Боярская дума

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 20:47, курсовая работа

Описание работы

В летописях и древних грамотах нет такого сочетания слов в буквальном смысле – « Боярская дума »; есть бояре, которые « сидят в думе » с великим князем ( потом царём ), ездят с посольствами в другие страны, бывают наместниками в различных городах, возглавляют войско во время походов, несут государственную службу. Лишь один раз повествуя о таинственном убийстве княжеского любимца Алексея Петровича Хвоста ( 1356 г. ), летописец написал, что оно совершено «Боярской думой », но здесь речь идёт о заговоре, а не об органе управления.
Однако само название -- « Боярская дума Древней Руси » -- свидетельствует, что в книге речь пойдет об одном из существенных вопросов отечественной истории – государственном управлении, деятельности высшего органа власти.

Файлы: 1 файл

курсовая боярская дума.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)


Введение.

  В летописях и древних  грамотах нет такого сочетания  слов в буквальном смысле –  « Боярская дума »; есть бояре,  которые « сидят в думе »  с великим князем ( потом царём  ), ездят с посольствами в другие  страны, бывают наместниками в  различных  городах, возглавляют войско во время походов, несут государственную службу. Лишь один раз повествуя о таинственном убийстве княжеского любимца Алексея Петровича Хвоста ( 1356 г. ), летописец написал, что оно совершено «Боярской думой », но здесь речь идёт о заговоре, а не об органе управления.

   Однако само  название -- « Боярская дума Древней  Руси » -- свидетельствует, что  в книге речь пойдет об одном  из существенных вопросов отечественной  истории – государственном управлении, деятельности высшего органа  власти.

   Слово « боярин  » появляется в древнейших  источниках при описании самых  ранних событий русской истории  : боярина посадил на управление  в Смоленске « вещий Олег  » после завоевания города; Владимир  Святославич советовался со своими  боярами, какую веру следует принять на Руси; бояре подписывают древнейшие договоры князя с Византией. Они упоминаются летописями во всех русских землях, от Новгорода до Рязани, Чернигова, Киева.

   Тем не менее  историки до сих пор не могут  окончательно определить ни происхождение самого слова « боярин », ни функции бояр в древнерусских княжествах. Нет документов, в которых хотя бы раз при конкретных обстоятельствах было бы чётко написано, что бояре исполняют определённые обязанности и имеют те или иные права. Самые распространенные сведения о боярах таковы: это советники князя, наиболее приближенные к нему люди, с которыми он решает вопросы государственной важности. Такой род деятельности бояр – составлять совет при князе – существовал веками, от Владимира Святого до Василия Шуйского, и позднее, при царях новой династии Романовых. Другой их обязанностью, имевшей почти столь же длительную традицию, было управление различными территориями, входящими в состав княжества. В XI – XVI вв. московские великие князья и цари посылали бояр наместниками в различные области страны; особенно ответственной была служба в пограничных городах-крепостях. В руках бояр была вся административно-военная деятельность на местах.

   Столетие за  столетием изменялись и государственный  аппарат, и объём княжеской власти, и территория государства. Менялось и представление о служебных функциях бояр. Если в ранний период русской истории они упоминаются как советники, деятельность которых не ограничена строгими рамками, то позднее, в XVI в. и особенно с конца XV в., о них уже можно говорить как о высших государственных чиновниках.

   Бояре как свидетели  ( «послухи» ) подписывают великокняжеские  завещания ( «духовные грамоты» ), что было гарантией исполнения  последней воли правителя. Титул  боярина стал наследственным в узком кругу семей. Потомки советников первого князя династии, когда – то выбранных по определённым признакам ( воинский талант, способность к управлению, дружеское расположение князя или родство с его семьёй ), продолжали служить детям и внукам этого князя, и правитель не мог сразу заменить всех неугодных ему бояр.

   Недовольный боярин  мог поднять мятеж, бежать к  соседнему князю, уговорить его  на поход против своего вчерашнего  господина. Так было в Москве  в середине XV в., когда из среды московских бояр навсегда выбыли Добрынские, потомки Ивана Всеволожа: они поддержали Дмитрия Шемяку в его войне против великого князя московского Василия Тёмного.

   Бояре – это  крупные землевладельцы, за ними  стоят их  собственные  военные   слуги;  во  время походов бояре выставляют свои  вооружённые отряды, а кроме того,   сами возглавляют значительные воинские подразделения ( « полки » ) великого князя. Без согласия таких советников государю трудно управлять княжеством. С XIV в. бояре появляются в окружении не только великих и удельных князей, но также митрополитов и епископов ( митрополичий и « владычен » боярин ) – это высшие чиновники-администраторы при церковных иерархах.

   Великий князь  московский Иван III в 1948 г. распустил дворы крупных боярских семей, дав служившим там людям земли на недавно присоединённых к Московскому государству новгородских окраинах.  Отсюда пошли многие семьи, известные в русской истории и культуре XIX  столетия ( Пущины, Муравьёвы, Епанчины и др. )

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Боярская дума.

             § 1. Функции Боярской думы.

   Боярская дума  имела законосовещательный характер, а её авторитет и влияние  были различными при разных  монархах. В некоторые периоды  решения принимались узким кругом  приближённых к престолу.  «  Государь всея Руси » Иван III обсуждал все вопросы с боярами и не карал за « встречу », то есть за возражения и несогласия со своим мнением.  А вот его сына Василия III упрекали в том, что он вместо совета с Боярской думой « запершись сам-третей у постели все дела делает ». Князь Андрей Курбский также обвинял Ивана Грозного в том, что тот пытается править без совета с « лучшими мужами ». При несовершенолетии царя и в период междоусобиц Боярская дума превращалась в центр, фактически управлявший государством.1

  Постоянное присутствие в думе начальников важнейших приказов сообщало ей вид совета министров. Дума ведала очень обширный  круг дел судебных и административных; но, собственно, это было законодательное учреждение.  Законодательное значение думы теперь уже не держалось  только на давнем обычае, а прямо утверждено было в Судебнике 1550 г., одна статья которого гласит: « а которые будут дела новые, а в сем Судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех бояр приговору вершатся, и те дела в сем Судебнике приписывати ». Все дополнительные к Судебнику указы  и были приговорами думы. Далее, дума руководила действиями приказов и имела контроль над областным управлением. Она же решала множество судебных дел, как высшая или единственная инстанция. Члены думы собирались на заседании во дворце, в Кремле или где находился государь, обыкновенно рано по утрам, летом при восходе солнца, зимой ещё до рассвета; заседания длились по пяти-шести, между заутреней и обедней, и

нередко возобновлялись вечером, когда думные люди, соснув после обеда, с первым ударом колокола к вечерне опять съезжались во дворец.  На заседании советники рассаживались по чинам, окольничие ниже бояр и     т. д., а люди одного чина по породе, в местническом порядке;  дьяки присутствовали стоя; иногда царь сажал и их. Заседание думы обозначалось выражениями « сидеть за делы » или,  если на заседании присутствовал сам царь, « слушать дел с бояры ». Ходить с докладами в думу значило « всходить делами в верх перед бояр ». Приёмные и жилые покои дворца вообще назывались верхом. Дума сама очень редко возбуждала вопросы, подлежащие её обсуждению. Законодательный почин обыкновенно шел снизу или сверху, а не из среды самого совета. Текущие дела вносились в думу начальниками приказов, каждым по своему ведомству; что не могло быть доложено ни из какого приказа, что не входило в текущее приказное делопроизводство, то вносил в думу сам государь; ему принадлежал почин в важнейших делах внешней политики  и  внутреннего государственного строения.  Государь часто сам председательствовал в думе, « сидел с бояры о делах »; нередко он приказывал боярам « без себя сидеть » об известном деле.  Иногда бояре не решались без государя произнести окончательного приговора о том, чего им « без государеву указу вершить было немочно », и тогда дело докладывалось отсутствовавшему государю.  Но если  бояре, заседая без   государя, по данному им полномочию находили возможным решить законодательный вопрос, то их приговор получал  силу закона, не восходя к государю на утверждение.  Таков был обычный порядок думского законодательства.  Начальник приказа вносил в думу  запрос о новом законе на имя государя в обычной формуле: « и о том великий государь что укажет? ».  Государь если не решал дела сам или с боярами, указывал о том сидеть боярам, приговор которых и становился законом. Предварительный указ государя, ставивший вопрос на очередь, и боярский приговор – таковы два необходимые момента законодательного процесса;  они обозначены в формуле государь указал и бояре приговорили; третий момент, утверждение приговора всех бояр отсутствовавшим государем,  представляется случайностью или исключением.  Были, кажется, только два рода боярских приговоров, которые всегда представлялись на утверждение государя в случае его отсутствия на заседании:  это приговоры о местнических делах и о наказании за тяжкие преступления;  пересмотр дел второго рода обыкновенно сопровождался  отменой или смягчением наказания.  Иногда, в особо важных случаях, обычный состав думы расширялся и в нее входил сторонний правительственный фактор, глава русской церковной иерархии, один или с высшим духовенством,  епископами. Этот высший иерарх, до конца XVI в. митрополит, а потом патриарх,  со своими епископами составлял особый правительственный совет, ведавший дела русской церкви и называвшийся Освященным собором.  Этот собор действовал или независимо от государевой думы, или вместе с нею, или по ее указанию. Совместное или подчиненное действие Освященного собора вызывалось церковными делами,  близко касавшимися интересов государства, или делами государственными,  соприкасавшимися  с ведомством церкви. Для решения таких дел  созывались соединенные собрания боярской думы и Освященного собора.  Такие собрания носили специальное название соборов, которые надобно отличать от Земских.2

 

§ 2. Состав Боярской думы.

   В период феодальной  раздробленности  Боярские думу  при дворах удельных князей, в  том числе при дворе московского  князя, не имела строгой структуры   и четко очерченной компетенцией.  В ту пору дума при князе  состояла из двух-трех бояр, которых призывали для совета по каждому конкретному случаю.  В  конце XV – начале  XVI вв.  Боярская

дума превратилась в  постоянно действующий орган  и  насчитывала около двадцати человек.  В XVII в. состав думы был значительно расширен и превысил сто человек.  Сложилась иерархия думных чинов: бояре, окольничьи, думные дворяне, думные дьяки.  Высшими думными чинами  являлись бояре, или как их часто именуют грамоты, « великие бояре ».  С конца XVI по конец XVII вв. чин боярина имели 200 человек. Из  них 130  бояр ( 65% ) принадлежали к титулованной знати, то есть являлись  потомками некогда суверенных феодальных владык, перешедших в московское подданство. Впрочем как подчёркивал  В. О. Ключевский, « В первое время своей московской службы это были не столько подданные московского государя, сколько союзные с ним государи, его державные вассалы.  Многие из  них,  например, князья Одоевские, Белевские, долго сохраняли  при себе особые  удельные войска, которыми сами командовали в  московских походах независимо  от воевод   московских  полков »3.

 

   Князья потеснили  московских бояр, издавна состоявших  на службе великого князя. За  столетний период только 70 бояр ( 35% ) принадлежали  к нетитулованной  знати. Нетитулованная знать в  основном жаловалась в следующие за боярами чины « окольничие » ( от слово « около » государя, то есть приближённые к царской особе ). В редких случаях окольничие могли дослужиться боярского чина. 

   Происхождение этого слова, как и слова «боярин», неизвестно, но функции окольничих  в документах отражены достаточно ясно: это княжеские слуги,   ведавшие « околицами », т. е. какими-то  территориями государства. Впервые  такая должность упоминается источниками в Смоленске, затем в Рязани, Серпухове.  Эти чиновники часто упоминаются в документах, связанных с судебными делами, или как  люди, которые на местах следят за выполнением распоряжений князя.  Термин « боярин » в документах  XV—XVI вв., когда сложилось Московское государство, начинает приобретать разные эпитеты, характеризующие деятельность конкретного администратора.

 

   Ближний боярин  ( иногда он называется комнатный ) – это особо доверенное лицо, он мог входить в комнату государя еще до его официального « выхода » в парадные покои. Введённый боярин рассматривал судебные дела от лица князя; путный – тот кто ведал    какой-либо отраслью ( « путём » ) княжеского хозяйства («соколиный путь », « бортный путь » и др.).  в подчинении таких бояр были многочисленные люди, обслуживающие хозяйство князя и часто жившие в разных местах. Например, бортники, собиравшие мёд диких пчёл в лесах и следившие за бортными деревьями и пчелиными роями. Очевидно, «ближний» по положению боярин мог стать «путным» по службе, а затем и «введенным». Употребление этой и подобной терминологии показывает, что княжеский совет с течением времени преобразуется в государственное  учреждение с разнообразными функциями, среди которых управление страной (судебно-административные дела) и собственно княжеским хозяйством.  Воинская служба, управление городами и территориями, дипломатические дела – всем этим занимались бояре.4

 

   Главным лицом  в великокняжеской думе был конюший боярин. Этот человек ведал не просто конюшней великого князя (что в середине века было очень ответственной и важной должностью), а всей совокупностью служб, связанных с разведением и содержанием лошадей, включая работу кузнецов, мастеров, делавших сбрую и повозки, людей, заготавливавших корм, и т. д. Конюший боярин возглавлял думу, и эта должность передавалась из поколения в поколение в одной и той же московской семье потомков Ратши, дружинника князя Александра Невского.

   Из записок  иностранцев, посетивших Россию  в XVI в., мы узнаем о том, насколько это звание было почётным. Римский посланник Антоний Поссевино писал, что конюший боярин якобы обладал правом выбирать царя, если государство осталось без правителя. Англичанин Джером Горсей, хорошо знавший Бориса Годунова, который в царствование Фёдора Ивановича стал конюшим боярином, определял это звание с помощью термина, понятного его соотечественникам: Горсей считал звание конюшего боярина соответствующим званию лорда-протектора.

   Бояр первых  московских князей (XIII – XIV вв.) было мало, около десяти человек; все знали их по именам, и в документах они записаны без фамилий и прозвищ: Иван Родионович, Иван Фёдорович, Фёдор Андреевич… Это сейчас историки мучительно выясняют: Фёдор Андреевич – это Свибло или Кошка? Который из них? Со временем число бояр увеличилось, но всё же их было немного. Боярское звание передавалось по наследству; круг семей имевших на него право, был невелик.5

 

   В 30—40-е гг.  XVI в. при малолетнем царе Иване IV в думу входят новые роды, среди них – ранее независимые служилые князья. Участие в работе думы даёт реальную власть в государстве. А все изменения в ее составе ( поочерёдное свержение придворных партий Воронцовых, Шуйских и Бельских, столь красочно описанное летописцами в XVI в.) прежде всего говорят о том, что дума из совета при князе превращается в орган государственной власти, который осуществляет высшие законодательные, военно-административные и судебные функции. У думы появляется свой чиновный аппарат – думные дьяки.

   Этот низший  думный чин был принадлежностью  должностных лиц, непосредственно  управлявших важнейшими приказами.  Особенностью этого чина было то, что им могли жаловаться люди недворянского происхождения, например, из «гостей» или «подъячих», главным критерием была их служебная пригодность. Думных дьяков было три или четыре человек, обычно в Боярскую думу вводились главные дьяки Посольского, Разрядного, Поместного приказов, иногда Новгородского разряда или Казанского дворца.  Первым среди них был «посольский дьяк», управлявший делами Посольского приказа. По словам современников, «ис тех думных дьяков посольской дьяк, хотя породою бывает менши, но по Приказу и по делам выше всех». Дела посольские,  разрядные и поместные непосредственно вела сама дума; потому приказы, в которых сосредоточивались эти дела, были как бы отделениями думской канцелярии; потому же во главе их и стояли дьяки, а не бояре или окольничие. Главное место между этими приказами принадлежало Большому Московскому разряду: заведуя служебными назначениями служилых людей, он сообщал другим приказам касавшиеся их распоряжения государя и его совета, как и вносил в думу дела, восходившие к государю помимо приказов, так что думный разрядный дьяк имел значение государственного секретаря.6

Информация о работе Боярская дума