Геополитическое положение Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 15:59, реферат

Описание работы

Сегодня в мире существует более 200 государств, между которыми складываются определенные отношения. Международные отношения — это совокупность политических, экономических, социальных, правовых, дипломатических, военных, гуманитарных, идеологических, культурных и других связей между субъектами, действующими на мировой политической арене. Субъектами международных отношений принято считать народы, государства, межгосударственные объединения и союзы, всемирные и региональные политические правительственные и неправительственные организации. В современной мировой политике, как отмечалось выше, действует огромное количество различных участников. Основными субъектами мировой политики являются государства и группы (союзы) государств.

Содержание работы

Введение. Понятие внешней политики государства, международных отношений и геополитики;
Основная часть. Геополитическое положение и внешняя политика Республики Казахстан.
Геополитическое положение Казахстана;
Казахстан на мировой политической арене: принципы и основные направления внешней политики РК.
Заключение.

Файлы: 1 файл

СРС Геополитическое положение Казахстана.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

Значительное  место во внешней политике Казахстана принадлежит сотрудничеству с Центральной и Восточной Европой. Страны данного региона, находясь в условиях переходного периода, раньше вступили на путь преобразований, накопили значительный опыт в решении экономических, социальных, национальных проблем. В сфере международных отношений для Казахстана, так же как и для стран ЦВЕ, основной задачей является постепенная интеграция в мировое сообщество. Развитие двусторонних и многосторонних связей Казахстана с этими государствами является существенным фактором укрепления позиций нашей страны на международной арене.

В качестве лидера центрально-азиатского региона Казахстан  не видит альтернативы политике полномасштабного сотрудничества с соседними государствами, что полностью отвечает нашим  национальным интересам. Наша ключевая миссия заключается в поддержании процессов региональной экономической интеграции, устранении барьеров для торговли и инвестиций. С учетом перспектив объединенного рынка 50 млн. потребителей, эти меры станут основой экономического развития стран региона, повысят их способность преодолевать актуальные вызовы глобализации. Казахстан предложил центрально-азиатским партнером на рассмотрение концепцию создания Союза центрально-азиатских государств, выдвинутую Н.Назарбаевым. Заложенные в ней принципы взаимодействия могут оказать решающее значение в стимулировании устойчивого развития всего региона без ущерба национальным интересам сторон. Кроме того, мы ведем предметный диалог на предмет инвестирования Казахстаном крупных инфраструктурных объектов на территориях наших соседей.

Казахстан стал заметным фактором в глобальной политике. Наша республика представляет интерес  не только в качестве страны, обладающей богатыми углеводородными ресурсами  и бурно прогрессирующей экономикой. Казахстан уважаем в мировом  сообществе и ввиду ответственной политики, сохранившей мир и стабильность в сложный переходный период. Поэтому наша страна с перспективой смотрит на развитие отношений с мусульманским миром, который демонстрирует устойчивую тенденцию к консолидации. Расположенный на стыке нескольких цивилизаций Казахстан может и должен прилагать усилия для налаживания многостороннего диалога по ключевым проблемам современного мироустройства, а также для защиты гуманистических принципов религий от влияния фанатизма и нетерпимости.

Во внешнеполитической повестке дня все более заметную роль играет участие в работе многосторонних структур на глобальном и региональном уровнях. При этом Казахстан участвует только в тех организациях, деятельность которых отвечает его национальным интересам. Хотелось бы привести, в частности, слова Главы государства, высказанные им в ходе лекции для студентов высших учебных заведений Казахстана, которые демонстрируют важность многостороннего сотрудничества: «Три кита Евразийской Идеи, практически реализованные по инициативе Казахстана - это ЕврАзЭс, СВМДА и ШОС. И это - три разных практических выражения одного невыразимого Центра, Единой Евразийской Идеи». Концептуальной основой работы в данном направлении является приверженность принципу многополярного мира. Казахстан  рассматривает  ООН в качестве ключевого элемента будущего мироустройства, активно поддерживает процесс реорганизации Организации, которая должна быть функционально и политически адекватной своему предназначению. Хотелось бы подчеркнуть, что Казахстан выступает за всеобъемлющую модернизацию ООН в противовес простому количественному увеличению состава Совета Безопасности. Одно из важных предложений нашей страны нашло поддержку и сегодня при Генеральном секретаре начал свою работу консультативный форум региональных организаций.

Сегодня внимание мирового сообщества обращено на Шанхайскую организацию сотрудничества. ШОС, в  деятельности которой Казахстан  принимает самое активное участие, трансформируется в полновесный  фактор международной политики, который  оказывает положительное влияние на геополитическую обстановку. На обширном пространстве ШОС укрепляется взаимное доверие в военно-политической сфере, на прочном фундаменте которого успешно реализуется многопрофильное региональное сотрудничество. На прошедшем саммите ШОС в Шанхае были приняты важные решения, которые подтвердили решимость стран-членов Шанхайского механизма укреплять безопасность и стабильность и поощрять экономическую интеграцию в регионе. Казахстан, как страна, чей представитель готовится стать во главе исполнительной структуры ШОС, придерживается взвешенной позиции и тщательно следит, чтобы не дать повода для спекуляций о том, что деятельность ШОС приобретает выраженную антизападную направленность.

Проведение  в Казахстане саммита СВМДА и  второго Съезда лидеров мировых и традиционных религий стала весомым вкладом нашего государства в усилия мирового сообщества по обеспечению глобальной стабильности, мира и безопасности. Несомненно и то, что эти шаги Астаны высоко ценятся мировым сообществом и служат укреплению наших позиций в мире. В частности, СВМДА является одним из фундаментальных оснований для выработки пан-азиатской системы безопасности.

Одним из главных  приоритетов казахстанской внешней  политики остается участие Казахстана в интеграционных процессах. Это одна из определяющих тенденций мирового развития, отказ от которой неминуемо отбросит нас на периферию мировой экономики.  В данном контексте республика придает особое значение ЕврАзЭС, как наиболее продвинутому интеграционному объединению, который вышел на уровень принятия общего таможенного тарифа, завершения процесса создания Таможенного союза. Присоединение к ЕврАзЭС Узбекистана открывает новые возможности. Учрежденный  совместно с Россией Евразийский банк развития с уставным капиталом 1,5 млрд. долларов является мощным интеграционным инструментом, который должен быть задействован и позволит перейти от общих и организационных вопросов к решению конкретных задач. Большие перспективы имеет Единое экономическое пространство. Этот процесс будет продолжен между Казахстаном, Россией и Беларусью.

 

 

III. Заключение.

География международных  связей нашей республики охватывает практически все континенты. Среди  наших партнеров есть ведущие  страны Азии, Европы, Америки и далекая  Австралия. Благодаря сбалансированной и многосторонней политике успешно развиваются отношения Казахстана с США, Китаем, Японией, Францией, Канадой, Турцией, Ираном, Индией, Пакистаном, Египтом, Саудовской Аравией, Венгрией и другими восточно-европейскими государствами, с Прибалтикой, Скандинавией, Украиной и Закавказьем. Наметились подвижки в латиноамериканском направлении и с государствами Юго-восточной Азии. Активизируются связи с арабским и в целом с мусульманским миром.

Нам удалось  избежать “провинциализма” в политике, выйти на уровень внешнеполитических инициатив, отвечающих основным тенденциям мирового развития.

В целом, резюмируя  итоги внешнеполитической деятельности, можно сделать вывод о том, что в основном сформировались ее инфраструктуры и договорно-правовая база. Сложился международный имидж республики как серьезного и надежного партнера. Заложены необходимые предпосылки интегрирования Казахстана в мирохозяйственные связи.

 

Список использованной литературы и источников.

              1. Буренко В. И., Журавлев В. В. Политология – Москва: Издательство Московского Гуманитарного университета, 2004.
              2. Лаумулин М. Т. Статья «Геополитическое положение Центральной Азии и Казахстана на современном этапе (2005–2006 гг.)», сборник материалов IV Ежегодной Алматинской конференции «Концепции и подходы к региональной безопасности: опыт, проблемы и перспективы взаимодействия в Центральной Азии» (7 июня 2006 г.).
              3. «Новые акценты внешней политики Казахстана». Международный деловой журнал «KAZAKHSTAN», №4, 2005.
              4. Выступление Президента РК Н. А. Назарбаева в Московском государственном институте международных отношений (Университете) МИД России от 21 декабря 2007 г. Опубликовано на сайте www.akorda.kz.
              5. Султанов Б. К. «Азиатский вектор внешней политики Республики Казахстан», 30 мая 2007 г., опубликовано на сайте www.analitika.org.
              6. Официальный сайт Правительства Республики Казахстан www.government.kz.
              7. Официальный сайт Министерства Иностранных Дел Республики Казахстан www.mfa.kz.
              8. Официальный сайт Казахстанкого Института Стратегических исследований при Президенте РК www.kisi.kz.
              9. Материалы сайта www.testent.ru.

Информация о работе Геополитическое положение Казахстана