Особенности рынка труда в Удмуртской Республике, его регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 08:23, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследование проблем рынка труда и его регулирования в Удмуртской Республике.
Данная цель определила следующие задачи:
– сделан анализ социально-экономического положения УР;
– дана характеристика населения и трудовых ресурсов УР;
– изучены теоретические аспекты регулирования рынка труда;
– выявлены масштабы, структура, основные тенденции и изменения рынка труда в УР;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИКИ УДМУРТСКОЙ 5
РЕСПУБЛИКИ 5
1.1 Показатели социально-экономического развития 5
1.2 Характеристика трудовых ресурсов Удмуртской Республики 12
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА 20
2.1 Население и трудовые ресурсы 20
2.2 Понятие рынка труда, его особенности и основные элементы 22
2.3 Виды рынков труда 25
2.4 Спрос и предложение рабочей силы 29
2.5 Особенности российского рынка труда 33
2.6 Регулирование занятости населения 35
3. АНАЛИЗ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА 38
3.1 Характеристика занятости населения в Удмуртской Республике 38
3.2 Анализ управления занятостью населения в Удмуртской Республике 47
3.3 Предложения по регулированию занятости населения 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56

Файлы: 1 файл

курсовая_занятость населения-1.doc

— 611.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Анализ социально-экономических  показателей субъектов Приволжского Федерального Округа (ПФО) за январь-ноябрь 2010 года позволяет отметить следующее:

– Удмуртская Республика входит в число субъектов, уровень безработицы в которых превышает среднероссийский показатель (3,0%);

– Уровень инфляции ниже, чем в среднем по России (103,2%) в 4 субъектах округа, из них самый низкий в Мордовии (102,7%). Удмуртская Республика входит в тройку регионов с наибольшим уровнем инфляции (103,8%);

– прирост оборота общественного питания в расчёте на душу населения относительно уровня предыдущего года в Удмуртии составил 19,9%. Лидерами по обороту общественного питания на душу населения являются Пермский край, Самарская область и Татарстан;

– прирост увеличения объёма платных услуг в расчёте на одного жителя в Удмуртии составил 7,9%. Таким образом, Удмуртия заняла 13-е место в рейтинге.

Анализ демографических  показателей за январь-февраль 2010 года позволяет отметить следующее:

– В Удмуртии коэффициент рождаемости снизился на 0,2 процентного пункта и составил 13,1 промилле – это по-прежнему самый высокий уровень рождаемости среди субъектов Приволжского федерального округа. В рассматриваемый период выше среднероссийского уровня (11,7 промилле) рождаемость в пяти субъектах ПФО. В рейтинге субъектов ПФО по данному показателю Удмуртия и Оренбургская область занимают лидирующие позиции (1 и 2 места);

– уровень смертности в Удмуртии (14,4 промилле) ниже среднероссийского показателя (14,7 промилле). Самый низкий уровень смертности в рассматриваемые периоды (январь-февраль 2009 и 2010 годов) фиксируется в Татарстане, Башкортостане и Чувашии, самый высокий – в Нижегородской, Кировской и Пензенской областях;

– показатели темпов естественной убыли населения в Удмуртии незначительно увеличелись (на 0,1 процентного пункта).

Таким образом, сравнительная характеристика показателей социально-экономического развития Удмуртской Республики и субъектов ПФО в I квартале 2010 года позволяет отметить следующее:

– республика сохраняет лидирующие позиции по рождаемости на 1000 человек населения;

– темпы роста производства молока в республике превышают среднероссийские;

– отмечен существенный прирост положительного сальдированного финансового результата деятельности организаций Удмуртии.

 

 

3.2 Анализ управления занятостью населения в Удмуртской Республике

 

 

Почти 10 лет в Удмуртской Республике действует сайт Управления государственной службы занятости  населения Удмуртской Республики, пользователям  доступны следующие основные разделы: Информация о службе, Правовая поддержка, Работодателям, Ищущим работу, Банк резюме, Поиск работы, Полезные ссылки, Организация альтернативной службы, Профориентация и профобучение, Административные регламенты, Рынок труда, Вопрос-ответ, Гостевая книга. Сайт содержит всю необходимую информацию для ищущих работу и для работодателей.

Начиная с августа 2008 года Управлением государственной  службы занятости населения Удмуртской Республики осуществляется ежемесячная  регулярная передача информационных пакетов  регистров получателей услуг на федеральный уровень в установленные сроки. Регулярно пополняется Общероссийский банк вакансий на информационном портале «Работа в России». Начиная с декабря 2009 года, передача данных на федеральный уровень производится только по защищенной сети ViPNet (в ПТК «Содействие»). При содействии службы занятости нашли работу или доходное занятие (с учетом граждан, трудоустроенных после завершения профобучения) 74 тыс. человек.

Увеличилось трудоустройство:

– на предпринимательскую деятельность на 43,6% или на 1020 чел.;

– на самозанятость на 67,3% или на 665 чел.;

   инвалидов на 198 чел. или на 15%;

   несовершеннолетних  граждан в возрасте от14 до 18 лет  в период каникул и в свободное  от учебы время на 1093 чел. или  на 9,6%;

Увеличилось трудоустройство  безработных граждан на 11,8%, их трудоустроено в текущем году почти 34,8 тыс. человек.

Количество граждан, трудоустроенных  при содействии службы занятости, в республике значительно увеличилось по сравнению с прошлым годом в г. Сарапуле (более чем на 24%), Камбарском (на 77%) и Красногорском (на 21%) районах.

Уровень трудоустройства  безработных граждан от числа  безработных состоящих на учете  на начало года и признанных в текущем  году в среднем по республике повысился  по сравнению с аналогичным периодом прошлого года с 40,8 % до 46,6 %.

В Удмуртской Республике помимо Программы социально-экономического развития на 2005-2009 годы, в которую  включен раздел «Занятость населения» и ежегодно разрабатываются Планы  практических мероприятий по ее реализации, действуют еще 16 федеральных целевых программ и 31 республиканская целевая программа. [26, с.45].

Профконсультанты службы занятости населения Удмуртской Республики при оказании психологической  поддержки используют различные  виды психологической помощи. Это:

– индивидуальная психологическая консультация;

– групповые занятия  по психологической коррекции эмоционального состояния;

– социально–психологический  тренинг; 

– релаксационные  занятия.

По данным экспресс-информации службы занятости населения по Удмуртской Республике на рынке труда Удмуртской Республики в 2010 году:

– Поставлено на учет ищущих работу граждан:

В течение 11 месяцев 2010 года в центрах  занятости населения городов  и районов республики было поставлено на учет ищущих работу 85,9 тыс. граждан, что на 22,7% меньше за этот же период 2009 года.  
Незанятых граждан в текущем году поставлено 96,9 тыс. чел., что на 26,1% меньше, чем за 11 месяцев 2009 года.

В территориальном разрезе число  поставленных на учет незанятых граждан  увеличились в 2 районах республики - в Алнашском (на 11,4 %) и Граховском (на 4,4 %) районах.

Наиболее значительное снижение числа  поставленных на учет незанятых граждан  отмечено в Малопургинском (на 40,1%), Селтинском (на 38,5%) и Каракулинском (36,6%) районах.

– Спрос на рабочую силу:

Спрос на рабочую силу на регистрируемом рынке труда увеличился. За 11 прошедших месяцев 2010 года от работодателей в службу занятости поступили сведения о 79,7 тыс.  вакансий. Это более чем в 1,2 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Кроме того, почти 31 тыс. вакансий получена путем заключения договоров с организациями, осуществляющими совместно со службой занятости реализацию специальных программ по проведению активной политики занятости на рынке труда. 
Спрос на рабочую силу повысился в 7 территориях Удмуртской Республики, так в г. Ижевске рост количества заявленных вакансий в 1,2 раза, в Малопургинском районе - в 3,3 раза и в Игринском - в 1,6 раза. 
В тоже время, в 11 районах республики количество заявленных работодателями вакансий меньше, чем за 11 месяцев 2009 года, наиболее значительно спрос уменьшился в Ярском (на 59%), и Вавожском (на 26%) районах. 
Напряженность на рынке труда Удмуртской Республики снизилась с 1,6 незанятых гражданина на заявленную вакансию в прошлом году до 1,3 человек в текущем. При этом в г. Ижевске она ощущается менее значительно (на 1 вакансию претендует менее 1 человека), а в сельских районах остается достаточно высокой (почти 6 человек на вакансию).

– Профессиональное обучение:

На профессиональное обучение в  течение 11 месяцев отчетного периода службой занятости направлено 7279 безработных граждан, что на 32,8 % больше, чем за 11 месяцев 2009 года.

– Безработные:

На начало 2010 года на учете в  службе занятости состояло 28068 безработных  граждан. В течение января-ноября текущего года были признаны безработными 46598 человек из 85927 поставленных на учет незанятых граждан.

Численность граждан, признанных безработными за прошедший период 2010 года, снизилась  по сравнению с прошлым годом  почти на 25,6 %. 
В результате, численность официально зарегистрированных безработных на 1 декабря 2010 года составила 15730 человек. Это на 9515 человек или почти на 38% меньше, чем на аналогичную дату прошлого года и на 12338 человек или почти на 44 % меньше, чем на начало текущего года.  
Снижение численности безработных произошло по всем территориям, как по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, так и по сравнению с началом года.

Наиболее значительно численность  безработных по отношению к началу года снизилась в Красногорском (на 63%) и  Селтинском (58%) районах.  
Уровень регистрируемой безработицы в Удмуртской Республике на 1 декабря 2010 года составил 1,66% от трудоспособного населения в трудоспособном возрасте и 1,85% от экономически активного населения (в прошлом году этот показатель соответствовал 2,65% и 2,96%).

Наиболее высокий уровень безработицы  отмечен в Камбарском (4,9 %) районе.

В 8 территориях уровень безработицы  ниже, чем в среднем по республике – в городах Ижевске, Воткинске, Можге и Глазове, Завьяловском, Игринском,  Малопургинском и Якшур-Бодьинском районах.

 

 

3.3 Предложения по регулированию занятости населения

на рынке труда

 

Многообразие типов  безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого «лекарства от безработицы» быть не может, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать самые разные методы.

Уровень  безработицы  может быть снижен за счет:

– улучшения информационного  обеспечения рынка труда. Эту  функцию могут выполнять организации  по трудоустройству, которые должны собирать у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщать ее безработным;

– устранения факторов, снижающих мобильность рабочей  силы. Для этого необходимы прежде всего: создание развитого рынка  жилья; увеличение масштабов жилищного строительства и отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.

Некоторое облегчение может  принести, например, предоставление возможности  досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста. Этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

Создание условий для  роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удастся найти работу по найму.

Для помощи молодежи могут  использоваться различные методы:

– экономическое стимулирование молодежной занятости (например, предоставление определенных налоговых льгот фирмам, в штате которых молодые работники составляют оговоренную долю);

–   создание специальных  фирм, предлагающих работу именно молодежи;

–  создание центров  обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых  наиболее высоки.

Реализация государственной  политики занятости населения должна осуществляется по таким основным направлениям, как:

– создание правовой базы, регулирующей вопросы занятости  и социальной защиты безработных;

– создание условий со стороны государства для самозанятости населения. В этом плане мировой опыт показывает, что наибольший эффект приносит содействие со стороны государства развитию малого и среднего бизнеса;

– обучение, переобучение и повышение квалификации кадров;

– поощрение территориальной  мобильности рабочей силы. Это значит, что государство должно оказывать всяческое содействие и материальную помощь  тем гражданам и семьям, которые решили поменять место жительства и переехать в те районы, которые испытывают недостаток рабочей силы. Кроме того, важным направлением государственной политики занятости должны быть мероприятия по организованному набору рабочей силы.

Реализация политики занятости должна быть направлена на решение следующих основных задач:

– создание условий для  развития предпринимательства, создания новых рабочих мест через инвестиционную и кредитную политику, оказание государственной помощи для экономического подъема сельского хозяйства;

– повышение сбалансированности спроса и предложения на рынке  труда путем проведения согласования объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования с потребностями экономики; проведение профориентационной работы с учащимися и выпускниками общеобразовательных учреждений с целью выбора ими профессионального пути и определения специальности, пользующейся спросом на рынке труда;

– адаптация рынка  труда к возможным колебаниям предложения рабочей силы, связанным  с увеличением до 2006 года численности  молодежи, вступающей в трудоспособный возраст и имеющей низкий общеобразовательный уровень, а начиная с 2006 года - сокращением численности населения в трудоспособном возрасте;

– смягчение последствий  активизации процессов высвобождения  работников, связанных с реструктуризацией  отдельных отраслей экономики; 

– снижение напряженности  ситуации на рынке труда в сельской местности, развитие сельской самозанятости;  

– проведение активной политики на рынке труда, привлечение средств  республиканского и местных бюджетов на реализацию мероприятий активной политики занятости;   

– сокращение нелегальной  трудовой миграции, регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы;  

– улучшение функционирования рынка труда, расширение возможностей трудоустройства граждан, обеспечение развивающихся потребностей экономики в работниках; обеспечение социальных гарантий гражданам, потерявшим работу; минимизация периода поиска работы;   

– обеспечение государственных  гарантий занятости граждан, особо  нуждающихся в социальной защите,  создание для них дополнительных рабочих мест, квотирование рабочих мест для инвалидов с предоставлением налоговых льгот работодателям, организацию социально значимых общественных работ.

Информация о работе Особенности рынка труда в Удмуртской Республике, его регулирование