Научный стиль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 00:26, научная работа

Описание работы

Научный стиль — стиль литературного языка, которому присущ ряд особенностей — таких как предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи. Для научной речи характерны такие стилевые черты, как логичность, строгая подчеркнутость изложения, точность, ясность, объективность, абстрактность, «отвлеченно-обобщенность», сжатость изложения, интеллектуальность и ряд других.
Научный стиль — не прихоть, а обязанность.

Содержание работы

Введение
Определение и особенности научного стиля литературного язык
Общие черты научного стиля
Виды и жанры научного стиля
История возникновения и развития научного стиля
Нау́чный стиль
Особенности научного стиля
Лексика научного стиля речи
Морфологические особенности научного стиля речи
Синтаксические особенности научного стиля речи
Подстили научного стиля
Жанры, использующие научный стиль
История научного стиля
Научный стиль речи
Морфологические признаки научного стиля речи
Синтаксические особенности научного стиля речи
Использование средств выразительности
Особенности научного стиля речи
Образец научного стиля
Научный стиль.
Анализ особенностей стиля.
Этапы научной деятельности.
Формы существования научной речи
Терминосистемы каждой науки
Языковые признаки научного стиля речи
Лексические признаки научного стиля речи
Экспрессивные средства языка науки
Жанровое многообразие научного стиля речи
Специфика научного стиля речи
Научная тематика текстов;
Учебный словарь
Общая характеристика научного стиля речи
Общие внеязыковые свойства научного стиля
Научная тематика текстов.
Обобщенность, отвлеченность, абстрактность изложения.
Логичность изложения
Точность изложения.
Доказательность изложения..
Объективность изложения
Насыщенность фактической информацией.
Лексика научного стиля
Морфология научного стиля
Синтаксис научного стиля
Собственно научный стиль речи
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

KURS.docx

— 160.20 Кб (Скачать файл)

Обобщенно-абстрактный характер научной речи, вневременной план изложения  материала обусловливают употребление определённых типов синтаксических конструкций: неопределённо-личных, обобщенно-личных и безличных предложений. Действующее  лицо в них отсутствует или  мыслится обобщённо, неопределённо; всё внимание сосредоточено на действии, на его обстоятельствах. Неопределённо-личные и обобщённо-личные предложения используются при введении терминов, выведении формул, при объяснении материала в примерах: Скорость изображают направленным отрезком; Рассмотрим следующий пример; Сравним предложения.

Подстили научного стиля

Отличием научного от всех других стилей речи является то, что  его можно разделить на четыре подстиля:

Собственно-научный. Адресат этого стиля — учёный, специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий. Характерен для диссертаций, монографий, авторефератов, научных статей, научных докладов, тезисов, научных рецензий и т. д.

Пример: «Ритмика экспрессивной речи ни в одном языке и ни при каких условиях не может оказаться тождественной ритмической организации нейтральной речи. Увеличение числа пауз и их протяжённости, неустойчивый темп, эмфатические ударения, специфическая сегментация, более контрастная мелодика, удлинение сонантов, шипящих, затянутая выдержка смычки у взрывных, волюнтативная растяжка гласных, влияющие на соотношение длительности ударного и безударного слогов в ритмогруппе, нарушают господствующие в языке ритмические тенденции (Т. Поплавская)».

Научно-учебный. Работы в данном стиле адресованы будущим специалистам и учащимся, с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые. Обязательным является описание «от общего к частному», строгая классификация, активное введение и использование специальных терминов. Характерен для учебников, учебных пособий, лекций и т. д.

Пример: «Ботаника — наука о растениях. Название этой науки происходит от греческого слова „ботане“, что значит „зелень, трава, растение“. Ботаника изучает жизнь растений, их внутреннее и внешнее строение, распространение растений на поверхности земного шара, взаимосвязь растений с окружающей природой и друг с другом (В. Корчагина)».

Научно-популярный. Аудитория при таком стиле обычно не имеет специальных знаний в данной области. Ю. А. Сорокин указывает, что научно-популярный текст пишется «научно, популярно, художественно», то есть при сохранении характерной для научного текста строгости и чёткости изложения, его особенностью является упрощенный характер изложения и возможное использование эмоционально-экспрессивных средств речи. Целью стиля является ознакомление с описываемыми явлениями и фактами. Употребление цифр и специальных терминов минимально (каждый из них подробно поясняется). Особенностями стиля являются: относительная лёгкость чтения, использование сравнения с привычными явлениями и предметами, значительные упрощения, рассматривание частных явлений без общего обзора и классификации. Стиль характерен для научно-популярных журналов и книг, детских энциклопедий, сообщений «научного характера» в СМИ. Это наиболее свободный подстиль, и он может варьироваться от газетных рубрик «историческая/техническая справка» или «это интересно» до научно-популярных книг, близких по формату и содержанию к учебникам (научно-учебному стилю).

Научно-технический. Адресат — специалисты технико-технического профиля. Цель — применение достижений фундаментальной науки в практике.

Жанры, использующие научный стиль

Научные тексты оформляются  в виде отдельных законченных  произведений, структура которых  подчинена законам жанра.

Можно выделить следующие  жанры научной прозы: монография, справочник, журнальная статья, рецензия, учебник (учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференции, симпозиуме, конгрессе), устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.), диссертация, научный отчёт. Эти жанры относятся к первичным, то есть созданным автором впервые.

К вторичным текстам, то есть текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся: реферат, автореферат, конспект, тезисы, аннотация. При подготовке вторичных текстов происходит свёртывание информации в целях сокращения объёма текста.

К жанрам учебно-научного подстиля относятся: лекция, семинарский доклад, курсовая работа, реферативное сообщение. Каждому жанру присуще свои индивидуально-стилевые черты, однако они не нарушают единство научного стиля, наследуя его общие признаки и особенности.

История научного стиля

Возникновение связано с  развитием разных областей научного знания, разных сфер деятельности человека. На первых порах стиль научного изложения  был близок к стилю художественного  повествования. Отделение научного стиля от художественного произошло в александрийский период, когда в греческом языке, распространившем свое влияние, в то время, на весь культурный мир, стала создаваться научная терминология.

В последствии терминология была пополнена из ресурсов латыни, ставшей интернациональным научным языком европейского средневековья. В эпоху Возрождения учёные стремились к сжатости и точности научного описания, свободного от эмоционально-художественных элементов изложения как противоречащих абстрактно-логическому отображению природы. Однако освобождение научного стиля от этих элементов шло постепенно. Известно, что слишком «художественный» характер изложения Галилея раздражал Кеплера, аДекарт находил, что стиль научных доказательств Галилея чрезмерно «беллетризован». В дальнейшем образцом научного языка стало логическое изложение Ньютона.

В России научный язык и  стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII века, когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию. Во второй половине этого века благодаря работам  М. В. Ломоносова и его учеников формирование научного стиля сделало шаг вперёд, но окончательно он сложился во второй половине XIX века вместе с научной деятельностью крупнейших учёных этого времени.

Научный стиль  речи

Основные признаки научного стиля речи

Самой общей специфической чертой этого стиля речи является логичность изложения.

Этим качеством должно обладать любое связное высказывание. Но научный текст отличается подчеркнутой, строгой логичностью. Все части  в нем жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте. Это осуществляется средствами, типичными для научной речи: связь  предложений при помощи повторяющихся существительных, часто в сочетании с указательным местоимением.

На последовательность развития мысли указывают и наречия: сначала, прежде всего, потом, затем, далее; а также вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, наоборот; союзы: так как, потому что, чтобы, поэтому. Преобладание союзной связи подчеркивает большую связь между предложениями.

Другим типичным признаком научного стиля речи является точность.

Смысловая точность (однозначность) достигается тщательным подбором слов, использованием слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики. В научном  стиле считается нормой повторение ключевых слов.

Отвлеченность и обобщенность непременно пронизывают каждый научный текст.

Поэтому здесь широко используются абстрактные понятия, которые трудно представить, увидеть, ощутить. В таких текстах часто встречаются слова с отвлеченным значением, например: пустота, скорость, время, сила, количество, качество, закон, число, предел; нередко используются формулы, символы, условные обозначения, графики, таблицы, диаграммы, схемы, чертежи.

Характерно, что даже конкретная лексика здесь выступает для обозначения общих понятий.

Например: Филолог должен внимательно, т. е. филолог вообще; Береза хорошо переносит морозы, т. е. не единичный предмет, а порода деревьев — общее понятие. Это ярко проявляется при сравнении особенностей употребления одного и того же слова в научной и художественной речи. В художественной речи слово не является термином, оно содержит в себе не только понятие, но и словесный художественный образ (сравнение, олицетворение и т. д.).

Слово науки — однозначно и терминологично.

Сравните: 


Береза  

1) Лиственное дерево с белой  (реже темной) корой и сердцевидными листьями. (Толковый словарь русского языка.)

 
Род деревьев и кустарников семейства  березовых. Около 120 видов, в умеренных  и холодных поясах Сев. полушария и в горах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. Наибольшее хозяйств, значение имеют Б. бородавчатая и Б. пушистая.  
(Большой энциклопедический словарь.)

 

       

Белая береза 
 
     Под моим окном  
     Принакрылась   снегом,  
     Точно серебром.  
     На пушистых ветках  
     Снежною каймой  
     Распустились кисти  
     Белой бахромой.  
     И стоит береза  
     В сонной тишине,  
     И горят снежинки  
     В золотом огне. 
 
(С. Есенин.)


 

 

Для научного стиля речи характерно множественное число от абстрактных  и вещественных существительных: длины, величины, частоты; частое употребление слов среднего рода: образование, свойство, значение.

Не только существительные, но и  глаголы обычно используются в контексте  научной речи не в своих основных и конкретных значениях, а в обобщенно-отвлеченном  значении.

Слова: идти, следовать, привести, составлять, указывать и др. обозначают не собственно движение и т.д., но нечто иное, отвлеченное: 

 

    идти лесом, 
     следуйте за мной, 
     привести друга

 речь идет о проблемах, 
     отсюда следует вывод, 
     привести к общему  знаменателю


 

 

В научной литературе, особенно математической, форма будущего времени часто  лишена своего грамматического значения: вместо слова будет употребляются есть, является.

Глаголы настоящего времени тоже не всегда получают значение конкретности:регулярно применяют; всегда указывают. Широко употребляются формы несовершенного вида.

Для научной речи характерно: преобладание местоимений 1 и 3-го лица, значение лица при этом ослаблено; частое употребление кратких прилагательных.

Однако обобщенность и отвлеченность  текстов научного стиля речи не говорят  о том, что в них отсутствует  эмоциональность, экспрессивность. В этом случае они не достигли бы своей цели.

Экспрессивность научной речи отличается от экспрессивности художественной речи тем, что она связана прежде всего с точностью употребления слов, логичностью изложения, его убедительностью. Чаще всего используются образные средства в научно-популярной литературе.

Не смешивайте устоявшиеся в науке термины, образованные по типу метафоры (в биологии — язычок, пестик, зонтик; в технике — муфта, лапа, плечо, хобот; в географии — подошва (горы), хребет) с использованием терминов в изобразительно-выразительных целях в публицистическом или художественном стиле речи, когда эти слова перестают быть терминами (пульс жизни, политический барометр, переговоры буксуют и т.д.).

Для усиления выразительности в научном стиле речи, в особенности в научно-популярной литературе, в произведениях полемического характера, в дискуссионных статьях, используются:

1) усилительные частицы, местоимения,  наречия: лишь, абсолютно, только;

2) прилагательные типа: колоссальное, наивыгоднейшее, одно из величайших, труднейшая;

3) «проблемные» вопросы: в самом деле, какие тела находит... клеточка в окружающей среде?, какая же этому причина? 

 

Объективность — еще один признак научного стиля речи. Научные теории и законы, научные факты, явления, эксперименты и их результаты — все это излагается в текстах, относящихся к научному стилю речи.

И все это требует количественных и качественных характеристик, объективных, достоверных. Поэтому восклицательные  предложения используются очень  редко. В научном тексте недопустимо  личное, субъективное мнение, в нем  не принято использовать местоимение  я и глаголы в первом лице единственного  числа. Здесь чаще используются предложения неопределенно-личные (считают, что...), безличные (известно,   что...),  определенно-личные  (рассмотрим  проблему...). 

 

В научном стиле речи можно выделить несколько подстилей, или разновидностей:

а) собственно научный (академический) — наиболее строгий, точный; им пишутся диссертации, монографии, статьи научных журналов, инструкции, ГОСТы, энциклопедии;

б) научно-популярный (научно-публицистический) им пишутся научные статьи в газетах, научно-популярных журналах, научно-популярные книги; сюда относятся публичные выступления по радио, телевидению на научные темы, выступления ученых, специалистов перед массовой аудиторией;

в) научно-учебный (учебная литература по разным предметам для разных типов учебных заведений; справочники, пособия). 

 

Адресат цель

Академический 
Ученый, специалист 
Выявление и описание новых фактов, закономерностей

 
Научно-учебный 
Учащийся 
Обучение, описание фактов, необходимых для овладения материалом

 
Научно-популярный 
Широкая аудитория 
Дать общее представление о науке, заинтересовать 
 

Отбор фактов, термины

Академический 
Отбираются новые факты. 
Общеизвестные факты не объясняются 
Объясняются только новые термины, предлагаемые автором

Научно-учебный 
Отбираются типовые факты 
  
Все термины объясняются

Научно-популярный 
Отбираются интригующие, занимательные факты 
  
Минимум терминологии. 
Значение терминов объясняется через аналогию.

Ведущий тип речи Заглавие

Академический 
  
Рассуждение 
Отражает тему, проблему исследования 
Кожина М.Н. 
«О специфике художественной и научной речи»

Научно-учебный 
Описание 
  
Отражает тип учебного материала 
Голуб И.Б. «Стилистика русского языка»

Научно-популярный 
  
Повествование 
  
Интригует, вызывает интерес 
Розенталь Д.Э. 
«Секреты стилистики»

Информация о работе Научный стиль