительная надпись из древнего города Сатрика (в 50 км к югу от Рима), датируемая последним десятилетием VI века до н.э., и отрывок сакральной надписи на обломке чёрного камня, найденном

Содержание работы

Введение. Латинский язык………………………………..………………………...3
Исторические памятники в период архаической латыни…...………….............3
А) Тит Плавт……………...………………………………………………..………...5
Б) Законы XII таблиц…………………………….…...……………………………...6
2. Памятники классического периода…………………………...…………….........6
А) М. Т. Цицерон…………………………………………………………………….6
3. Постклассический период………………………………………………………...7
А) Г. К. Тацит………………………………………………………………………...8
4. Особенности поздней латыни………………………………………..…………..9
А) Луций Анней Сенека …………………………………………………..……...…9
5. Заключение………………………………………………………….……………10
6. Список использованных источников…………………………………………...12

Файлы: 1 файл

реферат латинский.docx

— 313.10 Кб (Скачать файл)

БЕЛГОРОДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ (НИУ «БелГУ»)

ФАКУЛЬТЕТ РОМАНО-ГЕРМАНСКОЙ ФИЛОЛОГИИ

КАФЕДРА ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА

 

 

Реферат

 

 

 

 

Письменные памятники  латинского языка

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Студентка 1 курса

Факультета РГФ группы 031208

Степанова Марина Геннадиевна

 

 

                                                        Проверил: Доцент кафедры

французского языка

Соболева Татьяна Евгеньевна

 

 

 

Белгород 2013

 

Содержание

 

Введение. Латинский язык………………………………..………………………...3

  1. Исторические памятники в период архаической латыни…...………….............3

А) Тит Плавт……………...………………………………………………..………...5

Б) Законы XII таблиц…………………………….…...……………………………...6

2. Памятники классического  периода…………………………...…………….........6

А) М. Т. Цицерон…………………………………………………………………….6

3. Постклассический период………………………………………………………...7

А) Г. К. Тацит………………………………………………………………………...8

4. Особенности поздней  латыни………………………………………..…………..9

А) Луций Анней Сенека …………………………………………………..……...…9

5. Заключение………………………………………………………….……………10

6. Список использованных источников…………………………………………...12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК (или латынь) - один из индоевропейских языков италийской группы. На нём говорили древние римляне . Латинский был официальным языком Римской империи. До начала Нового времени он оставался одним из основных письменных языков западноевропейской науки, культуры и общественной жизни. Является официальным языком Ватикана и Римско-католической церкви. Там язык используется для проведения богослужений. Один из важнейших языков человеческой интернациональной культуры, используется во многих областях знания. Это медицина, биология, общенаучная терминология многих наук, которая продолжает активно применяться и в настоящее время.

 В истории культуры  (особенно западно-европейской) латинский язык сыграл огромную роль. Об этом свидетельствуют многочисленные заимствования из латыни во всех европейских языках, а также большое количество интернационализмов.

В истории латинского языка  выделяют 3 периода:

архаичный (до 3 в. до н.э.)

классический (ранний – до 1 в. н.э. и поздний – до 3 в. н.э.)

постклассический (приблизительно до 6 в. н.э.).

 

Исторические  памятники в период архаической  латыни

Появление латыни как языка  относят к середине II тыс. до н.э. В начале I тыс. до н. э. на латинском  языке говорило население небольшой  области Лаций, находящейся на западе средней части Апеннинского полуострова, по нижнему течению Тибра. Племя, населявшее эту землю, называлось латинами. Центром этой области - город Рим (лат. Roma), по имени которого объединившиеся вокруг него италийские племена стали  называть себя римлянами.

Архаический период истории  латинского языка можно  характеризовать  энергичными процессами и в области  фонетики и в области морфологии. К ним относятся :редукция гласных, монофтонгизация дифтонгов, явление  ротацизма и др.),  (становление  системы склонения и спряжения  и др.). В области синтаксиса сложного предложения архаическая латынь представляет собой тот этап, когда  сочинительные связи (паратаксис) преобладают  над  подчинительными (гипотаксисом). Словарный состав латинского языка архаического периода весьма разнообразен не только в лексико-семантическом отношении, но и в словообразовательных средствах, большинство из которых также находится в стадии становления и тщательного отбора. Наиболее ранние письменные памятники латинского языка восходят, предположительно, к концу VI - началу V веков до н. э. Это найденная в 1978 посвятительная надпись из древнего города Сатрика (в 50 км к югу от Рима), датируемая последним десятилетием VI века до н.э., и отрывок сакральной надписи на обломке чёрного камня, найденном


в 1899 при раскопках римского форума, относящаяся примерно к 500 г до н.э. короткие надписи на предметах и надгробиях, отрывки так называемых салических гимнов.

Архаический период — это  так же время долитературной латыни и первых письменных памятников. В  ранний долитературный период широкое  распространение получила устная народная словесность, представленная различными жанрами. Это были песни, сопровождавшие труд людей. Они распевались и на пирах и во время свадебных и погребальных обрядов. Бытовали в древности и религиозные гимны, а также заговоры и заклинания. Первые сохранившиеся памятники художественной литературы относятся к 3 в. до н.э. (именно в этот период начинается объединение Италии под властью Рима и интенсивные контакты с греческой культурой Южной Италии).

 

 

Тит Плавт.Наиболее известный автор этого периода – комедиограф Тит Макций Плавт, оставивший оригинальные примеры "неприглаженной" разговорной речи. Прославленный мастер паллиаты. Из 21 его комедии  в удовлетворительном состоянии дошли 20. Сохраняя традиционные сюжеты и маски греческих оригиналов , Плавт для обогащения действия применяет контаминацию ("Хвастливый воин" и др.). Его пьесы значительно ближе их оригиналов к архаическому народному театру с присущей ему карнавальной игрой и буффонадой ("Ослы"). Слабо связанные между собой сцены сочетают клоунаду, пантомиму, живой диалог и арии, богаты приемами комического. Бытовая сторона новой аттической комедии окарикатуривается, столкновение черт греческой и римской жизни придает комедиям фантастический колорит, персонажи приобретают гротескный характер. На первое место выдвигается и становится главным героем раб-интриган ("Вакхиды", "Привидение", "Псевдол"). Высмеивая легкомыслие греческих нравов, автор касается отдельных актуальных проблем римской действительности. Язык Плавта - выдающееся явление не только в комедийной речи, но и уникальный памятник разговорного латинского языка.

 

 Канат. Одна из наиболее удачных комедий Плавта, насыщенная действием и сложными характеристиками персонажей. Даже место действия здесь необычно: морское побережье после бури. Лабрак, сводник, терпит кораблекрушение как раз на том месте, где договорился о встрече с молодым афинянином, которому обещал продать девушку Палестру. Престарелый Демонес, живущий поблизости от берега, оказывается отцом Палестры. Попытка молодой рабыни бежать от Лабрака и обнаружение рыбаком Грипом в своих сетях принадлежавшей Палестре шкатулки с драгоценностями порождают множество сцен, где юмор и патетика смешаны в точных пропорциях.

Клад. Герой этой комедии – бедняк Эвклион, обнаруживший у себя в доме клад и пытающийся скрыть свое сокровище. Возникают забавные недоразумения, когда горшок с золотом исчезает, и Ликонид, готовый признаться в том, что изнасиловал дочь Эвклиона, вместо этого обвиняется в воровстве. Конец комедии утрачен, скорее всего, Эвклион отыскал свое богатство, позволил Ликониду жениться на дочери, а золото дал в качестве приданого. Наиболее прославленная пьеса на тот же сюжет – Скупой Мольера.

 

 

 

 

Законы 12 таблиц

В V в. до н.э. был создан первый римский юридический памятник —  законы XII таблиц. Они дошли до нас  лишь в цитатах и пересказах поздних  авторов. В древнем памятнике  отражены пережитки родового строя (например, кровная месть).Большое  внимание законы XII таблиц уделяют вопросам защиты частной собственности. Так, законы предписывали должников заковывать в оковы на 60 дней, можно было даже разрубить должника на части. За некоторые  преступления устанавливались наказания  в виде денежного штрафа. Законы таблиц регулировали сферу семейных и наследственных  отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к   уголовным преступлениям, но  вовсе  не  касались  государственного  права.  Начиная  с IV—III вв. до н. э. законы Таблиц стали корректироваться  новым источником права — преторскими эдиктами,  отражавшими  новые  экономические  отношения, порожденные переходом от древних архаических  форм  купли-продажи, ссуды  и займа  к  более  сложным   правоотношениям, вызванным ростом товарного производства, товарообмена, банковских операций и пр.

 

 

Памятники классического  периода

Классический период характеризуется стремительным расцветом художественной литературы и публицистики: канон нормативного прозаического языка (на который ориентировались все последующие поколения) был создан в творчестве таких авторов, как оратор, публицист и философ Марк Туллий Цицерон и Гай Юлий Цезарь, оставивший исторические записки о своих завоеваниях. Канон поэтического языка – в творчестве таких авторов, как лирики Гай Валерий Катулл, Квинт Гораций Флакк, Альбий Тибулл, эпики Публий Вергилий Марон, Публий Овидий Назон (чье лирическое наследие также значительно). Их произведения – неотъемлемая часть мировой литературы, знакомство с которыми составляет основу современного гуманитарного «классического образования». Важную роль играет также историческая и естественно-научная проза таких авторов, как Гай Саллюстий Крисп, Корнелий Непот. Литературный язык этого времени, обработанный талантливейшими мастерами прозы и поэзии, достиг высшего совершенства: образности, яркости, синтаксической стройности. Поэтому его называют «золотой латынью». В последующие века язык Цицерона считался образцом классической латинской прозы, а язык Вергилия, который еще при жизни стал хрестоматийным автором,— нормой классически совершенного языка поэзии. Именно язык классического периода изучают сейчас в учебных заведениях.

 

 

Марк Туллий Цицерон

Цицерон является крупнейшим мастером красноречия, и его деятельность стала основоположной для всего последующего развития латинской прозы. Значение Цицерона как стилистического образца, как признанного в потомстве классика ораторской речи, способствовало относительной сохранности его богатого литературного наследия. Пятьдесят восемъ речей, серия трактатов по риторике и философии, наконец, около 800 писем — таков состав дошедших до нас произведений Цицерона, превосходящий по своему объему все, что сохранилось от какого-либо римского писателя. Это импозантное наследие далеко не является полным, — античность знала до 150 речей, не дошедшие до нас философские произведения и письма, — тем не менее, благодаря многочисленным автобиографическим высказываниям и обилию писем, в том числе писем к близким друзьям, Цицерон представляет собой одну из лучше всего известных нам фигур древности.

Цитаты Цицерона похожи и на современные постулаты общества:

  • Природа наделила человека стремлением к обнаружению истины (Natura ingenuit homini cupiditatem veri videndi)
  • Некоторые бывают людьми не по существу, а только по названию (Sunt quidam homines non re, sed nomine)
  • Нам не пристало падать духом (Non convenit nobis animum submittere)
  • Следует заниматься серьезными делами, мелкими же пренебрегать (Magna curare, parva neglegere)
  • Что посеешь, то и пожнешь (Ut sementem feceris, ita metes)
  • Науки юношей питают (Haec studia adulescentiam alunt)
  • История — учительница жизни (Historia magistra vitae)
  • Бумага все стерпит (письмо не краснеет) (Epistula non erubescit)
  • Между добрыми людьми — все доброе (Inter bonos bene)

 

Цицерон затрагивал вопросы  соотношения риторики и философии, государственного устройства и, в частности, «наилучшего государства и наилучшего гражданина». Этот вопрос был освящен в его работах "О государстве" и "О законах". Г осударство (respublica) Цицерон определяет как дело, достояние народа (res populi). При этом он подчеркивает, что "народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов". Основную причину происхождения государства Цицерон видел не столько в слабости людей и их страхе, сколько в их врожденной потребности жить вместе. Разделяя в этом вопросе позицию Аристотеля, Цицерон отвергал широко распространенные в его время представления о договорном характере возникновения государства.

 

Постклассический  период.

От классической латыни принято  отличать язык римской художественной литературы т. е. послеклассического (постклассического, позднеантичного) периода, хронологически совпадающего с первыми двумя веками нашего летоисчисления ( эпоха ранней империи).  В это время происходит небольшое отклонение от классики, латинский язык приобретает некоторые особенности, немного видоизменяется. Действительно, язык прозаических писателей и поэтов этого времени отличается значительным своеобразием в выборе стилевых средств; но т. к. выработавшиеся в течение предшествующих столетий нормы грамматического строя латинского языка не нарушаются, указанное деление латинского языка на классический и послеклассический имеет скорее литературоведческое, чем лингвистическое значение. Этот период называется «серебряная латынь». Наиболее известные авторы данного периода: Тацит («Анналы», где расписана вся история Древнего Рима), Тит Ливий («История Рима от его основания» в 50 книгах,из которых до нашего времени дошло лишь 10 ).  

 

Гай Корнелий Тацит 

Гай Корнелий Тацит (ок. 55 —  ок. 120) — самый знаменитый из римских  историков. Сочинения Тацита не были известны широкому кругу римлян; лишь в конце III века император Марк Клавдий Тацит, считавший себя потомком историка, приказал всем библиотекам Империи иметь в своих фондах его сочинения. В дальнейшем его знают лишь некоторые позднеантичные интеллектуалы и считанные средневековые хронисты. Из-за небольшой популярности в Средние века сочинения Тацита сохранились лишь благодаря единичным рукописям. I—VI книги «Анналов» сохранились в единственной рукописи, известной как «Медицейская I» Её писали очень аккуратно, хотя при этом перенесли грамматические ошибки из предшествующих манускриптов.

Внимательное палеографическое изучение рукописи указывает на то, что исходным текстом послужила  грубая копия без пробелов между  словами. В манускрипте никак  не обозначен разрыв в два года описанных событий между главой 5.5 «Анналов» и уцелевшими отрывками  книги VI, нет деления на главы  и параграфы. Через какое-то время после завершения «Медицейская I» оказалась в монастыре Корвей. Она была доставлена в Рим по просьбе римского папы Льва X (правил с 1513 года), и уже в 1515 году было напечатано первое полное собрание сочинений Тацита. В Корвей манускрипт не вернулся, но вместо него в монастырь был отправлен напечатанный экземпляр. В настоящее время рукопись хранится в библиотеке Лауренциана во Флоренции. В середине XI века в монастыре Монтекассино была создана рукопись, известная как «Медицейская II». Она включает книги XI—XVI «Анналов» и книги I—V «Истории». Рукопись была написана беневентским письмом (особой разновидностью рукописного шрифта). В манускрипте была применена сплошная нумерация книг (книги «Истории» I—V были пронумерованы как XVII—XXI). «Медицейская II» была обнаружена гуманистами около 1360 года, с неё сделали копию и переправили во Флоренцию.Исследователи также нашли указания на то, что могла существовать и третья рукопись «Анналов» и «Истории» Тацита.

Информация о работе Письменные памятники латинского языка