Расширение ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:39, реферат

Описание работы

В настоящее время в период быстрого развития научно – технического прогресса
невозможно существование государств без их взаимодействия. Взаимодействие
может осуществляться как через политические, так и экономические отношения.
Международные организации, в частности Европейский союз, не только регулируют
межгосударственные отношения, но и принимаются решения по глобальным
вопросам.

Содержание работы

Введение.. Стр 3
1. ЕС сегодня Стр 4-5
2. ЕС - член мирового сообщества Стр 5
3. Краткая история ЕС Стр 5-6
4. Соседи ЕС: Россия, Белоруссия, Украина Стр 6-10
5. Взаимоотношение России и ЕС на фоне вступления новых странСтр 10-25
Заключение. Стр 25-26
Библиография. Стр 27

Файлы: 1 файл

Расширение ЕС.docx

— 74.17 Кб (Скачать файл)

Разработка экспертами проекта  Соглашения и соответствующие предварительные

переговоры с представителями  Комиссии ЕС длились в течение почти всего 1992 г.

Осенью того же года переговоры перешли на более высокий и официальный уровень

и после ряда раундов завершились  подписанием Соглашения на острове  Корфу 24

июня 1994 г.

С российской стороны Соглашение подписал президент РФ Б.Н. Ельцин.

В связи с тем, что российские эксперты взяли за основу вышеупоминавшиеся

европейские соглашения об ассоциации, СПС

во многом носит их отпечаток. Тем самым российская сторона  стремилась,

насколько это возможно, идти в ногу с процессами, происходившими в

Сообществах и странах - кандидатах на вступление в ЕС.

Соглашение явилось наиболее широким, содержательным и далеко идущим

экономическим соглашением  из всех, которые когда-либо подписывались Советским

Союзом или Россией  с западноевропейскими государствами или международными

организациями. Поэтому многие отечественные исследователи относят его к

уникальным соглашениям, договорам нового поколения.

Среди прочего от европейских  соглашений СПС принципиально отличалось тем, что

в нем не говорилось об ассоциированном  членстве России в ЕС, и оно прямо не

предусматривало последующего вступления РФ в ЕС.

В то же время в Соглашение удалось включить положение о создании в будущем

между Россией и ЕС зоны свободной торговли, а впоследствии стороны

договорились также об участии РФ в едином европейском  пространстве.

Во всяком случае с российской стороны делалось все возможное, чтобы развивать

с ЕС эффективное сотрудничество и отслеживать процессы приготовления

восточноевропейских государств   к   полноправному   вступлению   в   это

интеграционное объединение.

Десятилетний период миновал, и в настоящее

время мы наблюдаем заранее  предсказуемую ситуацию, когда сроки  европейских

соглашений об ассоциации истекли, и институты ЕС, равно

________

' См.: Клемин А.В. О договорах между ЕС и Россией // Московский журнал

международного права. 2002. - № 2. - С. 57.

как и государства-кандидаты, делают все необходимое, чтобы

страны-соискатели стали  полноправными членами Сообществ  и Союза.

Главное из всего вышесказанного - это то, что российская сторона  положительно

отнеслась к интеграционным процессам в Европе, стремилась принять  в них

участие и получить от них  для себя максимальную выгоду.

     Однако вернемся в наше время, к нашей теме и нашим проблемам.

В настоящий момент в связи  со вступлением в Европейский  союз 10 новых членов

Европейской комиссией (ЕК) поставлен вопрос об автоматическом

распространении положений  СПС на новых членов Союза .

Проанализируем, хотя бы вкратце, правомерна ли такая постановка вопроса

Комиссией и как это  может отразиться на России.

Европейская комиссия для  обоснования своей позиции выдвигает  ряд юридических

аргументов. Приведем некоторые  из них.

Согласно ст. 110 СПС понятие  территории Сообщества определяется правом

Сообщества. В соответствии со ст. 19 Акта о присоединении, подписанного в

апреле 2003 г. Европейским сообществом, его государствами-членами и вновь

вступающими государствами, территории новых членов включаются в территорию

Сообщества. Отсюда следует  вывод об автоматическом распространении СПС на

новых членов с момента  их вступления в ЕС, т.е. с 1 мая 2004 г., поскольку

вышеупомянутый Акт о  присоединении обязывает новые государства-члены взять

на себя все обязательства  по СПС по отношению к России с  даты их вступления в

ЕС.

Российская позиция состоит  в том, что СПС является международным  договором,

который должен регулироваться нормами международного публичного права, в

особенности теми из них, которые  регламентируют вопросы международных

договоров. Основополагающий принцип в этой связи - присоединение  к действующему

международному договору с участием третьего государства (в  нашем случае -

России) должно происходить  по взаимному согласию такого третьего государства и

сторон соответствующего международного договора, если они  не договорились об

ином. Главное в российской позиции - это то, что распространение СПС должно

стать предметом переговоров ЕС, России и новых членов. Повторимся и

уточним: представители Европейской комиссии выступают против участия в

переговорах новых членов. Кто же прав?

Выяснить это не так  просто.

ЕК исходит из права  Европейского союза (европейского права). Российская сторона

опирается на нормы международного публичного права, и на первый взгляд кажется,

что она делает это совершенно правомерно. Однако проблема осложняется тем, что

даже некоторые авторитетные российские юристы (не говоря о большинстве

европейских правоведов), признавая, что международные договоры Сообществ с

третьими государствами полностью подпадают под действие норм международного

публичного права, утверждают в то же время, что статус таких договоров

"зависит одновременно  от нормативных предписаний европейского права"1

. СПС даже характеризуется как неотъемлемая составная часть и источник права

Сообществ.

Считается также (и пока это  никем окончательно не опровергнуто), что

европейское право - это особая самостоятельная правовая система,

существующая наряду с национальными системами права и международным правом.

По крайней мере в западных университетах на юридических факультетах

европейское право изучается  как отдельная дисциплина наряду с международным

публичным правом все при  том же понимании, что европейское  право есть

самостоятельная правовая система. В книжных магазинах и библиотеках

западных стран по личному  наблюдению автора рубрикаторы и классификаторы

четко подразделяют разделы и полки с книгами по европейскому праву, отдельно

по международному публичному праву и далее по различным отраслям

национального права.

Здесь, как представляется, уместно высказать некоторые  соображения о понятии,

сущности и особенностях европейского права.

Европейское право возникло одновременно с началом западноевропейской

интеграции, т.е. с заключением  Парижского договора о Европейском объединении

угля и стали (ЕОУС) 1951 г. и Римских договоров 1957 г. о  Европейском

экономическом сообществе (ЕЭС) и Европейском сообществе по атомной энергии

(Евратом).

С начала 60-х годов программы  обучения на юридических факультетах

университетов западных стран стали включать курс "Европейские организации",

преподававшийся в рамках международного публичного права. Основной упор в

этой дисциплине делался  на изучение институциональной структуры и полномочий

Сообществ.

С конца 60-х годов во многих западных университетах начали изучать

самостоятельные курсы - "коммунитарное право" или "право Сообществ". С

1977 г., т.е. 20 лет спустя  после подписания Римских договоров, "коммунитарное

право" было официально включено в качестве обязательной дисциплины в программы

подготовки юристов в  западных университетах и преподается  в качестве

самостоятельного курса  параллельно с международным правом.

Программу и конкретное наименование дисциплины определяют сами университеты,

в результате чего единообразие в этом отсутствует. Примеры названий -

"Европейское право". "Институциональное коммунитарное право", "Право

интеграции" и т.п.

С развитием интеграционных процессов и образованием Европейского союза

появилось название "Право Европейского союза".

В российских юридических  вузах до определенного времени европейское праве!

не преподавалось. Да и сейчас эта дисциплина еще не вошла в официально

утвержденную обязательную программу подготовки российских правоведов.

Важным этапом на пути к признанию данной дисциплины явилось открытие в 1993

г. отделения международного права и права ЕС в Московском государственном

институте международных отношений - МГИМО (У). В 1996 г. в структуре МГИМО

(У) был образован Институт  европейского права.

В последние годы курс европейского права стал преподаваться на юридических

факультетах многих российских вузов. Интересно отметить, что данную

дисциплину начали вводить  и в программы неюридических высших учебных

заведений, таких, например, как Дипломатическая академия МИД РФ, Российская

экономическая академия им. Г.В. Плеханова, Московский государственный

лингвистический университет. Московский государственный социальный

университет и др. Это говорит о том. что сегодня в знании европейского права

нуждаются многие из тех, кто  вовлечен в отношения с Европейским  союзом и кто

хочет знать систему существующего  в его рамках права.

Еще рано утверждать, что  в российской теории и практике уже утвердилось

единое наименование - "европейское право" для обозначения

этой новой подсистемы права, учебной дисциплины и юридической науки. Данный

термин еще не стал общеупотребительным, но получает все более широкое

распространение как в иностранной, так и в отечественной специальной

литературе

     Чем Европейский союз отличается от европейских сообществ и чем

соответственно  право Сообществ (коммунитарное право) отличается от

права Европейского союза?

Европейский   союз   как   новое   образование  включает три составляющих,

получивших наименование трех "опор": во-первых, два Сообщества в рамках

социально-экономической  сферы, во-вторых, общую внешнюю политику

безопасности в параметрах внешнеполитической сферы (ОВПБ) и, в-третьих,

сотрудничество полиций  и судебных органов в уголовно-правовой: в области по

линии правоохранительных ведомств. Следует отметить, что третья составляющая

в Маастрихтском  договоре  (1992  г.) называлась "сотрудничеством  в области

юстиции и сфере внутренних дел". Это наименование по сей  день встречается, в

том числе в официальных  документах.    Позднее    Амстердамским    догов

(1997 г.) формулировка данной "опоры" была изменена на  вышеприведенную, а

именно: "о сотрудничество полиций и судебных органов в  уголовно-правовой

сфере" (СПСО).

Порядок принятия решений  в рамках ОВПБ и СПСО отличается от коммунитарного

порядка. В данных областях суверенитет государственных органов  ограничен в

гораздо меньшей степени, чем имеет место в рамках Сообществ. Эти две "опоры"

характеризуются как межправительственные, и решения по входящим в них

вопросам часто принимаются  на международно-правовой основе.

Все это говорит о сложности  структуры и характера европейского права.

     Однако вернемся к проблемам современных отношений России с ЕС.

Как европейская сторона  рассматривает природу и сущность Соглашения о

партнерстве и сотрудничестве РФ - ЕС?

Западная юридическая  наука относит подобные соглашения к группе "смешанных

соглашений" и включает их в число источников права Сообществ. "Смешанным"

Информация о работе Расширение ЕС