Эволюция Боярской Думы и прикзов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Личность Петра I (1672-1725) по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ.
Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжался и позже. В XVIII в. М. В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью. А позднее историк Карамзин обвинял Петра в измене "истинно русским" началам жизни, а его реформы назвал "блестящей ошибкой".

Содержание работы

Введение
1.Становление абсолютной монархии в России……………….
1.1Гражданское законодательство…………………………..
1.2Табель о рангах…………………………..
2.Эволюция Боярской Думы и прикзов…………………………………..
2.1Высшие органы власти и управления…………………………………..
2.2Сенат…………………………………….
2.3Коллегии…………………………………………….
3. Контрольные органы……………………………………………..
3.1Образование Синода. Духовный регламент……………………………….
Заключение…………………………………………
Список использованных источников информации…………………………

Файлы: 1 файл

30633.docx

— 56.35 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1Гражданское законодательство

 

Перемены  в экономической жизни России во времена Петра, и прежде всего  развитие рыночных связей как внутри страны, так и с зарубежными  государствами, отразились на правовом регулировании имущественных отношений. Поэтому и в гражданском праве  наряду с чисто феодальными правовыми  институтами начали появляться нормы, характерные для капиталистического хозяйства. Наиболее консервативным оставалось вещное право, обязательственное право  стало приспосабливаться к нуждам рынка. Внутри гражданского права зарождается  новая отрасль — торговое право. Нормы его создавались в процессе торгового оборота, и часто в  основе их лежал обычай. Покровительствуя торговле, государство брало под  свою защиту торговые обычаи, складывался  так называемый обычай торгового  оборота, которым регулировался  широкий круг отношений в торговле. Таким образом, источниками гражданского права являлись и нормативно-правовые акты, и нормы обычного права.

 

Для российского  гражданского права петровского  времени был характерен различный  статус субъектов гражданско-правовых отношений, обусловленный делением общества на сословия. Развитие капитализма, т.е. прежде всего товарно-денежных отношений, не только требует объединения  страны в экономическое целое, но и превращает граждан (или подданных) в контрагентов с юридически равными  правами. В России этого в то время  не произошло. Сословная принадлежность определяла правоспособность субъекта гражданско-правовых отношений. Дворяне  обладали наибольшими правами, права  духовенства в области имущественных  отношений были существенно ограничены. Купцы и предприниматели, хотя и  пользо­вались поддержкой Петра I, все же были стеснены в правах на приобретение недвижимости. Так, только Указом 1721 г. купечеству было дозволено приобретать к заводам деревни. Наиболее ограниченной была правоспособность крестьян, особенно владельческих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2Табель о рангах

 

Принятие  Табели о рангах свидетельствовало о ряде новых обстоятельств:

 

1. Бюрократическое  начало в формировании государственного  аппарата, несомненно, победило аристократическое  (связанное с принципом местничества). Профессиональные качества, личная  преданность и выслуга стали  определяющими для продвижения  по службе.

 

Признак бюрократии как системы управления — это вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти (по вертикали) и руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламента, инструкции. Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность, отрицательными — его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость.

 

2. Сформулированная  Табелью о рангах новая система  чинов и должностей юридически  оформила статус правящего класса. Были подчеркнуты его служебные  качества: любой высший чин мог  быть присвоен только после  прохождения через всю цепочку  низших чинов. Устанавливались  сроки службы в определенных  чинах. С достижением чинов  восьмого класса чиновнику присваивалось  звание потомственного дворянина,  и он мог передавать титул  по наследству; с четырнадцатого  по седьмой класс чиновник  получал личное дворянство. Принцип  выслуги тем самым подчинял  принцип аристократический.

 

3. Табель  о рангах уравнивала военную  службу с гражданской: чины  и звания присваивались в обеих  сферах, принципы продвижения по  службе были аналогичными. Практика  выработала способ прохождения  лестницы служебных чинов ускоренным  образом (в основном это касалось  только дворян): уже после рождения  дети дворян-аристократов записывались  в должность и по достижении  ими пятнадцатилетнего возраста  имели достаточно важный чин.  Такая юридическая фикция была  обусловлена пережитками старых  принципов службы и основывалась  на фактическом господстве в  аппарате дворянской аристократии.

 

4. Подготовка  кадров для нового государственного  аппарата стала осуществляться  в специальных школах и академиях  в России и за рубежом. Степень  квалификации определялась не  только чином, но и обра­зованием, специальной подготовкой. Обучение дворянских недорослей часто осуществлялось в принудительном порядке (за уклонение от учебы налагались взыскания). Дети дворян по разнарядке направлялись на учение, от уровня их подготовки зависели многие личные права (например, право на вступление в брак).

 

Абсолютная  монархия — форма правления, при  которой монарху юридически принадлежит  вся полнота власти. В этот период ликвидируются старые сословно-представительные институты и происходит макси­мальная концентрация власти. С 1653 г. Земские соборы более не собирались, вместо них правительство созывало сословные совещания (1660, 1667, 1682 гг.). Но уже с начала XVIII в. и они перестали собираться. В 1721 г. Сенат совместно с Духовным Синодом преподнес Петру I титул императора. Россия стала империей.

 

 

 

2. Эволюция боярской Думы и приказов

 

 

Бюрократизация  государственного аппарата проходила  на разных уровнях и в течение  длительного периода.  Объективно она совпала с процессами дальнейшей централизации властных структур. Уже  во второй половине XVII в. исчезли остатки  иммунитетных феодальных привилегий и последние частновладельческие города.

 

Центральные органы управления, такие как Боярская дума и приказы, прежде чем трансформироваться в новые структуры, проделали  значительную эволюцию. Боярская дума из органа, вершившего вместе с царем  все важнейшие дела в государстве, к концу XVII в. превратилась в периодически созываемое совещание приказных судей. Она стала контрольным органом, наблюдавшим за деятельностью исполнительных органов (приказов) и органов местного управления.

 

Численность Боярской думы постоянно возрастала, и ее внутренняя структура начала дифференцироваться: уже в конце XVII в. из состава Думы официально выделилась «Ближняя дума» — прототип кабинета министров; еще одна структура — Расправная палата, просуществовавшая до 1694 г.

 

Боярская  дума из политического совета превращалась в судебно-управленческий орган. В 1701 г. функции Боярской думы перешли  к Ближней канцелярии, координирующей работу центральных органов управления. Чиновники, входившие в канцелярию, объединились в Совет, получивший название Конзилии министров (8—14 человек).

 

В 1711 г. с  образованием Сената прекратились дальнейшие трансформации Боярской думы. Аристократический  орган, основанный на принципе местничества, окончательно исчез. На вершине властной пирамиды его заменил новый бюрократический орган. Принципы его формирования (выслуга, назначение) и деятельности (специализация, следование инструкциям и регламентам) существенно отличались от принципов организации и деятельности Боярской думы (традиция, спонтанность).

 

Эволюция Приказов

 

Столь же сложный путь проделала система  центральных отраслевых органов  управления — приказов. В 1677 г. насчитывалось 60, в 1682 г. — 53, в 1684 г. — 38 приказов. При  сокращении числа центральных приказов возрастала численность приказных  губ, местных органов приказного управления, — к 1682 г. она достигла 300.

 

В конце XVII в. было произведено укрупнение и объединение отраслевых и территориальных приказов. Во главе каждого из них стал один из видных бояр-аристократов, что усилило авторитет и влиятельность органа. Параллельно происходило создание специальных приказов, осуществлявших контрольную деятельность по отношению к большой группе других приказов (например, Счетный приказ), соподчиняя их единому направлению государственной деятельности, что способствовало дальнейшей централизации управления.

 

В ходе этого  процесса число приказов уменьшалось, но общая численность штата чиновников возросла: если в 40-х гг. XVII в. Приказный  аппарат составлял около 1600 человек, то уже в 90-х гг. он возрастает до 4600 человек. В штате центрального московского аппарата в это время  было задействовано около 3 тыс. человек. Значительно возросло число младших  чиновников, что связано с дальнейшей специализацией в дея­тельности приказов и их ведомственным разграничением.

 

Складывалась  новая система чинов, единых для  отраслей государственного управления, армии и местного управления. Таким  универсальным чином становились  стольники. Отмена местничества постановлением 1682 г. изменила принципы подбора руководящих  кадров, новые принципы их формирования закрепила Табель о рангах.

 

Процесс централизации затронул и систему  местных органов: с 1726 г. по всей территории государства рядом с opганами местного самоуправления (губные, земские избы, городовые приказчики) стали появляться воеводы. К концу XVII в. их число возросло до 250, они сосредоточили всю административную, судебную и военную власть на местах, подчиняясь Центру.

 

Уже к 80-м  гг. XVII в. воеводы по всей территории страны вытеснили выборные местные  органы. Воеводы руководили вверенными им территориальными округами-уездами, а в конце XVII в. некоторые из них  поднялись на более высокий уровень: были образованы более крупные административные единицы — разряды (предшественники  будущих губерний).

 

 

 

 

 

 

 

 

         2.1Высшие органы власти и управления

 

Реформы высших органов власти и управления,  прошедшие  в  первой  четверти XVIII в., принято подразделять на три этапа:

 

1699—1710 гг. — частичные преобразования в  системе высших государственных  органов, структуре местного самоуправления, военная реформа;

 

1710—1719 гг. — ликвидация прежних центральных  органов власти и управления, создание новой столицы, Сената, проведение первой областной  реформы;

 

1719—1725 гг. — образование новых органов  отраслевого управления (коллегий), проведение второй областной  реформы, реформы церковного управления, финансово-налоговой системы, создание  правовой ос­новы для всех  учреждений и нового порядка  прохождения службы.

 

С 1699 г. прекратились новые пожалования в члены  Боярской думы и думные чины; вместо Расправной палаты была учреждена Ближняя канцелярия — орган административно-финансового контроля за дея­тельностью всех государственных учреждений (к 1705 г. в заседаниях этого органа принимали участие не более двадцати человек). Ближняя канцелярия регистрировала все царские указы и распоряжения. После образования Сената Ближняя канцелярия (в 1719 г.) и Конзилия министров (в 1711 г.) прекратили свое существование.

 

 

 

 

 

                            2.2 Сенат

 

 

Сенат образован  в 1711 г. как чрезвычайный орган во время нахождения Петра I в военных  походах. По Указу Сенат должен был, основываясь на существующем законодательстве, временно замещать царя. Статус нового органа не был детализирован, это  произошло несколько позже —  из двух дополнительно принятых указов стало ясно, что Сенат — постоянно  действующий орган.

 

К компетенции  Сената относились: судебная и организационно-судебная деятельность, финансовый и налоговый  контроль, внешнеторговые и кредитные  полномочия. О законодательных полномочиях  Сената ничего не говорилось.

 

  Указом 1711 г. устанавливался порядок  заседаний и делопроизводства  в Сенате. Все указы должны  были собственноручно подписываться  всеми членами Сената. В 1714 г.  меняется порядок принятия решений  — вместо единогласного достаточно  было большинства голосов.

 

В 1711 г. сформировалась система фискального надзора, при  Сенате учреждалась должность обер-фискала. Последний получал возможность осуществлять надзор за деятельностью госаппарата, используя систему фискалов (эти должности учреждались при губернских правлениях, провинциях, городах).

 

  Все  поступающие в Сенат дела заносились  в реестр, заседания протоколировались.

 

  С  1722 г. Сенат посылал в провинции  сенатора-ревизора. Генерал-прокурор  мог ставить вопрос перед Сенатом  о ликвидации пробелов в законодательстве  и осуществлял гласный надзор  за деятельностью Сената и  коллегий.

 

Структура Сената включала присутствие (общее  собрание сенаторов, на котором принимались  решения) и канцелярию, которую возглавлял обер-секретарь и которая состояла из нескольких столов (секретный, губернский, приказный и проч.). В 1718 г. штат сенатских подьячих переименовался в секретарей, канцеляристов и протоколистов (в 1722 г. канцелярия Сената переподчинена генерал-прокурору).

 

  В  1712 г. при Сенате была восстановлена  Расправная палата, рассматривавшая дела местных судов и администрации в качестве апелляционной инстанции.

 

В 1718 г. в  состав Сената кроме назначенных  царем членов вошли все президенты вновь созданных учреждений-коллегий.

 

В 1722 г. Сенат  был реформирован тремя указами  императора. Во-первых, изменен состав Сената: в него могли входить высшие сановники (по Табели о рангах —  действительные тайные и тайные советники), не являвшиеся руководителями конкретных ведомств. Президенты коллегий не входили  в его состав (за исключением предшественников военной, морской и иностранной  коллегий), и Сенат превращался  в надведомственный контрольный орган.

Информация о работе Эволюция Боярской Думы и прикзов