Шпаргалка по "Геополитике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 11:16, шпаргалка

Описание работы

1. Геополитика: понятия, причины возникновения, основные этапы развития, функции, категории, методология.
2. Основные идеи классической геополитики.
3. Классическая немецкая геополитика.

Файлы: 1 файл

Ekz_Geopolitika_1.docx

— 102.93 Кб (Скачать файл)

 

        Применительно уже к интересам Британии формулировал свои геополитические идеи крупный британский ученый и политик X. Маккиндер (1861–1947). Примечателен тот факт, что его идеи частично были реализованы в британской внешней политике. Как и все геополитики его времени, он подчеркивал определяющую роль для государств и народов того пространства, на котором они существовали. Более того, по мере исторического развития этот фактор становится все весомее. Поскольку, по мнению X. Маккиндера, доминирующую роль в мировой политике играют огромные пространства Евразии, постольку овладение этим “осевым регионом” является необходимым условием мирового господства.

       Он  обратил внимание на исключительно  выгодное положение России в  центре Евразийского континента. В мире в целом она занимает  центральную стратегическую позицию,  сравнимую с позицией, занимаемой  Германией в Европе. X. Маккиндер писал, что Россия “может наносить и одновременно получать удары со всех направлений, за исключением севера”. И никакая социальная революция, по его мнению, не способна “изменить ее отношения к великим географическим границам ее существования”.

       Подобный ход мыслей привел X. Маккиндера к созданию первой глобальной геополитической модели мира.

       “Осевой регион” он назвал Хартлендом (сердцевинной землей). В него он включил географическое пространство России, плюс Восточная и Центральная Европа на западе, Тибет и Монголия на востоке. За пределами хартленда он описывает “большой внутренний полумесяц”, Римленд (береговые земли), образуемые Германией, Австрией, Турцией, Индией и Китаем.

       “Внешний полумесяц”, образующий Мировой остров, представляли, по его мнению, Британия, Южная Африка, Австралия, Соединенные Штаты, Канада и Япония. Что касается Франции, то, как пишет X. Маккиндер, ее “толкнуть в объятия морских держав может предполагаемый союз Германии и России. Таким образом, им окончательно была сформулирована идея геополитического дуализма: столкновения власти суши – теллурократии и морского могущества – талласократии. Сегодня эти термины постоянно используются теми учеными, которые стоят на позициях классической геополитики.

       Хотя, как считал X. Маккиндер, морская мощь и играет огромную роль в мировом балансе сил, но развитие сухопутных и воздушных коммуникаций в значительной степени обесценивают ее эффективность, так как для поддержания ее на соответствующем уровне требуется все большее количество и все более дорогих морских баз. Поэтому господства над мировым островом сравнительно проще добиться великим континентальным державам. На основе этих размышлений он пришел к итоговому выводу, что тот, кто правит Восточной Европой, господствует над Хартлендом, тот, кто правит Хартлендом, господствует над Мировым островом, тот, кто правит Мировым островом, господствует над миром.

      

       Николас Спайкмен (1893-1944) Американец. Спайкмен был сторонником глобальной системы безопасности США, названной им «интегрированным контролем над территорией» и отстаивал идею активного вмешательства США в дела Евразии.  С позиции интересов безопасности США Н. Спайкмен объединил идею Мэхэна о «морской мощи» и теорию Хартленда Маккиндера.  

 В своем труде «Стратегия  Америки в мировой политике: Соединенные Штаты и баланс силы» (1942 г.) Спайкмен дал оценку и прогноз развития событий в результате Второй мировой войны и  считал возможной войну США с СССР, война действительно произошла, но только «холодная».  

 Главные  направления американской геополитики  Спайкмен видел в том, чтобы:  

 а) сохранить Германию и  Японию как военные державы,  не допустить советско-китайского  союза, так как союз двух  огромных континентальных держав  не позволит будущему англо-американо-японскому союзу контролировать мир;  

 б) не допустить объединения  Европы, так как эта мощная  федерация государств ослабит в конце концов мировые позиции США.   

 В 1944 г. посмертно была  опубликована небольшая книга  Н. Спайкмена «География мира». Основная идея книги сводилась к тому, что на евразийском континенте находится большое количество центров силы, которые активно влияют на глобальную безопасность, поэтому их объединение в любого рода коалиции недопустимо для США.   

 Спайкмен считал ключевой зоной всего мира в Евразии Римленд (от rim - дуга, обод), зона географически соответствующая «внутреннему полумесяцу» в теории Хартленда Маккиндера. Теория Спайкмена получила название «Хартленд-Римленд». Она включает прибрежные государства Евразии. Эта гигантская «материковая кайма» - «спорный пояс», «буферная зона конфликта между континентальными и морскими державами» - подлежала «интегрированному контролю», поскольку здесь осуществляется противостояние между океанической гегемонной державой (США) и владельцем Хартленда (СССР).  

 В подражание Маккиндеру Спайкмен выдвинул свои максимы: 

 -кто контролирует Римленд, тот контролирует Евразию; 

 -кто контролирует Евразию, тот контролирует мир.  

 Как известно Вторая мировая война развивалась по Маккиндеру. Сильное давление из Хартленда в западном, восточном и южном направлениях привело к еще большему его контролю над Евразией. Одним из геополитических итогов Второй мировой войны стало образование под контролем Хартленда огромного блока континентальных держав, превышавших по площади империю Чингисхана.

 

 

  7. Геополитические  идеи Евразийства.

       Создателями  евразийства были филолог и историк князь Н.С. Трубецкой (1890–1938), географ и геополитик П.Н. Савицкий (1895–1968), историк Г.В. Вернадский (1877-1973).

       Суть евразийства заключается в понимании России как особого мира в Евразии, “месторазвитие” (неповторимая географическая среда) которого определяет формирование как отдельного человека, крупных человеческих сообществ, так и характер государственной организации народа.

       Н.С. Трубецкой так выразив суть концепции: “Национальным субстратом того государства, которое прежде называлось Российской империей, а теперь называется СССР, может быть только вся совокупность народов, населяющих это государство, рассматриваемое как особая многонародная нация и в качестве такой обладающая особым национализмом. Эту нацию мы называем евразийской, ее территорию – Евразией, ее национализм – евразийством”.

       Наиболее полно геополитические идеи евразийства сформулировал П.Н. Савицкий. “Россия – Евразия, писал он, – есть центр Старого света. Это мир, лежащий к востоку от границ Европы и к северу от “классической” Азии, есть то звено, которое спаивает в единство их (Европу, Переднюю Азию, Иран, Индию, Индокитай, Китай, Японию. – Н.А.) все”. Россия как “срединный мир” представляет собой в связи с этим самостоятельную и особую духовно-историческую геополитическую реальность.

       Но  формулирует он основной тезис  евразийцев – “сама же Россия есть ни Азия, ни Европа”. Будучи особым географическим миром, он отличается от той и другой тем, что в них возможно образование небольших замкнутых “мирков”, т. е. малых государств. Для Евразии, охватывающей равнинные просторы, покрытые лесами и степью, характерна тенденция к единству проживающих на ее территории народов – “славянских, финских, турецких, монгольских и прочих”.

        Российская  цивилизация, считал он, сложилась  на основе “арийско-славянской культуры, тюркского кочевничества и православной традиции”. Благодаря своему географическому положению и особенностям цивилизации, Россия была призвана к выполнению объединяющей роли на этом огромном материке – Евразии. Поэтому, делает он вывод, особенность русской культуры и геополитики в одновременной и равномерной обращенности к Востоку и Западу.

       Специфика  России как объединяющего начала  различных народов нашла отражение  у П.Н. Савицкого в принципе идеократии. Этот принцип предполагал, что евразийское государство должно строится сверху вниз не на основе рыночной экономики и выборной демократии, а посредством некоего духовного начала. Во главе же такого государства должен стоять особый класс “духовных вождей”, идеократов. Формы такого идеократического государства, по его мнению, могли быть различными – теократическая соборность, народная монархия, национальная диктатура и партийное государство советского типа.

       Евразийцы  во главе с П.Н. Савицким  противопоставляли тем самым идеократию, доминирование духовного начала Суши либеральной демократии, торговому прагматизму Моря. Это утверждение евразийцев в геополитике заставило по-иному воспринимать позицию сторонников талассократии в лице Мэхена, Маккиндера и других. Что касается континенталистов, сторонников германоцентристской концепции, то евразийцы фактически отрицали какую-либо возможность и перспективу для Германии стать синтезирующим центром континента Евразия.

       С  позиции этногенеза и этнических  циклов геополитические проблемы  освещал в своих работах ученик  П.Н. Савицкого, историк, этнограф и философ Л.Н. Гумилев (1912–1992). Основой его теории является утверждение, что основным действующим лицом истории являются этносы, наиболее устойчивые и активные человеческие общности. Для каждого этноса характерен свой стереотип поведения, позволяющий сформировать самосознание на уровне “свой” – “чужой”, “мы” и “они”. Единство этноса подпитывается энергией биосферы, которая в свою очередь проявляется в так называемой пассионарности – непреодолимом стремлении этноса к достижению какой-либо, пусть даже иллюзорной, цели.

       Но  пассионарность не есть данность на все времена. Каждый этнос переживает, согласно Гумилеву, ряд ее стадий:

– фазу подъема пассионарности;

– фазу предельной пассионарности;

– фазу надлома (резко нарастающее падение пассионарности);

– инерционную фазу (постепенный спад пассионарности);

– фаза потери пассионарности;

– мемориальную фазу, когда этнос превращается в реликт.

       В  переходные периоды от одной  фазы к другой возможно вмешательство  внешних сил, когда этнос может  быть уничтожен или рассеян  в пространстве. Этносы могут  объединяться в суперэтносы посредством симбиоза (добрососедства), ассимиляции, добровольного объединения без слияния, без слияния путем подчинения одного этноса другим, войны за господство на определенной территории и войны на истребление.

       Перспективным  для этноса является определение  идеи – ориентира и программы пассионарности в жизнеутверждающем направлении. В противоположном случае, считалЛ.Н. Гумилев, разрушается биосфера, питающая пассионарность данного этноса. К жизнеот-рицающим мироощущениям он относил атеистические и пессимистические.

      

Основные идеи:

- русская цивилизация  отличается от всех других, т.к это синтез двух цивилизаций;

- неудачное расположение  столицы;

- неравномерность развития  территории;

- федерализм не подходит  России.

 

Европа-Россия.

- Европа всегда будет  врагом;

- Россия всегда стремилась  войти в Европу, но на уровне  подсознания они чувствуют угрозу;

-Россия должна идти  на Восток.

 

8. Геополитика после II мировой войны в Европе.  

 Во второй половине XX в. в  развитии западной геополитики  под влиянием разнородных факторов (последствий Второй мировой войны и формирования нового миропорядка, противостояния двух блоков, крушения коммунизма и распада СССР) сложились две тенденции: 

 1.стремление создать новую «гуманизированную» геополитику, которая пытается преодолеть географический детерминизм классической геополитики и указать на важность изучения «пространственного окружения человека» в виде схемы: «географическая среда - человек - внешняя политика».  

 2.гуманизация геополитики не привела на практике к утверждению партнерских равноправных отношений между странами, а стала полем разработки новых форм глобального контроля и гегемонии в борьбе за ресурсы с учетом меняющейся реальности.

 

     Европейская геополитика  эволюционирует от геополитики пространства к геополитике человека. В 60-70-е годы XX в. в основу геополитических теорий был положен уже не географический фактор, а пространственная реальность человека и общества. Для завоевания нового геополитического пространства для Запада акцент был сделан на особую роль гуманитарной концепции «прав человека». На понимании общности европейских ценностей строился процесс европейской интеграции и формирования нового «континентального блока» - Европейского Союза. Современная геополитика США акцентирует внимание на собственной мессианской роли в установлении нового геополитического порядка («гегемонии нового типа»). Для его обоснования используется «концепция демократии», выступающая лакмусовой бумажкой, по которой ранжируются страны «подлинной» демократии и «страны-изгои».

 

 

   В условиях глобализации изменились методы и формы борьбы за ресурсы, механизмы контроля за пространством: наряду с военной экспансией, широко используются гуманитарные интервенции и информационные войны.

 

Основные направления европейской геополитики  

 Из-за связи немецких геополитиков с нацизмом в 30-40-е годы XX в. до 60-х годов XX в. в Европе геополитика в ее германском варианте оказалась дискредитированной и была под запретом.   

Информация о работе Шпаргалка по "Геополитике"