Расширение ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:39, реферат

Описание работы

В настоящее время в период быстрого развития научно – технического прогресса
невозможно существование государств без их взаимодействия. Взаимодействие
может осуществляться как через политические, так и экономические отношения.
Международные организации, в частности Европейский союз, не только регулируют
межгосударственные отношения, но и принимаются решения по глобальным
вопросам.

Содержание работы

Введение.. Стр 3
1. ЕС сегодня Стр 4-5
2. ЕС - член мирового сообщества Стр 5
3. Краткая история ЕС Стр 5-6
4. Соседи ЕС: Россия, Белоруссия, Украина Стр 6-10
5. Взаимоотношение России и ЕС на фоне вступления новых странСтр 10-25
Заключение. Стр 25-26
Библиография. Стр 27

Файлы: 1 файл

Расширение ЕС.docx

— 74.17 Кб (Скачать файл)

соглашение называется потому, что по содержанию оно выходит за пределы

компетенции Сообществ, и  поэтому наряду с руководством Сообществ оно

подписывается и ратифицируется государствами-членами. Согласно решениям Суда

ЕС, принятым еще до подписания СПС с Россией, с момента вступления в силу

положения "смешанных  соглашений" представляют неотъемлемую часть

"коммунитарного правоворядка". Здесь мы можем констатировать, что данная

позиция совпадает с мнением некоторых авторитетных российских правоведов

(один из примеров приводился  выше).

Таким образом, руководство  Еврокомиссии исходит из того, что  СПС является

частью права Сообществ, т.е. частью так называемых "коммунитарных

достижений", которые ЕС традиционно ревностно защищает.

Позиция Сообщества состоит  в том, что СПС РФ - ЕС в связи  с вступлением новых

членов "нуждается в  технической адаптации". Эта адаптация согласно ЕС

заключается в том, что  Россия должна подписать соответствующий  Протокол о

расширении, который дает возможность новым государствам-членам

присоединиться к СПС. Протокол входит в силу после подписания его со стороны

ЕС членами Совета Евросоюза, действующими от имени государств-членов, и

ратификации его Российской Федерацией. Смысл Протокола состоит  в том, что

Россия письменно, в договорном порядке соглашается на автоматическое

присоединение к СПС 10 новых членов ЕС.

С точки зрения ЕС Протокол о расширении необходим еще потому, что отдельные

положения СПС относятся к исключительной национальной компетенции

государств-членов (например, раздел о культурном сотрудничестве), и

формально российская сторона имеет бесспорное право на обсуждение данных

положений с новыми членами. Однако здесь уместно повторить, что Еврокомиссия

хотела бы, чтобы новые  члены участвовали в Протоколе  автоматически, без

переговоров, поскольку выше упоминавшийся подписанный в апреле 2003 г. Акт о

присоединении уже обязывает  их взять на себя все обязательства  по СПС по

отношению к России с даты их вступления в ЕС. Переговоры России с каждым из

10 новых членов, естественно,  отодвинули бы сроки юридического  оформления

полноправного членства в  ЕС новых государств-кандидатов.

В случае если Россия продолжает отказываться от подписания Протокола,

европейская сторона в том, что касается вопросов исключительной компетенции

Сообществ и совместной компетенции Сообществ и государств-членов, предлагает

передать решение данной проблемы на усмотрение предусмотренного в СПС Совета

сотрудничества.

Руководство ЕС признаёт, что  по вопросам исключительной национальной

компетенции Россия не обязана распространять на новых членов Евросоюза

соответствующие положения  СПС, и это не является нарушением данного

Соглашения. С юридической точки зрения в этом случае возникает асимметрия,

заключающаяся в том, что, как выше указывалось, по Акту о присоединении

новые члены берут на себя все обязательства по СПС с Россией, а Россия,

требуя переговоров с каждым новым членом по вопросу об участии в СПС,

задерживает, таким образом, их вступление в ЕС в намеченные сроки, ставя его

в зависимость от окончания  и успеха переговоров. Среди политических причин в

обоснование своей позиции  европейская сторона указывает  на свою традицию

единства в случаях  международного представительства  Сообщества вовне.

К тому, что касается позиций  европейской стороны, остается добавить, что по

опыту автора статьи для  переговорщиков ЕС традиционно характерен менторский

тон, откровенное недоверие к партнерам по переговорам, в целом жесткий и

бескомпромиссный характер ЕС как договаривающейся стороны.

Как отмечается в резолюции, одобренной 23 февраля 2004 г. Советом  ЕС на

уровне министров иностранных дел государств Евросоюза, если Россия не

согласится на подписание Протокола о расширении, ее ждут торговые санкции и

"самые серьезные последствия"  вплоть до пересмотра СПС. Главы  МИД Дании и

Польши, в частности, заявили  также: "не соглашаясь с расширением  Евросоюза,

Россия ставит под сомнение основу нашего стратегического партнерства".

ЕС обычно жестко диктует  или пытается диктовать свои условия не только России,

но и другим государствам СНГ. В результате, например, в Соглашении о

партнерстве и сотрудничестве между Сообществами и Украиной последняя очень

сильно сдала свои национальные позиции в сравнении с Россией. Это явилось

результатом известного подхода ЕС к достижению своих целей по принципу "все

или ничего" ("соглашайся или уходи"). Особенно четко данный подход проявляется

на переговорах с новыми членами, например с Польшей. Может  возникнуть вопрос:

почему партнеры по переговорам  терпят подобное обращение? Ответ прост. Польша,

Литва и другие страны знают, что, выполнив условия ЕС, они получат в прямом

смысле денежное вознаграждение и компенсации по линии европейских фондов и

программ (Польша, например, в сумме 4% ежегодового ВВП).

Для России, однако, речь идет всего лишь о равноправном партнерстве, которое

не может базироваться на неравенстве сторон в экономическом и правовом

отношениях.

Достигнутый Россией и  ЕС высокий уровень  партнерства  требует, чтобы стороны

избегали "резких движений", которые могли бы ему повредить. В нашей ситуации,

как представляется, должны доминировать не столько юридические  сколько

политические соображения.

С политической точки зрения главное - это обеспечение добрососедских

отношений со все соседями, и в особенности с сопредельными государствами.

Если до сих пор общая  граница России с ЕС' проходила  по границе с Финляндией,

то после 1 мая 2004 г. граница  с Евросоюзом значительно удлинилась.

___________

     1См.: Бирюков М.М. О некоторых правовых проблемах, возникающих для

России в связи с  расширением ЕС\\ Государство и  право. - № 7. – 2004. – С.32.

Следует иметь в виду, что наряду с возможными издержками автоматическое

распространение СПС на новые  государства-члены на условиях, предложенных

Еврокомиссией, принесет и  положительные последствия для нашей страны.

Плюсы, которые уже принесло СПС: 1) отмена почти всех количественных

ограничений на экспорт российских товаров (их было около 600); 2) Россия

исключена из списка стран с "государственной торговлей"; 3) установление

благоприятного таможенного режима для экспорта российских товаров.

«Последствием наших европейских  обязательств явились принятие

внутрироссийского антимонопольного законодательства, недавнее снижение

налога на прибыль (до 24%), отмена льгот по налогу на прибыль, закон о земле,

начало ряда экономических  и структурных реформ для вступления России в ВТО и

др.

Средний уровень таможенных тарифов ЕС, применяемых к российским товарам,

равняется

по разным оценкам от 1 % до 3 -4%.

Для сравнения - текущий средний  тариф в 10 странах-кандидатах в настоящее  время

равен примерно 9%.» Это означает, что в целом по таможенным

тарифам Россия после вступления новых государств в ЕС получает выигрыш  в

абсолютном исчислении.

Новые члены будут обязаны  обеспечить в области торговли доступ российским

товарам на свои территории на условиях одинакового

торгового режима, низких единых тарифов и общих административных процедур,

знакомых российским торговым операторам. Прогнозируется небольшой рост

российского экспорта в присоединяющиеся к Союзу страны. Российские компании,

имеющие право на открытие бизнеса в определенном секторе экономики

Евросообщества, приобретают право действовать и на территориях новых членов,

имея более высокие "евростандарты" своей защиты и одинаковые правила игры на

этих территориях. Новые  государства-члены будут обязаны  руководствоваться

более строгими европейскими правилами правительственных закупок, нормами

конкуренции, положениями  Закона ЕС о компаниях и в целом  строгой дисциплиной

Евросоюза.

Новые члены перейдут с национальных стандартов на комунитарные (т.е.

принятые в Сообществах) стандарты и сертификационные процедуры для

российских товаров, экспортируемых на их рынки. Предполагается, что

распространение единых стандартов на новые государства-члены упростит

деятельность российских операторов на общем рынке, так как  им придется

выполнять единый свод норм и правил, что особенно важно для  предприятий

малого и среднего бизнеса. Стало быть, последним следует быть готовыми к

соблюдению европейских технических, санитарных, экологических и других норм

при обязательной сертификации товаров.

В соответствии с СПС России был предоставлен режим наибольшего

благоприятствования. При  этом до 80% российских товаров подпадает  под

действие системы преференций. При вступлении в ЕС стран Центральной и

Восточной Европы и Балтии российские предприятия будут пользоваться этими

льготами и на их территории.

Из ожидаемых минусов  от вступления новых стран в ЕС отметим следующее.

Если в настоящее время  РФ полностью удовлетворяет потребности стран Центральной

и Восточной Европы на нефть, спрос на газ (страны Балтии и Словакии) и ядерное

топливо (Венгрия и Литва), то впоследствии согласно директивам институтов

Евросоюза (относительно диверсификации импортируемых энергоносителей) может

последовать снижение доли российских энергоресурсов в потреблении  новых членов

ЕС. В связи с осуществлением странами Центральной и Восточной  Европы

энергетической политики ЕС остается неясной перспектива  реализации ранее

подписанных с ними российской стороной долгосрочных соглашений на поставку

газа. Например, в Польше заявляют о намерении пересмотреть заключенный с

"Газпромом" контракт  на закупку 250 млрд. куб. м газа  в течение 25 лет.

Польша уже заключила  долгосрочное соглашение с Данией и Норвегией на поставку

больших объемов природного газа после реализации проекта строительства

газопровода из Дании по дну Балтийского моря.

Проблемы для экспорта топлива из России может создать обостряющаяся

конкуренция государств-поставщиков (Норвегии, стран Ближнего Востока и др.)

на энергетическом рынке  Центральной и Восточной Европы.

Реализуя энергетическую политику Евросоюза, ряд стран Центральной и

Восточной Европы уже уменьшили  одностороннюю привязку к топливно-

энергетическому комплексу  России. Альтернативой российскому газу в регионе

стали поставки из Великобритании, Норвегии и Дании, а российской нефти -

импорт из Норвегии и государств опек.

С учетом созданной в последние годы инфраструктуры и заключенных соглашений

ряд новых членов готовы к возможному сокращению в будущем доли РФ в импорте

энергоносителей. Например, мощности нового терминала по перегрузке нефти в

Гданьском порту позволяют  обеспечить потребности Польши в жидком топливе из

третьих стран при поставках  морем.

Негативным обстоятельством  для России является ужесточение политики ЕС в

Информация о работе Расширение ЕС