Образование в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 13:18, реферат

Описание работы

Изучив представленные материалы, проанализировав мысли и высказывания о роли образования выдающихся педагогов Я.А.Коменского, К.Д. Ушинского, И. Ф. Гербарта, в очередной раз убеждаешься в том, что именно образование становится сегодня одним из важнейших факторов формирования нового качества экономики и общества; от его направленности и эффективности в значительной степени зависят перспективы прогрессивного развития человечества. В настоящее время, как и во все времена, образование дает человеку жизненные ориентиры, влияет на формирование его мировоззрения, обеспечивает преемственность языка, традиций, тем самым способствуя консолидации общества, формированию национального самосознания и сохранению национальной культуры.

Файлы: 1 файл

Образование в современном обществе.docx

— 18.02 Кб (Скачать файл)

Образование в современном обществе

Изучив представленные материалы, проанализировав мысли и высказывания о роли образования выдающихся педагогов Я.А.Коменского, К.Д. Ушинского, И. Ф. Гербарта, в очередной раз убеждаешься в том, что именно образование становится сегодня одним из важнейших факторов формирования нового качества экономики и общества; от его направленности и эффективности в значительной степени зависят перспективы прогрессивного развития человечества. В настоящее время, как и во все времена, образование дает человеку жизненные ориентиры, влияет на формирование его мировоззрения, обеспечивает преемственность языка, традиций, тем самым способствуя консолидации общества, формированию национального самосознания и сохранению национальной культуры. 

Совершенно очевидно, что какие бы реформы не происходили в системе образования, в итоге они так или иначе замыкаются на конкретном исполнителе - учителе. Именно педагог является центральной фигурой в образовании, основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, т.к.   он воспитывает молодёжь, формирует поколение, которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития общества.  По словам Якуба Коласа, классика белорусской литературы, педагог – это не только воспитатель, педагог – это друг человека, который помогает нашему обществу подниматься на высшую ступень культуры.

Современная динамично развивающаяся школа требует новых учителей, глубоко владеющих психолого-педагогическими знаниями, понимающих особенности развития обучающихся, и одновременно являющихся профессионалами в других областях деятельности, способными помочь учащимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, предприимчивыми, коммуникабельными и толерантными, максимально мобильными и аналитически мыслящими и уверенными в себе людьми, способными к освоению новых знаний, принятию самостоятельных нестандартных решений.

Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам учащихся, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы.

Однако, чтобы новые идеи и новые способы образования вошли в практику, в большой степени зависят от готовности и способности учителей изменять свою деятельность, осваивая новшества и становясь сотворцами новой практики.

Это говорит  о том, что современный учитель должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности. Это и специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины, и методическая, и психолого-педагогическая, информационная, коммуникативная компетентность.

С учетом меняющихся социально-экономических условий и общей ситуацией в системе образования педагог должен  уметь:

- выбирать наилучшие варианты  организации педагогического процесса;

-прогнозировать результаты;

-создавать собственную  концепцию, основу которой составляет  вера в себя, в реальную возможность  развития личности каждого учащегося.

Учитель должен быть человеком, способным проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы, а это возможно в том случае, если учитель готов не только использовать имеющиеся педагогические технологии, но и выходить за рамки нормативной педагогики через совершенствование собственной деятельности, стимулирования творческой деятельности учащихся. Именно поэтому существенно меняется роль современного учителя: от транслятора знаний он должен переходить к проектированию индивидуального маршрута интеллектуального и личностного развития каждого учащегося.

А каждый урок должен быть похож на горячий цех, где куётся ценнейший сплав знаний, убеждений, практического действия, а учитель – это новатор, эффективно работающий со знаниями, исследователь, консультант, воспитатель, организатор и руководитель проектов; любящий, понимающий, отдающий  свое сердце детям!

На каждом уроке во внеурочной деятельности он должен  создавать условия для развития творческих способностей учащихся, развивать у них стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, повышать мотивацию к изучению предметов, приобретению ими «умения учиться», овладения способами учебных действий. Педагог превращает процесс учения для обучающегося в процесс самообучения: «приобретение познаний становится плодом самодеятельности самого ученика, его собственного умственного труда, роль же учителя сводится к тому, чтобы руководить процессом умственной работы учащегося и таким образом обеспечить достижение правильных результатов, поощряет их индивидуальные склонности и дарования.

Духовное воспроизводство человека, сотворение личности - важнейшая социальная функция и назначение педагога в обществе. Содействуя формированию человека как созидателя всех материальных и духовных ценностей и как основной духовной ценности общества, педагоги непосредственно влияют на развитие производительных сил общества, приобщают подрастающее поколение ко всем достижениям мировой культуры и создают тем самым предпосылки для дальнейшего прогресса человечества. 

А педагог, знающий иностранные языки и культуру других народов, стремящийся к совершенству, ведущий за собой своих воспитанников, способен через призму многообразия культур привить учащимся любовь к Родине и действительно подготовить их к жизни в global village, а именно: быть толерантными и одновременно гордиться своей страной.

Таким образом, учитель - не просто профессия, а образ жизни: бесконечная ответственность перед государством, обществом, обучающимися, а прежде всего - перед самим собой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Образование в современном обществе