Эволюция Боярской Думы и прикзов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Личность Петра I (1672-1725) по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ.
Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжался и позже. В XVIII в. М. В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью. А позднее историк Карамзин обвинял Петра в измене "истинно русским" началам жизни, а его реформы назвал "блестящей ошибкой".

Содержание работы

Введение
1.Становление абсолютной монархии в России……………….
1.1Гражданское законодательство…………………………..
1.2Табель о рангах…………………………..
2.Эволюция Боярской Думы и прикзов…………………………………..
2.1Высшие органы власти и управления…………………………………..
2.2Сенат…………………………………….
2.3Коллегии…………………………………………….
3. Контрольные органы……………………………………………..
3.1Образование Синода. Духовный регламент……………………………….
Заключение…………………………………………
Список использованных источников информации…………………………

Файлы: 1 файл

30633.docx

— 56.35 Кб (Скачать файл)

 

Для контроля за деятельностью самого Сената в 1715 г. была учреждена должность генерал-ревизора, которого несколько позже сменил обер-секретарь Сената. Для усиления контроля со стороны императора при Сенате учреждались должности генерал-прокурора и обер-прокурора. Им были подчинены прокуроры при коллегиях. Кроме того, при Сенате образовывались должности рекетмейстера (принятие жалоб и апелляций) и герольдмейстера (учет служащих дворян).

 

Указом  «О должности Сената» этот орган  получил право издавать собственные  указы. Устанавливался регламент его  работы: обсуждение и принятие решений, регистрация и протоколирование. Круг вопросов, которые рассматривал Сенат, был достаточно широк: анализ материалов, представляемых государю, важнейшие дела, поступавшие с  мест (о войне, бунтах, эпидемиях), назначение и выборы высших государственных  чинов, принятие апелляций на судебные решения коллегий.

 

Генерал-прокурор одновременно руководил заседаниями  Сената и осуществлял контроль за его деятельностью. Генерал-прокурор и обер-прокурор могли быть назначены и отстранены только монархом.

 

Реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган  центрального управления, вставший над  всем государственным аппаратом (коллегиями и канцеляриями). В системе этих органов происходили су­щественные изменения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Коллегии 

 

 

 

Коллегии В конце 1717 г. начала складываться система коллегий: Сенатом были назначены президенты и вице-президенты, определены штаты и порядок работы.

 

 Уже  в декабре 1718 г. Был принят  реестр коллегий:

 

1) Иностранных  дел; 2) Казенных сборов; 3) Юстиции; 4) Ревизионная (бюджетная); 5) Военная; 6) Адмиралтейская; 7) Коммерц (торговля); 8) Штатс-контора (ведение государственных расходов); 9) Берг-Мануфактур (промышленная и горнодобывающая).

 

В 1721 г. учреждена  Вотчинная коллегия, заменившая Поместный  приказ, в 1722 г. из единой Берг-Мануфактур-коллегии выделилась Мануфактур-коллегия, на которую, кроме функций управления про­мышленностью, были возложены задачи экономической политики и финансирования. За Берг-коллегией остались функции горнодобычи и монетного дела.

 

Деятельность  коллегий определял Генеральный  регламент (1720), объединивший большое  число норм и правил, детально расписывающих  порядок работы учреждения.

 

Создание  системы коллегий завершило процесс  централизации и бюрократизации государственного аппарата. Четкое распределение  ведомственных функций, разграничение  сфер государственного управления и  компетенции, единые нормы деятельности, сосредоточение управления финансами в едином учреждении — все это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.

 

С учреждением  новой столицы (1713) центральный аппарат  переместился в Санкт-Петербург. Сенат  и коллегии создавались уже там.

 

В 1720 г. в  Санкт-Петербурге создан Главный магистрат (на правах коллегии), координировавший работу всех магистратов и являвшийся для них апелляционной судебной инстанцией. В 1721 г. принят Устав Главного магистрата, регламентировавший работу магистратов и городской полиции.

 

Отраслевой  принцип управления, свойственный коллегиям, не был выдержан до конца: судебные и финансовые функции, помимо специальных, возлагались на иные отраслевые коллегии (Берг, Мануфактур, Коммерц). Вне сферы контроля коллегий оставались целые отрасли (полиция, просвещение, медицина, почта). Коллегии не входили также в сферу дворцового управления: здесь продолжали действовать Приказ большого дворца и Канцелярия дворцовых дел. Такой подход к делу нарушал единство коллежской системы.

 

Преобразование  системы государственных органов  изменило характер государственной  службы и бюрократии.

 

 

 

 

 

 

 

 

                  3. Контрольные органы

 

 

Централизация государственного аппарата при абсолютизме  требовала создать специальные  контрольные органы. В начале XVIII в. сложились две контрольные системы — прокуратура (во главе с генерал-прокурором Сената) и фискалитет. Уже при формировании Сената в 1711 г. при нем был учрежден фискал. Аналогичные должности устанавливались в губерниях, городах и центральных учреждениях. Вершину пирамиды занял обер-фискал Сената. Более четкая правовая регламентация института была осуществлена в 1714 г. Фискалам вменялось в обязанность доносить о всяких государственных, должностных и иных тяжких преступлениях и нарушениях законности в учреждениях. В их обязанность входило выступление в суде в качестве обвинителей (задачи, позже принятые на себя прокурорскими органами).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 3.1Образование Синода. Духовный регламент

 

Крупнейшим  феодалом в России оставалась церковь, которая к концу ХVII в. все еще сохраняла некоторую политическую самостоятельность, несовместимую с развивающимся абсолютизмом. Образование Синода в 1721 году завершало процесс подчинения духовной власти светской и являлось важнейшей вехой в становлении абсолютизма. Петр прекрасно знал историю борьбы за власть своего отца с патриархом Никоном, ему также было известно отношение Духовенства к его преобразованиям. В это время патриархом в России был Адриан. Петр знал взгляды Адриана на роль церкви в государстве: «…царство власть имеет только на земле, между людьми… священство же власть имеет и на земле, и на небе». Отношения между Петром и патриархом были явно натянутыми. Петр отлично понимал стремление церкви починить себе светскую власть – это и обусловило те мероприятия , которые были проведены в этой сфере.

 

В 1700 году умер патриарх Андриан, но царь не спешил с избранием нового патриарха. Руководство  делами церкви было передано рязанскому митрополиту Стефану Яворскому, его объявили блюстителем патриаршего  престола. Хоть в лице Яворского  Петр и не видел в лице Яворского  Петр и не видел активного сторонника, но, по крайней мере, Яворский не очень  яростно выступал против политики Петра.

 

Стефан  Яворский по-прежнему должен был созывать на советы епископов – «освященный  соборы», но эти совещания носили чисто формальный характер. Патриарший разряд был упразднен, а его функции  переданы восстановленному в 1701 году Монастырскому  приказу. Этому приказу были подчинены  патриаршие Казенный и Дворцовый  приказы. Доходы, полученные от хозяйственной  деятельности монастырей и других церковных учреждений, шли в основном на государственные нужды. Так, с 1701 по 1711 годы казна получила с монастырских вотчин свыше 1 миллиона рублей. Одновременно государство ограничивало число монахов, запрещало им переход из одного монастыря в другой. На церковь было возложено устройство и содержание начальных школ и богаделен для увечных и больных, а также отставных солдат.[3]

 

Наконец, 25 января 1721 года Петр утвердил Духовный регламент, согласно которому была проведена  коренная церковная реформа, ликвидировавшая  автономию церкви и полностью  подчинившая ее государству. «… Уставляем  духовную коллегию, то есть духовное соборное правительство, которое по следующем зде регламенте имеет всякие духовные дела во всероссийской церкви управлять. И повелевает всем верным подданным нашим, всякого чина, духовным и мирским имети сие за важное и сильное правительство, и у него крайния дел духовным управы, решения и вершения просить, и судом его определенным довольствоваться, и указов его слушаться во всем, под великим за противление и ослушание наказанием, против прочих коллегий…».[4] Патриаршество в России было упразднено, а для управления церковью был образован Святейший правительствующий Синод. Он был поставлен в один ранг с Сенатом, выше всех остальных коллегий и административных органов. Структура Синода ничем не отличалась от структуры любой коллегии. В Синод входили двенадцать человек. Возглавлял Синод президент, два вице-президента, четыре советника и пять ассесоров. В 1722 году эти названия были изменены.

 

Президентом Синода Петр оставил престарелого местоблюстителя  патриаршего престола Стефана Яворского, уже неспособного выполнять свои патриаршеские обязанности; к тому же через год он умер. Фактическим  руководителем Синода был его  вице-президент псковский архиепископ  Феофан Прокопович – правая рука царя в церковных преобразованиях. Прокопович сочинил регламент Синода – Духовный регламент, а также участвовал в составлении важнейших указов, относившихся к церковным и монастырским делам.[5]

 

Духовный  регламент установил, что членов Правительствующего Синода назначает  царь, и тем самым приравнял  их к чиновникам прочих светских учреждений. Они, как и все чиновники, приносили  присягу на верность государю и обязывались  безоговорочно выполнять все  его повеления. Церковным иерархам предписывалось «в мирские дела и  обряды не входить ни для чего». Тем  самым пресекались притязания духовенства  на светскую власть. Ради «государственного  интереса» нарушалась тайна исповеди. Синодский указ 1722года в соответствии с устным повелением Петра обязывал всех священников, выяснивших намерение  исповедовавшегося совершить «измену  или бунт», немедленно доложить об этом властям.

 

Духовный  регламент примечателен еще и  тем, что он обосновывает преимущества Синода как коллегиальной формы  правления перед патриаршеством, то есть единоличным правлением: «…сие  правление соборное и всегдашнее, и аки всегдашний Синод, или синедрион, совершеннейшее есть и лучшее, нежели единоличное правительство, наипаче же в государстве монаршеском, яковое есть наше Российское». Другое преимущество Синода состоит в том, что «вящше ко уверению и повиновению преклоняет приговор соборный, нежели единоличный указ».

 

В 1722 году церковная реформа была завершена  установлением должности обер-прокурора  Синода. Таким образом, церковь лишилась самостоятельной политической роли и превратилась в составную часть  бюрократического аппарата. Нет ничего удивительного в том, что такие  нововведения вызвали недовольство духовенства, именно по этой причине  они были на стороне оппозиции и участвовали в реакционных заговорах. Не только внешний вид управления церковью изменился, но и внутри церкви произошли радикальные изменения. Петр не жаловал ни “белых“ ни ”черных“ монахов. Видя в лице монастырей статью неоправданных расходов, царь решил сократить расход финансов на эту сферу, заявив, что укажет монахам путь к святости не осетрами, медами и винами, а хлебом, водой и работой на благо России. По этой причине монастыри были обложены определенными налогами, помимо этого им надлежало заниматься: столярным делом, иконописью, прядением, шитьем и другим – всем тем, что не было противопоказано монашеству.

 

 Создание  такого вида управления и организации  церкви сам Петр объяснил следующим  образом: «От соборного правления  можно не опасаться Отечеству  мятежей и смущения, каковые происходят  от единого собственного правления  духовного...». Таким образом, Петр  устранил угрозу покушения духовной  власти на светскую, и поставил  церковь на службу государству.  Отныне церковь являлась частью  той опоры, на которой стояла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В результате Петровских реформ к концу первой четверти XVIII в. сложилась следующая система органов власти и управления.

 

Вся полнота  законодательной, исполнительной, и  судебной власти сосредоточилась в  руках Петра, который после завершения Северной войны получил титул  императора. В 1711г. был создан новый  высший орган исполнительной и судебной власти – Сенат, обладавший и значительными  законодательными функциями. Он принципиально  отличался от своего предшественника  – Боярской думы.

 

Члены совета назначались императором. В порядке  осуществления исполнительной власти Сенат издавал указы, имевшие  силу закона. В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался контроль за деятельностью всех правительственных учреждений. Генерал-прокурор должен был выполнять функции "ока государства". Этот контроль он осуществлял через прокуроров, назначаемых во все правительственные учреждения. В первой четверти XVIII в. к системе прокуроров добавилась система фискалов, возглавляемая обер-фискалом. В обязанности фискалов входило донесение обо всех злоупотреблениях учреждений и должностных лиц, нарушавших "казенный интерес".

 

Никак не соответствовали новым условиям и задачам приказная система, сложившаяся при Боярской думе. Возникшие  в разное время приказы сильно различались по своему характеру  и функциям. Распоряжения и указы  приказов зачастую противоречили друг другу, создавая невообразимую путаницу и надолго задерживая решение неотложных вопросов.

 

Взамен  устаревшей системе приказов в 1717-1718 гг. было создано 12 коллегий.

 

Создание  системы коллегий завершило процесс  централизации и бюрократизации государственного аппарата. Четкое распределение  ведомственных функций, разграничение  сфер государственного управления и  компетенции, единые нормы деятельности, сосредоточение управления финансами  в едином учреждении – все это  существенно отличало новый аппарат  от приказной системы.

 

К выработке  регламентов были привлечены иностранные  правоведы, был учтен опыт государственных  учреждений Швеции и Дании.

 

Последующее развитие принципа чиновной, бюрократической  выслуги нашло отражение в  петровской "Табели о рангах" (1722).

 

Принятие "Табели о рангах" свидетельствовало  о том, что бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило начало аристократическое. Профессиональные качества, личная преданность  и выслуга становятся определяющими  для продвижения по службе. Признаком  бюрократии как системы управления являются вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти (по вертикали) и руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламента, инструкции. Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность, отрицательными – его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость.

Информация о работе Эволюция Боярской Думы и прикзов