Особенности рынка труда в Удмуртской Республике, его регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 08:23, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследование проблем рынка труда и его регулирования в Удмуртской Республике.
Данная цель определила следующие задачи:
– сделан анализ социально-экономического положения УР;
– дана характеристика населения и трудовых ресурсов УР;
– изучены теоретические аспекты регулирования рынка труда;
– выявлены масштабы, структура, основные тенденции и изменения рынка труда в УР;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИКИ УДМУРТСКОЙ 5
РЕСПУБЛИКИ 5
1.1 Показатели социально-экономического развития 5
1.2 Характеристика трудовых ресурсов Удмуртской Республики 12
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА 20
2.1 Население и трудовые ресурсы 20
2.2 Понятие рынка труда, его особенности и основные элементы 22
2.3 Виды рынков труда 25
2.4 Спрос и предложение рабочей силы 29
2.5 Особенности российского рынка труда 33
2.6 Регулирование занятости населения 35
3. АНАЛИЗ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА 38
3.1 Характеристика занятости населения в Удмуртской Республике 38
3.2 Анализ управления занятостью населения в Удмуртской Республике 47
3.3 Предложения по регулированию занятости населения 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56

Файлы: 1 файл

курсовая_занятость населения-1.doc

— 611.50 Кб (Скачать файл)

– государственный спрос в отраслях социальной сферы и государственного управления.

Совокупный спрос на рабочую силу или спрос в рамках национальной экономики в целом в количественном отношении представляет собой агрегатную величину, слагающуюся из суммы спроса в рамках частного сектора и суммы спроса в рамках государственного сектора экономики.

В качественном плане  совокупный спрос на рабочую силу – это экономическая категория, выражающая, помимо отмеченных выше аспектов (купли-продажи рабочей силы), общественные отношения по поводу использования трудовых ресурсов в экономике страны в целом.

Предложение рабочей силы – это предложение наемным работником принадлежащей ему и неотделимой от него способности к труду, выступающей в качестве товара на рынке труда, покупателю данного специфического товара – работодателю за определенную плату, на определенный временной период. Это не акт купли-продажи товара рабочая сила, а ситуация, когда наемный работник выступает лишь как потенциальный продавец товара рабочая сила, а предприниматель (фирма) как потенциальный покупатель данного товара, т.е. это ситуация предлагаемой, а не действительно покупаемой рабочей силы [16, с.114].

В рыночной экономике  гражданская рабочая сила неизбежно распадается на две количественно неравные группы:

а)  занятые, т.е. имеющие  работу; Это преобладающая по численности группа экономически активного населения страны;

б) незанятые, подавляющее  большинство которых составляют не имеющие работы по экономическим причинам.

Общая численность занятых  включает в себя значительную группу работников, занятость которых не связана с рынком труда, находится  вне рыночных отношений, существующих в сфере труда. При определении  совокупного предложения труда данная группа работников (включая занятых в домашнем хозяйстве) должна быть исключена из числа лиц, предлагающих свою рабочую силу на рынке труда.

Таким образом, предложение  рабочей силы – это спрос на рабочие места; спрос на рабочую  силу – это предложение рабочих мест. Из этого следует, что объем реализованного предложения рабочей силы зависит от реального спроса на нее. Спрос определяется количеством рабочих мест, имеющихся в наличии  и вновь создаваемых. Для незанятых (полностью безработных), ищущих работу вопрос о наличии вакантных рабочих мест имеет первостепенное значение.

2.5 Особенности российского рынка труда

 

В российской экономике  интенсивно нарастает процесс вымывания  квалифицированных работников из сферы  производства и, следовательно, депрофессионализации рабочей силы. Сокращение численности квалифицированных рабочих в отраслях промышленности страны означает сдвиг в составе совокупной занятой рабочей силы в пользу работников средней и низкой квалификации, а также неквалифицированных рабочих. В структуре спроса, реализуемого через службу занятости, преобладает спрос на малоквалифицированную рабочую силу, тогда как среди ищущих работу по найму значительная часть – лица с высоким уровнем образования и профессиональной подготовки.

В Российской Федерации острые проблемы предложения труда и сложность трудоустройства незанятых, главную массу которых составляют высвобождаемые из сферы производства, сосредоточены на внешнем рынке труда, который и представляет собой собственно рынок труда (рынок рабочей силы) в подлинном – экономическом, рыночном и социальном значении этого понятия.

Проблема состоит в  том, что в отличие от внутрифирменных  рынков труда, имеющих дело с контингентом уже занятых лиц наемного труда, имеющих работу и заработок и  для которых вся проблема сводится к периодической перепродаже (или переоформлению продажи) рабочей силы путем заключения очередного трудового соглашения с работодателями, на внешнем рынке концентрируется незанятая часть лиц наемного труда, способных к труду и желающих трудиться, но лишенных этой возможности по независящим от них причинам, не имеющих работы и средств к существованию, для которых трудоустройство, получение рабочего места – жизненно важный вопрос.

Для экономики России сейчас характерна структурная безработица, дополняемая безработицей циклической.

Причина заключается  в чрезмерном развитии в прошлом  отраслей по производству оружия и  неконкурентоспособности многих видов  отечественных товаров по сравнению с зарубежными. В новой российской экономике предприятия, производящие такую продукцию, оказались ненужными, и над их работниками нависла серьезная угроза безработицы. В то же время отрасли, производящие потребительские товары, хотя и обладают большим потенциалом развития, но не могут этот потенциал реализовать из-за нехватки денежных средств.

Сейчас в нашей стране стало явным весьма специфичное  явление, возникшее еще во времена  командной системы, – так называемая неполная занятость.

Неполная занятость – ситуация, при которой работник формально числится занятым, но заработной платы не получает, так как находится в вынужденном отпуске, или получает лишь часть своей нормальной зарплаты, так как трудится неполный рабочий день.

Наиболее распространенными  в России проявлениями неполной занятости являются:

•    предоставление работникам неоплачиваемых отпусков;

•    введение сокращенного рабочего дня или сокращенной  рабочей недели.

Люди, находящиеся в  таком положении, формально не стоят  на учете в службе занятости и  не получают пособия по безработице. Если руководствоваться принятыми в экономической науке критериями, безработными их назвать нельзя. Но по уровню трудовой активности и заработкам они нередко находятся в худшем положении, чем официальные безработные.

Формальная ликвидация безработицы была куплена дорогой ценой – поддержанием на предприятиях избыточной численности работников. Сегодня российские предприятия просто уволить избыточных работников не всегда могут или не хотят. Дело, в частности, в том, что после увольнения работников закон предусматривает перечисление службе занятости их заработной платы в течение нескольких месяцев. Это позволяет платить безработным пособие в течение некоторого времени, пока они ищут работу.

Но у многих предприятий  просто нет денег на такие выплаты, и дешевле оказывается не увольнять работника, а держать его в состоянии скрытой безработицы.

2.6 Регулирование занятости населения

 

К методам воздействия на занятость  можно отнести:

– прямые (административные): законодательное  регулирование, трудовое законодательство, коллективные договоры;

– косвенные (экономические): финансовая, монетарная и фискальная политика.

Типы государственного воздействия  на занятость:

– пассивный: социальная помощь незанятому населению;

– активный: стимулирование предложения  труда, стимулирование спроса на труд, меры по согласованию спроса и предложения (информация, консультативные услуги, профконсультации, разработка программ занятости для низкоконкурентных  групп населения и т.д.), меры помощи регионам и т.д.

Государственная политика в области содействия занятости населения и процессов на рынке труда в целом в современных условиях определена Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»:

• государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость;

•  государственная  политика в области содействия занятости  населения направлена на реализацию многообразных элементов социально-экономических условий рационального и продуктивного использования наличного трудового потенциала общества [2, ст.5].

В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство призвано осуществлять:

•  разработку мер  финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;

•  правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;

• разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;

•  создание государственной  службы занятости населения и  др. [2, ст. 14].

Конкретные меры, формирующие  содержание государственной политики содействия занятости населения, направлены на развитие трудовых ресурсов и обеспечение равных возможностей всем гражданам России независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости. Среди этих мер существенное место принадлежит: созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; поддержке трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности; содействию развития способностей к производительному, творческому труду.

Одной из центральных  задач Федеральной службы по труду и занятости является реализация политики государства на рынке труда. В этих целях Роструд оказывает в соответствии с законодательством Российской Федерации следующие государственные услуги:

•  содействие гражданам  в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

•  информирование о  положении на рынке труда;

•  организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;

• психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;

• осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

•  организация проведения оплачиваемых общественных работ;

• организация временного трудоустройства граждан, особо  нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

В решении проблем  предотвращения возникновения и сокращения масштабов безработицы немало роль наряду с государственными органами призваны играть негосударственные структуры.

Биржи труда, клубы ищущих работу, осуществляющие свою деятельность нередко как товарищества с ограниченной ответственностью и работающие при поддержке региональных органов по труду и занятости, играют наиболее существенную роль в трудоустройстве молодежи. Их цель – добиваться сдерживания темпов роста безработицы, способствовать достижению экономической самостоятельности молодежи и реализации ее права на труд.

Службы занятости –  государственные и негосударственные – уделяют большое внимание ориентации лиц, потерявших работу, на самозанятость, на предпринимательскую деятельность разнообразных видов. Малое предпринимательство – альтернатива сокращению производства в отраслях экономики, поскольку создает новые рабочие места.

 

3. АНАЛИЗ ЗАНЯТОСТИ  НАСЕЛЕНИЯ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ  И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА

3.1. Характеристика занятости населения в Удмуртской Республике

 

Среднесписочная численность  работников крупных и средних  организаций города Ижевска (без учета данных территориально-обособленных подразделений, расположенных на территории других муниципальных образований) за 9 месяцев 2010 года составила 209,7 тыс. человек.

Наибольшую долю от общей  среднесписочной численности работающих на крупных и средних организациях города Ижевска составляют работники, занятые на обрабатывающих производствах.

Рост численности работающих за 9 месяцев 2010 года отмечен в организациях со следующими видами экономической деятельности: здравоохранение и предоставление социальных услуг, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, образование.

Рассмотрим основные показатели по труду и занятости  УР за период 2005-2009гг.

Численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы государственной службы занятости составила на конец 2009 года 11375 чел. Это больше, чем в 2009 году на 5075 чел., и на 6091 чел. больше, чем в 2007 году. В 2006 и году число обратившихся за содействием в поиске работы уменьшалось соответственно на 1289 чел. по сравнению с 2005 годом и в 2007 на 1685 чел. по сравнению с 2005 годом.

Рассмотрим основные показатели по труду и занятости Удмуртской Республики [17] (табл.7).

 

 

Таблица 7

Основные показатели по труду и занятости Удмуртской Республики

 

 

2005

2006

2007

2008

2009

Среднесписочная численность работников в организациях,  не являющихся субъектами малого предпринимательства, тыс. чел.

259,6

250,9

238,9

231,3

220,3

Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций, не являющихся субъектами малого предпринимательства, руб.

8078,4

9709,5

12181,3

15185,3

15979,1

Численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы государственной  службы занятости на конец периода, чел.

8258

6969

5284

6300

11375

из них

         

лица, не занятые трудовой деятельностью

8132

6863

5074

6090

11288

из них

         

безработные

7341

6279

4248

4927

10110

из них

         

получают пособие по безработице

67841)

60711)

3408

3414

8842

Заявленная организациями потребность  в работниках на конец периода, чел.

6155

10657

6664

5285

3850

Информация о работе Особенности рынка труда в Удмуртской Республике, его регулирование